Тип занятия: лекция 2 часа
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
ОК 2 ОК5 ОК6
Цель:
- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события; развивать внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.
- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.
Метод реализации: лекция-диалог
Информационно-методическое обеспечение:
Бурмакина Н.И. Осуществление кадастровых отношений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.И. Бурмакина.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с
Федеральный закон от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
План
Объект ГЗК.
Принципы ГЗК
1.Объект ГЗК
Объектом государственного земельного кадастра является единый земельный фонд Российской Федерации, а предметом — создание и функционирование государственной многоцелевой системы необходимой и достоверной информации о характеристиках и состоянии земельного фонда.
Государственный земельный кадастр ведется для информационного обеспечения следующих процессов:
- регулирования земельных отношений и процессов землепользования;
- формирования государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- планирования инвестиционной и налоговой политики;
- осуществления различных видов планирования и проектирования в области использования и охраны земель (землеустройство, планировка и т. д.);
- ведения государственного контроля за использованием и охраной земель;
- оценки хозяйственной и иной деятельности субъектов земельных прав;
- создания оперативного и устойчивого земельного оборота;
- защиты прав физических и юридических лиц на земельные участки и разрешения земельных споров;
- признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;
- ведения учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
- расчета экономической оценки земель и установления обоснованной платы на землю;
- проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель и др.
Основные задачи ведения государственного земельного кадастра: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о землях и размещенной на них недвижимости.
Данные государственного земельного кадастра позволяют решить такие проблемы, как:
- передача земельных участков и иной недвижимости в собственность;
- развитие ипотеки;
- оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;
- совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;
- контроль за объективностью и достоверностью статистических данных;
- территориально-пространственное планирование;
- формирование рынка ценных бумаг;
- информирование населения;
- определение месторасположения объекта недвижимости и др.
Принципы ГЗК
Исходя из целей и задач государственного земельного кадастра можно выделить следующие принципы его ведения:
1. Многоцелевой и многоуровневый характер. Государственный земельный кадастр является многоцелевой, многоуровневой системой информации о земельных ресурсах страны и ее административно-территориальных образований и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по субъектам земельных отношений, характеристиках объектов земельного кадастра, начиная с кадастрового земельного участка и завершая земельным фондом страны. Кадастр ведут на трех уровнях: муниципальные образования, субъекты РФ и Федерация.
На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, о территориальных зонах и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования.
На уровне субъекта РФ в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в его муниципальные образования, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного управления и контроля, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта РФ.
На федеральном уровне в государственном земельном кадастре содержатся сведения о государственной границе Российской Федерации, границах субъектов Российской Федерации, сведения о землях в границах субъектов РФ в количестве, необходимом для реализации функций государственного управления и контроля, о территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности государства.
2. Единство системы земельного кадастра подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения земельного кадастра, формирования системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории РФ или ее субъектов. Этот принцип не исключает необходимости учета региональных особенностей при формировании системы земельного кадастра.
3. Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с информацией других видов государственных ведомственных кадастров (градостроительного, лесного, водного и других кадастров природных ресурсов, Единого государственного реестра прав и др.). Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации.
Это позволит в последующем свести все виды кадастровой информации в единую систему информационных реестров.
4. Непрерывность ведения земельного кадастра. В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому для обеспечения непрерывности ведения земельного кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.
5. Достоверность и точность земельно-кадастровой информации. Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность и детальность земельно-кадастровой информации отражают степень соответствия ее величин истинному значению характеристик земельного фонда. Точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней должна соответствовать конкретным целям и задачам. Кроме того, в земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом, пока эти изменения не зарегистрированы в установленном порядке в государственном земельном кадастре, существующими их не признают.
Если раньше достоверность обеспечивалась способами получения, учета и хранения сведений о природном, экономическом и правовом положении земель с той степенью точности и достоверности, которая необходима для решения задач, связанных с рациональным использованием земель, то теперь достоверность гарантируется также методикой ведения ГЗК, т. е. порядком проверки, учета и хранения необходимых сведений об объекте учета.
6. Полнота сведений земельного кадастра. Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации. Более полную и подробную информацию необходимо собирать для конкретных землевладений и землепользовании, а также для земель местных администраций (сельских, городских, районных), а генерализированная (обобщенная) с различной степенью детализации информация должна собираться для более высоких административно-территориальных уровней — субъектов Российской Федерации (областей, краев и республик в составе РФ) и государства в целом. Таким образом, земельный кадастр на всех уровнях ведения должен содержать все необходимые сведения с целесообразной степенью их детализации. Необходимость сведений кадастра определяется конкретными потребностями общества и отдельных его членов, а степень детализации показателей зависит от уровня ведения кадастра и условий применения земельно-кадастровой информации.
7. Всесторонность и всеохватность земельно-кадастровой информации. Для создания достоверной системы земельного кадастра информация должна отражать все направления в использовании земельного фонда (правовое, экономическое, организационно-хозяйственное и др.). Для получения точных и полных сведений о земельном фонде необходимо учитывать все земли, независимо от их ведомственной или хозяйственной принадлежности, а также форм прав на нее. Любые пропуски или перекрытия искажают кадастровые данные.
8. Юридическая равнозначимость кадастровой информации на электронных и бумажных носителях. При наличии расхождений приоритет имеют данные на бумажных носителях, если иное не оговорено федеральным законодательством.
9. Бессрочность действия земельно-кадастровых документов. Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и карты являются документами вечного пользования. Их уничтожение или изъятия из них каких-либо документов не допускается по закону. Документы, утратившие актуальность, хранят уполномоченные государственные органы (архивы).
10. Формирование системы ГЗК снизу вверх. Ввиду того, что организационной основой системы ГЗК являются земельные органы муниципальных образований (административные районы/города), то государственный земельный кадастр должен формироваться с учетом приоритетного значения этого низшего организационного уровня. Это означает, что введение стандартов, унификация процедур и материально-техническое обеспечение должны быть в первую очередь направлены на улучшение организации работы низовых уровней кадастровой службы. Первоочередными мероприятиями для этого должны стать разработки и введение в практику форм государственного учета, а также правил ведения документации государственного земельного кадастра.
11. Одновременность создания ГЗК на всех административно-территориальных уровнях (государство, регион, муниципальное образование). Этот принцип вытекает из мирового опыта формирования кадастров, который гласит, что кадастр не имеет абсолютно никакой ценности до тех пор, пока он не будет введен в определенном географическом регионе.
12. Обязательность применения земельно-кадастровых данных. Сведения, регистрируемые в государственном земельном кадастре, юридически предполагаются законными для всех пользователей, включая судебные, налоговые и финансовые органы. Эти сведения должны быть обязательными для применения при решении проблем в области земельных отношений и использования земельного фонда. Земельно-кадастровая информация после ее утверждения может быть оспорена только в судебном порядке. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, в том числе при разработке генеральных и региональных схем развития и размещения производительных сил, охраны окружающей природной среды, разработке генеральных планов, проектов планировки и застройки поселений, при предоставлении (в том числе и продаже) земель, их изъятии (выкупе), проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, определении платежей за землю (размеров налога, арендной платы, нормативной, рыночной и залоговой цены), разрешении земельных споров, осуществлении государственного контроля и мониторинга за использованием и охраной земель.
13. Доступность и открытость земельно-кадастровых данных. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра предоставляют с учетом участия соответствующих организаций и ведомств в создании баз и банков данных земельного кадастра. Одновременно ряд сведений, представляющих государственную тайну или угрозу для собственников информации, могут быть закрыты.
Орган, осуществляющий ведение ГЗК, обязан предоставлять сведения ГЗК органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам в соответствии с правилами и в форме, установленной федеральным законодательством. Этот принцип ведения ГЗК служит задаче информационного обеспечения гражданского оборота земли, информационного взаимодействия всех государственных систем по управлению недвижимостью, а также защите прав собственников земли.
Кроме того, соблюдение этого принципа должно обеспечивать защиту сведений земельного кадастра от несанкционированного доступа, уничтожения или искажения.
14. Эффективность земельного кадастра. При организации и ведении земельного кадастра необходимо применять методы, технологии, способы и приемы, обеспечивающие получение, систематизацию и поддержание земельно-кадастровых данных с учетом экономической, экологической, социальной и других видов эффективности системы ГЗК. При расчете эффективности земельного кадастра целесообразно учитывать как краткосрочный, так и долгосрочный эффект от использования земельно-кадастровых данных.
15. Централизованность руководства системой государственного земельного кадастра. Необходимость проведения кадастровых работ по единой методике в масштабе РФ, обеспечения сопоставимости данных о состоянии и использовании земельного фонда страны, обеспечения государственного контроля возможны при руководстве из единого центра, ныне Федеральной службы земельного кадастра РФ. Одновременно этот принцип предусматривает создание вертикальной иерархической структуры земельно-кадастровых органов.
План занятия
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.