Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рейтинговая оценка предприятия представляет собой присвоение определенного класса, ряда, номера, категории в процессе анализа количественных или качественных характеристик отдельных объектов, процессов, явлений в их упорядоченном ряду. Рейтинговая оценка формируется путем трансформирования комплексной оценки по мере увеличения количества оцениваемых параметров и объектов анализа.

Главная цель рейтинговой оценки — определение положения предприятия среди конкурентов, т. е. присвоение ему определенной значимости (ранга).

Обзор и анализ имеющихся подходов к проведению рейтинга позволяет выявить следующие проблемные ситуации: отсутствие единой методологии рейтинговой оценки; сложность формирования информационной базы в условиях непрозрачности финансового рынка и неопределенности внешней среды; невозможность применения зарубежного подхода к рейтинговой оценке, который отличается формами и содержанием предоставляемой информации и не учитывает специфики развития отечественных рыночных отношений.

Наиболее распространена в экономической литературе методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, основанная на теории и методике финансового анализа предприятия. Она строится по определенному алгоритму (рис. 6. 1.).

Выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться в соответствии с целями оценки и потребностями субъектов управления в аналитической оценке.

Примерный набор исходных показателей для общей сравнительной оценки может содержать такие показатели, как: обеспеченность собственными средствами; текущая ликвидность баланса; оборачиваемость активов предприятия; эффективность управления предприятием, которая характеризуется соотношением величины прибыли от реализации и величины чистой выручки от реализации; прибыльность (рентабельность) собственных средств предприятия.

 

Рис.6.1. Алгоритм построения рейтинговой оценки предприятия

 

Для получения обобщающей комплексной рейтинговой оценки необходимо свести различные показатели, характеризующие финансовые результаты и эффективность деятельности предприятий или их структурных подразделений в единый (интегральный) показатель (Кj). Он может быть рассчитан методом сумм, методом геометрической средней, методом коэффициентов, методом суммы мест, а также методом расстояний.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам.

 

 

Тесты для текущего контроля знаний студентов

1. Необходимость комплексной оценки возникает, когда:

а) требуется сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе единой системы показателей;

б) требуется сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта во времени;

в) оба утверждения (1 и 2) верны.

 

2. Для комплексного анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия не используются:

а) данные статистической отчетности предприятия;

б) информация бухгалтерской отчетности предприятия;

в) учредительные документы предприятия;

г) данные оперативно-технического учета.

 

3. Необходимость комплексной оценки возникает, когда:

а) требуется сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе единой системы показателей;

б) требуется сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта во времени;

в) оба утверждения (1 и 2) верны;

г) нет правильного ответа.

 

4. Главной задачей экспресс-анализа является:

а) фундаментальная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде;

б) быстрая, оперативная оценка финансового состояния предприятия на основе расчета ряда ключевых показателей;

в) формирование системы показателей для прогнозирования финансового состояния предприятия в будущем;

г) оценка динамики отдельных финансовых показателей за ряд периодов.

 

5. Расположите этапы экспресс-анализа в порядке их выполнения:

а) аналитический этап;

б) формирование выводов и рекомендаций;

в) подготовительный этап;

г) обзорный этап.

 

6. Агрегированный баланс — это:

а) баланс предприятия, модифицированный для удобства анализа, статьи которого сгруппированы по определенному принципу;

б) баланс предприятия, предназначенный для предоставления в органы статистики и налоговой инспекции;

в) баланс предприятия, содержащий данные за ряд лет;

г) баланс, предназначенный для анализа инвестиционной привлекательности предприятия.

7. Рейтинговая оценка предприятия осуществляется исходя из:

а) данных управленческого учета;

б) данных финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

в) статистической информации;

г) все ответы верны.

 

8. К коэффициентам, используемым для рейтинговой оценки, предъявляются следующие требования:

а) уместность, релевантность, значимость;

б) информативность, сонаправленность, нормативность, пространственная и временная ориентация;

в) законодательная закрепленность, значимость, достоверность;

г) релевантность, информативность, законодательная закрепленность

предельных значений.

 

9. Рейтинговая оценка предприятия осуществляется по следующим блокам показателей:

а) ликвидность;

б) деловая активность;

в) эффективность управления предприятием;

г) рентабельность;

д) все ответы верны;

е) правильные ответы — а), б), в).

 

10. При осуществлении экспресс-анализа рассчитываются коэффициенты:

а) ликвидности;

б) износа основных средств;

в) рентабельности;

г) оборачиваемости активов;

д) просрочки дебиторской задолженности;

е) все ответы верны.

 

11. Для комплексной рейтинговой оценки деятельности предприятий и их структурных подразделений не используется:

а) метод коэффициентов;

б) метод расстояний;

в) метод цепных подстановок;

г) метод геометрической средней.

 

12. Разнонаправленные показатели включены в следующую группу:

а) объем продаж, прибыль, фондоотдача, материалоотдача, производительность труда;

б) объем продукции, затраты на 1 руб. продукции, выработка продукции на 1 работающего, материалоемкость, фондоемкость, рентабельность капитала;

в) затраты на 1 руб. продукции, трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость продукции;

г) во всех группах.

 

13. При наличии разнонаправленных показателей можно применить следующие методы комплексной оценки:

а) метод средней геометрической;

б) метод расстояний;

в) оба утверждения (1 и 2) верны;

г) нет правильного ответа.

 

14. Pейтинговая оценка предприятия предполагает:

а) ранжирование преимуществ и недостатков в зависимости от их значимости для предприятия;

б) ранжирование должников предприятия в зависимости от величины задолженности и срока ее просрочки;

в) определение положения хозяйствующего субъекта среди конкурентов;

г) определение ранга предприятия среди предприятий других отраслей.

 

15. Ранжирование предприятий (структурных подразделений предприятия) по рейтингу проводится с помощью методов:

а) детерминированного факторного анализа;

б) комплексных оценок;

в) корреляционно-регрессионного анализа;

г) методов элиминирования.

 

16. При использовании метода коэффициентов наивысший рейтинг будет у того хозяйствующего субъекта, у которого значение показателя комплексной оценки Кj:

а) наибольшее;

б) наименьшее;

в) наибольшее или наименьшее в зависимости от системы показателей;

г) среднее.

 

17. По данным предприятия темп роста выручки от продаж составил 105%, производительности труда работников — 102% фондоотдачи — 99%, оборачиваемости оборотных активов — 104%. Используя метод геометрической средней, рассчитать показатель комплексной оценки хозяйственной деятельности организации (Кj):

а) 102,60 %;

б) 110,27%;

в) 102,47%;

г) 101,3 %.

 

18. На основе проведенной комплексной рейтинговой оценки деятельности трех конкурирующих предприятий с помощью метода сумм были получены следующие значения интегрального показателя Кj: у предприятия А — 103,8%, у предприятий В и С — 104,9 и 102,5% соответственно. Для оценки были отобраны показатели, рост которых свидетельствует об улучшении деятельности. Самый высокий рейтинг у:

а) предприятия А;

б) предприятия В;

в) предприятия С.

 

19. На основе проведенной комплексной рейтинговой оценки деятельности трех конкурирующих предприятий с помощью метода расстояний были получены следующие значения интегрального показателя Кj: у предприятия А — 0,305, у предприятий В и С — 0,101 и 0,188 соответственно. Самый высокий рейтинг у:

а) предприятия А;

б) предприятия В;

в) предприятия С.

 

20. На основе проведенной комплексной рейтинговой оценки деятельности трех конкурирующих предприятий с помощью метода коэффициентов были получены следующие значения интегрального показателя Кj: у предприятия А — 103,8%, у предприятий В и С — 104,9 и 102,5% соответственно. Для оценки были отобраны показатели, снижение которых свидетельствует об улучшении деятельности. Самый высокий рейтинг у:

а) предприятия А;

б) предприятия В;

в) предприятия С.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 566.