Рейтинговая оценка предприятия представляет собой присвоение определенного класса, ряда, номера, категории в процессе анализа количественных или качественных характеристик отдельных объектов, процессов, явлений в их упорядоченном ряду. Рейтинговая оценка формируется путем трансформирования комплексной оценки по мере увеличения количества оцениваемых параметров и объектов анализа.
Главная цель рейтинговой оценки — определение положения предприятия среди конкурентов, т. е. присвоение ему определенной значимости (ранга).
Обзор и анализ имеющихся подходов к проведению рейтинга позволяет выявить следующие проблемные ситуации: отсутствие единой методологии рейтинговой оценки; сложность формирования информационной базы в условиях непрозрачности финансового рынка и неопределенности внешней среды; невозможность применения зарубежного подхода к рейтинговой оценке, который отличается формами и содержанием предоставляемой информации и не учитывает специфики развития отечественных рыночных отношений.
Наиболее распространена в экономической литературе методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, основанная на теории и методике финансового анализа предприятия. Она строится по определенному алгоритму (рис. 6. 1.).
Выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться в соответствии с целями оценки и потребностями субъектов управления в аналитической оценке.
Примерный набор исходных показателей для общей сравнительной оценки может содержать такие показатели, как: обеспеченность собственными средствами; текущая ликвидность баланса; оборачиваемость активов предприятия; эффективность управления предприятием, которая характеризуется соотношением величины прибыли от реализации и величины чистой выручки от реализации; прибыльность (рентабельность) собственных средств предприятия.
Рис.6.1. Алгоритм построения рейтинговой оценки предприятия
Для получения обобщающей комплексной рейтинговой оценки необходимо свести различные показатели, характеризующие финансовые результаты и эффективность деятельности предприятий или их структурных подразделений в единый (интегральный) показатель (Кj). Он может быть рассчитан методом сумм, методом геометрической средней, методом коэффициентов, методом суммы мест, а также методом расстояний.
В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам.
Тесты для текущего контроля знаний студентов
1. Необходимость комплексной оценки возникает, когда:
а) требуется сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе единой системы показателей;
б) требуется сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта во времени;
в) оба утверждения (1 и 2) верны.
2. Для комплексного анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия не используются:
а) данные статистической отчетности предприятия;
б) информация бухгалтерской отчетности предприятия;
в) учредительные документы предприятия;
г) данные оперативно-технического учета.
3. Необходимость комплексной оценки возникает, когда:
а) требуется сопоставить работу нескольких хозяйствующих субъектов на основе единой системы показателей;
б) требуется сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта во времени;
в) оба утверждения (1 и 2) верны;
г) нет правильного ответа.
4. Главной задачей экспресс-анализа является:
а) фундаментальная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде;
б) быстрая, оперативная оценка финансового состояния предприятия на основе расчета ряда ключевых показателей;
в) формирование системы показателей для прогнозирования финансового состояния предприятия в будущем;
г) оценка динамики отдельных финансовых показателей за ряд периодов.
5. Расположите этапы экспресс-анализа в порядке их выполнения:
а) аналитический этап;
б) формирование выводов и рекомендаций;
в) подготовительный этап;
г) обзорный этап.
6. Агрегированный баланс — это:
а) баланс предприятия, модифицированный для удобства анализа, статьи которого сгруппированы по определенному принципу;
б) баланс предприятия, предназначенный для предоставления в органы статистики и налоговой инспекции;
в) баланс предприятия, содержащий данные за ряд лет;
г) баланс, предназначенный для анализа инвестиционной привлекательности предприятия.
7. Рейтинговая оценка предприятия осуществляется исходя из:
а) данных управленческого учета;
б) данных финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
в) статистической информации;
г) все ответы верны.
8. К коэффициентам, используемым для рейтинговой оценки, предъявляются следующие требования:
а) уместность, релевантность, значимость;
б) информативность, сонаправленность, нормативность, пространственная и временная ориентация;
в) законодательная закрепленность, значимость, достоверность;
г) релевантность, информативность, законодательная закрепленность
предельных значений.
9. Рейтинговая оценка предприятия осуществляется по следующим блокам показателей:
а) ликвидность;
б) деловая активность;
в) эффективность управления предприятием;
г) рентабельность;
д) все ответы верны;
е) правильные ответы — а), б), в).
10. При осуществлении экспресс-анализа рассчитываются коэффициенты:
а) ликвидности;
б) износа основных средств;
в) рентабельности;
г) оборачиваемости активов;
д) просрочки дебиторской задолженности;
е) все ответы верны.
11. Для комплексной рейтинговой оценки деятельности предприятий и их структурных подразделений не используется:
а) метод коэффициентов;
б) метод расстояний;
в) метод цепных подстановок;
г) метод геометрической средней.
12. Разнонаправленные показатели включены в следующую группу:
а) объем продаж, прибыль, фондоотдача, материалоотдача, производительность труда;
б) объем продукции, затраты на 1 руб. продукции, выработка продукции на 1 работающего, материалоемкость, фондоемкость, рентабельность капитала;
в) затраты на 1 руб. продукции, трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость продукции;
г) во всех группах.
13. При наличии разнонаправленных показателей можно применить следующие методы комплексной оценки:
а) метод средней геометрической;
б) метод расстояний;
в) оба утверждения (1 и 2) верны;
г) нет правильного ответа.
14. Pейтинговая оценка предприятия предполагает:
а) ранжирование преимуществ и недостатков в зависимости от их значимости для предприятия;
б) ранжирование должников предприятия в зависимости от величины задолженности и срока ее просрочки;
в) определение положения хозяйствующего субъекта среди конкурентов;
г) определение ранга предприятия среди предприятий других отраслей.
15. Ранжирование предприятий (структурных подразделений предприятия) по рейтингу проводится с помощью методов:
а) детерминированного факторного анализа;
б) комплексных оценок;
в) корреляционно-регрессионного анализа;
г) методов элиминирования.
16. При использовании метода коэффициентов наивысший рейтинг будет у того хозяйствующего субъекта, у которого значение показателя комплексной оценки Кj:
а) наибольшее;
б) наименьшее;
в) наибольшее или наименьшее в зависимости от системы показателей;
г) среднее.
17. По данным предприятия темп роста выручки от продаж составил 105%, производительности труда работников — 102% фондоотдачи — 99%, оборачиваемости оборотных активов — 104%. Используя метод геометрической средней, рассчитать показатель комплексной оценки хозяйственной деятельности организации (Кj):
а) 102,60 %;
б) 110,27%;
в) 102,47%;
г) 101,3 %.
18. На основе проведенной комплексной рейтинговой оценки деятельности трех конкурирующих предприятий с помощью метода сумм были получены следующие значения интегрального показателя Кj: у предприятия А — 103,8%, у предприятий В и С — 104,9 и 102,5% соответственно. Для оценки были отобраны показатели, рост которых свидетельствует об улучшении деятельности. Самый высокий рейтинг у:
а) предприятия А;
б) предприятия В;
в) предприятия С.
19. На основе проведенной комплексной рейтинговой оценки деятельности трех конкурирующих предприятий с помощью метода расстояний были получены следующие значения интегрального показателя Кj: у предприятия А — 0,305, у предприятий В и С — 0,101 и 0,188 соответственно. Самый высокий рейтинг у:
а) предприятия А;
б) предприятия В;
в) предприятия С.
20. На основе проведенной комплексной рейтинговой оценки деятельности трех конкурирующих предприятий с помощью метода коэффициентов были получены следующие значения интегрального показателя Кj: у предприятия А — 103,8%, у предприятий В и С — 104,9 и 102,5% соответственно. Для оценки были отобраны показатели, снижение которых свидетельствует об улучшении деятельности. Самый высокий рейтинг у:
а) предприятия А;
б) предприятия В;
в) предприятия С.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 608.