Продукты интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности организуют свой рынок, который называется рынком интеллектуальной собственности. На нем продукты интеллектуальной деятельности выступают в качестве определенных товаров, которые можно продать, приобрести, получать от них прибыль и т.д.
В зависимости от степени развития законодательства, регулирующего рыночные отношения внутри каждого государства, рынки интеллектуальной собственности можно подразделить на два вида:
1) нецивилизованный, с неразвитым законодательством, где допускается торговля любыми подделками, включая товары, их маркировку товарными знаками и фирменными наименованиями, заимствование технологий и дизайнерских решений. Нецивилизованный рынок характеризует наличие развитого пиратства. Так, например, осенью 2012 года компания Microsoft подвела итоги очередной волны программы "Таинственный покупатель". Мониторинг проходил во всех регионах России, охватив около 3000 регулируемых торговых точек компьютерной розницы в 94 городах. В среднем по стране доля пиратских предложений продукта за 2012 год снизилась с 23,7% до 17,6%. В Приволжском ФО наиболее высокий уровень пиратских предложений ОС Windows был отмечен в Оренбурге (34%), Йошкар-Оле (33%), Чебоксарах (27%) и Кирове (27%). Наиболее низкий показатель зафиксирован в Саратове (3%), Казани (5%) и Ижевске (5%). [9]
2) цивилизованный, с развитым рыночным законодательством и законодательством по интеллектуальной собственности, который основывается на строгом соблюдении государственных и международных нормативных и законодательных актов по интеллектуальной собственности.
У рынка интеллектуальных продуктов есть свои особенности:
1. Универсальный характер рынка, который определяется степенью новизны продукции, поступающей на этот рынок и уникальностью разработок и достижений в области интеллектуального труда.
2. Его органическая связь со всеми отраслями производства.
3. Товарной массой на рынке интеллектуальных продуктов служит большое, постоянно растущее число интеллектуальных достижений.
4. Глобальность заключается в отсутствии границ и барьеров для распространения продуктов. Многие продукты продаются через Интернет, где нет национальных границ.
5. Низкий порог входа. Любой программист или творческий человек могут создать продукт - книгу или программу и начать продавать её через сеть Интернет, издержки при этом будут только временные. Мало в каком ином бизнесе такое возможно.
6. Сложность оценки стоимости активов. Оценить интеллектуальные товары и компании, работающие на этом рынке, является крайне сложной задачей.
Рост спроса и предложения на изобретения, технические знания и опыт определяет насыщенность рынка интеллектуальных продуктов этими специфическими товарами. [14, с.141]
Изобретения и усовершенствования оказывают стимулирующее воздействие на научно-технический процесс. Производители революционизирует методы и технические процессы труда для получения большей прибыли и для получения новых методов и средств. Объекты лицензий и патентов могут вовлекаться в сферу обмена наравне с обычными товарами.
У научно-технических достижений есть два аспекта их функционирования на рынке. В сфере обмена проявляются конкретные индивидуальные свойства, по которым изобретения различаются и разделены на рынке. Это внешняя форма, состав, назначение, техническо-экономические характеристики товаров и т.д. И у интеллектуальных товаров есть общие, наиболее общие существенные свойства изобретений, которые характеризуются новизной. Они-то и составляют экономическую основу для объединения интеллектуальных товаров в отдельный сектор на рынке.
Торговые операции с интеллектуальными продуктами и товарами имеют ряд специфических черт, отличающих их от торговых операций с обычными товарами. При заключении сделок переход интеллектуального товара от продавца к покупателю производится не в натуральной, а в опосредованной сфере, и действует правовая охрана изобретения от использования его конкурентами.
Все лицензионные торговые сделки оформляются как соглашения о передаче прав или разрешения на использование изобретения. При торговле обычными товарами не оформляются соглашения, и происходит окончательная, безвозвратная передача товара от продавца к покупателю. Особенности лицензионной торговли состоят в том, что в результате торговой сделки в товарообмен вовлекаются новые особые товары, научно - технические достижения.
В результате происходит участие товаров в технологическом обмене. Связи, по которым производится технологический обмен, могут быть некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие формы товарообмена включают в себя научно-технические публикации, выставки, организация и проведение симпозиумов, ярмарок. Коммерческие формы технологического обмена предполагают передачу лицензионных соглашений права использования изобретений.
В настоящее время сформировался особый единый, обособленный рынок лицензий, а в его пределах - отраслевой рынок, на котором осуществляется продажа сопутствующих лицензий, имеющих зависимый, сопутствующий характер.
Помимо купли-продажи в сфере обмена могут осуществляться соглашения о передаче устаревшей технологий. Происходят данные процессы на специальном рынке технологий.
Рынки лицензий и технологий обладают всеми основными чертами товарных рынков. Во-первых, однородностью товаров, то есть, объектов лицензий. Рынки имеют свои правила и обычаи, которые определяют характер взаимоотношений продавцов и покупателей в сфере обращения. На данных видах рынка существуют свои формы рекламных обращений, есть свои правовые нормы.
Использование интеллектуальной собственности дает существенные выгоды предприятию, государству, обществу.
Выгоды предприятия можно распределить на конкурентные преимущества, финансовые выгоды.
Конкурентные преимущества вследствие монопольного права компании на результаты интеллектуальной деятельности включают контроль рынка и возможность завоевания новых рынков.
Финансовые выгоды: увеличение дохода предприятия от продажи прав на интеллектуальную собственность, передачи комплекса прав на нее другой лицу, монопольного использования этих прав. Увеличивается доход и предприятий, которые покупает эти права. Яркий пример - работа по франчайзингу, если одна компания покупает у другой право на использование ее торговой марки.
Выгоды для государства:
во-первых, внедрение новейших технологических достижений, привлечение инвестиций в экономику за счет возрастания уставного капитала компаний приводят к увеличению темпов экономического развития, а также объема ВВП, часть которого остается в государстве для выполнения функций управления;
во-вторых, чем ниже уровень правовой защиты рынка интеллектуальной собственности, тем выше объемы продажи контрафактной продукции, от чего страдают не только держатели интеллектуальной собственности, но и государство (недополучение налоговых платежей).
В-третьих, если государство не оказывает содействие развитию рынка интеллектуальной собственности, оно теряет такой источник дохода как поступления от таможенной пошлины, лицензионных и других платежей, которые осуществляют держатели прав при регистрации прав на интеллектуальную собственность.
Выгоды для общества заключаются в том, что потребители получают возможность покупать продукцию по более низким ценам - коммерциализация объектов интеллектуальной собственности оказывает содействие существенному снижению налогов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.