Международная система защиты права интеллектуальной собственности

Законодательство об интеллектуальной собственности в любой современной стране основывается на положениях международных договоров (соглашений и конвенций). Почти все основные принципиальные нормы об интеллектуальной собственности в течение XIX — XX веков были закреплены именно в таких международных договорах.

В международных договорах по вопросам интеллектуальной собственности предусматриваются:

1. условия предоставления охраны иностранным гражданам и организациям;

2. объем предоставляемой охраны;

3. порядок предоставления охраны;

4. минимальные требования и процедуры, которые должно предусматривать национальное законодательство и т.д.

Обычно международно-правовые акты:

1. либо предоставляют иностранным правообладателям так называемый «национальный режим», то есть обязывают обеспечивать их такими же правами, как и собственных граждан,

2. либо предусматривают необходимость предоставления иностранцам только конкретных прав, предусмотренных непосредственно в международном договоре.

Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г. (пересмотренная в Париже 24.07.71 г.) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, 24.07.71 г.) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29.10.71 г.) Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (Рим, 26.10.1961 г.) Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20.12.96 г.) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20.12.96 г.) Парижская конвенция об охране промышленной собственности (от 20.03.83 г.) Евразийская Патентная Конвенция Договор о патентном праве

Регулирование отношений, связанных с вопросами интеллектуальной собственности в международном праве имеет долгую историю. В течение многих лет государства делали попытки защитить интеллектуальную собственность (далее ИС) своих граждан и предприятий на территории других стран.

Сообща вырабатывали международно-правовой механизм универсальной защиты правообладателей от несанкционированного и недобросовестного использования результатов интеллектуальной деятельности. До последнего десятилетия XX века противостояние двух политических и идеологических систем осложняло выполнение этой задачи -формированию эффективного механизма предотвращения правонарушений в данной сфере путем заключения международных договоров, а также деятельности международных организаций.

Эффективность заключаемых соглашений не соответствовала необходимому уровню. Интеллектуальная собственность, как и многие другие вопросы, рассматривались противоборствующими системами по-разному, также становясь предметом идеологической дилеммы верховенства защиты интересов личности, по отношению к интересам общества. Несогласованность, являющаяся результатом противоположности интересов двух систем, привела к ситуации, при которой по причине низкой эффективности международной борьбы с производством контрафактной продукции и другими нарушениями привели к формированию целой международной индустрии по производству и торговле контрафактными товарами.

Сближение позиций стран, представляющих различные политические блоки, процесс глобализации и объединения рынков, который начался в конце 80-х годов XX века, создали условия, при которых стало возможно формирование более эффективного международно-правового механизма противодействия нарушениям прав ИС во все мире.

Помимо этого следует учитывать стремительное развитие информационных технологий, которое также поставило множество задач перед юристами международниками, работающими в области защиты информации и ИС.

Активизация международного сотрудничества в этом вопросе была реализована в принятии соглашения по ТРИПС (английская аббревиатура TRIPS - Trade Related Intellectual Property Rights - соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО)

- новой международной организации, входе деятельности которой был выработан наиболее эффективный международно-правовой механизм по противодействию нарушениям в сфере прав ИС, основанный на систематизации и совершенствовании всех предыдущих достижений, закреплённых в заключенных ранее международных соглашений.

Предстоящее присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО) требует тщательного изучения всех соглашений, принятых входе уругвайского раунда международных переговоров в рамках ГАТТ (1986 - 1994) который привел к учреждению этой организации, включая Соглашение по ТРИПС. Соглашение по ТРИПС является одним из примеров международного договора нового поколения, дающим правовое закрепление тем изменениям в жизни международного сообщества, которые сегодня принято именовать термином «глобализация».

Рассматривая развитие международного сотрудничества в области защиты права интеллектуальной собственности, с точки зрения науки международного права наиболее важно изучение предмета не с точки зрения регулируемого объекта, а влияния международного публичного права на формы и методы этого сотрудничества. Следует учитывать неразделимость обоих элементов международно-правовой науки: частного и публичного, изучать и анализировать те трансформации, которые происходят в практике заключение международных договоров, международного правоприменения и права международных организаций. Соглашение по ТРИПС является наиболее характерным объектом изучения, как пример и результат описанных процессов в силу своей двойственной природы, процесса заключения, применения и механизма присоединения.

Участие в Соглашении по ТРИПС наряду с другими договорами в рамках ВТО почти 150-ти стран даёт основание говорить о его универсальности и мировом значении. Тот факт, что Соглашение по ТРИПС неразрывно связано с другими договорами и конвенциями по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности делает актуальным вопрос об определении характера взаимодействия не только международных договоров, но и международных межправительственных организаций. Это тем более важно в свете снижения роли системы ООН и дублирования юрисдикции и функций Совета по ТРИПС Всемирной торговой организацией и Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее ВОИС).

Изучение структуры и организационной основы ВТО по обеспечению наиболее эффективного правоприменения в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, путём проведения международных переговоров, практики избежания и разрешения споров между государствами-членами, обеспечения действия положений, предусмотренных Соглашением по ТРИПС, должно быть практически применено при решении следующих задач:

• обеспечение готовности государственных, частных коммерческих, правоохранительных и образовательных структур к новым условиям, последующим после присоединения России к ВТО;

• содействовать развитию науки международного публичного права, с учётом изменений и тенденций, реализующихся в практике взаимодействия государств и международного сотрудничества.

Если первым аспектом актуальности изучения является юридическая природа Соглашения, то вторым является объект регулирования, особенности которого должны учитываться при создании международно-правового механизма регулирования, т.к. каждый предмет регулируемый международными договорами имеет свою специфику, что отражается на характеристиках самих текстов международных договоров. Так, международная безопасность, являясь предметом международного договора, предполагает обеспечение этого соглашения большей степенью императивности и т.д.

Интеллектуальная собственность, многие объекты которой появились совсем недавно, также требует особого способа и механизма национального и международного регулирования. Многие объекты, с учётом технического прогресса в области передачи информации, не могут регулироваться только национальным законодательством и становятся объектами международных договоров. Это также даёт основания для утверждения, что международно-правовой механизм защиты прав интеллектуальной собственности, выработанный в рамках ВТО является отражением происходящих изменений, и требует подробного изучения.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 41.