Система интеллектуальной собственности и соответствующие законы
Федеральное законодательство США в области ИС напрямую разрешено Конституцией в том, что касается авторского права и патентов. В отношении товарных знаков и других видов ИС федеральное правительство обладает правом издавать законы только благодаря его способности регулировать торговлю. Более того, предоставляя Конгрессу способность создавать законодательство в области авторского права и патентов, Конституция делает это с четко выраженной целью - «содействовать развитию» в соответствующих областях. Эта формулировка истолковывается как базирующая американское право в области ИС на идее содействия распространению экономических благ и увеличения объема инноваций и творческих произведений, имеющихся в распоряжении людей.
Хотя федеральное правительство активно действует в области права ИС в максимально возможной степени, дозволенной Конституцией, законы штатов все равно важны для права ИС. Поэтому важно отметить, что права и обязательства человека могут быть поняты в полном объеме только со ссылкой на федеральное законодательство и законодательство штатов.
Правительственные регулятивные органы
Конгресс делегировал регулятивные полномочия, имеющие отношение к ИС, следующим федеральным ведомствам:
· Ведомство США по авторскому праву при Библиотеке Конгресса регистрирует заявки на авторское право и производит записи о переуступке авторского права в соответствии с Кодексом авторского права. В отличие от других учреждений, Библиотека Конгресса организована под эгидой законодательной власти.
· ВПТЗ США при Министерстве торговли предоставляет патенты Соединенных Штатов в соответствии с Патентным кодексом, регистрирует товарные знаки в соответствии с Законом Лэнхема и разбирает некоторые споры через либо Совет по рассмотрению патентных споров и апелляций (PTAB), либо Совет по рассмотрению споров и апелляций в связи с регистрацией товарных знаков (TTAB).
· Управление США по контролю продуктов питания и лекарственных средства (FDA) при Министерстве здравоохранения и социальных служб ведает FDCA, включая сохранение исключительных прав на данные, расширение срока действия патентов и другие формы sui generis интеллектуальной собственности в соответствии с Законом.
· Ведомство по охране сортов растений при Министерстве сельского хозяйства ведает Законом об охране сортов растений путем выдачи селекционерам сертификатов об охране.
· Совет по индейским искусствам и ремеслам при Министерстве внутренних дел ведает Законом об индейских искусствах и ремеслах.
· КМТ – независимое учреждение в рамках исполнительной власти – занимается урегулированием споров в области ИС, связанных с ввозом потенциально контрафактных товаров.
Нормативно-правовая основа и текущие вопросы
Авторское право
Охрана авторского права в США разрешена пунктом об авторском праве в Конституции США. Ныне действующие законы об авторском праве кодифицированы в Разделе 17 Кодекса законов Соединенных Штатов. Федеральные нормативные акты, касающиеся авторского права, собраны в Разделе 37 Свода федеральных нормативных актов. Федеральное законодательство по авторскому праву с 1978 года вытеснило законодательство большинства штатов в области авторского права.
Авторское право автоматически соотносится с созданием подлинного авторского произведения; однако регистрация в Ведомстве по авторскому праву является полезной в случае судебной тяжбы по поводу авторского права и необходимой для получения предусмотренной законодательством компенсации за ущерб в случае его нарушения. Во многих случаях регистрация требуется до подачи иска против нарушителя, хотя регистрация не меняет наличия охраны.
Топологии микросхем или топологии (топографии) интегральных микросхем охраняются на основании законодательства США об авторском праве, хотя охрана носит более ограниченный характер, чем в случае других произведений, охраняемых авторским правом.
Законодательство США по авторскому праву базируется на утилитарной концепции, согласно которой авторское право должно поощрять создание произведений, а не защищать личные права автора. Эта цель авторского права установлена в Конституции: «содействовать развитию науки и полезных ремесел». Таким образом, Соединенные Штаты признают только минимальные неимущественные права авторов в рамках законодательства об авторском праве. При принятии Закона об осуществлении Бернской конвенции Конгресс США заявил, что неимущественные права в статье 6bis в достаточной мере охраняются законами за пределами Кодекса авторского права, такими как диффамация, недобросовестная конкуренция и гласность [10]. Исключением является Закон о правах мастеров изобразительного искусства1990 года (VARA), который является частью Кодекса авторского права, но применяется лишь к произведениям изобразительного искусства и учитывает только права на установление авторства и на неприкосновенность. Законодательство США не проводит различия между авторскими правами и смежными правами.
Главные международные соглашения, оказывающие действие на авторское право в США, включают следующие:
· Бернская конвенция
· Брюссельская конвенция
· Конвенция по фонограммам
· Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (включая Протоколы 1, 2 и 3)
· Всемирная конвенция об авторском праве 1971 г. (включая Протоколы 1 и 2)
· Конвенция ВОИС
· Договор ВОИС по авторскому праву
· Договор ВОИС по исполнителям и фонограммам
· Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Патенты и полезные модели
Патенты в США разрешены пунктом о патентах в Конституции США. До недавнего времени Соединенные Штаты использовали патентную систему по принципу «первый изобрел», при которой конкурирующие патенты или патентные заявки определяют их приоритет исходя из даты изобретения. Закон об американских изобретениях перевел США в 2013 году к более общей системе «изобретатель, первым подавший заявку», при которой приоритет основывается на дате подачи заявки. Патентный кодекс содержится в Разделе 35 Кодекса законов Соединенных Штатов. Федеральные нормативные акты, касающиеся патентов, собраны в Разделе 37 Свода федеральных нормативных актов. Патенты регулируются исключительно федеральным законодательством.
ВПТЗ США регулярно публикует Руководство по процедуре патентной экспертизы (MPEP) для использования патентными поверенными, агентами и экспертами. В MPEP описываются все законы и нормативные акты, которые должны соблюдаться при экспертизе американских патентных заявок, и содержатся ссылки на соответствующее прецедентное право. ВПТЗ США также занимается патентными заявками так, как это указано в MPEP. Хотя патентные поверенные могут использоваться для оказания содействия в процессе подачи заявок, ВПТЗ имеет отдельный экзамен для тех, кто занимается патентной практикой. Поэтому имеются «патентные агенты», которые, не будучи юристами, имеют разрешение практиковать в ВПТЗ США.
Могут предоставляться три вида патентов:
· патенты на изобретения (для любого нового, полезного и неочевидного способа, машины, изделия промышленного производства или состава компонентов либо любого нового, полезного и неочевидного их улучшения),
· патенты на образцы (для любого нового, оригинального и художественного конструкторского решения изделия промышленного производства) и
· патенты на растения (для любого отличимого и нового сорта растения, воспроизведенного путем бесполого размножения, за исключением растений, размножаемых корнеклубнями).
Нынешний срок действия патента на полезность составляет двадцать лет с самой ранней заявленной даты подачи, но он может быть продлен в порядке компенсации за задержки в патентном ведомстве или в получении одобрения FDA на основании Закона о ценовой конкуренции лекарственных средств и возобновлении сроков действия патентов (также известного как «Закон Хетча-Уоксмена»). FDCA имеет также квази-патентные права в виде исключительных рыночных прав для производителей как родовых, так и запатентованных лекарств при определенных обстоятельствах. Например, исключительное рыночное право предоставляется орфанным препаратам, разработанным конкретно для лечения редких заболеваний на основании Закона об орфанных препаратах.
При ограниченных обстоятельствах законодательство США предусматривает одногодичный льготный период для подачи заявки после раскрытия информации. В целом, первое раскрытие информации должно делаться заявителем или кем-то, получившим от заявителя право на раскрытие.
Главные международные соглашения, оказывающие действие на патентное право в США, включают следующие:
· Будапештский договор
· Парижская конвенция
· Договор о патентной кооперации
· Договор о патентном праве
· Страсбургское соглашение
· Конвенция ВОИС
· Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Законодательство США не предусматривает охрану полезных моделей.
Промышленные образцы
Законодательство США не предусматривает конкретно охрану промышленных образцов. Однако, в зависимости от их характеристик, промышленные образцы могут пользоваться охраной как патенты на образцы, авторские права или упаковка/внешний вид.
Главные международные соглашения, оказывающие действие на право США в области промышленных образцов, включают следующие:
· Парижская конвенция
· Конвенция ВОИС
· Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Знаки
Охрана товарных знаков в США осуществляется на основании пункта о торговле в Конституции США. Сегодня товарные знаки охраняются и в рамках федеральной системы регистрации, кодифицированной в качестве Закона Лэнхема (Раздел 15, глава 22, Кодекса законов Соединенных Штатов) и находящейся в ведении ВПТЗ США, и на основании законодательства штатов. И зарезервированные на федеральном уровне товарные знаки, и товарные знаки в соответствии с общим правом могут пользоваться охраной на основании Закона Лэнхема; однако федеральная регистрация дает некоторые преимущества, как, например, перекладывание бремени доказывания в отношении существования охраняемого знака на владельца регистрации в споре о нарушении товарного знака. Федеральные нормативные акты, касающиеся товарных знаков, собраны в Разделе 37 Свода федеральных нормативных актов. Законы штатов, касающиеся товарных знаков, будь то законы согласно статутному праву или законы согласно общему праву, варьируются между штатами и могут именоваться законами о товарных знаках или о недобросовестной конкуренции.
ВПТЗ США регулярно публикует Руководство по процедуре экспертизы товарных знаков (TMEP) для использования поверенными и экспертами по товарным знакам. В TMEPописываются все федеральные законы и нормативные акты, которые должны соблюдаться для того, чтобы подавать заявку и иметь зарегистрированный товарный знак в Соединенных Штатах. ВПТЗ США также занимается заявками на регистрацию товарных знаков так, как это указано в TMEP. В отношении товарных знаков не существует эквивалента «патентного агента», и поэтому необходимо нанимать юриста для оказания содействия с заявками на регистрацию товарных знаков.
Федеральное законодательство США проводит различие между товарными знаками (используемыми для идентификации изделия), знаками обслуживания (используемыми для идентификации услуги), коллективными знаками (используемыми для идентификации членства в группе либо товаров или услуг, производимых членом такой группы) и знаками сертификации (используемыми для удостоверения того, что товары или услуги соответствуют характеристикам, определенным владельцем знака сертификации). Географические указания могут пользоваться охраной в рамках вышеуказанных категорий, обычно как знаки сертификации. Закон Лэнхема охраняет все вышеуказанные знаки, а также доменные имена, некоторые фирменные наименования и некоторые виды упаковки/внешнего вида.
В области товарных знаков в отличие от других видов ИС существует значительная степень сосуществования между федеральным законодательством и законодательством штатов. Помимо федерального Закона Лэнхема каждый штат имеет в пределах своих границ полный закон о товарных знаках. Большинство штатов имеют статутное право в дополнение к общему праву в отношении «недобросовестной конкуренции», и многие штаты предусматривают регистрацию товарных знаков. Самым примечательным аспектом прав на товарные знаки в штатах является то, что использования без регистрации достаточно для создания прав на товарный знак.
Главные международные соглашения, оказывающие действие на право США в области товарных знаков, включают следующие:
· Мадридский протокол
· Ниццкое соглашение
· Парижская конвенция
· Сингапурский договор
· Договор о законах по товарным знакам
· Конвенция ВОИС
· Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Дата: 2018-12-21, просмотров: 337.