В настоящее время для ряда российских рынков характерны конкурентные отношения, в то же время существуют монополизированные рынки и рынки с олигополистической структурой.
Становление современных российских олигополий произошло в период формирования рыночных отношений. Многие российские олигополисты являются «наследниками» крупнейших советских предприятий. Формально сохранив профиль деятельности, они качественно изменили ее социально-экономическое содержание.
Советские крупнейшие предприятия функционировали на базе государственной (общенародной) формы собственности. Для российских олигополистов характерно многообразие форм собственности: государственная, частная, смешанная.
Советские предприятия были нацелены на удовлетворение потребностей членов общества посредством выпуска необходимой обществу продукции. Предприятия реализовывали такие социальные функции, как содержание объектов социального назначения, производство планово-убыточной продукции, необходимой для общества, обеспечение стабильной занятости и прочие. Современные олигополисты нацелены на максимизацию прибыли. При этом следует отметить, что они реализуют в ограниченном объеме социальные функции в отношении своих работников и жителей территорий их базирования в рамках соглашений и договоров с органами власти.
Стратегические цели и задачи развития предприятий устанавливались государством, их деятельность осуществлялась в рамках системы
централизованного планирования. Предприятия работали в условиях относительно мягких бюджетных ограничений. Современные олигополисты самостоятельно формируют приоритеты развития и функционируют в рамках косвенной системы госрегулирования. Произошло увеличение степени жесткости бюджетных ограничений.
Цены на продукцию советских предприятий устанавливались государством. В настоящее время олигополисты самостоятельно формируют цены на продукцию во взаимодействии с другими компаниями. В то же время, на отдельные виды товаров и услуг цены формируются под влиянием государства (имеет место своеобразный «торг» по поводу цен и тарифов между олигополистами и органами власти).
Хозяйственные связи советских предприятий планировались вышестоящими органами, что приводило к преимущественной концентрации руководителей на производственно-технологических процессах.
Олигополисты сами формируют производственно-сбытовые цепочки. Спектр реализуемых ими функций расширяется за счет маркетинговых функций, операций по финансовому планированию и пр.
В советское время на рынке практически отсутствовала продукция зарубежных производителей. Товарно-денежные отношения на мировом рынке реализовывало государство, а не предприятия. В наши дни олигополисты конкурируют на внутреннем и внешнем рынке как с отечественными, так и с зарубежными производителями.
При социализме осуществлялись плановые поставки рабочей силы, регулировалась заработная плата, происходило назначение руководителей. В современных условиях функционирует рынок труда, регулируется нижняя граница заработной платы. Олигополисты не ограничены в установлении верхней границы заработной платы.
В результате анализа социально-экономического содержания деятельности крупнейших предприятий и олигополистов, можно сделать
вывод, что в переходный период большинство российских олигополистов было образовано вследствие трансформации в результате приватизации из элемента сложной народнохозяйственной системы, нацеленной на реализацию общественных интересов, в структуры, движущей силой которых является частный интерес. Немаловажно, что олигополистические рынки в России, помимо государственного, попали, по словам А. Бузгалина, под регулирующее воздействие, складывающееся из равнодействующей сил бюрократического, корпоративно-монополистического и криминального произвола [1, с. 258].
Выделим основные этапы развития олигополистических рынков в России (1991-2015 годы) и приведем их краткую характеристику. Критерием периодизации выступает уровень развития отечественных олигополистических рынков, характеризующийся составом субъектов, уровнем конкуренции между ними, наличием государственной поддержки.
Первый этап. Становление современных российских олигополистических рынков в период системного кризиса (1991-1994 годы). Субъектами формирующихся олигополий в этот период являлись государственные концерны в нефтегазовом, машиностроительном секторах; приватизируемые металлургические предприятия, предприятия по добыче сырьевых ресурсов, машиностроительного комплекса и пр. Уровень конкуренции между олигополистами достаточно низкий. Начался процесс проникновения на российский рынок зарубежных олигополистов.
Второй этап. Укрупнение субъектов олигополистических рынков (1994-1998 годы). Происходит приватизация крупнейших предприятий. Осуществляется приобретение активов олигополистами для выстраивания вертикальной структуры, в которую входили обслуживающие предприятия, поставщики и покупатели. Зачастую приобретались непрофильные активы на выгодных условиях. Наблюдается перераспределение и диффузия прав
собственности на олигополистические предприятия. Происходит закрепление на российских рынках зарубежных олигополистов.
Третий этап. Структурные преобразования на олигополистических рынках (1998-2003 годы). Происходит укрепление позиций олигополистов сырьевого сектора и перерабатывающей промышленности на российских рынках. На месте рыхлых финансово-промышленных групп, концентрирующихся на «сборе» разнопрофильных активов, возникают более организованные и эффективно управляемые интегрированные олигополистические компании типа «Роснефти», ЮКОСа, «Сибнефти» и др. Продолжается укрупнение ведущих олигополистов, преодоление явлений диффузии собственности. Активизируется поглощение зарубежными олигополистами российских предприятий.
Четвертый этап. Укрепление позиций российских сырьевых олигополистов на национальном и зарубежных рынках (2003-2008 годы). Российские сырьевые олигополисты укрепляют позиции на профильных зарубежных рынках. Наблюдается массовое привлечение кредитных ресурсов на мировых финансовых рынках. Характерным становится установление тесных отношений олигополистов с государством. Продолжается поглощение зарубежными олигополистами российских предприятий, их приход в фармацевтику, пищевую промышленность. Происходит фундамент-одиночек к сложным конфигурациям предприятий-партнеров, одновременно владеющих, прямо или опосредованно, круп [2, с. 9]. Происходит ужесточение конкуренции отечественных и зарубежных олигополистов.
Пятый этап. Возврат государства на олигополистические рынки в период мирового экономического кризиса (2008-2014 годы). Наиболее влиятельными олигополистами выступают компании с участием государственного капитала; ведущие частные компании ТЭК, машиностроения, крупные диверсифицированные корпорации; филиалы дочерние компании зарубежных олигополистов. В условиях кризиса государственные олигополисты заставляли потребителей принимать новые уровни цен, активно использовали административный ресурс. Перед олигополистами второй группы стояла задача сохранения контроля над активами при обращении к государственной помощи. Положение третьей группы олигополистов являлось относительно благоприятным. Используя «поток компетенций», брендовую и финансовую поддержку материнской компании, они упрочили свои позиции на российском рынке. Объявляется приватизация ряда олигополистических компаний. Продолжается упрочение положения российских олигополистов на мировых рынках сырья и продуктов первичной переработки. Развитие олигополистов в период кризиса происходит при оказании государством поддержки ведущим предприятиям (199 организаций, среди которых «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «Транснефть», «Мечел», «Алроса», «Русал», «Уралкалий» и др.). В то же время, в отчетах компаний и СМИ приводятся факты, свидетельствующие об увеличении доходов управленцев и владельцев ведущих компаний, несмотря на падение объемов производства и прибыли.
Шестой этап. Функционирование российских олигополистов в период действия экономических санкций (2014 год – настоящее время). Введение санкций, инициированных США и поддержанных рядом государств, против ряда крупнейших российских компаний. В июле 2014 года введены санкции против банков: «ВТБ», «Газпромбанк», «Сбербанк России», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк». В сентябре 2014 года санкции применены в отношении компаний «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», «Уралвагонзавод» и др.; ужесточены условия предоставления займов и инвестиционных услуг для ведущих российских банков; в санкционный список включены девять ведущих оборонных концернов. Наблюдается высокий уровень влияния государства на олигополистов, продолжается их государственная поддержка. Усложняется доступ олигополистов к мировым финансовым ресурсам. Происходит поиск олигополистами новых рынков сбыта и партнеров по бизнесу, поставщиков высокотехнологичной продукции. Появляется потенциальная возможность роста возможностей для российских олигополистов в связи с проводимой российским правительством активной политикой импортозамещения и ответными мерами на вводимые в отношении России санкции.
Характеристикой олигополизации выступает оценка состояния конкуренции на соответствующих рынках и уровень концентрации. Состояние конкуренции оценивается с использованием системы показателей, характеризующей структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции [3]. К структурным признакам относится количество покупателей и продавцов и наличие искусственных барьеров входа на рынок.
К поведенческим признакам относятся независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков выделяют отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.