Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………................................ | стр. 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….…. | стр. 8 |
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ …………………… | стр. 24 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № ………….................................... | стр. 31 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………………………. | стр. 34 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………. | стр. 37 |
Пояснительная записка
Методические указания и задания на контрольную работу составлены в соответствии с рекомендациями по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 12-52-127 ин/12-23); требованиями ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (базовая подготовка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов.
уметь:
- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
- обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;
- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;
- выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.
знать:
- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;
- нормативные документы по обеспечению безопасности движения подвижного состава; систему технического обслуживания и ремонта подвижного соcтава.
Результатом освоения МДК.01.01. является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Эксплуатировать подвижной состав железных дорог |
ПК 1.2 | Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов |
ПК 1.3 | Обеспечивать безопасность движения подвижного состава |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Цель методических указаний и контрольных заданий – оказать помощь студентам заочной формы обучения при освоении темы 1.6. «Энергетические установки вагонов» и при выполнении контрольных заданий. Методические указания также предназначены преподавателям для организации учебного процесса по теме 1.6. Энергетические установки вагонов, подготовки к проведению лабораторных работ, практических занятий, контрольных заданий и их проверки.
Тема 1.6. Энергетические установки вагонов» относится к междисциплинарному курсу МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны) профессионального модуля ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (вагоны).
Программой по данной теме предусматривается изучение основ термодинамики, конструкции, работы и эксплуатации энергетических установок.
Изучение темы 1.6. имеет практическую направленность и проводиться во взаимосвязи с темами: 1.2. Механическая часть вагонов, 1.3. Электрические машины вагонов, 1.4. Электрические аппараты и цепи вагонов, 1.8. Холодильные машины и установки кондиционирования воздуха, 1.9. Основы технического обслуживания и ремонта деталей, узлов и агрегатов вагонов, ОП «Охрана труда».
Для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала после содержания каждого раздела приводятся методические указания.
Для закрепления теоретических знаний программой предусматривается проведение 6 часов лабораторных занятий, их перечень, приведенный в методических указаниях, носит рекомендательный характер. Рекомендации по проведению, порядку оформления лабораторных работ учебное заведение выпускает отдельно и выдает студентам перед проведением занятий.
Для оказания помощи студентам в целях активизации процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков после методических указаний по каждому разделу приведены вопросы для самоконтроля, которые ориентируют на четкий ответ в виде анализа изучаемого материала и направлены на развитие самостоятельного, творческого мышления, профессионального интереса с использованием проблемного изучения.
Программой дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Номер варианта контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента. Номера вопросов и задач указаны в таблице 1.
Для проверки знаний студентов-заочников проводится экзамен по МДК.01.01.
В методических рекомендациях приведен перечень вопросов для самопроверки при подготовке к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Примерный тематический план
Наименование разделов, МДК и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | |
всего | в т.ч. практические занятия | |
МДК .01.01.Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны) | ||
Раздел 1.. Теоритические основы энергетических установок | 10 | - |
Раздел 2.Основные узлы, элементы и системы дизелей. | 34 | 5 |
Раздел 3. Дизели отечественной постройки и постройки Германии | 32 | 4 |
Раздел 4. Ремонт и обслуживание энергетических установок вагона. | 16 | - |
Всего: | 92 | 18 |
Содержание учебной дисциплины
Введение
Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими спецкурсами, ее роль в подготовке специалиста. Задачи и направления совершенствования технических средств и технологий по улучшению транспортного обслуживания.
Студент должен иметь представление:
- о значимости и сложности конструкций энергетического оборудования рефрижераторных вагонов.
- о роли рефрижераторного подвижного состава в развитии потенциала грузоперевозок и экономики государства..
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под рабочим телом в двигателе внутреннего сгорания? Перечислите параметры рабочего тела?
2. Дайте характеристику температуре и давлению как макроскопическим параметрам, характеризующим состояние газа.
3. Какие основные термодинамические процессы происходят в двигателях внутреннего сгорания?
4. Дайте характеристики изотермического и адиабатического процессов?
5. Что называется энергетической установкой?
6. Сформулируйте и математически запишите первый закон термодинамики?
7. Сформулируйте второй закон термодинамики?
Примерный перечень лабораторных работ
№ лабораторной работы | Название работы |
Лабораторная работа №1 | Исследование конструкции и принципа действия кривошипно – шатунного механизма. |
Лабораторная работа№2 | Исследование конструкции и принципа работы элементов топливной системы дизеля. |
Лабораторная работа №3 | Исследование конструкции и принципа работы топливной форсунки. |
Лабораторная работа №4 | Исследование конструкции и принципа работы системы впуска и выпуска отработанных газов. |
Лабораторная работа №5 | Исследование конструкции и принципа работы системы охлаждения дизеля. |
Вопросы для самоконтроля
1. Почему число цилиндров рядного двигателя ограничено?
2. Чем отличаются блоки цилиндров с мокрыми и сухими гильзами?
3. На какие параметры двигателя может влиять форма камеры сгорания?
4. Чем отличаются камеры сгорания бензиновых и дизельных двигателей?
5. Что обеспечивает плотное прилегание кольца к поверхности цилиндра?
6. Как влияет форма кольца на долговечность кольца, поршня и цилиндра?
7. Назовите материалы основных деталей КШМ.
8. Какие поршневые кольца бывают? Их различия?
9. Для чего предназначен поршневой палец? Основные функции
10. Для чего предназначен поршень? Основные функции
11. Назначение системы охлаждения двигателя.
12. Достоинства и недостатки воздушной и жидкостной систем охлаждения двигателя.
13. Работа жидкостной системы охлаждения. Принципиальная схема.
14. Назначение и устройство насоса центробежного типа и вентилятора системы охлаждения двигателя.
15. Охлаждающие жидкости.
16. Устройство, работа и назначение конструктивных элементов системы питания двигателей
17. Свойства горючей смеси разного состава?
18. Назначение, устройство и работа системы пуска двигателя.
19. Приборы подачи топлива и выпуска отработавших газов. Назначение, устройство и работа.
20. Система питания дизеля
21. Классификация дизельных двигателей. Особенности конструкции и рабочего цикла дизельного двигателя.
22. Смесеобразование в дизельном двигателе. Камеры сгорания дизелей.
23. Общая схема и принцип работы системы питания дизеля.
24. Назначение и принцип работы подкачивающего насоса.
25. Устройство и принцип работы топливного насоса высокого давления.
26. Топливные фильтры системы питания дизельного двигателя.
27. Классификация форсунок дизельных двигателей. Устройство и принцип работы форсунки закрытого типа.
28. Дизельное топливо. Основные свойства и маркировка дизельного топлива.
29. По каким признакам классифицируются форсунки систем питания двигателей?
30. Устройство и принцип работы форсунки.
31. Назначение и принцип действия накопителя топлива, топливных насосов и фильтра.
32. Принцип работы системы смазки
33. В чем заключается назначение системы смазки?
34. Какие способы смазки деталей двигателя вы знаете?
35. В чем особенности систем смазки с сухим и с мокрым картерами?
Вопросы для самоконтроля
Вопросы для самоконтроля
1. Виды технического обслуживания рефрижераторного подвижного состава?
2. Сроки проведения технического обслуживания рефрижераторного подвижного состава?
3. Перечень выполняемых работ при техническом обслуживании энергетических установок вагона?
4. Виды и сроки ремонта рефрижераторного подвижного состава?
5. Основные работы выполняемые при ремонте энергетических установок
Задание на контрольную работу
Задания на контрольную работу составлены в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице 1.
Контрольная работа выполняется на листах формата А4 печатным шрифтом №14 Times New Roman, интервал одинпрный.
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать требования ЕСКД. Ответы на поставленные вопросы должны быть конкретными и соответствовать требованиям задания.
Ответы на вопросы задания необходимо дополнять эскизами, рисунками и схемами.
В конце работы приводится список использованной литературы, подпись студента и дата ее выполнения.
Таблица вариантов контрольной работы № 1
Две последние цифры шифра | Номер варианта | Номер вопроса | Две последние цифры шифра | Номер варианта | Номер вопроса |
01 51 | 1 | 10,22,33,34 | 26 76 | 26 | 5,21,30,41 |
02 52 | 2 | 9,21,32,35 | 27 77 | 27 | 4,20,29,42 |
03 53 | 3 | 8,20,31,36 | 28 78 | 28 | 3,19,28,43 |
04 54 | 4 | 7,19,30,37 | 29 79 | 29 | 2,18,27,42 |
05 55 | 5 | 6,18,29,38 | 30 80 | 30 | 1,17,26,41 |
06 56 | 6 | 5,17,28,39 | 31 81 | 31 | 10,16,25,40 |
07 57 | 7 | 4,16,27,40 | 32 82 | 32 | 9,15,24,39 |
08 58 | 8 | 3,15,26,41 | 33 83 | 33 | 8,14,23,38 |
09 59 | 9 | 2,14,25,42 | 34 84 | 34 | 7,13,33,37 |
10 60 | 10 | 1,13,24,43 | 35 85 | 35 | 6,12,32,36 |
11 61 | 11 | 10,12,23,42 | 36 86 | 36 | 5,11,31,35 |
12 62 | 12 | 9,11,33,41 | 37 87 | 37 | 4,22,30,34 |
13 63 | 13 | 8,22,32,40 | 38 88 | 38 | 3,21,29,35 |
14 64 | 14 | 7,21,31,39 | 39 89 | 39 | 2,20,28,36 |
15 65 | 15 | 6,20,30,38 | 40 90 | 40 | 1,19,27,37 |
16 66 | 16 | 5,19,29,37 | 41 91 | 41 | 10,18,26,38 |
17 67 | 17 | 4,18,28,38 | 42 92 | 42 | 9,17,25,39 |
18 68 | 18 | 3,17,27,35 | 43 93 | 43 | 8,16,24,40 |
19 69 | 19 | 2,16,26,34 | 44 94 | 44 | 7,15,23,41 |
20 70 | 20 | 1,15,25,35 | 45 95 | 45 | 6,14,33,42 |
21 71 | 21 | 10,14,24,36 | 46 96 | 46 | 5,13,32,43 |
22 72 | 22 | 9,13,23,37 | 47 97 | 47 | 4,12,31,42 |
23 73 | 23 | 8,12,33,38 | 48 98 | 48 | 3,11,30,41 |
24 74 | 24 | 7,11,32,39 | 49 99 | 49 | 2,22,29,40 |
25 75 | 25 | 6,22,31,40 | 50 00 | 50 | 1,21,28,39 |
Вопросы контрольной работы
Задачи №№1-10
Определить:
1. Основные показатели работы дизеля:
pi , ре- среднее индикаторное и эффективное давление, МПа;
ηi ,ηе- индикаторный и эффективный КПД;
bi- удельный индикаторный расход топлива, кг/кВт, ч.;
2. Расходы топлива, воздуха и отработавших газов при работе дизеля:
В, qч- часовой расход топлива дизелем и расход за каждый цикл, кг/ч., кг/цикл;
Gв, Gвс - расход воздуха дизелем за час и секунду, кг/ч., кг/сек;
Vв, Vвс- расход воздуха дизелем за час и секунду, м3/ч., м3/сек;
Gг, Gгс- количество отработанных газов, кг/ч., кг/сек;
Мк- вращающий момент на валу дизеля, кН·м.
3. Вращающий момент Мк на валу дизеля, кН*м.
Nе- эффективная мощность;
τ – тактность;
z- число цилиндров;
n- частота вращения коленчатого вала
D- диаметр цилиндра;
S- ход поршня ;
bе – удельный эффективный расход топлива;
ηм- механический К.ПД. дизеля;
α- суммарный коэффициент избытка воздуха для сгорания топлива.
ω-угловая частота вращения коленчатого вала.
Численное значения этих величин выбирается из таблицы 2
Во всех вариантах задания принять состав дизельного топлива в процентах:
Углерод С=86%
Водород Н=13%
Кислород О=1%
Низшая теплота сгорания дизельного топлива Нu=42500 кДЖ/кг.
Исходные данные задач №№ 1-10
таблица №2
Исходные данные | Номера задач | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Тип дизеля | К-771 | 4НВД-21 | 6НВД-21 | 4ВД-21/15 | 4ВД-12,5/9 | К-461М2 | 4НВД-21 | 6НВД-21 | 4ВД-21/15 | 3М4ОН |
N кВТ | 110 | 66,2 | 103 | 89,5 | 20,2 | 84,6 | 66,2 | 103 | 89,5 | 25 |
(л.с) | 150 | 90 | 140 | 121,7 | 27,5 | 115 | 90 | 140 | 121,7 | 34 |
τ | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Z | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 3 |
n, об/мин | 1500 | 1000 | 1000 | 1000 | 1500 | 1500 | 1000 | 1000 | 1000 | 1500 |
D, мм | 120 | 150 | 150 | 150 | 90 | 120 | 150 | 150 | 150 | 102 |
S, мм | 140 | 210 | 210 | 210 | 125 | 140 | 210 | 210 | 210 | 105 |
by, кг/Квт*ч | 0,252 | 0,258 | 0,254 | 0,237 | 0,297 | 0,252 | 0,258 | 0,254 | 0,237 | 0,228 |
άΣ | 1,80 | 1,70 | 1,70 | 1,70 | 1,65 | 1,80 | 1,70 | 1,70 | 1,70 | 1,65 |
ηм | 0,83 | 0,81 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,83 | 0,81 | 0,82 | 0,81 | 0,80 |
Вопросы №11-33.
11. Охарактеризуйте параметры состояния рабочего тела.
12. Кратко опишите основные законы термодинамики, объясните значения газовой постоянной.
13. Сформулируйте закон Дальтона для смеси газов, поясните, что понимается под массовой и объемной долями смеси.
14. Объясните понятия: теплоемкость, теплоемкость газовой смеси.
15. Сформулируйте первый закон термодинамики, объясните использование закона для анализа тепловых процессов. Приведите примеры.
16. Охарактеризуйте основные термодинамические процессы и изобразите их в координатах P-V. Как распределяется тепловая энергия в этих процессах, и какие такты идеального двигателя протекаю по этим процессам?
17. Поясните, что понимается под политропным процессом, проанализируйте свойства.
18. Охарактеризуйте термодинамический цикл Карно. Изобразите его в координатах P-V и T-S.
19. Сформулируйте второй закон термодинамики, объясните, что понимается под обратимым и необратимым процессами.
20. Рассмотрите теоретические циклы двигателей внутреннего сгорания, приведите и поясните их диаграммы.
21. Охарактеризуйте основные понятия теплопередачи, поясните передачу тепла теплопроводностью.
22. Опишите передачу теплоты через плоскую стенку и через стенку трубы, поясните передачу теплоты излучением и конвекцией.
23. Дайте определение двигателя внутреннего сгорания и классификацию ДВС.
24. Кратко опишите основные узлы и элементы конструкции дизелей, приведите поясняющие схемы.
25. Охарактеризуйте действительный рабочий процесс четырех - тактного двигателя, приведите поясняющие схемы и диаграммы.
26. Охарактеризуйте действительный рабочий процесс двухтактного двигателя, приведите поясняющие схемы и диаграммы.
27. Приведите диаграмму фаз газораспределения четырехтактных двигателей, поясните ее.
28. Поясните, что понимается под порядком работы цилиндров двигателя, укажите мероприятия, проводимые для уравновешивания коленчатого вала двигателя.
29. Объясните понятия: среднее индикаторное, среднее эффективное и среднее давление трения. Изобразите поясняющие диаграммы.
30. Объясните понятия: индикаторная и эффективная мощность двигателя, механический коэффициент полезного действия. Опишите, как определяются эти показатели.
31. Приведите схему наддува, объясните его назначение и экономическую целесообразность.
32. Приведите уравнение теплового баланса двигателя и охарактеризуйте его составляющие.
33. Дайте определения коэффициента полезного действия и экономических характеристик двигателей. Приведите поясняющие графики.
Задачи №№ 34-43
34. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=540 н.м. Определить
возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также номинальную частоту вращения по исходным данным:
эффективная мощность- Nе=85 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0,716 МПа;
рабочий объем цилиндров- Vh=1.58*10 -3 м3;
тактность дизеля- τ=4
число цилиндров z=6
35. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=632,4 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также число цилиндров по исходным данным:
эффективная мощность- Nе=66,2 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0,534 МПа;
рабочий объем одного цилиндра- Vh=3,71·10-3м3;
тактность дизеля- τ=4
частота вращения коленчатого вала n=1000 об/мин
36. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=984 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также определить тактность по исходным данным:
эффективная мощность- Nе=103 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0,555 МПа;
рабочий объем одного цилиндра- Vh=3,71·10-3м3;
число цилиндров- z=6
частота вращения коленчатого вала- n=1000 об/мин.
37. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=855 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также диаметр цилиндра по
исходным данным:
эффективная мощность- Nе=89.5 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0.772 МПа;
ход поршня- S=0,21 м
тактность дизеля- τ=4.
частота вращения коленчатого вала- n=1000 об/мин.
число цилиндров- z=4
38. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=128.7 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также ход поршня по исходным данным:
эффективная мощность- Nе=20.2 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0.508 МПа;
диаметр цилиндра- D= 0,090м;
число цилиндров- z=4;
тактность дизеля- τ=4;
частота вращения коленчатого вала- n=1500 об/мин.
39. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=540 н.м. Определить
возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также номинальную мощность по исходным данным:
среднее эффективное давление- ре= 0.716 МПа;
рабочий объем цилиндров- Vh= 1.58*10 -3 м3;
тактность дизеля- τ=4.
число цилиндров- z=6;
частота вращения коленчатого вала- п=1500 об/мин.
40. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=632.4 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также рабочим объем одного
цилиндра по исходным данным:
эффективная мощность- Nе=4410 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 1,823 МПа;
число цилиндров- z=20;
тактность дизеля- τ=4;
частота вращения коленчатого вала- п=1050 об/мин.
41. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=11210 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также рабочий объем цилиндров по
исходным данным:
эффективная мощность- Nе=880 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0,896 МПа;
тактность дизеля- τ=4;9
частота вращения коленчатого вала- п=750 об/мин.
42. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=28300 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также число цилиндров по исходным данным:
эффективная мощность- Nе=2200 кВт;
среднее эффективное давление- ре= 0,886 МПа;
рабочий объем одного цилиндра- Vh=12,4·10-3м3;
тактность дизеля- τ=2.
частота вращения коленчатого вала- п=750 об/мин.
43. Тормозной момент на валу дизеля составляет Мт=21240 н.м. Определить возможность работы дизеля при номинальном режиме работы, а также среднее эффективное по
исходным данным:
эффективная мощность- Nе=2200 кВт;
рабочий объем одного цилиндра- Vh=12,4·10-3м3;
тактность дизеля- τ=2.
число цилиндров- z=10;
частота вращения коленчатого вала- п=750 об/мин.
Контрольной работы
Правила оформления содержания соблюдать, согласно требованиям нормоконтроля ВТЖТ.
Целью работы является закрепление знаний, полученных студентами при самостоятельном изучении дисциплины.
Контрольная работа содержит теоретические вопросы и задачи. Номера контрольных вопросов определяются по двум последним цифрам учебного шифра (табл.1) При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться указанной в конце задания литературой, а также новейшими публикациями в железнодорожной печати.
Контрольная работа выполняется в тетради, либо компьютерный вариант на формате А4, с соблюдением установленных правил и указанием списка использованной литературы. Подпись и дата представления работы обязательны.
При изучении теоретических основ машинного охлаждения необходимо обратить внимание на изучение I и II законов термодинамики, которые реализуются в холодильной машине.
Наглядное представление о процессах, происходящих в холодильной машине, дает цикл Карно. Для изображения основных термодинамических процессов необходимо уметь пользоваться диаграммами Т-S и lgP-I.
При изучении конструкции холодильных машин необходимо уяснить назначение компрессора, конденсатора, испарителя, терморегулирующего вентиля, различать отклонения в работе реальной холодильной машины от идеальной.
Холодопроизводительность машины зависит от условий, в которых она работает. Изменение температуры кипения t0 и температуры конденсации tК приводят к изменению ее холодопроизводительности.
При работе в условиях > 9 переходят на двухступенчатое сжатие, т. к. при этих условиях резко возрастают потери в компрессоре, ухудшаются условия смазки. Двухступенчатое сжатие осуществляется в холодильных установках рефрижераторного подвижного состава.
При изучении индикаторных диаграмм теоретического и действительного цикла работы компрессора обратить внимание на потери в действительном цикле. Эти потери характеризуются коэффициентом подачи l, который можно определить по графику в зависимости от отношения Р /Р или путем расчета.
Для сравнения работы холодильных машин, работающих в реальных условиях, необходимо произвести перерасчет их холодопроизводительности при стандартных условиях.
В качестве холодильных агентов (рабочих тел, осуществляющих в холодильной машине перенос тепла от охлаждаемой среды к охлаждающей) применяются вещества, имеющие низкую температуру кипения при атмосферном давлении. Выбор холодильного агента зависит от целей, для которых предназначена холодильная машина.
Для переноса тепла из охлаждаемых помещений к испарителю холодильной машины в качестве посредников используются различные вещества, называемые теплоносителями.
Задачи 1-10
1.1 Среднее эффективное давление Pe в Мпа определяется из выражения эффективной мощности в кВт:
Ne= 2*10 3 (Pe*Vh *Z/ 2πτ)*ω,
Где Ne, Z, τ- заданы,
Vh-рабочий объем одного цилиндра, м3
Vh= (πD2/ 4) *S
Значение D и S-диаметр цилиндра и ход поршня подставляются в м;
ω= πn/30; угловая частота вращения коленчатого вала с-1
1.2 Среднее индикаторное давление в Мпа
Pi= Pe/ ηм;
1.3 Эффективный КПД
ηe = 3600/Hu*be
1.4 Индикаторный КПД
ηi= ηe/ ηм
1.5 Удельный индикаторный расход топлива в кг/кВТ*ч
bi=3600/Hu* ηi, или bi= be* ηм
Задачи № 34-43
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………................................ | стр. 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….…. | стр. 8 |
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ …………………… | стр. 24 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № ………….................................... | стр. 31 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………………………. | стр. 34 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………. | стр. 37 |
Пояснительная записка
Методические указания и задания на контрольную работу составлены в соответствии с рекомендациями по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 12-52-127 ин/12-23); требованиями ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (базовая подготовка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов.
уметь:
- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
- обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;
- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;
- выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.
знать:
- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;
- нормативные документы по обеспечению безопасности движения подвижного состава; систему технического обслуживания и ремонта подвижного соcтава.
Результатом освоения МДК.01.01. является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Эксплуатировать подвижной состав железных дорог |
ПК 1.2 | Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов |
ПК 1.3 | Обеспечивать безопасность движения подвижного состава |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Цель методических указаний и контрольных заданий – оказать помощь студентам заочной формы обучения при освоении темы 1.6. «Энергетические установки вагонов» и при выполнении контрольных заданий. Методические указания также предназначены преподавателям для организации учебного процесса по теме 1.6. Энергетические установки вагонов, подготовки к проведению лабораторных работ, практических занятий, контрольных заданий и их проверки.
Тема 1.6. Энергетические установки вагонов» относится к междисциплинарному курсу МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны) профессионального модуля ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (вагоны).
Программой по данной теме предусматривается изучение основ термодинамики, конструкции, работы и эксплуатации энергетических установок.
Изучение темы 1.6. имеет практическую направленность и проводиться во взаимосвязи с темами: 1.2. Механическая часть вагонов, 1.3. Электрические машины вагонов, 1.4. Электрические аппараты и цепи вагонов, 1.8. Холодильные машины и установки кондиционирования воздуха, 1.9. Основы технического обслуживания и ремонта деталей, узлов и агрегатов вагонов, ОП «Охрана труда».
Для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала после содержания каждого раздела приводятся методические указания.
Для закрепления теоретических знаний программой предусматривается проведение 6 часов лабораторных занятий, их перечень, приведенный в методических указаниях, носит рекомендательный характер. Рекомендации по проведению, порядку оформления лабораторных работ учебное заведение выпускает отдельно и выдает студентам перед проведением занятий.
Для оказания помощи студентам в целях активизации процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков после методических указаний по каждому разделу приведены вопросы для самоконтроля, которые ориентируют на четкий ответ в виде анализа изучаемого материала и направлены на развитие самостоятельного, творческого мышления, профессионального интереса с использованием проблемного изучения.
Программой дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Номер варианта контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента. Номера вопросов и задач указаны в таблице 1.
Для проверки знаний студентов-заочников проводится экзамен по МДК.01.01.
В методических рекомендациях приведен перечень вопросов для самопроверки при подготовке к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Примерный тематический план
Наименование разделов, МДК и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | |
всего | в т.ч. практические занятия | |
МДК .01.01.Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны) | ||
Раздел 1.. Теоритические основы энергетических установок | 10 | - |
Раздел 2.Основные узлы, элементы и системы дизелей. | 34 | 5 |
Раздел 3. Дизели отечественной постройки и постройки Германии | 32 | 4 |
Раздел 4. Ремонт и обслуживание энергетических установок вагона. | 16 | - |
Всего: | 92 | 18 |
Содержание учебной дисциплины
Введение
Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими спецкурсами, ее роль в подготовке специалиста. Задачи и направления совершенствования технических средств и технологий по улучшению транспортного обслуживания.
Студент должен иметь представление:
- о значимости и сложности конструкций энергетического оборудования рефрижераторных вагонов.
- о роли рефрижераторного подвижного состава в развитии потенциала грузоперевозок и экономики государства..
Раздел 1. Теоритические основы энергетических установок.
Работа энергетических установок основана на реализации термодинамического цикла. Циклом называется замкнутый круговой процесс, при осуществлении которого рабочее тело, пройдя ряд последовательных состояний, возвращается в исходное состояние. Система непрерывного перевода теплоты в работу, путем осуществления кругового процесса в направлении по часовой стрелке, называется тепловым двигателем. Для определения параметров тепловых двигателей проводят анализ рабочего процесса двигателя.
В рабочей программе приведены варианты рабочих диаграмм идеальных термодинамических циклов тепловых двигателей, которыми заменяют термодинамический процесс реального рабочего двигателя.
Проведение термодинамического изучения идеального цикла теплового двигателя; определения работы цикла , термического к.п.д. , индикаторного давления , а также построения тепловой диаграммы процесса (в координатах ).
Студент должен знать:
- основные принципы технической термодинамики.
- классификацию рефрижераторного подвижного состава
- основные характеристики рефрижераторного подвижного состава
Студент должен уметь:
-решать задачи и производить расчеты теоретических циклов двигателей.
- классифицировать рефрижераторный подвижной состав
- определять основные характеристики рефрижераторного подвижного состава.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 355.