Проблема истины является извечной и фундаментальной в философии. Все вопросы теории познания концентрируются вокруг данной проблемы.
Что такое истина, каковы ее критерии, как человек достигает истины? Способен ли человек в принципе постичь истину? Эти и другие вопросы определили направление развития всей философской мысли.
В истории философии существовали различные понимания истины. Сама проблема истинности знания была сформулирована еще в Древней Греции и разрабатывалась у элеатов, Демокрита, Платона. Формирование классической концепции истины, сохранившейся до наших дней, связано с именем Аристотеля. Согласно данному подходу, истина есть соответствие мыслей действительности. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, Гегель, Л. Фейербах и сторонники философии К. Маркса. Этот подход развивается в традиционном материализме.
Современный экзистенциализм сводит истину к особой форме психического состояния личности. У прагматизма истина представляет собой соответствие идей стремлениям и интересам личности. Один из видных представителей прагматизма У. Джеймс утверждал: «… истинное, говоря коротко, это просто лишь удобное … в образе нашего мышления …»[1]
В русле прагматической трактовки лежит определение истины, данное А.А. Богдановым. Богданов А.А., не признавая в истине объективного содержания, выделил 2 критерия истины: общезначимости и общеполезности.
Существуют также когерентная и корреспондентная концепции истины. Сторонники когерентной концепции истины (от лат. Coharentia – сцепление, связь), опираясь на опыт математических доказательств, определяют истинность данных утверждений через логические операции вывода их из других предложений, ранее признанных истинными. Корреспондентная теория истины (от лат. Correspondere – отвечать, осведомлять) исходит из того, что те или иные утверждения должны соответствовать внешней действительности. Однако в науке существует понятия, истинность которых нельзя проверить путем прямого наблюдения. Так, к высшим разделам математики неприменима данная теория.
Характеристики истины как соответствия, адекватности наших знаний содержанию объекта познания:
1. объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. Не зависящее от нас содержание наших знаний и есть объективная истина.
2. по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия.
3. абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.
4. относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с его конечными факторами. Отражение, которое еще недавно было адекватным, через некоторое время перестает быть таковым. Например, геоцентрическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире.
В теории истины особенно важное значение имеет вопрос об истинности наших знаний, т.е. вопрос о критериях, позволяющих установить эту истинность.
В истории философии проблема критерия истины была поставлена очень остро и возникла уже в античности. Одни философы пытались обосновать в качестве критерия истины ощущения и восприятия человека: все, что выводимо из чувственно данного, истинно. Другие же склонны были полагать, что невозможно найти строгого основания для решения вопроса об объективной истинности знания. Некоторые философы считали, что достоверность всего человеческого знания возможно доказать путем редукции его из всеобщих положений, истинность которых самоочевидна и не требует доказательства.
Современная наука подвергла сомнению данные подходы и показала несостоятельность попыток найти критерий истинности знания в самом знании или в каких-либо исходных особых положениях, принимаемых как самоочевидные истины. Таким критерием и оказалась практика – предметно-чувственная материальная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения своих потребностей.
Практика играет особую роль в познании. Во-первых, она составляет основу познания, поскольку пронизывает все ее формы. Познание через практику связано со своим объектом. Во-вторых, практика дает исходный материал познанию и формирует, корректирует цели познания. И, в-третьих, практика выступает как критерий истины, позволяет сопоставлять те или иные знания о мире с самим миром.
В сфере научного познания используются различные способы проверки истинности знания опосредованная и непосредственная проверки, логический и аксиологический критерии и др. В основе и логического, и аксиологического, и других критериев истины лежит практика. И в этом смысле практика – абсолютный (или всеобщий) критерий истины. Но такое понимание практики вовсе не означает отрицания специфичности дополнительных критериев истины, способствующих установлению достоверности знания, а определяет практику в качестве ведущего критерия, испытывающего познание на истинность.
Философская антропология.
План.
1. Проблема человека в философии и науке.
2. Происхождение человека.
3. Природа человека и его предназначение.
4. Основные подходы к проблеме сознания в философской традиции.
5. Природа сознания. Теория отражения.
6. Роль языка и социокультурных факторов в возникновении сознания и его развитии.
7. структура и функции сознания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.