Философское учение о материи требует ответа и на вопрос о том, как существует материя – находится ли она в движении или покое, что такое движение, что такое пространство, время. И на эти вопросы уже пытались ответить материалисты античности. Они считали, что материя всегда в движении, но движение понимали, как простое перемещение в независимом от материи пространстве. Так, Аристотель считал, что «незнание движения влечет за собой незнание природы».
Примерно такой точки зрения придерживались и выдающиеся материалисты XVIII века – Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри и др. Но уже в XIX веке создатели диалектического материализма – Маркс и Энгельс высказали мысль, что материя, движение, пространство и время не изолированы друг от друга, они находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Они дали иное, отличное от прежних определений, понимание движения. Под движением следует понимать не только перемещение в пространстве, но любое изменение материальных объектов. «Движение есть изменение вообще» - таково понимание движения с позиции диалектического материализма. Движение неотделимо от материи, оно есть способ существования материи. Покой только относителен.
Все материальные образования находятся в постоянном движении. В обыденном понимании движение – это простое перемещение в пространстве. Но в действительности все обстоит гораздо сложнее. Перемещение в пространстве – это только одна из многочисленных форм движения. Например, свет – это тоже движение, как и рост растения и всего живого. Развитие общества, переход от одной ступени к другой – тоже движение. Обобщая эти и многие другие факты, можно сделать вывод, что движение – это всякое изменение, происходящее в мире. «Движение есть изменение вообще» – в этой краткой формуле содержится глубокое научное и философское понимание движения.
Но изменения происходят постоянно, они весьма разнообразны. Их можно классифицировать с учетом материальных носителей, области распространения, собственных законов. Еще во второй половине XIX века Ф. Энгельс, опираясь на научные знания своего времени, выделил пять основных форм движения:
· механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве;
· физическое (по существу тепловое);
· химическое движение - движение атомов внутри молекул4
· органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни;
· социальное движение (все изменения в обществе).
Эта классификация к настоящему времени расширена. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:
· пространственное перемещение;
· электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
· гравитационную форму движения;
· сильное (ядерное) взаимодействие;
· слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
· химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
· геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т.д.);
· биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;
· социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
Эти принципы не утратят своего значения и в дальнейшем. Важнейшим из них является принцип систематизации форм движения в направлении от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, протекающих в социуме.
Важен и принцип связи каждой формы с определенным материальным носителем. Не менее важен и принцип обусловленности высших форм движения низшими и несводимость высших форм к низшим. Например, несостоятельной является попытка переноса законов биологического развития на социум. Так же несостоятельным является стремление увидеть в низших формах движения материи элементы высших (панпсихизм). Наконец, классификация позволяет видеть связь форм движения с определенными группами наук и связывать формы движения с классификацией наук. Эти формы движения показывают, что оно не может существовать без материального носителя (вещества или поля).
Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, оно существует объективно, независимо от человека - материя сама по себе имеет причину своих изменений. Во-вторых, оно носит всеобщий характер, поскольку нет материи без движения, и поэтому движение выступает как атрибут (неотъемлемое свойство) материи.
В-третьих, оно несотворимо и неуничтожимо. Нельзя говорить о начале или конце движения – можно говорить о начале движения объекта из состояния покоя и о возвращении объекта в состоянии покоя. Но при этом важно понимать, что движение абсолютно, а покой всегда только относителен, то есть возможен только по отношению к другому объекту (земля, например), который сам находится в движении. Покой всегда включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.
Пространство и время.
Формами существования материи являются пространство и время. Сложилось два подхода в понимании пространства и времени – субстанциальный и реляционный. Первый – это понимание пространства и времени как самостоятельных сущностей, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство – просто вместилище тел, время – это «чистая» длительность. Так утверждал еще Демокрит, но логическое завершение понимания абсолютного пространства и времени мы находим у Ньютона. Субстанциальная концепция разделяется как материалистами, так и идеалистами.
Реляционный подход наметился еще у Аристотеля, получил развитие у Декарта. Одним из наиболее ярких представителей реляционной концепции был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть, как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. С позиции материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.
С точки зрения диалектического материализма пространство – это форма бытия, которая характеризует порядок сосуществования и рядоположения материальных объектов, их структур, протяженность.
Время – форма бытия, характеризующая изменения, происходящие с материальными объектами. Человек познал эти природные процессы (движение Земли вокруг Солнца, смену дня и ночи и др.) и назвал это временем. Оно – атрибут не только неживой, но и живой материи (биологическое время) и социума.
Пространство и время имеют некоторые общие и некоторые отличительные черты.
Общими характеристиками для них являются: объективность, вечность, безграничность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность. Для пространства характерны такие черты, как трехмерность, симметричность, изотропность. Для времени: одномерность, однонаправленность, анизотропность.
Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение в теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, каждая материальная система сама формирует свои пространственно-временные характеристики в зависимости от скорости движения. При больших скоростях, приближающихся к скорости света, происходит как бы сокращение пространственных характеристик и замедление времени (процессов). Масса же объектов резко возрастает. Философский смысл теории относительности в том, что она подтверждает вывод, что материя, пространство и время взаимосвязаны, образуют пространственно-временной континуум (от лат. – непрерывное, сплошное).
Мир – это бесконечное множество систем различного порядка, находящихся в постоянном движении, но все эти системы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Окружающий нас мир – един, и это единство – в его материальности.
Важное значение для понимания единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Синергетика показывает, что в мире идет процесс спонтанного и автономного образования различных структур в неравновесных открытых системах. Иначе говоря, самоорганизация присуща не только живой, но и неживой природе, что позволяет увидеть в физических процессах переход от «существующего к возникающему» (И. Пригожин), что создает предпосылки для описания новой целостной общенаучной картины мира.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.