Именно 19 век принято считать началом формирования оригинальной русской философии.
Начало 19 века ознаменовалось отечественной войной, закончившейся победой России, что подняло народное самосознание.
1825 год – восстание декабристов. Разгром декабристов привел к спаду развития светского образования. Закрываются университеты. Города наполняются мистической и религиозной литературой.
40 –е годы 19 века – начало медленного процесса капитализации страны.
В это время остро встает проблема выбора пути дальнейшего развития России. Разворачивается полемика между славянофилами (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) и западниками (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин и др.) об историческом своеобразии России и Западной Европы. Славянофилы говорили о религиозном смирении русского народа, о некой духовной целостности православно-христианского менталитета. Западники же восхваляли культуру буржуазных отношений европейских стран. Они представлены двумя направлениями:
1. Либеральное. (Т.Н. Грановский, В.Ф. Боткин). Реформаторские идеи. Выступали с критикой самодержавно-крепостнических отношений в стране, идеализировали европейский образ жизни.
2. Революционно-демократическое. (Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др. русские революционеры-демократы независимо от основоположников марксизма пытались решить историческую задачу, стоявшую перед философией 19 века, – соединить материализм и диалектику в единое целостное учение. То, что их попытка не удалась, объясняется главным образом социально-экономической отсталостью России.
Философия революционных демократов оказала прямое воздействие на формирование мировоззрения таких выдающихся представителей науки в России как И.М, Сеченов, И.И. Мечников, А.О. Ковалевский, И.П. Павлов, внесших большой вклад в развитие отечественной и мировой науки второй половины 19 – начала 20 века.
Реакцией на революционно-демократическую философию материализма 60-х годов религиозно-мистический идеализм (П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев), позитивизм и неокантианство.
Религиозно-идеалистическая философия, продолжавшая традиции славянофильства, получает фундаментальное обоснование в трудах В.С. Соловьева.
Владимир Соловьев (1853 – 1900 гг.).
Центральное место в философии Соловьева отдано идее «всеединого сущего», т. е. сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредник между ними – мировая душа – София – божественная мудрость. При этом всеединстве каждая отдельная вещь – частичное проявление всего в мире в целом. На вершине мира – единое творческое ничто как соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного).
Построенная Соловьевым система «цельного знания» (синтез науки и религии) призвана обосновать концепцию «богочеловеческого всеединства».
Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере.
Всеединство конечная цель деятельности людей. Исходное начало всеединства – Бог. Человек – посредник между миром и Богом.
Осмысливая тенденции мирового развития конца ХIХ – начала ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал В. С. Соловьев, - в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли В.С. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества под эгидой всемирной технократии.
Анализируя общество Соловьев определяет три начала социальной жизни, три кита нравственности: стыд, жалость и благоговение. Стыд – выделяет человека из животного мира; жалость – солидарность с живым существом, сострадание; благоговение – преклонение перед высшим началом, признание, что этим миром, мир не исчерпывается. Исторический прогресс – это переход от зверочеловечества к богочеловечеству путем нравственного совершенствования.
Россия – лидер человечества и должна проложить путь к социальному совершенству.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.