Критическая философия И. Канта (1724-1804)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Родоначальником немецкой классической философии по праву считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всестороннее осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его конструирования. Существенным вкладом И. Канта в историю европейской гносеологии (теории познания) стал анализ механизмов познания, на основе которого он вводит свой знаменитый принцип «трансцендентального единства апперцепции» («Критика чистого разума»).

В теории познания Кант осуществляет своего рода переворот.

В противоположность предшественникам на первое место в процессе познания он ставит не объект, воздействующий на органы чувств, а активный субъект, который благодаря своим познавательным способностям – чувствам, рассудку, воле не отражает объект, а творит, конструирует представления о нем и создает соответствующие теории. Утверждая, что субъект познает только то, что сам творит, Кант вводит понятие о мире явлений и непознаваемом мире «вещей в себе». Между «вещами в себе» и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без «вещей в себе» не может быть и явлений. Мир «вещей в себе» - умопостигаемый мир, доступный лишь практическому разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности.

В отличие от философов 17 в., Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы найти ответ на вопрос, что такое истинное знание.

Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы.

Категорический императив Канта: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом»

3.2 Идеалистическая диалектика Г.В.Ф. Гегеля(1770-1831). (Георг Вильгельм Фридрих Гегель)

Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и метод познания мира, считается важнейшим достижением немецкой классической философии.

Подлинной вершиной классической диалектики явилось учение Г. В. Ф. Гегеля. Впервые в истории философской традиции вся область действительности была представлена в беспрерывном движении, изменении и развитии («Наука логики», «Феноменология духа»). В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской философии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности

Диалектический метод Гегеля явился великим приобретением человеческой мысли. Впервые в истории им были сформулированы основные законы и категории диалектики, как законы и закономерности развития Абсолютной идеи и мирового разума.

Диалектика Гегеля явилась важнейшим теоретическим источником нового этапа в развитии философии – диалектического материализма.

Другим таким источником явился материализм видного немецкого философа Л. Фейербаха (1804-1872).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.