Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет, Я иду, боюсь, Кто это?.. (гусь)
Все эти звери решили зимовать вместе. Послушайте, как это слу-
чилось.
У старика со старухой были бык, баран, гусь, петух и свинья.
Вот старик и говорит старухе:
— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику!
— Так что ж, зарежем.
Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал,
искал — не мог найти петуха.
Вечером опять говорит старухе:
— Не нашел я петуха, придется нам свинью заколоть.
— Ну, заколи свинью.
Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью — не нашел.
— Придется барана зарезать.
— Ну что ж, зарежь.
Баран услышал это и говорит гусю:
— Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!
И убежали баран с гусем в лес. Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся. Искал-искал — не нашел!
— Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придется, видно, быка зарезать.
— Ну что ж, зарежь.
Услышал это бык и убежал в лес. Летом в лесу привольно.Живут беглецы — горя не знают.
Но прошло лето, пришла зима.
Вот бык пошел к барану:
— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студеное — надо избу рубить.
Баран ему отвечает:
— У меня шуба теплая, я и так прозимую.
Пошел бык к свинье:
— Пойдем, свинья, избу рубить!
— А по мне, хоть какие морозы — я не боюсь, зароюсь в землю и без шубы прозимую.
Пошел бык к гусю:
— Гусь, пойдем избу рубить!
— Нет, не пойду! Я одно крыло подстелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймет.
Февраль 95
— давай избу рубить!
— Нет, не пойду. Я зиму и так под елью сижу.
Бык видит: дело плохо. Надо самому хлопотать.
— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу ставить.
И срубил себе избушку один. Затопил печку и полеживает, греется.
А зима завернула холодная — стали пробирать морозы.
Баран бегал, бегал, бегал, согреться не может, и пошел к быку.
— Бя-я! Пусти меня в избу!
— Нет, баран, я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба теплая, ты и так прозимуешь.
— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь — тебе же будет холоднее.
Бык думал, думал: <‘дай пущу, а то застудит он меня».
— Ну, ладно.
Баран зашел в избу и перед печкой на лавочку лег.
Немного погодя прибежала свинья:
— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, гiогреться!
— Нет, свинья, я тебя звал избу рубить, ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.
— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню! Бык подумал, подумал: «Подроет она углы, уронит избу.
Ну, заходи!
Забежала свинья в избу и забралась в подполье.
За свиньей гусь летит:
— Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться.
— Нет, гусь, не пущу. У тебя два крыла, одно подстелешь, другим оденешься — так и перезимуешь.
— А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю!
Бык подумал, подумал и пустил гуся.
Зашел гусь в избу и сел на шесток.
Немного погодя прибегает петух:
— Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу!
— Нет, не пущу. Зимуй в лесу под елью.
— А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу!
Бык пустил и петуха.
Влетел петух в избу, сел на брус и сидит.
Вот они живут себе впятером, поживают.
Узнали про это волк и медведь.
— Пойдем, — говорят, — в избушку, всех поедим, сами станем там жить. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:
— Иди ты вперед, ты здоровый.
— Нет, я ленин, ты шустрей меня, иди ты вперед.
Пошел бык к петуху:
9 8
Воспитатель раздает детям карточки с изображением различных предметов, на которых один из предметов лишний, дети определяют, какой, и объясняют, почему.
З. далее воспитатель предлагает детям таблицы с различными буквосочетаниями на скорость, на точность воспроизведения.
Занятие 7
Тема: «Игра-задание «Оживи картинку».
Программное содержание: 1) Учить детей озвучивать героев картинки, говорить за них, подражая их голосам. Развивать творческое воображение, артистичность, звукоподражательные способности.
2) Игра «Чудесный мешочек». Упражнять детей в описании предмета.
З) Пальчиковая гимнастика «Упрямцьи». Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивающая среда: сюжетная картина на произвольную тему; чудесный мешочек с картинками.
Ход занятия
1. Воспитатель показывает детям картину с изображением двух рыболовов, один из которых наловил много мелких рыбешек целое ведро, а
другой поймал большую рыбину. Воспитатель предлагает детям подумать, о
чем бы могли разговаривать эти два рыболова, предлагает озвучить их.
2. Игра «Чудесный мешочек». дети достают из мешочка картинку с изображением какого-либо предмета, составляют описательньий рассказ по картинке.
Какой предмет изображен?
— Живой или неживой?
Из какого материала сделан? для чего он нужен?
— Какая от него польза или вред? З. Пальчиковая гимнастика «Упрямцы».
Вот мостик горбатый,
Вот козлик рогатый,
На мостике встретил он
Серого брата.
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться,
И с козликом козлик
Стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались,
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.
99
Занятие 8
Тема: «Малые фольклорные формы».
Программное содержание: 1) Помочь детям понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию (с кем или с чем он сравнивается).
2) Учить детей подбирать сравнительные обороты к предметам, развивать фантазию, воображение.
З) дидакгическая игра «Кто быстрее назовет букву?» (игра на скорость).
Развивающая среда: картинки к загадкам; знакомые детям буквы из магнитной азбуки.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям найти героя загадки, т.к. он спрятался от ребят.
Нужно быть очень внимательным, знать, с кем сравнивается этот герой.
Симпатичный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
(морковка)
С чем сравнивается морковка? (С краСным НОСОМ).
- С чем сравнивается ботва морковки? (С зеленыМи пятками,).
Убежали как-то с грядки
Огородом погулять
Голопузые ребятки:
Раз, два, три, четыре, пять.
И упали, и пропали,
Головой в рассол попали,
Были все зеленые,
Стали все соленые.
(огурцы)
100
С кем сравниваются огурцьи? (С голопузыми ребятками).
Под сосной, красив на Вид,
В красной шапке модной,
добрый молодец стоит,
Никуда не годный,
Потому что народ
Его в корзину не берет.
(мухомор)
С кем сравнивается мухомор? (С добрым молодцем, никуда не год-
Почему он никуда не годен?
2. Учить детей подбирать сравнительные обороты к предметам:
морковка сочная, как
— морковка рыжая, как
огурцы чистые, как
огурцьи зеленые, как
— мухомор нарядный, как
З. дидактическая игра «Кто быстрее назовет букву?» (игра на скорость). Воспитатель выставляет на магнитную доску буквы, дети Называют
их, кто быстрее.
101
Занятие 1
Тема: «Малые фольклорные формы».
Программное содержание: 1) Помочь детям понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию (с кем или с чем он сравнивается).
2) Учить детей подбирать сравнительные обороты к предметам, развивать фантазию, воображение.
З) ЗКР. дифференциация звуков [с], [ш]. Учить детей четко артикулировать звуки, различать их в словах и во фразовой речи.
Развивающая среда: картинки к загадкам, буквы с, ш.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Что за зверь лесной:
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы — Уши больше головы?
— На кого похож волк? (На ончарку).
С чем сравниваются его зубы? (С острым ножом).
(заяц)
— С чем сравнивается заяц? (Со столбиком).
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
102
На меня они глядят, Молока они хотят.
(ежик)
У волка зубы острые, как
Заяц быстрый, как
Заяц белый, как
Еж колючий, как
Вода течет из крана: С-с-с.
Ветер шумит: «Ш-ш-ш>.
Волна набегает на берег: «Сш-сш-сш.
Занятие 2
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата».
Программное содержание: 1) Обсуждение проблемной ситуации: что делать, если вдруг вы нашли в лесу маленького, только что родившегося зайчонка, лисенка, птенчика. Как себя вести?
2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата». Учить детей внимательно слушать небольшое по объему литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя.
З) Подбор сравнительных оборотов к слову «зайчонок».
Зайчонок пушистый, как комочек.
Зайчонок маленький, как гномик.
4) Речевая разминка «Заяц мчится, что есть мочи...».
5) Чтение обратных слогов: хоровое и индивидуальное.
Развивающая среда: картина с изображением зайчат из серии «дикие животные»; таблицы для чтения.
Ход занятия
1. Воспитатель вместе с детьми обсуждает проблематичную ситуацию:
Что делать, если вдруг вы нашли в лесу маленького, только что родившегося зайчонка, лисенка, птенчика? Как себя вести?
Педагог выслушивает ответы детей, высказывает свое мнение.
Зайчонок пушистый, как комочек. Зайчонок маленький, как гномик.
4. Речевая разминка «Заяц мчится, что есть мочи...».
Заяц мчится, что есть мочи,
Заяц схорониться хочет,
То бежит он, то кружит.
Бедный, он всего боится...
Где укрыться ото зла — От лисицы, от куницы,
От орлицы и орла?
Он боится даже белки,
Пенчей птицы, даже мелкой.
Уши — стрелы, хвост — сучок.
Прыгнул белкой, и молчок.
— С чем сравнивается еж? (С иголками и булавками). 2. Учить детей подбирать сравнительные обороты к предметам.
103
Найти в загадках слово-предмет и слово-действие. З. ЗКР. дифференциация звуков [с], [ш].
2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата».
Сидите в траве, зайчишки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, — никто вас не найдет!
далее проговаривание по цепочке каждого предложения рассказа.
Вопросы воспитателя:
— Почему зайчатам нельзя шевелиться?
— Почему им нельзя бегать?
— Кто их враги? Кого им нужно опасаться?
З. Подбор сравнительных оборотов к слову «зайчонок».
5. Воспитатель раздает детям табличкк для чтения, каждый водит пальчиком по своим табличкам и читает обратные слоги: АМ, АЛ, АР, АН — хором, индивидуально.
Занятие З
Тема: «Чтение детям стихотворение А. Введенского «Загадка». Программное содержание: 1) Учить детей внимательно слушать стихотворение, запоминать, отгадывать объект загадки по характерным его признакам.
2) Учить детей подбирать сравнительные обороты к словам. Развивать навыки словообразования.
3) ЗКР. дифференциация звуков [с], [ш]. Учить правильно артикулировать звуки в словах и во фразовой речи. Развивать интонационi-iую выразительность речи.
104 Конспекты интегрированных занятий
Развивающая среда: картинка с изображением теленка и коровы; буквы С, Ш.
Ход занятия
1 Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и отгадать загадку, которая в нем спряталась.
Загадка
Этот маленький раебенок.
Спит без простынь и пеленок,
Под коричневые ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки,
Он гуляет без пальто,
Он калоши и сапожки
Не наденет ни за что.
Не сошьют ему рубашки,
Не сошьют ему штанов,
Не дадут ему фуражки,
Не спекут ему блинов.
Он сказать не может: ‘<Мама, Есть хочу!« А потому Целый день мычит упрямо:
«Му-у!э<.
Это вовсе не ребенок, Это маленький теленок.
Вопросы воспитателя:
— О ком говорится в загадке?
— С кем сравнивается теленок?
— Как вы узнали, что это теленок?
2. Воспитатель предлагает детям сравнить теленка с...
теленок ласковый, как ... мама теленок добрый, как теленок игривый, как
З. ЗКР. дифференциация звуков [с], {шI.
Вода течет из крана: <‘С-с-с<э.
Ветер шумит: ‘<Ш-ш-ш«.
Волна набегает на берег: «Сш-сш-сш«.
105
Воспитатель уточняет артикуляцию звуков.
Занятие 4
Тема: «Чтение стихотворения Я. Коласа «Песня о весне».
Программное содержание: 1) Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства для передачи образов, развивать образность речи, воображение.
2) дидактическая игра «Весенние слова». Учить детей подбирать слова-определения. Развивать творческое воображение.
З. Учить детей находить в стихах приметы весны.
Развивающая среда: картины с весенним пейзажем.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям врослушать стихотворения Я. Коласа «Песня о весне».
Уходи, мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.
Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли.
А зима сдала, осела, — Хватит ей озорничать.
Выходи, ребята, смело,
Песни петь, весну встречать.
— Ребята, если бы вы рисовали весну, какую краску вы бы взяли?
— Зеленая весна, когда все расггускается, зеленеет, гiробуждается.
— А сейчас весна робкая, несмелая, только-только прогоняет зиму. Еще холодно, морозно, но небо радостное, птицы радуются по-весеннему.
106 Конспекты интегрированных занятий
— Такую раннюю весну лучше рисовать голубой краской.
- Почему? (Небо голубое, вода голубая, лодснежник голубой).
2. дидактическая игра «Весенние слова».
— А сейчас поиграем в весенние слова. Я назову слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.
Голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное (небо).
Веселая, звонкая, прозрачная, холодная (капель).
Яркое, золотое, теплое, ласковое (солнце).
Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный, погожий (день).
— А теперь, наоборот, я называю слово, а вы говорите, какое оно:
Небо
Солнце
день
Капель
З. далее воспитатель предлагает детям в прочитанных стихах найти приметьи весны.
Гули-гули — голуби
Сели возле проруби.
Воровали: гуль-гуль,
Речка пела: буль-буль!
На полянах в лесах
Голубели кочки,
На прибрежных тополях
Набухали почки.
У весенней проруби
Голубели голуби.
(А. Прокофьев)
— Почему ранней весной голубеют кочьи? (Расцветают подснежники). Весна
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
105
Занятие 5
Тема: «Слушание стихотворения Б. Асаналиева «Весна». Программное содержание: 1) Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства, развивать образность речи, творческое воображение.
2) дидакгическая игра «Весенние слова». Учить детей подбирать слова-определения. Развивать творческое воображение.
З) Чтение анаграмм из знакомых детям буки.
Развивающая среда: картины с весенним пейзажем, магнитные буквы.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать стихотворение о весне и назвать все приметы весны, которые они услышали:
Снова нет ручьям покоя — день и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых облаках.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг.
Розовые, синие, голубые, красные,
Как один — красивые,
Хоть и очень разные.
Приметьи весны: журчат ручьи, солнце льет лучи...
Вопросы воспитателя:
Какого цвета весенние цветы?
— Какой краски больше ранней весной? (Голубой — голубое небо, голубые ручьи, голубые подснежники).
Какой краски больше поздней весной? (Зеленой — зеленая трава, зеленые клейкие лисвгочки).
И все-таки весна разноцветная (пестрая).
Учить детей соотносить время года и явления природы с определенными цветами: солнце — желтое, трава — зеленая, небо — голубое...
2. дидактическая игра «Весенние слова».
дети по словам-определениям стараются понять, о чем идет речь, и называют предмет:
108 Конспекты интегрированных занятий
Яркое, лучистое, ласковое, теплое, весеннее, золотое (солнце).
Чистое, безоблачное, голубое, бездонное (небо).
Кудрявые, пушистые, белые, кучевые (облака).
Затем воспитатель называет предмет, а дети подбирают слова-опреде-
ления к нему.
З. Чтение анаграмм из знакомых детям букв.
ЖАШОСКЛРМИКЖСШАОУИЭ
Занятие б
Тема: «Моделирование стихотворения В. Берестова «дракон». Программное содержание: 1) Активизировать в речи детей эмоционально-оценочную лексику.
2) Использовать рамочки Монтессори для изображения голов дракона, дорисовывать недостающие детали. Четко выполнять задание воспитателя, быть внимательными.
Развивающая среда: иллюстрации к сказкам с изображением Змея Горыньича, дракона, рамочки Монтессори, фломастеры, альбомы по количеству детей.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказкам, спрашивает: «Что за чудище на картинках?».
Это дракон, Змей Горыныч.
Он злой или добрый? (Злой. Он сжигал все на своем пути, поедал людей, охранял вход в Кощеево царство).
А мы с вам сегодня познакомимся с добрым драконом, который никогда никого не обижал. Он дружил со всеми, просто очень любил поку- шать. А так как у него было много голов, то каждая голова мыслила по- своему, и у каждой головы было любимое блюдо.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «дракон».
В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором с3дравствуйте!>э сказал
И, улыбаясь, заказал:
для этой головы — пожалуйста, халвы.
— для этой пасти — прочие сласти.
— для этой головки — перловки.
109
— для этой глотки — селедки.
— для этой башки — пирожки,
— для этой рожи — тоже.
— для этого личика — два сдобных куличика.
— Что еще? Лимонада бугылку,
Семь конфеток, нож и вилку.
— Как вы думаете, ребята, этот дракон был добрым или злым?
— Почему его можно назвать вежливым? (Он говорит вежливые слова пожалуйстФ), йздравствуйте).).
Сколько голов было у дракона?
— Сейчас мы с вами попробуем изобразить эти головы, смоделировать их.
2. дети используют для моделирования рамочки Монтессори: накладывают их на альбомный лист и обводят фломастером, затем дорисовывают детали. Воспитатель четко называет геометрическую фигуру, которую нужно обвести:
первая голова была круглой (дет’и обводят круг);
— вторая голова — овальной;
— третья — квадратной;
— четвертая — прямоугольной;
— пятая — треугольной;
шестая — многоугольной;
седьмая — четырехугольной (трапеция).
Изображение получается примерно таким:
Занятие 7
Тема: «Моделирование стихотворения В. Волиной «Солнечные зайчики».
Программное содержание: 1) Активизировать в речи детей эмоционально-оценочную лексику.
110
2) Рассматривание картинок о весне, запоминание слов-определений к словам: солнце, проталины, снег, ветер. З) Использование рамочек Моитессори для зарисовки солнечных зайчиков разной формы.
Развивающая среда: картины с изображением весенних пейзажей, рамочки Монтессори, фломастерьи на каждого ребенка, альбомы, маленькое зеркальце.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины с изображением весенних пейзажей и назвать приметы весны.
—Ярко светит солнце. Какое солнце? (Лучистое, золотое, теплое, ласковое, весеннее).
— Появились первые г!роталины. Какие проталiшы? (Черные, весенние).
Тает снег. (Снег весной —рыхлый, грязный).
— дует теплый ветер. (Ветер — весенний, свежий, теплый, ласковый).
— Весной солньшiко ласкает землю и дарит нам свои лучики. Лучики солнца отражаются в зеркале и дарят нам солнечных зайчиков, которые хотят поиграть с ребятами.
Воспитатель читает стихотворение В. Волиной «Солнечные зайчики».
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегуг ко мне.
Ну, лови, лови скорей:
Вот, вот, вот — левей, левей,
Убежал, на потолок — скок.
Воспитатель направляет зеркальце на стену, дети догоняют солнечных зайчиков (проводится подвижная игра).
2. — Наигрались? Очень веселый солнечный зайчик пришел к нам в гости. Но мы не можем его долго задерживать. Он должен возвратиться в свою Солнечную страну. А мы с вами сейчас смоделируем солнечных зайчиков и оставим их себе на память в наших альбомах.
Воспитатель предлагает детям воспользоваться рамочками Монтессори и изобразить солнечных зайчиков разной формы, использовать желтый фломастер.
Солнечные зайчикя очень веселые, радостные от того, что наступила весна.
111
Занятие 1
Тема: «Чтение детям стихотворенвя с заданием».
Программное содержание: 1) Прослушать стихотворение, отгадать, какое время года в нем изображено, о каком месяце идет речь.
2) Беседа о погоде: «Закончи, чтё я сказала». дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Развивать внимание, творческое воображение.
Развивающая среда: картины с весенним пейзажем, картины с изображением различных явлений природы.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение Е. Трутневой
«Весна».
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна!
По снегу капельки стучат:
Подснежник, хватит спать!»
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.
Но все же март, а не апрель — Чуть солнышко зайдет,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лед.
2. далее воспитатель с детьми становится в круг, берет в руки мяч, бросает его по очереди детям. Тот, кто поймает мяч, заканчивает предложение:
Из-за туч вышло золотое
Подул теплый весенний
112
Загремел гром и пошел первый весенний
На деревьях появились клейкие зеленые
Пригрело ласковое ... и зазвенела весенняя
Затем воспитатель показывает детям картинки и предлагает рассказать, какая погода на улице, опираясь на картинку. Для работы используются ключевые слова (ясная, пасмурная, дождливая, солнечная, ненас,лная, ветреная).
Занятие 2
Тема: «Рассматривание картин с весенним пейзажем».
Программное содержание: 1) Учить детей составлять огшсательньий рассказ в сравнении: «Ранняя весна», «Поздняя весна». Учить детей находить отли чительные особенности в двух пейзажах, подмечать, называть, сравнивать.
2) Подбор и запоминание слов-определений.
З) Запоминание природных явлений, характерных для весны.
4) Проговаривание закличек о весне.
Развивающая среда: картины с изображением ранней и поздней весны (один и тот же пейзаж в разных временных отрезках: на одном еще лежит снег, видны первые проталины, на другом снег сошел, зеленая травка, листочки, прилетели птицы); картины с изображением природных явлений, характерных для весны.
Ход занятия
1-2. Воспитатель вывешивает на ковролине две картины: на одной весна ранняя, на другой — поздняя. Воспитатель просит детей очень внимательно рассмотреть картины и отметить, чем они отличаются. (Пейзаж один и тот же, только на одной картине еще лежит снег, деревья без листочков, появились первые проталинки.)
снег: рыхлый, грязный, пористый;
проталины: черные, весенние;
деревья: обнаженные, голые;
солнышко: ласковое, весеннее, теплое, лучистое, веселое;
ветерок: легкий, теплый, свежий, весенний, ласковый;
подснежник: нежный, первый, голубой, свежий, молодой.
На другой картине: на деревьях появились листочки, снег растаял, появилась молодая травка, весело поют птицы.
листочки: нежные, изумрудные, зеленые, клейкие, ароматные, молодые;
трава: зеленая, молодая, сочная, свежая;
земля: рыхлая, влажная, черная;
113
птицы: перелетные, зимующие, веселые, хлопотливые, поющие (пенчие); облака; белые, пушистые;
небо: голубое, чистое, весеннее.
Воспитатель помогает детям сравнить две картины, подводит их к пониманию того, что на обеих картинах изображена весна, только в одном случае она ранняя, а в другом — поздняя.
З. Затем воспитатель раскладывает перед детьми картины с изображением различных природных явлений и предлагает им подумать: какие явления характерны для весны.
— Что бывает весной? (дождь, туман, гром, гроза, град, снег (иногда).
4. Затем воспитатель предлагает детям встать в круг и позвать (покликать) весну, чтобы она пришла к ним и осталась насовсем, как это делали в старину:
Весна-весняночка,
Где ты зимовала?
— Зимовала я в лесочке,
Под ракитовым кусточком,
Солнышко встречала,
Лето дожидала!
Весна, весна,
Отворяй ворота,
Приходи поскорей,
Землю нашу согрей.
Соха, борона,
Ступай на поля!
Вспаши, взборони — Хлебца новенького,
да яровенького!
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей,
Весну приведи,
Холод-зиму прогони!
Занятие З
Тема: «Чтеi,ii’ i i чм стихотворения-загадки Ю. Коринец «Кто живет у ii.ii н сарае?».
114 Конспекты интегрярованных занятий
Программное содержание: 1) Учить детей вслушиваться в текст стихотворения, определять по описанию, кто его герои, называть их. Подбирать слова-оГiределенют к слову «свинья». Цепочка слов (ТРИЗ).
2) Психорелаксационная игра <Щерево».
3) дифференциадия понятий «буква», «звук». Буквы Ж, Ш.
Развивающая среда: фигурки домашних животных, магнитная доска, магнитные буквы.
Ход занятия
1. Воспитатель спрашивает у детей, были ли они когда-нибудь в деревне, живет ли у кого-нибудь из них в деревне бабушка?
Затем педагог предлагает детям отгадать стихотворение-загалку «Кто живет у нас в сарае?» и назвать всех животных, о которых говорится в стихотворении.
Кто живет у нас в сарае?
Я их всех отлично знаю:
Эта, прыгая по кручам,
Блеет голосом скрипучим.
Хоть она и молодая,
А уже совсем седая.
Не напиться ей воды,
Не смочивши бороды.
Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После кажцого глотка
долго смотрят в облака.
А от этой небо скрыто,
Все глядит она в корыто,
Или, хвост задрав крючком,
Роет землю пятачком.
А вот эту я зову
Очень просто — Лена.
Летом ест она траву,
А зимою сено.
Подхожу к ней, не дыша я —
Очень уж она большая!
Здесь семейство: мать и дочки,
Все как сi-iежные комочки.
Апрель 115
Мне их трудно различать, дочки — вылитая мать.
Вместе грызть морковку станут — друг от друга не отстанут.
Этот прячется на крыше — Я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит.
Выйдет мама из сеней — Он скорей бежит за ней.
Этот — черный и лохматый,
Сторож он у нас, ребята.
Только днем спит в конуре,
Ночью ходит во дворе.
Он меня веселым лаем
Будит рано на заре.
Я всегда его кормлю
Сам — в обед и ужин.
Больше всех его люблю,
Мы с ним очень дружим!
Дети называют отгаданных героев этого стихотворения (коза, куры, свинья, корова, кроликИ, кот, собака)
Далее воспитатель просит подобрать слова-определения к слову «свиныя» (толстая, большая, неповоротлИвая, неуклюжая, грязнуля, розовая, обжора).
Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Цепочка слов»: рас- ставляет перед детьми игрушки (фвгурки животных) и задает вопросы:
— Какие звери такие же большие, как свинья?
- Какие звери такие же неуклюжие, как свинья?
— Какие звери такие же обжоры, как свинья?
2. Психорелаксационная игра «Дерево».
- Встаньте, поставьте ноги широко, руки опустите вдоль тела, глаза закройте, представьте, что ВЫ — деревья.
— Ноги — корни, крепкие и устойчивые. Он прочно уходят в землю. Ты чувствуешь себя уверенно, спокойно.
— Ствол — тело, ровен, гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
— Ветки - руки, свободно колышутся над стволом; листья — пальцы — легко «шелестят», слегка задевая друг друга.
(Дети имитируют движения качающегося дерева, гиущегося от сильного и слабого ветра).
116 Конспекты интегрированных занятий
З. Воспитатель произносит слово «жую>, четко выделяя интонацией звук [ж], предлагает детям назвать звук, который они услышали в начале слова.
дети находят букву, обозначающую этот звук, и прикрепляют ее к магнитной доске.
Затем педагог произносит слово «шапка», также четко артикулируя первый звук, а дети находят букву и прикрепляют ее к магнитной доске.
Упражнение усложняется ([ж], [ш] в начале слова, в середине, в конце).
Занятие 4
Тема: «Чтение детям стихотворения-загадки Ю. Коринец «Лапки».
Программное содержание: 1) Учить детей слушать стихотворение и выполнять определенные задания к нему. Находить в тексте стихотворения те особенности, на которые обратил внимание воспитатель.
2) Подбор слов-определений к слову «кошка». Цепочка слов (ТРИЗ).
З) Психорелаксационная игра «дерево».
4) дифференциация понятий «буква», «звук». Звуки [в], [ф] и буквы В, Ф. Их место в словах. дидактическая игра «Где слышен звук?».
Развивающая среда: картина с изображением кошки, буквы магнитной азбуки.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и отгадать загадку, которая в нем спряталась.
Как у старой бабки
Жили-были лапки.
Встанет бабка утром рано,
Выйдет в погреб за сметаной —
Лапки вслед за ней бегут,
Всюду бабку стерегут.
Сядет бабушка вязать —
Лапки рядом с ней опять:
Схватят бабушкин клубок
И закатят в уголок.
Надоели бабке
Озорные лапки.
Видит бабка — у ворот
Умывают лапки рот.
Апрель 117
Стала бабка ждать гостей,
Суп сварила из костей.
Ждет гостей, а их все нет,
Стынет бабушкин обед.
Глядь, а лапки из кастрюли
Кость большую утянули.
Вот тебе и лапки!
Нет покоя бабке!
Отчего ж тогда стара
Их не гонит со двора?
Оттого, что ночью лапки
Верно служат старой бабке.
Если лапки ночью вскочат,
Когти острые поточат,
По полу пройдутся —
Все мыши разбегугся!
Нет мышей у бабки.
Вот какие лапки!
Вопросы воспитателя:
Кто главный герой стихотворенвя?
— Что натворил кот?
Почему бабушка не прогнала кота со двора за его проказы? 2. Подбор слов-определений к слову «кошка».
— Какая кошка? (Пушистая, красивая, ловкая, шустрая, чистовлотная, игривая, шаловливая, забвяка).
ТРИЗ «Цепочка слов».
Какие звери такие же пушистые, как кошка?
— Что еще может быть пушистым?
З. Психорелаксационная игра «дерево».
Встаньте, поставьте ноги широко, руки опустите вдоль тела, глаза закройте, представьте, что вы — деревья. Ноги — корни, крепкие и устойчивые. Они прочно уходят в землю. Ты чувствуешь себя уверенно, спокойно. Ствол тело, ровен, гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветки — руки, свободно колышутся над стволом; листья пальцы — легко «шелестят», слегка задевал друг друга...
4. дифференциацяя понятий «буква», «звук». Звуки [в], [ф].
Воспитатель показывает азбуку в картинках с изображением букв В, Ф.
— Что я показала? (Буквы.) Затем педагог убирает азбуку и произносит звуки [в], [ф].
— Что я произнесла? (Звуки.) Буква — это то, что мы видим, читаем, пишем. Звук — это то, что мы слышим.
118
дидактическая игра «Где слышны звуки [в], [ф]?».
дети хлопками отмечают наличие звука в начале, в конце, в середине слов, обозначающих предметы, изображенные на картинках.
Занятие 5
Тема: «Времена года».
Программное содержание: 1) Продолжать учить детей различать времена года, иметь представление об их чередовании, уметь отличать времена года по различным, характерным только для конкретного времени года, природным явлениям. Отгадывание загадок о временах года.
2) Игра-задание «Оживи картинку». Использование приемов драматизации, озвучивание героев картинки.
З) Пальчиковая игра «Упрямцы».
Развивающая среда: картины с изображением различных природных явлений в различные времена года; сюжетная картина с изображением двух козликов, встретивпiихся на мостике и не желающих уступить друг другу дорогу.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям различные стихи и загадки, по которым они назовуг явление природы и отгадают, в какое время года оно происходит
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
На дворе лопатой.
(зима)
дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будуг булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
(лето)
Вышел я на лужок,
Очень солнышко жжет.
Стала моя кожица
Краснеть и ежиться.
(лето)
119
Такой мороз, такой мороз!
Берет за нос, дерет до слез!
Такой мороз трескучий,
Пристал, пристал, прискучил.
(зима)
Снег растаял, снег растаял!
Эта новость не простая:
Это значит — наступает
Настоящая. (весна).
Посмотрите вы в окно — Сколько снегу намело!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели — все в снегу!
(зима)
Сели дети на салазки,
Как блестят весельем глазки!
Покатились, понеслись,
Покатились с горки вниз.
(зима)
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят!
(осень)
2. Игра-задание «Оживи картинку».
Воспитатель выставляет перед детьми картину с изображением двух козликов, встретившихся на мостике и не желающих уступить друг другу дорогу. дети пытаются представить себе, что могли бы сказать друг другу эти упрямцы, какой бы диалог у них получился.
Воспитатель дает установку детям: попробуйте сказать друг другу вежливые «волшебньие» слова, и тогда не возникнет конфликта.
З. Пальчиковая игра «Упрямцы».
Вот мостик горбатый,
Вот козлик рогатый,
На мости ке встретил он
Серого брата.
Угiрямцу с упрямцем
Опасно встречаться,
120
и с козликом козлик
Стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались,
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.
Занятие б
Тема: «драматизация сказки В. Берестова «Как найти дорожку?».
Программное содержание: 1) Учить детей приемам драматизации, помочь запомнить обитателей леса, некоторые ВИДЫ деревьев.
2) дидакгическая игра «Назови одним словом» (игра-классификация).
3) ЗКР. Четкое произношение и артикуляция звука [ж]. Соотношение звука [ж] с буквенным изображением.
Развивающая среда: шапочки белочки, зайки, улитки, пчелки; картинки с изображением птиц, животных, насекомых, цветов.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие к дедушке-леснику Спрашивает у детей: не знают ли они, кто такой лесник?
— Лесник — это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. А поможет нам в нашем пугешествии сказка В. Берестова «Как найти дорожку?». Послушайте ее.
Ребята пошли в гости к деду-леснику.
Пошли и заблудились.
Смотрят — над ними Белка прыгает. С дерева на дерево, с дерева на дерево. Ребята — к ней:
Белка, Белка, покажи,
Белка, Белка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень просто, —отвечает Белка. — Прыгайте с этой елки вот нату, стой — на кривую березку. С кривой березки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгайте!
— Спасибо, Белка, — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
Скачет заяц. Ребята и ему спели свою песенку:
Апрель 121
Зайка, Зайка, покажи,
Зайка, Зайка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так — и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще кого-нибудь спросить.
Видят, ползет улитка.
Эй, Улитка, покажи,
Эй, Улитка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-чше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
На цветке сидит Пчелка. Ребята к ней:
Пчелка, Пчелка, покажи,
Пчелка, Пчелка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Ж-ж-ж, — говорит Пчелка. — Покаж-ж-жу... Смотрите, куда я лечу.... Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.
Они пошли туда, куда летели пчелы, и быстро нашли сторожку.
Вот было радости!
А потом дедушка их чаем с медом угостил.
Вопросы к сказке:
— Что искали дети в лесу?
— Кто такой лесник?
— Кто им показывал дорогу?
— По каким приметам им советовали искать дорогу белка, заяц, улитка, пчелка?
— Кто больше всех помог детям, почему?
Затем воспитатель предлагает надеть шапочки зверушек и драматизировать сказку.
122
2. дидактическая игра «Назови одним словом».
Белка, заяц, лиса, волк, еж — это
Жук, пчела, бабочка, кузнечик, улитка — это
Воробей, галка, ворона, синица — это
Береза, ель, сосна, дуб, осина — это
З. ЗКР. Четкое произношение звука [ж].
Воспитатель напоминает детям о гшелке, которая помогла детям найти домик лесника, как она жужжит: ж-ж-ж-ж, дети четко артикулируют звук [ж].
- Какое насекомое издает похожий звук? (Жук).
— Кая он жужжит?
- Ж-ж-ж-ж.
— давайте найдем среди этих букв ту, которая издает звук [ж].
дети находят букву Ж, рассматривают ее, и прикрепляют к магнитной
доске.
Занятие 7
Тема: «Расскажите-ка о птичках: о больших и невеличках...». Программное содержание: 1) Помочь детям запомнить названия некоторых птиц. Учить различать птиц хищных и насекомоядных.
2) Чтение стихотворения В. Берестова «Сова и синица». драматизация стихотворения.
З) Подвижная игра «Совушка-сова».
Развивающая среда: картины с изображением хищных птиц (совы, филина), насекомоядiгых птиц (синица, дятел, скворец, ласточка и т.д.); шапочки с изображением различных птиц.
Ход занятия
1. На ковролине изображения различных птиц. Воспитатель спрашивает детей: как назвать одним словом всех, кого они видят на картинках?
— Это птицы.
— Присмотритесь повнимательнее. Все ли птицы одинаковые?
Нет, они все разные.
— Чем же похожи птицы?
— Они умеют летать.
— Их тело покрыто перьями.
—А чем они отличаются?
— Они по-разному питаются, в разных условиях живут.
123
— Где же живут эти птицы? (В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком, в горах).
— Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги. для чего?(Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев). У них очень длинный клюв, а у некоторых даже с карманом, как у пеликана. для чего? (Чтобы ловить рыбу, лягушек).
— А вот, например, у совы очень большие глаза. для чего? (Чтобы хорошо видеть ночью.)
— Острый загнутый клюв? (Ловить и сьедать свою добычу Сова хищная птица. Она питается другими животными).
Как вы думаете, для чего сове нужны огромные крылья и острые цегiкие когги? (Чтобы, схватив свою добычу поднять ее в воздух и парить вместе с ней. Иногда эта добыча бывает очень тяжелой).
— А синичка? Зачем ей маленький остренький клювик? (Чтобы залезть им в каждую щелочку под кору деревьев и вытащить из-под коры ловко спрятавшихся жучков, червяков, личинок).
— Зачем дятлу его большой и острый клюв, напоминающий молоток? Зачем ему огромный хвост, похожий на веер? (Клювом дятел долбит кору деревьев и достает из-под нее вредных насекомых, а хвостом упирается в дерево, чтобы не упасть, и сидит на нем, как на стуле).
Воспитатель уточняет, что птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными.
2. далее педагог предлагает детям послушать стихотворение В. Берестона «Сова и синица» и рассказать, как можно назвать сикицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая — хищная птица?
У совы у старой
Не глаза, а фары —
Круглые, большие,
Страшные такие.
Ау птички у синички,
У синички-невелички
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.
Но синички глазки
Смотрят без опаски
И на облака вдали,
И на зернышко в пыли.
днем сова не видит,
124 Конспекты интегрированных занятий
Значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Все глаза огромные
Видят ночью темною.
А синица не боится,
Потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде,
Не видать ее нигде.
дети рассказывают воспитателю, что сова птица хищная, она охотится ночью, а синичка — iтгичка насекомоядная, она днем добывает себе еду — шныряет по щелочкам в коре деревьев и достает из них жучков-короедов, а зимой, когда насекомые прячутся, она прилетает поближе к жилью человека и питается хлебными крошками, зернышками, семенами и плодами деревьев.
Затем дети надевают шапочки совы и синички и обыгрывают, драматизируют стихотворение.
З. далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Совушкасова». «Совушка» — в центре круга. дети ходят по кругу, приговаривая:
Совушка-сова,
Большая голова,
Глазки-плошки,
Тонкие ножки.
Ты весь день сидишь,
На веточке спишь,
А ночью — гуляешь...
(разбегаются на слова)
Нас не поймаешь!
Сова «просыпается» и начинает ловить детей. Звучит музыка, сова продолжает (<летать» по группе. Музыка заканчивается, наступает день. Сова снова усаживается «на веточку» и «засыпает».
Занятие 8
Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Семья».
Программное содержание: 1) Предварительно попросить детей принести фотографии своей семьи, своих родственников. Учить детей, рассматривая фотографии, называть родственные связи (внук, внучка, дочь, сын, племяквик, гiлемянница и т.д.).
2) Побеседовать с детьми о том, кто у них в семье главный, о ком можно сказать «гвава семьи» и почему.
Апрель 125
З) дидактическая игра «Старше — младше».
4) Чтение стихов о членах семьи.
Развивающая среда: семейньие альбомы, карточки с изображением членов семьи.
Ход занятия
1. дети вместе с воспитателем рассматривают семейные альбомы. Воспитатель просит детей рассказать, чьи фотографии они принесли.
Образцы рассказа:
На этой фотографии наша семья: мама, папа и я. Мы гуляем по осеннему парку. Мы с мамой набрали целую охапку разноцветных листьев. Папе очень понравилось, и он попросил чужого дядю нас сфотографировать.
На этой фотографии мама, папа, сестренка и я. Мы отдыхаем на море. Вода очень теплая и соленая. Папа купил нам два разноцветных надувных круга, и мы с удовольствием на них плавал’i.
После рассказов детей воспитатель предлагает им разобраться в своих родственных связях. Показывая на фотографии в альбоме, воспитатель спрашивает:
Кто это?
— Это бабушка.
— Кто ты для бабушки?
— для бабушки я внук.
Кем приходишься бабушке?
— Я прихожусь бабушке внуком.
— Кем приходится бабушке твой папа?
— Папа для бабушки сын.
— Кем приходится бабушке мама?
— дочерью.
— Кем ты приходишься тете?
Племянником.
2. далее педагог спрашивает у детей, как они считают, кто в их семье главный, кого можно назвать «глава семьи» и почему. дети рассуждают на эту тему, приводят свои доводы.
З. Затем педагог предлагает каждому ребенку по конверту с карточками. На карточках изображены члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя. дети раскладывают карточки по старшинству. Затем отвечают на вопросы воспитателя:
— Кто старше — папа или бабушка? (Бабушка старше папы).
— Кто моложе — папа или бабушка? (Папа мол оже бабушки).
126
Кто старше — внук или дедушка? (дедушка старше внука).
— Кто моложе — внучка или бабушка? (Внучка моложе бабушки). 4. далее воспитатель предлагает детям почi-ггать стихи об их родственниках, о членах семьи.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Бабушка
С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем,
С ней играем в куклы,
В классики играем.
Важные секреты
Шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка —
Лучшая подружка.
(А. Барто)
127
Занятие 1
Тема: «Составление рассказа по теме «дом, в котором я живу». Программное содержание: 1) Учить детей содержательно, распространенными предложениями рассказывать о доме, в котором они живут, используя словарь: одноэтажный,многоэтажный, справа, слева, между, около, недалеко.
2) Учить замечать вид из окна. Использовать слова-определения при описании вида за окном.
3) Подвижная игра «Где чей дом?». Учить детей четко реагировать на сигнал воспитателя; воспитывать взаимовыручку.
Развивающая среда: картина с изображением улицы с многоэтажными домами; фигурки для ковролина: дом многоэтажный, дом одноэтажнЫий; дерево, машина, автобус, три обруча, фигурки разноцветньтх домов (синий, желтый, красный).
Ход занятия
1. Перед детьми картина с изображением улицы. Воспитатель спрашивает детей, что они видят на картине. (Улш4у).
— Что есть на улице? (Много домов, магазинов).
— Как назвать место, где ходят люди (пешеходы)? (Тротуар).
- Как назвать место, где ездит транспорт? (Проезжал часть).
— Как попасть с одной стороны улицы на другую? (Перейти по пещеходному переходу).
— Как по-другому называют пешеходный переход? (Зебра). Почему? (Потому что на асфальте рисуют белые полоски, а асфальт черный. Есть такая полосатая лошадка, которую называют зебра. Унее черные и белые полоски).
— давайте представим, что это улица, на которой вы живете. Каждый из вас выберет себе дом и расскажет, где он находится, как к нему добраться.
128 Конспекты интегрированных занятий
Воспитатель дает образец рассказа:
Мой дом трехэтажный, он находится между многоэтажным и одноэтажным домом. На первом этаже моего дома — магазин игрушек. Около дома киоск с мороженым, напротив — остановка автобуса.
далее каждый ребенок выбирает себе дом и рассказывает о нем, дети по рассказу догадываются, о каком доме идет речь.
2. После рассказа о своих домах, воспитатель предлагает детям подойти к ковролину и смоделировать вид из окна своей квартиры. дети размещают фигурки на ковролине и рассказывают, что они видят из окна.
Я вижу из окна дерево (зеленое, раскидистое, молодое, ветвистое).
Я вижу из окна дом (одноэтажный, маленький, кирпичный).
Я вижу из окна автомобиль (легковой, четырехколесный, синий).
Я вижу из окна клумбу (красивую, разноцветную, аккуратную, ухоженную).
З. Подвижная игра «Где чей дом?»
В групповой комнате разложеньи обручи. Внутри обручей силуэты домов — желтого, красного, синего цвета. дети свободно перемещаются по группе и выбирают себе дом, в котором они будут «жить». Затем по сигналу воспитателя «Пошли гулять!» — дети отправляются «на прогулку» и под музыку бегают врассыпную.
По сигналу «домой!» каждый находит свой дом и занимает обруч по
цвету.
Занятие 2
Тема: «Чтение детям стi-iхотворенвя с заданием (<Какой дождь?» О. Григорьева».
Программное содержание: 1) Учить детей, слушая стихотворение,
выполнять творческое задание: найти в стихотворении слова, которые рассказывают о том, какой дождь и что делал дождь. Помочь детям запомнить эти слова, объяснить их значения.
2) дидакгическая игра «Встреча с буквами». Учить детей придумывать слова на заданную букву, находить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук, обозначаемый данной буквой.
Развивающая среда: картины с изображением дождливой погоды (можно в разное время года); азбука в картинках или магнитные буквы; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [л], [а], [д].
вает:
129
Ход занятия
1. Воспитатель выставляет перед детьми несколько картин. Спраши-
— Чем похожи эти картины?
— На всех картинах идет дождь.
— Лучше сказать, что на всех картинах изображена дождливая погода. (дети повторяют речевой образец).
Ребята, но посмотрите: на всех картинах дождь разный. давайте-ка сравним.
(дети рассматривают картины, сравнивают их, вьисказывают свои соображения).
— Оказывается, дождь не всегда одинаков, и не всегда он только «идет». давайте послушаем стихотворение и узнаем, какой бывает дождь, что он умеет делать:
дёждик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
для растений и людей!
Воспитатель читает стихотворение два раза, затем просит детей ответить на вопрос: «Что делает дождь в этом стихотворении?». дети отвечают, воспитатель поясi-iяет непонятные слова:
канал — когда дождь только начинается, капают редкие, крупные капли; моросил мелкий, нудный, тихий, без ветра — может целый день моросить (это бывает чаще осенью);
припускал — начинается с редких капель, а затем усиливается (нарастающий);
стучал, барабанил — дождь стучит по стеклам, крышам, удары капель частые, нагiоминают барабанную дробь;
130 I{онслекты интегрированных занятий
травы мял — если дождь очень сильный, проливной, то он примнет травы к земле.
- Какой дождь?
слепой, радужный — идет дождь и светит солнце, а в небе появляется радуга;
проливной, ливень, полосовой, обложной— очень сильный дождь, идет прямой стеной, кажется, что ему нет конца (небо обложено тучами); скорый, спорый — который очень быстро заканчивается (он может быть ливневьим, а может и тихим);
грибной, морося щий, мелкий, сонный, медленный, висячий— этот дождик обычно идет в конце лета, осенью. Он очень медленный, может идти целый день, тучи нависают над головой, не хочется выходить на улицу;
холодный, горячий — дождь в разное время года;
грозовой — когда сверкает молния, гремит гром.
Затем воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть картины и рассказать: какой дождь на картинах и что он делает?
2. дидактическая игра «Встреча с буквами».
Перед детьми на магнитной азбуке три буквы:
ЛАД
Воспитатель предлагает детям прочитать слово. Если дети не справляются, помогает.
— Эти буквы пришли с нами поиграть. Какая первая буква? (Л)
- Буква Л хочет, чтобы вы нашли ей друзей, ей очень скучно.
(Среди картинок, разложенных на столе, дети находят слова, начинающиеся со звука Л).
Затем воспитатель предлагает детям назвать слова, четко артикулируя
звук [л]:
лебедь, лягушка, лимон, лук, лента, линейка
— Какая следующая буква? (А)
(дети находят и ее друзей, четко артикулируют первый звук):
арбуз, аист, ананас, абрикос
Какая следующая буква? (д)
131
дети гiроговаривают скороговорку в нарастающем темпе несколько раз.
Занятие З
Тема: «Чтение и пересказ рассказов с постепенным усложнением». Программное содержание: 1) Помочь детям понять содержание рассказа, действия и поступки гiерсонажей, осложнить рассказ новыми речевьими образами, учить детей запоминать их и пересказывать более сложный текст. Пересказ по цепочке.
2) «Закончи предложение» — словесная игра. Учить детей понимать причинньие связи между явлениями. Упражнять в правильном подборе слов.
З) Речь с движением «Аист».
Развивающая среда. иллюстрации к рассказу, картинка с изображением аиста.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям послушать небольшой рассказ и ответить на вопросы по его содержанию.
Гуляла по двору курочка с цыплятками. Вышла во двор девочка Нина, вынесла зернышки и стала звать курочку кушать: «Цып-цып-цып!». Услыхала курочка, прибежала вместе с цыплятками к Нине и стала клевать зернышки.
Вопросы воспитателя:
— Кто гулял по двору?
— Кто вышел во двор?
Что вынесла Нина?
— Что стала делать Нина?
— Что сделала курочка с цыплятами?
дети отвечают на вопросы воспитателя полным ответом, распростра- няя предложение.
Затем воспитатель предлагает детям послушать тот же самый рассказ еще раз, дополняя его некоторыми деталями:
Гуляла по двору курочка с маленькими цыллятками. Цыллята были желтенькие, пушистенькие. Ходит курочка по двору, ищет, чем бы ей угостить цыпляток, увидит зернышко и зовет их поклевать.
Однажды курочка увидела, что вдоль забора тихонько крадется кошка. Курочка скорей позвала цыпляток, раскйнула свои крылья и спрятала цыплят,к. Так
и не удалось кошке взять цыпленочка. 7
Вопросы восп итарп еля:
— Кто гулял по двору?
дом, дерево, дятел, дыня
Воспитатель предлагает детям произнести скороговорку со звуком [д]:
Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине.
132
Конспекты интегрированных занятий
Май
— Какие были цыплятки?
— Что ищет курочка во дворе?
— Кого увидела курочка у забора?
— Что сделала курочка, чтобы уберечь цыпляток?
— Удалось ли кошке поймать цыпленка?
Затем воспитатель предлагает детям пересказать рассказ по цепочке.
2. Словесная игра «Закончи предложение»,
Воспитатель предлагает детям закончить ее мысль, досказать то, о чем она подумала.
Я надела шубу, чтобы
Я взяла зонт, чтобы
Мы зажгли свет, потому что
Мы полили рассаду, чтобы
Я закрыла окно, чтобы.
Я учусь в школе, чтобы
З. Речь с движением «Аист».
Воспитатель показывает детям картинку с изображением аиста. Спрашивает у детей, знают ли они, где он живет, чем питается. Предлагает повторить вместе с детьми движения:
— Аист, аист длинноногий, Подскажи домой дорогу.
— Топни правою ногой, Снова правою ногой, Топни левою ногой, Снова левою ногой, После правою ногой, После левою ногой... Вот тогда придешь домой!
дети закрепляют понятия «правый», «левый», выполняя движения вместе с воспитателем.
Занятие 4
Тема: «Чтение и пересказ рассказов с постепенным усложнением». Программное содержание: 1) Помочь детям понять содержание рассказа, действия и поступки персонажей, осложнить рассказ новыми речевыми образами, учить детей запоминать их и пересказывать более сложный текст. Пересказ по цепочке.
133
2) Речь с движением «Имитация движений животных».
З) Словесная игра «Назови действие».
Развивающая среда. картина с изображением кошки; сюжетные картинки с изображением поведения кошки.
Ход занятия
1. Воспитатель предлагает детям послушать маленький рассказ и ответить на вопросы:
У Оленьки жила кошка, звали ее Маруська. Она любила спать на маленькой диванной подушечке. Лакомилась молоком и вареным мясом. Оленька очень любила Маруську: играла с ней, гуляла, кормила.
Вопросы воспитателя:
— Кто жил у Оленьки? Как звали кошку?
— Где любила спать Маруська?
- Чем лакомилась Маруська? Как относилась Оленька к Маруське?
Затем воспитатель предлагает детям послушать рассказ еще раз, дополняя его некоторыми деталями:
у Оленьки жила белая, пушистая кошка с зелеными глазами. Звали ее Маруська. Она любила спать на маленькой диванной подушечке, которую Оля клала на подоконник, чтобы Маруська одним глазком могла наблюдать за тем, что происходит во дворе.
Лакомилась Маруська молочком и вареным мясом, но с удовольствием бы поймала птичку или мышку.
Оленька очень любила Маруську: играла с ней, гуляла, кормила. Чтобы Маруська не скучала, она сделала ей мышку из бумаги, привязала ее на ниточку и дергала за нее. Маруська гонялась за бумажной мышкой, как за настоящей, поддевала ее коготками, накрывала своими <подушечками на лапках. Ей и Оленьке было очень весело.
Вопросы воспитателя:
— Кто жил у Оленьки?
— Какая была кошка?
— Что любила делать кошка?
— Где спала Маруська?
— Чем лакомилась Маруська?
— Что бы сделала Маруська с удовольствием?
134
Дата: 2018-12-21, просмотров: 567.