1.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Жители волшебного города».
Цель: Вызвать у подростков интерес к качествам личности других людей.
Оснащение: см Приложение 2.
Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Вспомните и запишите всех героев, которые были в сказке, напротив них напишите имена тех, кто похож на героев сказки.
Обсуждение: Какие эмоции у вас вызвали герои сказки? Как складываются у вас отношения с этими людьми? Как вы ведете себя с ними? Помогло ли это упражнение вам лучше понять этих людей?
Время: 1 час
Выработка навыков самоконтроля
Упражнение: Снижение эмоционального напряжения.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, тревожную для вас ситуацию. Примените технику релаксации, усвоенную вами на предыдущих занятиях.
Обсуждение: Почувствовали ли вы облегчение?
Время: 15 минут
Упражнение 2: «Арт-терапия» см. Занятие 1.
Время: 15 минут
Занятие 6
1. Напоминание правил группы
Разминка
Упражнение: «Жмурки»
Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.
Оснащение: не требуется
Инструкция: Двое водящих с закрытыми глазами пытаются поймать кого-нибудь и, не открывая глаз, назвать его имя.
Время: 5 минут
Рассказ о том, что удалось выполнить из сформированного на предыдущем занятии плана, что нужно изменить в плане?
3.Основная часть. Манипуляция.
1.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Волшебный фонарик».
Цель: Сформировать у подростков понимание сущности манипулятивного поведения.
Оснащение: см Приложение 2.
Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки.
Обсуждение: Какие эмоции вы испытывали по отношению к героям сказки? Как бы вы поступили на месте главных героев? Кто из персонажей сказки осуществлял манипулятивные действия? В чем это заключалось? Какова была цель героя, проводившего манипуляции? Целью всех манипуляторов является достижение корыстных целей. Все манипуляторы стремятся вызвать у человека чувства, и через эти чувства воздействовать на человека.
Время: 15 минут
2.Упражнение «Тест Розенцвейга».
Цель: Выработка навыка выявлять манипулятивное поведение.
Оснащение: стимульный материла к тесту фрустрационных реакций Розенцвейга.
Инструкция: Выберете из предложенных картинок те, которые, по вашему мнению, содержат в себе манипулятивное поведение?
Обсуждение: Как бы вы отреагировали на это поведение?
Время: 15 минут.
3.Упражнение «Манипуляция».
Цель: Выработка навыка противодействовать манипулятивному поведению.
Оснащение: не требуется
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, ситуацию из своей жизни, в которой содержатся элементы манипуляций. Выберете двойников. Проиграйте эти ситуации, но уже с учетом ваших знаний о сущности манипуляции. Обсуждение: Понравилось ли вам упражнение? Что нового вы о себе узнали? Считаете ли вы, что теперь вы можете противостоять манипулятивному поведению?
Время: 30 минут.
Выработка навыков самоконтроля
Упражнение 1: Снижение эмоционального напряжения.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, радостную ситуацию. Проведите релаксацию, по формуле, которую вы изучили.
Обсуждение: изменилось ли ваше настроение или состояние после релаксации.
Упражнение 2: «Арт-терапия» см. Занятие 1.
Время: 15 минут
Занятие 7 (заключительное)
Напоминание правил группы
Разминка
Упражнение: Проход по карнизу.
Цель: улучшение внутригруппового взаимодействия, налаживание атмосферы дружелюбия и взаимной поддержки.
Оснащение: Два отрезка широкой тесьмы длиной по 6 метров каждый. Секундомер.
Инструкция: Группа делится на две подгруппы. Один с секундомером. Расстилаются два отрезка тесьмы параллельно друг другу. Вдоль тесьмы на полу участники встают друг за другом и тот, кто последний должен пройти по тесьме как по карнизу и не оступиться. Остальные члены группы должны поддерживать его и помогать. Побеждает та команда, в которой все участники быстрее прошли до конца тесьмы (карниза), и никто не оступился.
Обсуждение: Понравилось ли вам упражнение?
Время: 5 минут.
Рассказ о том, что удалось выполнить из сформированного на предыдущем занятии плана, что нужно изменить в плане?
3. Основная часть. Ложь.
1.Упражнение «Правдивая история».
Цель: Сформировать у подростков навык выявления вербальных и невербальных признаков ложного высказывания.
Оснащение: не требуется.
Инструкция: Я перечислю вам признаки лжи, которые мы обсудим, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Вот эти признаки:
Вербальные признаки
1. лгун начинает издалека;
2. лгун делает большие паузы в разговоре;
3. лгун говорит медленнее, чем обычно;
4. лгун держит в разговоре повышенные тона;
5. лгун совершает речевые ошибки.
6. высказывания могут отличаться, неопределенностью, уклончивостью.
7. Другая крайность их суждений – безосновательность, т. е. ни на чем не основанные заявления и утверждения.
8. Речь лгущего непрофессионала может содержать пробелы в изложении как свидетельство того, что он опасается сообщить нечто такое, что не соответствовало бы ранее высказанным им ложным утверждениям, и тем самым разоблачила бы его.
9. Присущи оговорки, ошибки.
Невербальные признаки
1. расширение зрачков
2. частое помаргивание
3. Фальшивую улыбку характеризуют относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются и отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»).
4. Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметрична, с большим смещением влево у правшей.
5. Кроме того, она возникает либо раньше, либо позже, чем того требует ситуация. Фальшивая улыбка отличается и продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного (от одной до четырех секунд).
6. Период ее развертывания и свертывания, наоборот, короче, и поэтому она появляется и исчезает как бы внезапно.
7. Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса.
8. у лгуна расширены зрачки глаз;
9. лгун мигает реже, чем обычно, как в пословице: «соврет,
глазом не сморгнет»;
10. лгун реже и менее активно делает движения головой;
11. лгун отрывисто разговаривает.
12. лгун избегает вашего взгляда;
13. Лгун чаще, чем обычно, вертится, меняет позу;
14. лгун реже улыбается;
Теперь разбейтесь на тройки или пары и по очереди расскажите друг другу одну правдивую, а другую неправдивую истории. А ваши слушатели должны будут определить, какая история ложная.
Обсуждение: Скажите, пожалуйста, трудно ли вам было выполнять задание? Какие признаки лжи вы запомнили?
Время: 25 минут
2.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Проворонили».
Цель: Сформировать у подростков навык выявления вербальных и невербальных признаков ложного высказывания.
Оснащение: см Приложение 2.
Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку.
Обсуждение: Скажите, пожалуйста, какие признаки вербального и невербального поведения ложного высказывания вы заметили у героев сказки? Время: 10 минут
3. Упражнение «Таможня».
Цель: Выработка навыка выявления невербальных признаков лжи.
Оснащение: не требуется.
Инструкция: Выберете трех человек, которые будут таможенниками. Остальные должны посовещаться и отдать «контрабанду» одному из участников. Таможенники путем опроса всех участников должны выявить, у кого «контрабанда». Затем ролями можно будет поменяться.
Обсуждение: Понравилась ли вам игра? Чью роль сложнее было сыграть?
Время: 25 минут.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.