Программа клинико-психологического тренинга для подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Блок самопознания.

2. Блок самостоятельного выбора референтной группы.

3. Блок саморегуляции.

Блок самопознания

Цель: Разбудить в подростке интерес к своей личности.

Задачи:

1. Повысить самооценку подростков.

2. Сориентировать участников группы в выборе профессиональной сферы в будущем.

3. Стабилизировать эмоциональную сферу.

4. Выработать навык планирования своей деятельности.

Блок включает несколько тем:

1.1. Ценности. Профориентация.

1.2. Внутриличностные конфликты.

1.3. Самостоятельность.

Работа в данном блоке проходит по схеме: разминка, основная часть – прослушивание сказки на соответствующую тему, обсуждение. В зависимости от темы предусмотрены упражнения: психодрама, психологическое тестирование, выработка навыка планирования. Работа заканчивается упражнением на выработку навыков саморегуляции и элементы арт-терапии.

Блок самостоятельного выбора референтной группы

Цель: Вызвать критическую оценку своего окружения у подростка.

Задачи:

1. Выработка навыка распознавания манипулятивного влияния.

2. Обучение распознаванию невербальных сигналов.

3. Выбор своей абстрактной референтной группы в соответствии с профориентацией.

Темы блока: 

2.1. Референтная группа и ее влияние.

2.2. Типология личности.

2.3. Манипуляция.

2.4. Ложь.

Работа в блоке проходит по той же схеме, как и в предыдущем блоке.

Блок саморегуляции

Осуществление сознательного контроля над своим поведением происходит посредством речи, что особенно отмечается в детском возрасте и идет параллельно с этапами развития речи у ребенка. С целью уменьшения импульсивности подростка требуется вернуться на предыдущие этапы развития речи и осуществлять контроль над своим поведением посредством проговаривания всех действий и вербализации всех желаний[1].

Аутогенная формула должна претерпеть ряд изменений в соответствии с этапами развития речи в детском возрасте

1. Выполнение мышечной релаксации, слушая речь психотерапевта.

2. Повторение формул аутогенной релаксационной тренировки вслед за психотерапевтом.

3. Самостоятельное упрощение подростком аутогенной формулы и релаксация.

4. Усложнение аутогенной формулы с помощью психотерапевта до исходного уровня.

5. Самостоятельное проговаривание подростком аутогенной формулы в исходном сложном виде.

6. Описание своих ощущений по окончании аутогенной формулы и осуществлении мышечной релаксации.

7. Описание образа переживаний и ощущений полного нервно-мышечного расслабления.

8. Формулирование своего аутогенного вербального кода.

9. Осуществление мышечной релаксации при контроле над ощущениями и действиями посредством внутренней речи и при помощи своей вербальной аутогенной формулы.  

Обычные три блока аутогенной тренировки

·  перенос внимания

· динамический компонент

· статический компонент

В связи с тем, что расслабление мышц может вызвать некоторые сложности у детей, то целесообразно перед произнесением аутогенной формулы релаксации применить методику прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона, которая будет задействовать 16 мышечных групп.

Причем, на первом занятии требуется познакомить подростков с различными группами мышц. На следующем занятии ввести формулу мышечной релаксации, нацеленную на вызов различных ощущений, расслабления, тепла и т.д. На третьем занятии следует проводить упражнение, используя только вторую часть общей формулы, то есть без вызова напряжения в мышцах. В случае жалоб подростков на то, что они не могут почувствовать расслабления в мышцах, необходимо вернуться на шаг назад и провести релаксацию по второму варианту, то есть с включением упражнений на напряжение мышц перед их расслаблением.

Таким образом, на первом занятии в части «вспомогательные упражнения» будет звучать следующая инструкция:

1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.

2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине.

10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.

11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра.

12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни.

13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Начиная со второго занятия необходимо добавить «усиленную» формулу аутогенной мышечной релаксации, дополненную вызовом других ощущений. Инструкция в данном случае будет звучать следующим образом:

 1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются.

2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше. Опустите брови и почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос. Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад. Теперь почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи. Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине. А теперь почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Дышится легко и свободно. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены.

10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот. Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете, как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.

11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.

12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.

13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Начиная со следующего занятия, инструкция будет касаться только вызова ощущений расслабления.

1.Доминантная кисть и предплечье: Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Мышцы кисти и предплечья становятся мягкими

2. Доминантное плечо: Почувствуйте, как постепенно мышцы плеча расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.

6. Мышцы средней трети лица: Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

7. Мышцы нижней трети лица: Почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

8. Мышцы шеи: Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: Почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

10. Мышцы живота: Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете, как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.

11. Доминантное бедро: Почувствуйте, как постепенно мышцы бедра расслабляются.

12. Доминантная голень: Постепенно мышцы голени расслабляются.

13. Доминантная ступня: Постепенно мышцы ступни расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Арт-терапия

Подросткам предлагается раскрашивать симметричные узоры. После окончания этой работы рисунки выносятся на обсуждение. Сам подросток должен сказать, какое у него настроение, как оно отразилось на рисунке. Другие должны высказать свое мнение о том, какие эмоции вызывает у них данный рисунок. В самом конце на последнем занятии каждому выдаются его рисунки и по ним подросток должен рассказать, как изменялось его отношение к себе, к окружающим, к своему будущему. Каждый такой рассказ должен быть закреплен оптимистичными, подбадривающими, словами. Или предложением планирования на будущее, например, предлагаю тебе встретиться ос мной еще раз и проработать какие-то, волнующие вопросы, индивидуально или в другой группе. 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алехин А.Н. , Малкова Е.Е. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема.// Вестник Герценовского университета.,2012, №2. С.192, 196.
  2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. - Ростов-на-Дону., 2002. С. 46-48, 50, 60, 103, 120.
  3. Е. Г. Бортникова Психологические мотивы агрессивного поведения в молодежной среде // Сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы психологии XXI века. СПб., 2011. С.235-237.
  4. Змановская Е. В. Девиантология. – М., 2008.
  5. В. Казанская Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008 http://www.litres.ru
  6. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Л., 1983. С. 36-54.
  7. Локалова Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков.// Вопросы психологии. - М., 2003, №6. С. 42.
  8. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с:
  9. Соловьева О.В. Закономерности познавательных способностей школьников.// Вопросы психологии. - М., 2003, №3. С. 22-34.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.