1. Блок самопознания.
2. Блок самостоятельного выбора референтной группы.
3. Блок саморегуляции.
Блок самопознания
Цель: Разбудить в подростке интерес к своей личности.
Задачи:
1. Повысить самооценку подростков.
2. Сориентировать участников группы в выборе профессиональной сферы в будущем.
3. Стабилизировать эмоциональную сферу.
4. Выработать навык планирования своей деятельности.
Блок включает несколько тем:
1.1. Ценности. Профориентация.
1.2. Внутриличностные конфликты.
1.3. Самостоятельность.
Работа в данном блоке проходит по схеме: разминка, основная часть – прослушивание сказки на соответствующую тему, обсуждение. В зависимости от темы предусмотрены упражнения: психодрама, психологическое тестирование, выработка навыка планирования. Работа заканчивается упражнением на выработку навыков саморегуляции и элементы арт-терапии.
Блок самостоятельного выбора референтной группы
Цель: Вызвать критическую оценку своего окружения у подростка.
Задачи:
1. Выработка навыка распознавания манипулятивного влияния.
2. Обучение распознаванию невербальных сигналов.
3. Выбор своей абстрактной референтной группы в соответствии с профориентацией.
Темы блока:
2.1. Референтная группа и ее влияние.
2.2. Типология личности.
2.3. Манипуляция.
2.4. Ложь.
Работа в блоке проходит по той же схеме, как и в предыдущем блоке.
Блок саморегуляции
Осуществление сознательного контроля над своим поведением происходит посредством речи, что особенно отмечается в детском возрасте и идет параллельно с этапами развития речи у ребенка. С целью уменьшения импульсивности подростка требуется вернуться на предыдущие этапы развития речи и осуществлять контроль над своим поведением посредством проговаривания всех действий и вербализации всех желаний[1].
Аутогенная формула должна претерпеть ряд изменений в соответствии с этапами развития речи в детском возрасте
1. Выполнение мышечной релаксации, слушая речь психотерапевта.
2. Повторение формул аутогенной релаксационной тренировки вслед за психотерапевтом.
3. Самостоятельное упрощение подростком аутогенной формулы и релаксация.
4. Усложнение аутогенной формулы с помощью психотерапевта до исходного уровня.
5. Самостоятельное проговаривание подростком аутогенной формулы в исходном сложном виде.
6. Описание своих ощущений по окончании аутогенной формулы и осуществлении мышечной релаксации.
7. Описание образа переживаний и ощущений полного нервно-мышечного расслабления.
8. Формулирование своего аутогенного вербального кода.
9. Осуществление мышечной релаксации при контроле над ощущениями и действиями посредством внутренней речи и при помощи своей вербальной аутогенной формулы.
Обычные три блока аутогенной тренировки
· перенос внимания
· динамический компонент
· статический компонент
В связи с тем, что расслабление мышц может вызвать некоторые сложности у детей, то целесообразно перед произнесением аутогенной формулы релаксации применить методику прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона, которая будет задействовать 16 мышечных групп.
Причем, на первом занятии требуется познакомить подростков с различными группами мышц. На следующем занятии ввести формулу мышечной релаксации, нацеленную на вызов различных ощущений, расслабления, тепла и т.д. На третьем занятии следует проводить упражнение, используя только вторую часть общей формулы, то есть без вызова напряжения в мышцах. В случае жалоб подростков на то, что они не могут почувствовать расслабления в мышцах, необходимо вернуться на шаг назад и провести релаксацию по второму варианту, то есть с включением упражнений на напряжение мышц перед их расслаблением.
Таким образом, на первом занятии в части «вспомогательные упражнения» будет звучать следующая инструкция:
1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.
2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча.
3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.
4. Недоминантное плечо: см. выше.
5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше.
6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.
7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад.
8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи.
9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине.
10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.
11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра.
12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни.
13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни.
14. Недоминантное бедро: см. выше.
15. Недоминантная голень: см. выше.
16. Недоминантная ступня: см. выше.
Начиная со второго занятия необходимо добавить «усиленную» формулу аутогенной мышечной релаксации, дополненную вызовом других ощущений. Инструкция в данном случае будет звучать следующим образом:
1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются.
2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.
3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.
4. Недоминантное плечо: см. выше.
5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше. Опустите брови и почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.
6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос. Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад. Теперь почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи. Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.
9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине. А теперь почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Дышится легко и свободно. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены.
10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот. Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете, как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.
11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.
12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.
13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.
14. Недоминантное бедро: см. выше.
15. Недоминантная голень: см. выше.
16. Недоминантная ступня: см. выше.
Начиная со следующего занятия, инструкция будет касаться только вызова ощущений расслабления.
1.Доминантная кисть и предплечье: Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Мышцы кисти и предплечья становятся мягкими
2. Доминантное плечо: Почувствуйте, как постепенно мышцы плеча расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.
3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.
4. Недоминантное плечо: см. выше.
5. Мышцы верхней трети лица: почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.
6. Мышцы средней трети лица: Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
7. Мышцы нижней трети лица: Почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
8. Мышцы шеи: Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.
9. Грудь, мышцы надплечий и спины: Почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
10. Мышцы живота: Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете, как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.
11. Доминантное бедро: Почувствуйте, как постепенно мышцы бедра расслабляются.
12. Доминантная голень: Постепенно мышцы голени расслабляются.
13. Доминантная ступня: Постепенно мышцы ступни расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.
14. Недоминантное бедро: см. выше.
15. Недоминантная голень: см. выше.
16. Недоминантная ступня: см. выше.
Арт-терапия
Подросткам предлагается раскрашивать симметричные узоры. После окончания этой работы рисунки выносятся на обсуждение. Сам подросток должен сказать, какое у него настроение, как оно отразилось на рисунке. Другие должны высказать свое мнение о том, какие эмоции вызывает у них данный рисунок. В самом конце на последнем занятии каждому выдаются его рисунки и по ним подросток должен рассказать, как изменялось его отношение к себе, к окружающим, к своему будущему. Каждый такой рассказ должен быть закреплен оптимистичными, подбадривающими, словами. Или предложением планирования на будущее, например, предлагаю тебе встретиться ос мной еще раз и проработать какие-то, волнующие вопросы, индивидуально или в другой группе.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.