Упражнение 1: Выполнение мышечной релаксации, слушая речь психотерапевта.
Цель: Обучение мышечному расслаблению
Оснащение: Обстановка, в которой подросток мог бы удобно лечь или сесть
Инструкция:
1. Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.
2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в плече.
3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.
4. Недоминантное плечо: см. выше.
5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше.
6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.
7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад.
8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи.
9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине.
10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.
11. Доминантное бедро: максимально мышцы бедра.
12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и отогните большой палец ступни.
13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни.
14. Недоминантное бедро: см. выше.
15. Недоминантная голень: см. выше.
16. Недоминантная ступня: см. выше.
Обсуждение: Понравилось ли вам упражнение, легко ли было расслабить свои мышцы?
Время: 15 минут
Упражнение 2: «Арт-терапия».
Цель: Стабилизация эмоционального фона.
Оснащение: См Приложение 3
Инструкция: Выберите, пожалуйста, одну из фигур, какая вам больше нравится. Раскрасьте ее цветными ручками или карандашами. Подпишите, пожалуйста, выбранные картинки и сдайте их после окончания занятия.
Обсуждение: Понравилось ли вам раскрашивать фигуры? Почему вы предпочли именно эти цвета в своем рисунке? Каким было ваше настроение до того, как вы начали рисовать? Какое оно теперь?
Время: 15 минут
Занятие 2
Вспомнить кодекс поведения в группе.
Разминка
Упражнение: «Босс сказал».
Цель: Создание дружеской атмосферы и снятие эмоционального напряжения в группе.
Оснащение: Не требуется.
Инструкция: Я буду давать команды, а вы будете их выполнять, но только тогда, когда я перед командой буду говорить «Босс сказал».
Примеры команд: Босс сказал, поднять правую руку. Посмотреть вверх. Подпрыгнуть на одной ноге и пр.
Время: 5 минут
3. Основная часть. Внутриличностные конфликты.
1. Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Три брата».
Цель: Сформировать у подростков понятие внутриличностного конфликта.
Оснащение: см Приложение 2.
Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Какие эмоции испытывали три брата в сказке? Почему они превратились в животных? Как им удалось снова стать людьми? Обсуждение: То, что происходило с тремя братьями, является внутриличностным конфликтом. Первый – конфликт борьбы и бегства, преодоление страха. Второй – выбор между рискованным поведением и поведением осторожным. Какой из них вам кажется сложнее всего решить?
Время: 10 минут
2. Упражнение «Психодрама».
Цель: Разрешить внутриличностые конфликты подростков.
Оснащение: не требуется.
Инструкция: Подросткам предлагается вспомнить реальную ситуацию, соответствующую одному из конфликтов. Выбрать исполнителей ролей. Выберите участников для своей психодрамы: 1. Внутриличностный конфликт «между двух зол». Выбираются исполнители ролей «двух зол». 2. Внутриличностный конфликт избегания-приближения, «и хочется, и колется», то есть риска и благоразумия. Роли Риск и Благоразумие. 3. Внутриличностный конфликт приближение – приближение, конфликт двух потребностей, то есть «буриданов осел». Выбираются две основные потребности, важные на сегодняшний день для подростка и выбираются исполнители этих ролей. Для каждого подростка необходимо проиграть все три варианта внутриличностных конфликтов. Двойники по инструкции протагониста выполняют действия, соответствующие воспоминаниям. После чего встают с двух сторон от протагониста, берут его за руки и тянут в разные стороны. Протагонист выбирает одну из сторон. Затем происходит обмен впечатлениями. Кто, что чувствовал. В конце каждый из двойников говорит, что он не исполнитель роли и называет свое имя. Таким образом, подростки разбиваются на подгруппы, в которых проигрываются различные ситуации.
Обсуждение: Подросткам предлагается обсудить, понравилось ли им упражнение? Что нового они узнали о себе? Было ли это полезно? Удалось ли вам разрешить какой-нибудь из ваших конфликтов?
Время: 50 минут.
Упражнения на выработку навыка самоконтроля:
Инструкция: Повторяйте, пожалуйста, в полголоса то, что я буду говорить, и выполняйте упражнения.
1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются.
2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.
3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.
4. Недоминантное плечо: см. выше.
5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше. Опустите брови и почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.
6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос. Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад. Теперь почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.
8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи. Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.
9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине. А теперь почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Дышится легко и свободно. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены.
10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот. Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.
11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.
12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.
13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.
14. Недоминантное бедро: см. выше.
15. Недоминантная голень: см. выше.
16. Недоминантная ступня: см. выше.
Время: 15 минут
Упражнение 2: «Арт-терапия» см. Занятие 1.
Время: 15 минут
Занятие 3
Напоминание правил группы
Разминка
Упражнение: «Доброе пожелание»
Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.
Оснащение: мяч
Инструкция: Мы будем перекидывать друг другу мяч и тот, кому вы мяч кинули должен пожелать вам что-нибудь хорошее, как на День рождения.
Время: 5 минут
3. Основная часть. Самостоятельность.
1.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Похищенные дети».
Цель: Сформировать у подростков понятие самостоятельности.
Оснащение: см Приложение 2.
Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Кто из героев сказки вам больше всего запомнился? За счет чего детям удуалось вернуться домой?
Обсуждение: Что, по вашему мнению, означает самостоятельность? Предполагает ли это ответственность за свои поступки?
Время: 15 минут
2.Упражнение «Планирование».
Цель: Выработка навыков планирования своей деятельности.
Оснащение: ручки, карандаши, стерательные резинки, бумага для записей, секундомеры.
Инструкция: Основная цель – это завершить, как можно быстрее свою работу. Вам нужно выполнить все предложенные действия в любой последовательности. Но вначале вы должны написать план, в котором эти действия будут распределены поочередно. Для выполнения каждого действия вы должны поставить время и постараться справиться за это время. Обязательно придерживайтесь своего плана.
Действия:
1.Выполнить восемь видов физических упражнений по 5 раз каждое.
2.Собрать подписи у всех участников группы, но, не отвлекая их от своих дел.
3.Собрать половину группы и рассказать им анекдот или смешную историю.
4.Позвонить домой.
5.Решить пример в столбик 987:49.
6.Найти спрятанные в тексте имена.
Пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!
2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!
4. Ковал я железо ярким днем.
Обсуждение: Подросткам предлагается сравнить заявленное время с реальным. Всем ли удалось выполнить действия за отведенное время? Как нужно правильно строить план действий? Высказать свое мнение предлагается всем участникам группы.
Время: 30 минут.
3.Упражнение «Дорожная карта».
Цель: Выработка навыков планирования своей деятельности.
Оснащение: ручки, карандаши, стерательные резинки, бумага для записей.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, то, что мы делали на предыдущих занятиях. Мы выбирали подходящую профессию, решали, какая основная потребность нам ближе, какие, психологические характеристики соответствуют нам. Просьба высказаться всем участникам. А теперь, пожалуйста, напишите план своих действий по достижению выбранной вами потребности с помощью наиболее подходящей для вас профессии. Обсуждение: Подросткам предлагается зачитать их планы. Далее предлагается сделать план достижения цели подробнее, задавая подросткам вопросы: как ты планируешь этого достичь? Что тебе понадобится? Сколько времени на это уйдет? Затем подростки снова записывают свои планы, но более подробно. Далее производится еще одно обсуждение. Теперь у участников группы есть дорожные карты по достижению предпочитаемой потребности. В последующем, на каждом занятии участники рассказывают, что из сформированного плана удалось выполнить.
Время: 15 минут
Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.