Периодизация истории АЯ. Основные события в истории английского народа и его культуры, на которых основана эта периодизация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

I. Внешняя история

1. Периодизация истории АЯ. Основные события в истории английского народа и его культуры, на которых основана эта периодизация.

2. История Британских островов до переселения англосаксонских племен.

3. Англосаксонские племена на континенте и их переселение в Британию.

4. Образование диалектов древнеанглийского (да.) языка и их соотношение с племенными диалектами. Роль Уэссекского диалекта.

5. Памятники письменности да. периода.

6. Влияние скандинавского завоевания на развитие АЯ. Скандинавские заимствования, их специфические черты и распределение по диалектам.

7. Нормандское завоевание и его значение для истории АЯ. Борьба между французским и английским языками.

8. Памятники письменности среднеанглийского (са.) периода. Изменения в графике и орфографии, внесенные нормандскими писцами.

9. Территориальные диалекты среднеанглийского периода. Роль лондонского диалекта. Англо-нормандский диалект и его значение для истории АЯ.

10. Нормандские заимствования, их специфические черты и распределение по диалектам.

11. Этимологический состав нормандских заимствований. Этимологические дублеты.

12. Взаимодействие англ.и франц.лексики. Возникновение синонимов и их дальнейшая судьба.

13. Образование англ.нации и англ.националього языка. Степень участия в этом процессе различных диалектов. Диалекты современного АЯ.

14. Деятельность грамматистов и лексикографов в р-на периоде. Роль У Кекстона. Роль С. Джонсона. Установление норм литературного языка и орфографии.

15. Этимологизация написания отдельных слов в р-на период. Случаи ложной этимологизации.

16. Заимствования в р-на период. Интернациональная лексика.

17. Исторические основы современной английской орфографии.

II. История звукового строя

1. Состав гласных фонем д-а языка. Комбинаторные изменения гласных в д-а период.

2. Состав согласных фонем д-а языка. Отражение действия закона Вернера в д-а консонантизме.

3. Количественные изменения гласных фонем в с-а период. Фонологический результат этих изменений.

4. Качественные изменения гласных фонем в с-а период.

5. Вокализация щелевых в с-а период и образование новых дифтонгов. Система дифтонгов с-а периода.

6. Изменения согласных фонем в са. период.

7. Великий сдвиг гласных. Различные датировки сдвига и их обоснование. Фонологические результаты сдвига.

8. Вокалические изменения в рна. Период: краткие гласные и дифтонги.

9. Консонантные изменения в рна.

III. Историческая морфология

1. Общая хар-ка морф.категорий существительного в д-а период.

2. Система склонения в д-а период и ее дальнейшее развитие.

3. Развитие отдельных именных категорий имени сущ.

4. Общая хар-ка категорий прилагательного в д-а период.

5. Исторические изменения в системе категорий прилагательного.

6. Хар-ка местоимений и их разрядов в древнеанглийском.

7. Развитие личных местоимений.

8. Развитие указательных местоимений. Определенный и неопределенный артикли.

9. Морфологическая классификация глаголов в д-а языке.

10. Развитие сильных глаголов.

11. Развитие слабых глаголов.

12. Претерито-презентные и неправильные глаголы в д-а языке и их дальнейшее развитие.

13. История личных форм глагола в изъявительном и сослагательном наклонениях.

14. Зарождение и развитие форм перфекта.

15. Зарождение и развитие форм будущего времени.

16. Зарождение и развитие форм длительного разряда.

17. Зарождение и развитие форм страдательного залога.

18. Возникновение и развитие сложных глагольных форм с глаголом to do. История вопросительных и отрицательных предложений.

IV. Исторический синтаксис

1. Типы синтаксических связей в да и их дальнейшее развитие.

2. Порядок слов в да и его дальнейшее развитие.

3. Структурные типы простого предложения в да.

4. Развитие структурных типов простого предложения в са и рна.

5. Типы сложных предложений в да.

6. Типы синтаксических связей в сложноподчинённом предложении да и их дальнейшее развитие.

 

I. Внешняя история

Образование диалектов древнеанглийского (да.) языка и их соотношение с племенными диалектами. Роль Уэссекского диалекта.

Германцы образовали семь королевств; это были (считая с се­вера на юг) Нортумбрия, состоявшая из двух частей - Берникии и Дейры, в центральной части - Мерсия и к востоку от нее - Восточ­ная Англия, к югу - Эссекс, Суссекс и Уэссекс и на юго-востоке - Кент. Эти семь государств в дальнейшем объединились в четыре основных королевства - Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и Кент, в гра­ницах которых образовались четыре диалекта: нортумбрийский, мер­сийский, уэссекский и кентский. Таким образом, мы видим, что племенной принцип был нарушен после переселения германцев в Британию: одно племя – англы - образовало два государства - Нортумбрию и Мерсию; соответственно, нортумбрийский и мерсийский диалекты представляли собою продолжение и разветвление племен­ного диалекта англов в новых условиях территориально ограничен­ных варварских королевств. С другой стороны, фризы как племя совершенно исчезли, не образовав особого государства, и, соответ­ственно, среди древнеанглийских диалектов мы не находим фризского. Иначе говоря, дальнейшее развитие диалектов происходит в терри­ториальных рамках; племенной принцип заменяется территориаль­ным; развитие диалекта определяется границами государства, в ко­тором на нем говорят. Кельтские диалекты того времени не оказали существенного влияния на язык победителей.

Четыре англосаксонских ко­ролевства вели между собою постоянную борьбу за гегемонию. Вначале главенствующее положение принадлежало то Нортумбрии, то Мерсии, но в первой половине IX в. Уэссекс занял бесспорно ведущее место.

С возвышением Уэссекса начинают, видимо, стираться резкие грани между англосаксонскими государствами; по крайней мере, слово Angelcynn-буквально, «род англов» - начинает употребляться по отношению ко всем жителям Британии, независимо от их принад­лежности к англским или саксонским государствам, a Englelond - обо всей стране (хотя это название возникло как обозначение «страны англов»). Очевидно, с этого времени можно говорить об образовании английской народности.

Еще в конце VI в. началась христианизация Британии. К кон­цу VII в. христианство утвердилось во всей стране. Введение хри­стианства сыграло очень важную роль в дальнейшем государствен­ном и культурном развитии англосаксонских государств. С одной стороны, христианская церковь с самого начала вела постоянную борьбу с короной, представлявшей светскую власть, за расширение прав церкви на участие в управлении страной; строились монастыри, стремившиеся получить большие земельные наделы; был введен осо­бый налог («десятина») в пользу церкви. С другой стороны, мона­стыри стали центрами образованности, которая в Англии, как и везде в средневековой Европе, носила клерикальный характер. При монастырях создавались библиотеки из рукописей, переписываемых монахами, велись летописи. Таким образом, весьма важным фактом культурного влияния церкви было создание письменности.

Образование англ.нации и англ.националього языка. Степень участия в этом процессе различных диалектов. Диалекты современного АЯ.

В течение 15 в. лондонский лит.язык постепенно распространяется, вытесняя местные диалекты. Лит.язык проникает во все сферы общения. Разговорная речь в различных районах Англии постепенно включается в общую лит.норму, и различия между письменной нормой и народно-разговорной речью стираются. Этот процесс подробно исследовал англ.лингвист Г.Уайльд.

К концу 16в сложение англ как национального языка можно считать законченным. Оно шло одновременно со сложением англ.нации. В то время как язык народности представлен только в диалектах, ни один из которых не функционирует за пределами своей территории, нац.язык обслуживает всю страну; он надтерриториален. Диалекты становятся фактически бесписьменными, т.к.нац.язык (на основе лондонского лит.языка) охватывает все сферы, связанные с письменностью: гос.документацию, научную и худ.лит-ру. В сфере устного употребления нац.язык функционирует во всех гос.учреждениях и является языком повседневного общения образованных классов, особенно, людей, живущих в столице. В более отдаленных местах нац.язык испытывает известное влияние местных диалектов – образуется местная устная норма. Постепенно гац.язык все больше расширяется, модифицируя и поглощая диалекты. Однако диалекты продолжают существовать в устной форме и в наше время.

Современные диалекты разделяются на 6 групп. С-а северным диалектам соответствуют современные шотландские и северные, с-а центральным – современные западные, центральные (в узком смысле) и восточные. Южные диалекты составляют более единую группу. Каждая группа диалектов отличается своими особенностями, главным образом в области фонетики и лексики.

Фонетика: с-а долгое [u:] не подверглось сдвигу гласных, т.о, слова house, now =[hu:s], [nu:]. Stone, road читается как stane, raid. Dance произносится как [dæ:ns], speak произносится как [spe:k], hat, cat произносятся как [hat, cat].

Лексика: keek – выглядывать, synd – глоток, lownd – тихо, game – отважный и т.д.

II. История звукового строя

КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Ea – ie

Ea долг – ie долг

Eo – ie

Eo долг – ie долг

По способу артикуляции

шумные: которые еще подразделяются на смычные и щелевые

сонанты

2. Внутри каждой из этих групп выделились подгруппы по месту артикуляции:

губные, заднеязычные (велярные), переднеязычные (альвеолярные=дентальные)

3. по долготе все согласные делились:

краткие (простые) t и долгие ( геминаты) tt

Долгий /g/ изображался как сз

4. В свою очередь некоторые группы имели имели свои подформирования:

Сонанты – всегда звонкие

Смычные – кроме противопоставления места и долготы делились и по звуку:

звонкие и глухие

Заднеязычные смычные имели подразделение на :

палатальные и непалатальные

Смычные:

простые: /t/ - /d/; /p/- /b/; /k/ - /g/; /k’/- /g’/

геминаты: /t:/ - /d:/; /p:/ - /b:/; /k:/ - /g:/; /k’:/ - /g’:/

/g/ /g’/ изображались сз – docза, brycз

Африката /sk’/ никогда не геминировалась.

Все заднеязычные глухие: /k/ /k’/ - изображались как «с» – caru, cild

На момент составления алфавита разделение по палатальности и непалатальности было сопровождающим признаком, а не фонологически релевантным.

Щелевые – общий признак: отсутствие противопоставления по голосу, точнее отсутстствие фонологически релевантного. Фонетически – в начале и конце слова – глухой; в середине слова – в интерсонорной позийии гласные – щелевой – гласный или гласный – щелевой – сонорный – звонкий. Буква алфавита использовалась одна и та же.

Например:

fīf /f/– ofer /v/

sæt, hus /s/ – risan /z/

þeof, wearþ /Ø/ - weorþan /ð/

Таким образом только три щелевых фонемы.

Заднеязычные щелевые – в момент составления алфавита:

/X – X’/ - изображалось как h

/ Ύ – Ύ’/ - изображалось как з

К концу OE. периода палатальность -/ X – Ύ/ и / X’ – Ύ’/ - стали постоянным самостоятельным признаком.

/w/ /j/ /r/ /l/ /m/ / n/ имели парную геминату. Исторически геминаты употреблялись только интервокально.

В современном а.я. нет палатальных, геминат, африкаты /sk’/ - а есть /tƒ/ и /dз/, нет и /X – Ύ/ /X’ – Ύ’/. В совр англ есть /ή/ , sh /ς/ /з/ - pleasure.

 

Закон Вернера: Общегерманское ударение было, как в других древних индоевропейских языках, свободным, т. е. могло падать на любой от начала слог. В дальнейшем, после первого передвижения, ударение изменило свой характер и стало динамическим, закрепилось за корневым слогом.

В эпоху, когда германское ударение было свободным, глухие щелевые в позиции непосредственно перед ударным слогом (или за два слога до него) озвончились. Закон этот был открыт датским ученым Карлом Вернером. Графически эту позицию можно изобразить так: — щелевой-`- или: -`-согл.— щелевой. Озвончение НЕ происходило в позиции: -`- щелевой—.

Т.о, в предударной позиции щелевой мог быть только звонким. Так, в д. a. fæder (готск. fadar) следовало бы в соот­ветствии с латинским pater, ожидать по первому передвижению глухого щелевого в середине слова: *faÞar. Однако ударение в греческом pat`er, отражающее более раннее индоевропейское уда­рение, объясняет нам эту кажущуюся неправильность. Ожидаемая по первому передвижению форма *faÞar несла ударение на втором слоге. При озвончении по закону Вернера мы можем пред­положить форму *fað`ar. После переноса ударения на корневой слог, звонкие, возникшие по закону Вернера, фонологизовались.

Фонологизация—закрепление признака, возникшего в определенной позиции, т. е. на аллофонном уровне; фонологизация выявляется при исчезновении позиции, в которой проходило данное явление. Независимость от позиции свойственна фонеме, следова­тельно, данный признак становится фонологическим, релевантным, а содержащая его единица—фонемой.

После фонологизации озвончения по закону Вернера некоторые из озвончившихся фонем изменились качественно. Звонкий денталь­ный слился со звонким смычным,— отсюда возникла засвидетель­ствованная в древнеанглийском форма fæder. Индоевропейская фонема /s/ при озвончении по закону Вернера превратилась в */z/, фонему, очень недолго просуществовавшую и перешедшую затем в / r /. Этот переход /s/ через */z/ в /г/ называется ротацизмом. Ротацизм свойствен западногерманской и северной группам гер­манских языков. Так, сравните готск. mizdo, д. a. meord 'награда' — русск. мзда; готск. wesun /z/ 'были', д. а. wairon.

Лабиовелярный /hw/ по закону Вернера изменяется в /w/, но иногда в англских диалектах встречается /з/: sawon, sæзon 'увидели'.

 

C) перед st, sk, sp

OE dūst - ME dust

Но:

Долгие гласные сохраняли долготу, если эти ргуппы согласных относились к другому слогу: слово с долгой æ – mæ/sta (такое деление происходило если после st шла гласная)

Краткие гласные

 у краткого -а- - сохранился во всех диалектах

-а- или-о- перед носовым: в зап-центр закрепилось –о- (con), в остальных закрепилось – а- (can)

-æ- (лигатура) – встречался во всех диалектах, но сам значок не существовал.

зап-центр, Кент - -æ перешел в –е- (wæs – wes)

в остальных - -æ перешел в –а- (wæs – was)

e- во всех диалектах без изменений

о – без изменений

i – без измененй

u - без изменений

y – в разных диалектах развивалось по разному:

сев, вост-центр –/y/-/i/ и в последствии знак –y- стал обозначать только этот звук (bisy)

центр, юго-зап – буква –u- стала обозначать звук /ü/ (busy)

 Кент – /y/ - /e/ (besy)

 

Образование новых дифтонгов

Образование дифтонгов из сочетаний со звонкими щелевыми.

1) палатальный и монофтоног

æз – ai, ay  dæз – day

eз – ei, ey weз - wey

iз – i+i= niзon – nīn – совр.англ nine

2) непалатальный и монофтонг

aз – au/aw draзan - draw

āз – ōu/ōw āзan - ōwe

oз – ou boзa - bow

uз – u+u=ū(изображалась как ou/ow) buзan - bow

 

3) непалатальный и плавный

lз - lw – low folзian - follow

rз – rw – row sorз - sorrow

 

Образование дифтонгов из сочетаний с глухими.

1) палатальный и монофтонг – не встречалось

2) непалатальный и монофтонг

aχ – auχ naht – naught

āχ – ōuχ āhte - ought

oχ – ouχ brohte - brought

ōχ – ōuχ – ūχ plōh - plough

 

Дифтонги сечетались только с палатальными

1) ēā и звонкий

ēоткр+ i - ii = ī eaзe – eye

2) с глухими

ea, eo + X’/ стягиваются в –е-+ iX'- iiX'= īX'

feohtan – fight

neah – nigh

Но: В южных диалектах –еу- не переходит в долгую i, отсюда и написание eye, neighbour.

 

Судьба ME дифтонгов:

Эти дифтонги называются новыми, т.к. они получены из сочетаний гласного и согласного. Старые дифтонги подверглись монофтонгизации. Отличия новых от старых:

1. Все они нисходящие ( от открт к более закрытому)

2. Противопоставление по краткости и долготе здесь отсутствует изначально.( все они присоединились к классу неусеченных, т.е. не зависят от согласного в своей реализации)

В ME образуется еще несколько дифтонгов из других источников:

1) ēā,ēō+ w = ew fēāwe – few

knēōwe – knew

2) Из фр лексики.

oi – joy, voice

iu – ü – fume, nature

 

Общая система ME дифтонгов:

 

ai, oi, ei

au, ou, eu- (не сущ в совр англ)

iu – единственный не нисходящий дифтонг

Основа на -a -

К этой основе относились сущ муж и ср.рода, но склонялись м и ср.род не совсем одинаково. Отличия начинались в им/вин.падежах, остальные совпадали.

Ед.ч:                         краткосложные        долгосложные

Им. stān                      scip                               sceop, word

Род. –es                      -es                                      -es

Дат. –e                        -e                                       -e

Вин. stan                    scip                                sceop, word

   (м.р. - камень) (ср.р - корабль)          (ср.р - овца, слово)

Краткосложные – 1 краткий гласный на вершине слога, все остальное – шумный согласный

Долгосложные – либо сущ с долгим гласным в слоге, либо в вершине слога гласн+сонорный

Мн.ч:

Им. Stān-as         scip-u                        -ø

Род. –a                -a                               -a

Дат. –um             -um                           -um

Вин. –as              -u                              -ø

В будущем это стало: ston-es, ship-s, sheep.

Основа на -o -

Сюда относились только существительные женского рода.

Ед.ч.        Мн.ч.

Им. lār   Им. -a

Род. -е    Род. -a

Дат. -е    Дат. -um

Вин. –е    Вин. -a

(учение, наука, знание. В будущем: law, часть слова folklaw)

Родительный и Дательный падежи мн.ч. имели универсальные окончания – a, -um.

У этих 2-х основ были варианты с суффиксами –j-/-w-. Они вносили изменения в склонения.

Основа на –n-

Объединяла существительные всех 3 родов. В этом была ее сила, индуцирующий характер.

В ед.числе м,ср и ж.род склонялись по-разному:

                                                                                      Мн.ч. для всех:

Им. Guma          ēaзe                        sunne                         -an

Род. –an               -an                           -an                          -ena 

Дат. –an               -an                           -an                          -um

 

Вин. –an                -e                            -an                           -an

    муж                ср                          жен

 

Основа на –n- имеет второе название – слабое склонение, потому что слабо выражало падежные противопоставления.

 

Сущ. с корневой основой (только сущ м.р. и ж.р.) называются такие сущ, у которых в глубокой древности не было основообразующего суффикса, основа совпадала с корнем. У этих сущ в некоторых падежах исторически было окончание –i, которое вызывало умлаут корн.гласного, т.о. одни падежные формы этих сущ имели исторически основной гласный, а другие – умлаутированный.

М.р.                                            ж.р.

Ед.ч.

man                                            bōc

mannes                                       bōce

*man+i=men                              *bōc+i=bēc

man                                             bōc

 

Мн.ч.

*man+i=men                               *bōc+i=bēc

manna                                          bōca

mannum                                       bōcum

*man+i=men                                *bōc+i=bēc

человек                                        книга

 

С-а: В 12-13 вв. ослабление/редукция окончаний стала развиваться еще более интенсивно, что содействовало сокращению системы склонения и, в конечном итоге, окончательному исчезновению группировки сущ по основам. Все те группы, которые тяготели к основе м.рода на –а, влились в нее; сюда же присоединились сущ ср.рода. Ср.род перестал существовать как особая словоизм.группа.

В то время как в д-а окончание -as выражало им. и вин.падеж мн.ч и не могло встретиться в род. и дат.падеже, в с-а -es вы­ражает только категорию мн.ч и не связано с каким-либо падежом. Это отделение выражения числа от выражения падежа - одно из важнейших отличий с-а от д-а.

ед.ч.                мн.ч

Им/Вин ston  stones

Род   stones stone,stones

Дат   ston(e) stones

 

Р-на: Слово стало одночастным. Окончание теперь не входит в миним.структуру слова, а присоединяется к основе, совпадающей со словом. Началось словообразование по конверсии.

История категории рода

Уже в д.а.период проявляются признаки размывания. Сущ разных родов в поздних д.а.текстах часто отходили от своей ист.парадигмы рода. Мы понимали, какой род только так: деревянный (согласованное прил) стол; стол, он (местоименная референция). Уже в д.а. сущ начинает расставаться с категорией рода.

 

История категории падежа

В ср.а Им.падеж и Вин.сливаются. Система становится трехчастной: Им/Вин, Род, Дат. Конец ср-а периода – остаются Основной и Родит.падежи. Род.п в ср-а образуется по образцу парадигмы на –а муж.р. Окончание –s начинает распространяться на все сущ.

Некоторые сущ ж.р. сопротивляются, особенно те, которые обозначают существа ж.пола.

In hope to stondon in his lady grace. Но это именно Род.п, он отличается от современной притяжательной формы. Род.п в принципе существует у любого сущ и употребляется не только в конструкциях с принадлежностью, но и в конструкциях с другими объектными отношениями. Однако постепенно он становится обязательно только препозитивным определением, а в дальнейшем переосмысливается как выражающий только принадлежность, поэтому закрепляется за сущ, выражающими одуш.существа. Во всех остальных случаях появляется of-phrase. Это тоже показывает, что в совр.а.я. говорить о категории падежа сложно.

Написание с апострофом появляется с 17 века с целью подчеркнуть редукцию гласного в окончании. Появление апострофа в мн.числе уже чисто графический прием, специально изобретенный в 18 веке. Girls’ hats. Окончание –s попадает в мн.число сущ, у которых нет –s в окончании: men’s hats.

 

История категории числа

К концу с-а окончание –s (сначала как слог -es) проникает из основы на –а м.р. во все другие парадигмы: и в ср.р основы на –а, и в ж.р.: shire – shires (ж.р.), lond – londes (ср.р).

Параллельно с выделением нового отношения между корнем и окончанием совершенно пересматривается роль категории мн.ч. по сравнению с д-а. В д-а, как и в совр.русском, вопрос, какое окончание у данного сущ в мн.ч был бессмысленным, т.к. в разных падежах были разные окончания. В с-а категория числа получает свой формант, который выражает только число. Он распространяется на все новые слова, особенно на заимст.лексику.

Есть исключения:

    1. сохраняется 3 сущ ср.р. долгосложных, которые так и не приняли окончания –s во множ.числе: deer, swine, sheep is/are... Не путать с теми, у которых нет категории мн.ч: water, salt is…
    2. сущ с бывшей основой на –n. Она долгое время конкурировала с основой на –а по своей продуктивности. В течение всего с-а периода, особенно в южных графствах, формы мн.ч с основой на –n сохранялись и распространялись на др.сущ, которые исторически к этому типу не относились.

Tōn (toes), fōn(foes), eyen (eyes), shōn (shoes). Сейчас осталось только oxen.

    1. некоторые сущ корневой основы сохраняют свой специфический способ образования мн.ч: man-men, goose-geese, foot-feet, mouse-mice, louse-lise.

Когда все эти процессы происходили, некоторые сущ прошли по незаконному пути. Это плеоназмы – многократное выражение одной и той же гр.категории.

Д-а cild – cild-ru

С-а child – chulder, childer – child-r-en

Д-а brōÞor – brōÞor. Дат.п. ед breÞer (нач.восприниматься как форма мн.ч.)

С-а brōÞor – brēÞer+en – brethren (братия)

 

Д-а cū – cŷ

С-а kow – ky /ki:/+n = kine (сейчас поэт. “коровки”)

 

На смену категории рода приходит категория биологического пола. Теперь местоимениями м.р. и ж.р. могут замещаться только такие сущ, которые выражают биол.существа, обладающие полом, преимущественно человека.

Личные

Обладали следующими словоизменительными категориями: 3 лица, 3 числа (у 3лица - 2), 4 падежа, в 3 лице ед.ч – 3 рода.

Парадигма личных местоимений:

       1л        2л                3л м.р.           3л ср.р.              3л ж.р.

ед.ч. ic          Þū               hē                     hit                      hēo

      min        Þīn             his                    his                      hire/hiere

      me         Þē               him                  him                     hire/hiere

      me(c)     Þē(c)          hine                  hit                      hie

двойст.mit        jit

        unon    inow

        une      inc

        unc(it) inc(it)

мн.ч. wē         зē                                     hiē, hī, hŷ

       ūre       ēower                               hiera, hira

       ūs         ēow                                 him, hem  

       ūs(ic)   ēow(ic)                            hie, hi, hŷ

 

Выводы из таблицы: у 1,2 лица есть двойств.число, у 3 лица - рода. 1,2 – древнейшая парадигма, она супплетивна, 3 – поздняя, несупплетивна. Супплетивность – свойство древних и-е парадигм. Следы дограмм.мышления. Древний человек подбирал имена вещам, которые соответствовали их размерам, и т.д. Сначала отдельным вещам, потом понял, что их можно объединять в классы, потом разделял классы. 1, 2 лицо – во всех и-е языках одинаковые корни, 3 лицо – разные корни (he, l-, он, е-).

 

Указательные местоимения

В др-а их было 2. Как и лич.мест 3 лица имели категорию рода в ед.ч, но кроме того, у них в ед.ч.было 5 падежей. Сохранялся творительный.

Эти указ.мест отличались друг от друга по силе указательного значения. Условно, в качестве представителя всей парадигмы берется форма м.р.ед.ч.Им.п. Se – с ослабленной указательной семантикой, Þes – с сильной семантикой.

Ед.ч. sē (that)

М.р.      ср.р.      ж.р.

Sē           Þæt       seo

Þes          Þes       Þære

Þem        Þem      Þære

Þone       Þæt        Þā

Þŷ, Þōn   Þŷ, Þōn -

Очень похоже на лич.мест-я. В.п. ср.рода=И.п., Род.П. м.р. и ср.р. –s, Д.п м.р. и ср.р. –m, ж.р. И.п. –ео, Род.п и Д.п. совпадают и оканчиваются на –re, Вин.п совпадает с мн.ч. И.п..

Мн.ч.

Þa

Þāra, Þōra

Þæm, Þam

Þa

Как у личных: И.п.=В.п. Род.п. оканчивается на-ra, Д.п, на –m.

 

Ед.ч. Þes (this)

М.р.      ср.р.       ж.р.

Þēs          Þis        Þeos

Þise         Þisses    Þisse

Þissum    Þissum  Þisse

Þisne       Þis         Þas

Þŷs          Þŷs        -

 

Мн.ч

Þas

Þissa

Þissum

Þas

То же самое, что про se, но отличие: в мн.ч. Род.п. – а, Д.п. – um, как у существительных.

 

This – сильная связь со мной

That – слабая.

Д-а: … и сказал тот король – артиклеобразная часть речи. Постепенно от частого употребления становится артиклем, ярлыком существительного.

Мест.прилагательное swylc склонялось по сил/склонению, также как рус.мест “такой”, чем оно и являлось.

 

Притяжательные местоимения

В своей основной форме совпадали с Р.п.личных мест-й, но в качестве таковых они воспринимались как И.п. 1-2 лицо склонялоcь по сил/склонению (ср.рус “мой”, “твой”), а 3 лицо нет (ср.рус. “его, ее”).

Sin – свой – слонялось как в русском.

 

Вопросительные местоимения

Вопр.местоименных существительных было 2 – hwa, hwæt.

Hwa hwæt

Hwæs

Hwam

Hwone

-       hwŷ

 

(who) (what)

who - все живое, what – все неживое

Как se – ед.ч.м.р., но у hwa нет Тв.п., так как Тв.п. – инструментальный, а человек не может быть инструментом, он деятель.

Мест.прилагательные – hwylc, hwæÞer – ср.рус какой, тоже мн.ч, рода.

 

Неопределенные местоимения

Sum - какой-то

Æniз - какой-нибудь

Ælc  - каждый

æÞer - любой (из двух)

зehwa  - всякий     - склонялось как hwa. Остальные по сил.склонению.

 

Отрицательные местоимения

  1. nān= ne+ān – не+ один
  2. næni= ne+æniз
  3. nāwiht, naht, noht=ne+ā+wiht – не+одна+вещь -> noht-not

другое слово+отр.частица ne дали no+thing=nothing

1,2 – склоняются как “никакой”

3 – как сущ либо ж.р., либо ср.р – «ничто»

 

Развитие 3го лица

В следствии фонет.развития в 3л в с-а сливаются формы м.р., ж.р.ед.ч и мн.ч.

М.р. hē = hē

Ж.р. hēo > hē sēo>sīo> [sho:] и sēo>[she:]>she

Мн.ч. hīe > hē

   др-а ср-а

Т.о, в 3л оказывается под угрозой категория биологического пола (м и ж не отличить), а также категория числа. Это те категории, которые у сущ сохранились: вместо рода вырабатывается категория биол.пола, категория числа сохранялась. Поэтому, естественно, система старалась сохранить категорию числа и у мест.

В ж.р.проникает форма seo (из указат). Появились 2 формы: [sho:] и [she:] и в конечном итоге seo вытеснила heo.

3л мн.ч проникает форма из сканд they.

С-а период в 3л м.р. - современное состояние (не считая фонетики), ср.р. - несовременное: И.п. - hit, Объектный - hit, Притяжательная форма – his, ж.р. - после появления формы she - современное состояние (не считая фонетики) в мн.ч тоже удовлетворительная парадигма: И.п. - they, Объектный - hem, Притяжат - hire. Больше ничего заимствовать не надо. У Чосера именно такая ситуация: ...martyr... that hem hath holpen whan that they were seeke..

«T» в hem не было нужно, т.к. путаницы не происходило.

 

Е лицо мн.ч.

С-а: ē =ye-ji:

       переписывается

       потом по сдвигу ji:

Косв.падеж: ēow>eu:>iu>ju: (после j сдвига нет!)

Р-на: форма ye вытесняет thou (продолжение д-а Þu, с озвончением).

С появлением формы мн.ч вместо ед.ч для обслуживания категории вежливости, thou уходит в архаику, поддерживается только в библейских текстах, в повседневной речи нет, только, например, для иронии. Если кто-то скажет, поймут.

18в форма you вытеснила ye. Но ye м.реанимировать (Шелли в стихотворении), извлечь, если нужно, как торжественную.

2е лицо у местоимений утрачивает категорию падежа и числа - одна форма you.

 

16в. Появление формы it вместо hit - утрата начального фарингального.

Но форма his сохранялась: для м.р.одуш и ср.р.неодуш.

С 16в появляется тенденция:

И.п. it

Об.п it

Прит.ф it

Потом в эту форму it проникает окончание -s по аналогии с притяжат.мест. Появляется форма its, которая пишется как сущ "it's", потому что it is сокращалось как 'tis. 18в появляется новое it is [ts]=it's. It's притяжат становится its.

С 15в во мн.ч.начинает по образцу И.п. they появляться (выравнивание): Об.п them, Прит their. К 16в уже от hira, hem и следов не осталось.

Возвратные местоимения

В д-а self существовало как отдельное слово. Сейчас тоже - My own self. - но в др-а оно было прил. Him self - абсолютно логичное словосочетание, которое переходит в himself = его самого. Затем self становится сущ. И так и остается. В таком случае my self - тоже логичное СС >myself = моя самость. Yourself. Herself - примиряет все, т.к.her и притяжат.и объект. Диалекты: myself meself

                                                                      hisself himself

Относительные местоимения

В д-а сложное предложение вообще было проблемной синт.конструкцией, т.к.было мало союзов, а союз.слов не было вообще. Но уже в др-а мест.Þæt употреблялось в союзной функции и вводило придаточное дополнительное.

Ohthere sæde Aelfrede cyninge Þæt he ealre normonna normost būde.

С-а: Þæt расширяет контексты употребления и приобретает относительное значение. (...martyr...that...) Затем к that присоединяются, как и в других языках, бывшие вопросит.мест. И это понятно, т.к.вопросы начинаются с этих слов: Который человек пришел? > Человек, который пришел.

Из всех форм первой появляется which и относится как и одуш, так и к неодуш.предметам. Затем добавляется whose<hwæs, whom<hwam. Первоначально они на полном основании тоже относились и к одуш и к неодуш.

Позже всех в эту группу (16в) вливается who.

Тв.п hwy>why. Но в течение с-а он лексикализируется, становится отдельной лексемой и оказывается мест.наречием. В рус.языке прямой аналогии нет, есть похожее в украинском - why=чему, зачем=чем.

 

Сильные глаголы

В д-а сохраняются следы герм.системы сильных глаголов – 7 классов в зависимости от структуры корня и типа чередования, но поскольку разные классы сильных глаголов отличаются друг от друга фонетически, для д-а периода оказываются важным все комбинаторные изменения, которым подверглись гласные в разных позициях. Кроме того, в д-а по сравнению с более ранними периодами, увеличилось число позиционных гласных в том или ином окружении. В результате, достаточно систематическая и непротиворечивая картина в готском к эпохе др.памятников в д-а приходит в сильно измененном виде:

-3 класс в д-а представлен 3 разными фонетическими моделями

-в 4 классе имеются специфические глаголы с особой фонетикой

-в 5 классе и в нескольких других появление суффикса j в корне инфинитива также увеличило вариативность форм

В результате, бывшая прозрачная система теряет четкость, противопоставления между классами размываются, что служит причиной перехода ряда сильных глаголов в слабые, у которых прозрачность системы была гораздо больше.

Слабые глаголы в д-а

Основных классов 3, в готском был специфический четвертый.

Каждый сл.глагол характеризуется 3 основными формами: инфинитивом, прошедшим временем и причастием вто­рым.

Слабые глаголы – это более поздние глаголы. Если сильные – это чаще всего обще и-е лексика, то слабые – это германская инновация. Характерная черта всех германских языков, больше нигде не встречается.

Они производные от других слов при помощи суффикса.

Суффиксы существовали в дописьменную эпоху, в д-а, в эпоху письменных памятников их уже не видно. Суффикс i прослеживается за счет того, что в корне обязательно есть умлаут.

1й класс образуются либо от сущ, либо от других глаголов. У правильных глаголов 1 класса корневой гласный во всех формах подвергся nepeгласовке под влиянием элемента - i в суффиксе. 1. У глаголов с долгим корневым гласным -i отпа­дает независимо от того, какой coгласный стоял перед ним. 2. (а) У глаголов с кратким корневым гласным, за которым следует -г-, элемент-i сохранился в основе инфинитива и настоящего вре­мени, а согласный -г остался неудлиненным. (б) У глаголов с кратким корневым гласным, за которым следует какой-нибудь согласный, кроме -г-, элемент -i исчезает, а согласный удлиняется, т. е. на письме обозначается удвоенной согласной буквой (западно­германское удлинение согласных)

1) dēman-dēmde-dēmed

2) а. nerian-nerede-nered

б.fremman-fremede-fremed

3 формы потому что мн.ч. и ед.ч.пр.вр отличались только окончанием.

В 1 классе выделялось 11 неправильных глаголов. Их неправильность заключалась в том, что суффикс у них был только в 1 форме – инфинитив и наст.вр, а это значит, что умлаут проходил только в 1-й форме, т.е по качеству корневого гласного 1я форма отличалась от второй и третьей.

Поскольку дентальный суффикс присоединялся прямо к корню, то если конечный согласный в корне был сонорным, то в корне м.б.преломление. А если конечный согласный в корне был k, то в сочетании с дентальным суффиксом происходила нейтрализация противопоставления в пользу щелевого – kt->ht. А если перед k шел носовой, то перед h он выпадал, удлиняя предшествующий гласный, что еще больше увеличивало вариативность форм.

*taljan>tellan

гот д-а

Прош.вр: *tælde>tealde-teald

*sōkjan-sēcan

П.в:*sōkte>sōhte-sōht

*Þunkjan>Þyncen

П.в.: *Þunkte>Þunhte>Þūhte-Þūht

*Þankjan>Þencan-Þōhte-Þōht

контаминация: инфинитив от 1-го глагола, претерит и прич2 от 2-го. Это могло случиться только за счет очень близкого значения: мне кажется=мне думается

 

2 класс - суффикс -ōja- в инф и -o- в других формах. К эпохе пис.памятников: -i- и -о-. Но это не др-герм -i-, который вызывал умлаут. Он не примыкал непосредственно к корню, -о- не давала умлауту произойти (ср.эти, эта, этой). -i-, вызывающий умлаут, к эпохе пис.памятников уже не выделялся, а здесь он есть - это более позднее -i-, постумлаутное.

Hopian - hopode - hopod. От сущ hopa - надежда.

Эта модель была с самого начала очень прозрачна.

Lufu - любовь, lufian - lufode - lufod

Важно:

1. Понятный способ формообразования: корень+оконч.

По этому образцу пошли заимствования и новые глаголы, образованные внутри а.я. Совпадение формы корня с сущ сохраняется через века: hope - to hope, love - to love. Послужило образованию словообразования по конверсии. Но эти слова псевдо-конверсивы, суффиксы потом отпали.

3 класс. Значение и форму суффикса трудно вычленить: -ai- или -ē-.

В д-а к 3 классу относилось 3 глагола: habban-hæfde-hæfd (have)

Libban-lifde-lifd (live)

Secзan-sæзde/sæde-sæзd/sēd (say)

3 класс в д-а представлял собой модель, в которой в 1ой форме конечный согласный имел следы западно-герм удлинения, всегда был геминированным, а во 2й и 3ей форме он был представлен соответствующими щелевыми, подобного места артикуляции: b - fd, cз - d.

live: по фонет.признакам сливается с продуктивной моделью и уходит в будущие правильные глаголы.

Say: первую форму от второй отличал корневой гласный. Со временем стало sey - said/sed. Но дифтонги ey и ay сливаются в [ə]. Sey становится say. 2 форма: написание осталось от said, а произношение от sed.

Have: hæd>hed, f выпадает из-за того, что глагол все чаще и чаще используется как вспомогательный, стоит в неударной позиции, упрощается. В результате, have сохраняет принадлежность к неправильным глаголам.

Развитие сильных глаголов.

С-а период. Основные моменты:

1) взаимовлияние 3 и 4 форм - так развиваются 2 и 3 классы, по образцу 1-го. Развитие в пользу 2й формы по образцу 6 и 7 класса - у 4 и 5 класса.

2) уничтожение чередования по закону Вернера (осталось только was-were. Остальное выравнивается)

3) в глаголах происходили фонетические изменения в корне. Из них важнейшим является удлинение корневого гласного: в 4 и 5 классе, т.к. слог открыт, также в 3 классе, где после n идет d - findan -> fiindan (в с-а это было не очень заметно, предпочитали не писать)

В результате, разнобой в 3 классе еще больше увеличился: стало 4 подкласса - findan и ringan разделились. Это усиливало впечатление неясности словообразовательных моделей.

4 и 5 класс в с-а начинают сливаться в пользу 4-го. Это видим у Чосера.

4. Beren-bar-bren-boren

5. Treden-trad-trde-treden/troden

So had I spoken(5 класс) with...

Буква «о» оказывается такой агрессивной, что проникает во 2 и 3 форму. Treden-trod - troden (ступать)

 

В р-на:

1) заканчивается формирование парадигмы из 3 форм. В 1 классе побеждает форма претерита ед.ч.во всех глаголах, кроме bite. Во 2 классе побеждает форма мн.ч. В 3 классе по-разному, в основном форма мн.ч. find-found-found, но ring-rang-rung. В 4 и 5 классе побеждает гласный прич2, и эти классы полностью совпадают. В 6 и 7 классе ед.и мн.ч пр.времени итак были одинаковы.

2) наличие/отсутствие суффикса прич2

Безударное окончание инфинитива терялось уже в с-а, и прич2 в с-а выглядело так:

Зe-treden, зe-writen, зe-funden

В северных графствах: writen, в южных: y-writ. В результате, в ранне-ново англ в лит.норму попадает форма без приставки, а насчет суффикса логики нет. Остается: speak-spoken, find-found, но ring-rung. 3 класс отбросил приставку и форма претерита и прич2 совпадала, как и у слабых глаголов. Суффикса у прич2 не было. В 5 классе различия до сих пор сохранились: англ get/forget - got/forgot, амер gotten/forgotten.

3) уменьшение числа сильных глаголов

В течение с-а и особенно р-на их число сокращается.

1й источник: глаголы просто выходили из употребления. Например, weorÞen (нем.werden) вытесняется роман.заимствованиями.

2й источник (главный): массовое дезертирстве глаголов в слабые. Help сил.3кл стал правильным глаголом. Но не все сильные глаголы, перешедшие в слабые, попадают в число правильных. Slēpen (сил.7кл по происхождению) - slĕpte. Идет по kēpen слаб.1кл - kēpte> kĕpte (перед группой согласных). Оба перешли в неправильные глаголы.

Новые глаголы франц. происхождения идут по слабым глаголам 2 класса, по прозрачной продуктивной модели. Но есть исключения: diggen - пошел по сильным: dug-dug. Catchen пошел по tæchen - taught-taught слаб. 1кл.

Развитие слабых глаголов.

1й класс подразделяется на те, которые пойдут по продуктивному типу с прозрачной моделью, и те, которые присоединятся к непродуктивному типу и в итоге попадут в будущую группу неправильных глаголов.

 

1класс неправ: sell, teach, seek и оканчивающиеся на l,n, r, v, rd, nd, ld (присоединяющийся к ним суффикс оглушался: dealt, send, went, bent).

Wendan-wende-wended перешло в

Wenden-wente-went

Wenden становится отдельным словом (to wend one's way)

Wente-went становится супплетивным претеритом глагола зān/зangan-ēode-ēod, у которого 2я и 3я формы вытесняются.

 

2й класс формировал основу будущих неправильных глаголов. К ним присоединятся:

1. Несколько глаголов 1 класса слабых deem-deemed.

2. 3 класс live-lived.

3. Все заимствования (единственное заимствование take из сканд как было в 6 классе, так и осталось)

 

3й класс разрушился.

 

К концу этого процесса мы имеем 2 класса:

1. Правильные (на базе слабых)

2. Неправильные: 1) все оставшиеся сильные 2) слабые 1кл неправильные 3) слабые 1кл с оглушением на конце 4) 2 оставшихся глагола 3 класса have, say.

Развитие

  1. некоторые уходят. Например, “годиться”, “являться достаточным”->enough
  2. сохраняются только те глаголы, которые сохраняют исключительно модальное значение. По происхождению их назвать модальными нельзя, т.к.все они кроме чисто модального значения, выражали модусные значения – can, may, must, shall.

Претерит этих глаголов начинает развиваться как выражающий самост.модальное значение, противоречит презенсу по смыслу. Sceal начинает означать ориентировку на будущее состояние – какой у него может быть претерит? Эта форма начинает переосмысливаться как другой модальный глагол. Только can сохраняет претерит как форму прошедшего времени. Остальные глаголы проходят повторную претерито-презентизацию. Бывший претерит больше не выражает претерит, а получает выражение в презенсе и футуруме.

Wot-witen, wiste-wisten

Can-cunnen, coude-couden

Shal-shulen, sholde-sholden

Mot-moten, moste-mosten

Сначала у них были все формы: и инфинитив, и оба причастия. Но когда они сосредотачиваются на выражении чисто модального значения, эти формы постепенно уходят из употребления.

 

Неправильные глаголы

В д-а их было 4: быть, делать, хотеть/желать, идти. Их неправильность состояла в разных обстоятельствах: быть и идти были супплетивными, делать был неправильным потому, что имел не вполне объяснимое чередование гласных в претерите. Желать willan утратил формы индикатива, и формы сослагательного наклонения вытеснили формы изъявительного, употреблялись вместо них. +модальность. (ср.рус. хочу=хотел бы)

 

“Быть” в д-а имел 2 инфинитива bēon и wesan сильный гл 5 класса.

Bēon имел презенс:

beo

bist

biÞ

прич1 – bēonde, прич2 – зebēon.

Wesen не имел презенса и причастий, а только претерит: wæs-wæron.

Это получилось за счет того, что значения были немного разными: 1) быть, существовать и 2) быть, являться. Кроме того, был глагол *es – являюсь. У него не было инфинитива, только формы:

eom

eart

is

āron/eāron и syndon->sind (нем)

Таким образом, у глагола “быть” существовало 2 презенса, 1 претерит, 1 прич.формы, 2 инфинитива. Это происходило потому, что все эти неправильные глаголы имеют древнейшие значения, это самые первые глаголы.

Из всех этих форм у “быть” осталось: bēon, was-were, оба причастия, eom, is, āron. Eart осталось, но только в архаике.

В диалектах сохраняются beo, bist, biÞ.

 

“Идти”

Древнее мышление в первую очередь выделяло состояния – стоять/быть, двигаться/идти.

зān – ēode – goon

Кроме того, был глагол wenden (двигаться, бродить)-wente-went слабый гл 1 класса с оглушением на конце. Wente вытеснил ēode. А инфинитив остался только в виде to wend one’s way – бродить туда-сюда. Это правильный глагол, его претерит wended.

Сильные глаголы

Наст.вр

(writan)

изъявит.накл     сослагат.накл

ед.ч.1л -е               

  2л -est              e

  3л -eÞ

1л -е совпадает с сослагат.накл.

Мн.ч -аÞ               -en

Прош.вр

Ед.ч1л wrat     

2л write                 е

3л wrat

2л совпадает с сослагат.накл!! (I wish, I were)

Мнч writon         writen

 

У некоторых сильных глаголов во 2 и 3 лице Презенса бывал умлаут, поскольку исторически в этих формах окончание имело гласную -i-. Такую же особенность имел глагол dōn - делать.

 

Слабые глаголы

Наст.вр

(tellan – 1, lufian -2класс)

Изъявит.накл         сослагат.накл

      1класс 2класс 1класс 2класс

Ед.ч.1л -е  -ie

  2л -(e)st -ast    -e  -ie

  3л -(e)Þ -aÞ

мн.ч aÞ  -iaÞ  -en -ien

 

Прош .вр +d/t-

Ед.ч.1л -e

  2л -est                       e

  3л -e

1 и 3л совпадают, как и у сильных глаголов.

Мн.ч -on

 

Наст.вр

Изъявит.накл         сослагат.накл

Ед.ч.1л can

  2л canst            cunnе

  3л  cann

Мн.ч. cunnon       cunnеn

 

Прош. вр

Ед.ч.1л -cude

 2л -est                 -e

  3л -e

Мн.ч. -on                     -en

 

Развитие

Как и во всех словоизм.парадигмах - 2 линии:

1) ослабление неудар.слогов. Окончания, выраж.гласными, просто отпадают. Окончания на согл держатся, но уже без гласного. (редукция)

2) аналогичное выравнивание форм - упрощение парадигмы.

Особенно важно уничтожение чередования основ в претерите сильных глаголов.

 

В сильных глаголах постепенно уничтожается чередование форм ед и мн.ч.в претерите.

Окончания тоже выравниваются - в первую очередь у мн.ч.наст.вр. Во мн.ч.окончание Презенса индикатива вытесняются всеми другими окончаниями мн.ч. (en) в любом классе и в любом времени. Дольше всего -en остается в презенсе мн.ч.

Smale fowles maken melodye, slegen al the night with open ye.

 

Позже и это окончание подвергается полной редукции.

-st - 2л.ед.ч

-th - 3л.ед.ч

 

Р-на

Окончания 2л уходят в архаику с местоимением thou. Окончание 3л в р-на испытывает давление окончания -s.

-s идет с севера.

В уст.живой речи, начиная с 17в, а в 18в и в норме -s закрепляется окончательно.

В итоге, мы имеем совр.систему:

Категория лица поддерживается формой 3л.ед.ч, число - в пр.вр.полностью уничтожено вместе с категорией лица. Сослагат.наклонение практически полностью совпадает с изъявит. Остаются 2 формы, где сослагат.наклонение без участия вспомогат.глаголов м.б.противопоставлено изъявит - наст.вр.3л.ед.ч. (I wish he come) и форма were в ед.ч. (I wish I were).

 

В этих условиях язык сталкивается с 2 путями:

1) пожертвовать данной категорией

2) найти новые способы ее поддержания

В этих условиях англ пошел по 2 пути, т.к.категория наклонения очень важна для него.

IV. Исторический синтаксис

ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

I. Внешняя история

1. Периодизация истории АЯ. Основные события в истории английского народа и его культуры, на которых основана эта периодизация.

2. История Британских островов до переселения англосаксонских племен.

3. Англосаксонские племена на континенте и их переселение в Британию.

4. Образование диалектов древнеанглийского (да.) языка и их соотношение с племенными диалектами. Роль Уэссекского диалекта.

5. Памятники письменности да. периода.

6. Влияние скандинавского завоевания на развитие АЯ. Скандинавские заимствования, их специфические черты и распределение по диалектам.

7. Нормандское завоевание и его значение для истории АЯ. Борьба между французским и английским языками.

8. Памятники письменности среднеанглийского (са.) периода. Изменения в графике и орфографии, внесенные нормандскими писцами.

9. Территориальные диалекты среднеанглийского периода. Роль лондонского диалекта. Англо-нормандский диалект и его значение для истории АЯ.

10. Нормандские заимствования, их специфические черты и распределение по диалектам.

11. Этимологический состав нормандских заимствований. Этимологические дублеты.

12. Взаимодействие англ.и франц.лексики. Возникновение синонимов и их дальнейшая судьба.

13. Образование англ.нации и англ.националього языка. Степень участия в этом процессе различных диалектов. Диалекты современного АЯ.

14. Деятельность грамматистов и лексикографов в р-на периоде. Роль У Кекстона. Роль С. Джонсона. Установление норм литературного языка и орфографии.

15. Этимологизация написания отдельных слов в р-на период. Случаи ложной этимологизации.

16. Заимствования в р-на период. Интернациональная лексика.

17. Исторические основы современной английской орфографии.

II. История звукового строя

1. Состав гласных фонем д-а языка. Комбинаторные изменения гласных в д-а период.

2. Состав согласных фонем д-а языка. Отражение действия закона Вернера в д-а консонантизме.

3. Количественные изменения гласных фонем в с-а период. Фонологический результат этих изменений.

4. Качественные изменения гласных фонем в с-а период.

5. Вокализация щелевых в с-а период и образование новых дифтонгов. Система дифтонгов с-а периода.

6. Изменения согласных фонем в са. период.

7. Великий сдвиг гласных. Различные датировки сдвига и их обоснование. Фонологические результаты сдвига.

8. Вокалические изменения в рна. Период: краткие гласные и дифтонги.

9. Консонантные изменения в рна.

III. Историческая морфология

1. Общая хар-ка морф.категорий существительного в д-а период.

2. Система склонения в д-а период и ее дальнейшее развитие.

3. Развитие отдельных именных категорий имени сущ.

4. Общая хар-ка категорий прилагательного в д-а период.

5. Исторические изменения в системе категорий прилагательного.

6. Хар-ка местоимений и их разрядов в древнеанглийском.

7. Развитие личных местоимений.

8. Развитие указательных местоимений. Определенный и неопределенный артикли.

9. Морфологическая классификация глаголов в д-а языке.

10. Развитие сильных глаголов.

11. Развитие слабых глаголов.

12. Претерито-презентные и неправильные глаголы в д-а языке и их дальнейшее развитие.

13. История личных форм глагола в изъявительном и сослагательном наклонениях.

14. Зарождение и развитие форм перфекта.

15. Зарождение и развитие форм будущего времени.

16. Зарождение и развитие форм длительного разряда.

17. Зарождение и развитие форм страдательного залога.

18. Возникновение и развитие сложных глагольных форм с глаголом to do. История вопросительных и отрицательных предложений.

IV. Исторический синтаксис

1. Типы синтаксических связей в да и их дальнейшее развитие.

2. Порядок слов в да и его дальнейшее развитие.

3. Структурные типы простого предложения в да.

4. Развитие структурных типов простого предложения в са и рна.

5. Типы сложных предложений в да.

6. Типы синтаксических связей в сложноподчинённом предложении да и их дальнейшее развитие.

 

I. Внешняя история

Периодизация истории АЯ. Основные события в истории английского народа и его культуры, на которых основана эта периодизация.

История английского языка тради­ционно делится на три периода: 1) древнеанглийский - период от начала письменных памятников (VII в.) до конца XI в.; 2) средне­английский-от начала XII в. до XV в. (многие историки включают XV в. в среднеанглийский период; другие считают его переходным периодом между средне- и новоанглийским); 3) новоанглийский - от XVI в. до наших дней; XVI и XVII вв. - ранненовоанглийский период.

Эта периодизация в общем удобна, но основана главным образом на экстралингвистических фактах - на событиях внешней истории Англии, являющихся вехами в смене как экономических формаций, так и политических форм управления: середина XI в.- нормандское завоевание Англии, завершившее развитие феодализма; в XV в. - война Алой и Белой Розы, распад феодального государства, переход к абсолютной монархии, развитие буржуазии. Но все эти моменты, имеющие первостепенную важность для истории страны, не могут быть решающими в определении этапов развития языка. Они, как уже указано, экстралингвистичны; с другой стороны, периодизация, исходящая непосредственно из развития языкового строя, вряд ли возможна.

 Правда, Г. Суит, автор первой научной исторической фонетики и грамматики английского языка, считал, что принятая периодизация соответствует морфологическому строю различных эпох: древнеанглийский он называл «периодом полных окончаний», среднеанглийский - «периодом редуцированных окончаний» и ново­английский - «периодом утраченных окончаний». Это обоснование справедливо, но односторонне: нет никаких сообра­жений в пользу того, чтобы строить периодизацию по признаку морфологического строя, а не по состоянию фонологического или синтаксического строя, которые в данную периодизацию не укла­дываются. Любая периодизация всегда условна, ибо она не может охва­тить всех сторон языка.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.