Математика - одна из самых сложных тем в школьном цикле. Итак, в детском саду сегодня ребенок должен понять основные математические понятия. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее развитых сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
В практике дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений в преподавании детской математики. В последние годы изучение игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, З. А. Михайлова), строительно-конструктивные игры.
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это связано с рядом причин: началом школьного образования с шестилетнего возраста, обилием информации, полученной ребенком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Традиционно проблема ассимиляции и накопления знаний о математической природе в дошкольной педагогике связана в основном с формированием представлений о ее натуральном числе и действиях (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических понятий является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Для ребенка старшего дошкольного возраста основным способом развития является эмпирическое обобщение, т. е. обобщение его собственного сенсорного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с деятельностью сенсорных способностей ребенка, «обработка» обеспечивается интеллектуальными способностями. Для дошкольников контент должен восприниматься чувственно, поэтому при работе с дошкольниками так важно использовать развлекательный материал. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненной силы, удовлетворению его интересов, социальных потребностей. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, развитие произвольности внимания, произвольной памяти. Потребность в общении в элементарном поощрении заставляет ребенка к целенаправленной концентрации и запоминанию.
В практической работе с детьми на занятиях математики важно применять игровые системы упражнений на основе применения универсального учебного материала - счетных палочек, палочек Кюизенера, логических произведений.
Счетные палочки являются нестандартными математическими материалами. Они предназначены для развития детской изобретательности, конструктивного мышления, способности самостоятельно искать решение.
Следующим дидактическим материалом, направленным на развитие логического мышления, являются логические блоки Дьенеша (объемный материал). Это: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник синего, зеленого, желтого и красного цветов, двух размеров (большой, маленький).
Этот материал универсален: он может использоваться во всех возрастных группах, различающихся по степени сложности.
Преподавание математики для детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. В то же время роль простого занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач комплексного развития и образования: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, занимать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, консолидировать приобретенные знания и навыки, осуществлять их применение в других видах деятельности.
Используются занимательные материалы и для формирования представлений, ознакомления с новой информацией. Таким образом, незаменимым условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии заданий - шутки, головоломки, логические упражнения. Они настойчиво ищут ход решения, приводящий к результату. В случае, когда занимательная задача доступна ребенку, он развивает позитивное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует умственную деятельность. Детской интересной конечной целью является сложить, найти форму, преобразовать, которая занимает его [5, С. 64].
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания сюжетной игровой среды:
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
- головоломки;
- логические задачи;
- кубики, лабиринты;
- игры на составление целого из частей;
- игры на передвижение
Тематическая игровая среда предназначена для содействия решению конкретных задач целенаправленного развития математических представлений детей, решения проблем их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к образовательной деятельности.
Формы и методы представления занимательного материала:
1. Совместная игра воспитателя с ребенком;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Математические праздники и развлечения;
4. Занятия (согласно графику обучения);
5. Отгадывание загадок, веселые вопросы, забавные головоломки, шуточные задачки;
6. Чтение математических сказок.
Любая логическая задача для изобретательности, для любого возраста, предназначенного для нее, несет определенную психологическую нагрузку, которая чаще всего замаскирована развлекательным сюжетом, внешними данными, условием проблемы и т. д. Умственная задача: сделать фигуру или изменить ее, чтобы найти решение, угадать число - реализуется посредством игры в игровых действиях. Изобретательность, смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на прямом интересе.
Разнообразие занимательных материалов-игр, задач, головоломок - дает основу для их классификации, хотя трудно разделить на группы такой разнообразный материал, разработанный математиками, учителями, методистами. Классифицировать его можно по разным основаниям: содержание и ценность, характер психических операций, а также акцент на развитии определенных навыков.
Основываясь на логике действий, выполняемых теми, кто решает задачу, можно классифицировать разнообразные занимательные материалы, выделяя условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основой для распределения таких групп является характер и назначение материала определенного типа.
Из множества интересных математических материалов в дошкольные годы наиболее широко используются образовательные игры. Основная цель их состоит в том, чтобы обеспечить упражняемость детей в распознавании, выборе, наборе наименований предметов, цифр, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность генерировать новые знания, знакомить детей с путями действий. Каждая из игр решает конкретную проблему улучшения математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей [16, С.28].
Дидактические игры включены в содержание занятий в качестве одного из средств реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий при формировании элементарных математических понятий определяется возрастом детей, целью, содержанием уроков. Он может использоваться как учебная задача, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - самые известные и часто используемые в современной практике дошкольного образования виды развлекательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математическая игра непосредственно включена в урок, как средство формирования новых знаний, расширения, совершенствования, консолидации учебного материала [15, С.44].
В комплексном подходе к обучению дошкольников в современной практике важную роль играют развлекательные образовательные игры, задания, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. И процесс решения, нахождение ответа, основанного на интересе к проблеме, невозможно без активной работы мысли. Эта ситуация объясняется важностью занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и развлекательных упражнений с математическим материалом дети приобретают навыки, позволяющие самостоятельно найти решение. Систематическое упражнение в решении проблем таким образом развивает умственную деятельность, независимость мысли, творческое отношение к образовательной задаче, инициативу.
Возрастающая роль в современных инструментах обучения игре делает интересный математический материал незаменимым в преподавании детской математики. Это помогает не только не уменьшать уровень математического содержания, но также значительно расширять круг вопросов и переместить многие традиционные темы в более ранний период. Например, знакомство с цифрами, установление связей и зависимостей между объектами, составление планов и т. д.
На основании вышеизложенного, занимательный математический материал для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.
Вывод по главе 1
Логическое мышление человека - самый важный момент в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно используются человеком в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни с раннего возраста.
Взаимозависимость математического развития и развития логических методов умственных действий является одной из основных методологических проблем математического воспитания детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделили внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка подразумевается развитие логических методов умственной деятельности, а также способность понимать, прослеживать причинную взаимосвязь явлений, строить на их основе самые простые выводы.
Таким образом, понятие мышление в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания являющийся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Мышления обнаруживает в окружающем мире схожие классы предметов и явлений, родственных по тем или иным признакам. Активное взаимодействие преобразовании предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явлении и сущности вызывают намек, мыслительного активности человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.
Специфика развития основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игровых занимательных упражнений математического содержания заключается в том, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.
Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая.
Занимательный математический материал для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей.- Новосибирск, 2008.- 612 с.
2. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 326 с.
3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2008.- 413 с.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М, 2014.-318 с.
5. Белошистая А.В. Развиваем логику.- Журнал Дошкольное воспитание, 2012.- №6
6. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2017.- 311 с.
7. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.
8. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 2011.- 218 с.
9. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2011.- 327 с.
10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2017.- 411 с.
11. Помораева И.К. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / И.К. Помораева. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.
12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском сада /Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2007.- 159 с.
13. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008.- 203 с.
14. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
15. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей.- М.: «ДОМ XXI век», 2007.- 185 с.
16. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.- 316 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 394.