Хомушку Алдын-Сай Владимировна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хомушку Алдын-Сай Владимировна

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Выпускная квалификационная работа бакалавра

 

Студент _________Хомушку А.В                     Руководитель:

к.психол.н.доцент

______Казанцева А.А

Нормоконтролёр: ассистент                                        

__________И.В. Михайлова                                          

 

              

Работа защищена «____»_______________2018 г.

с оценкой____________________________

Протокол №______

 

 

Иркутск 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Психолого-педагогическое исследование особенностей развития мышления детей старшего дошкольного возраста. 6

1.2. Специфика развития основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста. 10

1.3. Значение занимательного математического материала для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. 15

Вывод по главе 1. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой проблемы во многом зависит от построения учебного процесса. Большинство существующих образовательных программ сосредоточено на передаче общественно необходимого объема знаний учащимся, - их количественном росте, на разработке того, что ребенок уже знает, как это сделать. Однако способность использовать информацию определяется развитием методов логического мышления и, в большей степени, степенью их оформленности в системе.

Работа над развитием логического мышления ребенка идет, не осознавая важность психологических методов и инструментов в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают методами систематизации знаний, основанных на логическом мышлении, даже в старшей школе, и эти методы необходимы учащимся: без них нет полной ассимиляции материала.

В число основных интеллектуальных навыков входят логические навыки, сформированные в преподавании математики. Объекты математических выводов и правила их построения, принятые в математике, способствуют формированию способности человека формулировать четкие определения, оправдывать суждения, развивать логическую интуицию, позволять осмыслить механизм логических построений и научить их применению.

В развитии основной теории развития логического мышления большой вклад внесли стр. П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, А.В. Белошистая, Р.Н.Непомнящая и другие.

Необходимость и возможность развития логической сферы ребенка дошкольного возраста неоспоримы, а также тот факт, что это проблема математического развития.

Вопрос только в том, какое содержание наиболее оптимальное развитие логических навыков дошкольников: традиционный арифметический контент или менее традиционный - геометрический.

Обращение к теме формирования логического мышления дошкольников по математике связано с отсутствием внимания современных образовательных программ к развитию логики.

Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические навыки на начальном уровне формируются у детей от 5 до 6 лет. Однако почти все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не на логическое мышление как на структуру.

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

Добавьте немного актуальности о необходимости развития логического мышления у дошкольников

В этом отношении существует противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления и отсутствием эффективных средств его реализации на практике.

Актуальность нашей темы заключается в том, что в соответствии с уроками математики в дошкольных психологических и педагогических требованиях к развитию логического мышления использование разрабатываемых логических задач, игры, упражнения, основы логики будут заложены своевременно.

Объектом исследования является развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.

Предмет исследования педагогические условия развития логического мышления старших дошкольников с помощью математических задач.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия для развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических задач.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. определить особенности развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте;

3. провести исследование развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте;

4. составить рекомендации по развитию мышления у детей в старшем дошкольном возрасте.

Методология исследования:

Этап исследования:

Констатирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент.

Контрольный эксперимент.

 

 

Вывод по главе 1

 

Логическое мышление человека - самый важный момент в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно используются человеком в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни с раннего возраста.

Взаимозависимость математического развития и развития логических методов умственных действий является одной из основных методологических проблем математического воспитания детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделили внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка подразумевается развитие логических методов умственной деятельности, а также способность понимать, прослеживать причинную взаимосвязь явлений, строить на их основе самые простые выводы.

Таким образом, понятие мышление в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания являющийся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Мышления обнаруживает в окружающем мире схожие классы предметов и явлений, родственных по тем или иным признакам. Активное взаимодействие преобразовании предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явлении и сущности вызывают намек, мыслительного активности человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

Специфика развития основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игровых занимательных упражнений математического содержания заключается в том, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая.

Занимательный математический материал для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей.- Новосибирск, 2008.- 612 с.

2. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 326 с.

3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2008.- 413 с.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М, 2014.-318 с.

5. Белошистая А.В. Развиваем логику.- Журнал Дошкольное воспитание, 2012.- №6

6. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2017.- 311 с.

7. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.

8.  Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 2011.- 218 с.

9. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2011.- 327 с.

10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2017.- 411 с.

11. Помораева И.К. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / И.К. Помораева. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 204 c.

12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском сада /Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2007.- 159 с.

13. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008.- 203 с.

14. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

15. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей.- М.: «ДОМ XXI век», 2007.- 185 с.

16. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.- 316 с.

Хомушку Алдын-Сай Владимировна

Дата: 2018-12-21, просмотров: 400.