Науки о народах зарубежных странах и степень их соответствия народов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В конце 18 века возникли термины “этнология” и “этнография”. Однако сама наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Северной Америке к середине 19 века.

Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология изучали, главным образом, первобытные внеевропейские народы и индейцев Америки. Только в 20м веке в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.

В странах немецкого языка – Германии, Австрии, части Швейцарии сложилась традиция, которая сохраняется и сейчас: наука разделилась на две частиЭтнология (исследование внеевропейских отсталых народов) и Народоведение (изучение развитых народов Европы).

Решающее значение для возникновения этнологии и антропологии имело эволюционное движение, сложившееся в конце 18 – начале 19 века.

До Второй Мировой:

США – школа исторической этнологии Франца Боаса. Культурные ценности разных народов несопоставимы. Исторический метод исследования.

Франция – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. Идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.

Германия – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. Обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.

 

После Второй Мировой:

США и Великобритания – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).

 

 

Эволюционизм в этнологии.

Это первая теоритически значимая школа в этнологии. Первым идею эволюции и естественного отбора сформулировал Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, которая была опубликована в 1859 году.

Идеи эволюции в этнологии практически одновременно были сформулированы в Германии и Англии:  

· 1871 году в Германии была опубликована книга Адольфа Бастиана “Общее основание этнологии”

· В том же году в Англии книжка Эдуард Тайлора “Первобытная культура”.

· Чуть позже эти идеи стали продвигать в США – книга Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” в 1879.

Основные положения эволюционизма –

1) Существуют универсальные законы развития человечества, познав которые, можно будет управлять социальными процессами (Интрига возможности управлять)

2) Умственные способности людей – одинаковые, поэтому в схожих ситуациях люди будут принимать схожие решения.

3) Этапы (стадии) развития человечества едины, а исходной стадией является мифическое (первобытное) общество, которое якобы характеризовалось едиными культурными, социальными и экономическими моделями.

4) Миграции и заимствования особую роль не играли (так думали эволюционисты), и мы имеем дело с бесчисленным количеством параллельных рядов развития.

Уже на рубеже 19 -20 веков, эволюционизм вступает в кризис.

Причины кризиса :

1) В ходе Первой Мировой Войны, были разрушены культурно-ценностные основания эволюционизма: вера в прогресс, в лучшее в человеке.

2) Началась критика конкретных эволюционистных схем и главное, началась критика научной стратегии эволюционистов: большинство эволюционистов были кабинетными учеными, которые основывались на фактах, полученных из вторых и третьих рук, и многие из этих фактов были недостоверные. Американский этнолог Льюис Генри Морган имел опыт полевого изучения.

3) Игнорирование явления миграции и заимствования (культурной диффузии). В ходе колониальной экспансии, западные интеллектуалы столкнулись с культурной диффузией (проникновение культурных элементов). Игнорирование больше было невозможно.

 

 

Диффузионизм в этнологии.

Приходит на смену эволюционизма в начале 20го века. Первым идеи этого нового направления сформулировал немецкий ученый Фридрих Ратцель в книге “Антропогеография” в 1909.

Ø Диффузианизм не был анти эволюционизмом! Он находился в одном потоке с эволюционизмом. Сохранялась идея прогресса, объектом анализа по-прежнему оставались отдельные элементы культуры.

Основные положения диффузионизма:

1) Исключительно важную роль в развитии культур играет географический фактор (среда).

2) Каждый элемент культуры имеет конкретную географическую и этническую привязку.

3) Перед этнологами стоят 3 задачи:  

1 – определить место возникновения данного элемента культуры;

2 – реконструировать пути перемещения этого предмета по планете;

3 – определить временные рамки.

Наиболее популярен диффузионизм оказался в Германии, где крупнейшими представителями были - Фриц Гребнер, Лео Фробениус (разработал основы учения о “культурных кругах”, Вильгельм Шмидт (цель – использование данных этнологии для обоснования ряда библейских положений).

В России крупнейшим представителем был Владимир Германович Богораз-Таг.

В Англии эта школа достигла крайних форм. Например, возникла теория “панегиптизма” в соответствии родиной всех культурных элементов является древняя египетская цивилизация.

Диффузионистское направление стало терять популярность из-за того, что их последователи не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и “культурно-исторических” построений фактическим данным.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.