В конце 18 века возникли термины “этнология” и “этнография”. Однако сама наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Северной Америке к середине 19 века.
Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология изучали, главным образом, первобытные внеевропейские народы и индейцев Америки. Только в 20м веке в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.
В странах немецкого языка – Германии, Австрии, части Швейцарии сложилась традиция, которая сохраняется и сейчас: наука разделилась на две части – Этнология (исследование внеевропейских отсталых народов) и Народоведение (изучение развитых народов Европы).
Решающее значение для возникновения этнологии и антропологии имело эволюционное движение, сложившееся в конце 18 – начале 19 века.
До Второй Мировой:
США – школа исторической этнологии Франца Боаса. Культурные ценности разных народов несопоставимы. Исторический метод исследования.
Франция – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. Идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.
Германия – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. Обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.
После Второй Мировой:
США и Великобритания – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).
Эволюционизм в этнологии.
Это первая теоритически значимая школа в этнологии. Первым идею эволюции и естественного отбора сформулировал Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, которая была опубликована в 1859 году.
Идеи эволюции в этнологии практически одновременно были сформулированы в Германии и Англии:
· 1871 году в Германии была опубликована книга Адольфа Бастиана “Общее основание этнологии”
· В том же году в Англии книжка Эдуард Тайлора “Первобытная культура”.
· Чуть позже эти идеи стали продвигать в США – книга Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” в 1879.
Основные положения эволюционизма –
1) Существуют универсальные законы развития человечества, познав которые, можно будет управлять социальными процессами (Интрига возможности управлять)
2) Умственные способности людей – одинаковые, поэтому в схожих ситуациях люди будут принимать схожие решения.
3) Этапы (стадии) развития человечества едины, а исходной стадией является мифическое (первобытное) общество, которое якобы характеризовалось едиными культурными, социальными и экономическими моделями.
4) Миграции и заимствования особую роль не играли (так думали эволюционисты), и мы имеем дело с бесчисленным количеством параллельных рядов развития.
Уже на рубеже 19 -20 веков, эволюционизм вступает в кризис.
Причины кризиса :
1) В ходе Первой Мировой Войны, были разрушены культурно-ценностные основания эволюционизма: вера в прогресс, в лучшее в человеке.
2) Началась критика конкретных эволюционистных схем и главное, началась критика научной стратегии эволюционистов: большинство эволюционистов были кабинетными учеными, которые основывались на фактах, полученных из вторых и третьих рук, и многие из этих фактов были недостоверные. Американский этнолог Льюис Генри Морган имел опыт полевого изучения.
3) Игнорирование явления миграции и заимствования (культурной диффузии). В ходе колониальной экспансии, западные интеллектуалы столкнулись с культурной диффузией (проникновение культурных элементов). Игнорирование больше было невозможно.
Диффузионизм в этнологии.
Приходит на смену эволюционизма в начале 20го века. Первым идеи этого нового направления сформулировал немецкий ученый Фридрих Ратцель в книге “Антропогеография” в 1909.
Ø Диффузианизм не был анти эволюционизмом! Он находился в одном потоке с эволюционизмом. Сохранялась идея прогресса, объектом анализа по-прежнему оставались отдельные элементы культуры.
Основные положения диффузионизма:
1) Исключительно важную роль в развитии культур играет географический фактор (среда).
2) Каждый элемент культуры имеет конкретную географическую и этническую привязку.
3) Перед этнологами стоят 3 задачи:
1 – определить место возникновения данного элемента культуры;
2 – реконструировать пути перемещения этого предмета по планете;
3 – определить временные рамки.
Наиболее популярен диффузионизм оказался в Германии, где крупнейшими представителями были - Фриц Гребнер, Лео Фробениус (разработал основы учения о “культурных кругах”, Вильгельм Шмидт (цель – использование данных этнологии для обоснования ряда библейских положений).
В России крупнейшим представителем был Владимир Германович Богораз-Таг.
В Англии эта школа достигла крайних форм. Например, возникла теория “панегиптизма” в соответствии родиной всех культурных элементов является древняя египетская цивилизация.
Диффузионистское направление стало терять популярность из-за того, что их последователи не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и “культурно-исторических” построений фактическим данным.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.