Историко-этнографические области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это регионы, где вследствие длительного обитания различных народов на одной территории, в результате взаимных влияний, общности исторических судеб возникла определённая культурная общность. Это – историческое понятие, складывающееся во времени и пространстве, представляющее определённую этнографическую реальность в каждый исторический период.

Признаки, позволяющие выделить такую область, разнообразны и зависят от местных условий. Главным образом, это – общие хозяйства и культурно-бытовые черты.

Примеры:

Государства Прибалтики, где у этнически разнородного населения имеются сходные культурно-бытовые черты.

Средняя Азия с её комплексом ирригационного земледелия и кочевого скотоводства.

Но, т.к. четких универсальных критериев для выделения историко-культурных областей нет, то этот вид классификации народов может применяться лишь ограниченно, не для всех областей мира. Можно назвать ряд других классификационных приёмов – по видам оружия, орудий труда, жилищ, поселений, но все они имеют второстепенное значение.

 

Проблемы прикладной этнологии.

Всякая наука не только удовлетворяет потребность в познании, то также играет существенную прикладную, практическую роль: выявляет, указывает и обосновывает. Постановка прикладных целей и задач в рамках одной самой этнологической науки, включение практических выводов – такая проблематика впервые выдвинута сторонниками функционалистиеского направления.

Одним из приёмов прикладной этнологии является метод профессиональной экспертизы, однако добросовестность такой экспертизы может зависеть от социально-политической ориентации экспертов.

Известный учёный, один из основоположников функционалистского течения – Б.К. Малиновский выступал с лекциями перед чиновниками. Некоторые из его последователей сотрудничали с колониальной администрацией, иные вносили предложения, направленные на улучшение положения колониальных народов. Российские этнологи немало сделали на приобщения народов Севера и Сибири.

Задачи и возможности прикладной этнологии:

1) Деятельность (теоритическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий.

2) Обнаружение (прогнозирование) потенциальных межэтнических конфронтаций и их предупреждение.

3) Содействие формированию государственной и\или общественной этнологической службы в стране, способной взять на себя заботу по многостороннему изучению народов России.

4) Проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия.

5) Исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов и, в случае необходимости, создание программ этнозащитных мероприятий.

6) Изучение этнических аспектов экономических программ (изучение спроса на те или иные изделия промышленности).

7) Распространение этнических знаний в самых широких кругах народов путем преподавания основ этой науки в школах и т.д.

Для улаживании рода конфликтов может оказаться полезным метод переговоров между сторонами, метод пропагандистских приёмов, создание Государственной этнологической службы.

 

 

Этнологические источники.

Этнологический источник -  всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения ботаники, медицины, биологии и др. (комплексный подход  Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа.

К этой категории относятся коллекции этнографических музеев, национальная одежда, национальные кушанья и т.д.

2) Мемораты (предания) – отражения тех или иных сторон этнического объекта.

К этой категории относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и фиксации, устные рассказы, рисунки.

3) Классические письменные нарративные источники.

Перечислить их невозможно. И это хорошо.

4) В эпоху феодализма появилось немало разнообразных источников - хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники.

5) “Домовники” или “Домострои” – религиозно-бытовые инструкции-направления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом.

6) Содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты.

7) Полевой материал (сведения собираемые этнографией).

8) Результаты деятельности по производству профессиональной духовной культуры.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.