Этнический фактор в истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этнический фактор в истории, как мировой, так и отдельно взятых государств играет важнейшую роль. Изучение основ этнологии дает ответы на такие важнейшие вопросы, как происхождение рас, языков, культур, религий и самого человека.

Этническая история включает в себя:

· Процессы этногенеза

· Миграции народов

· Пути и сам процесс смешивания этносов

· Интеграцию и дифференциацию этносов

· Аккультурацию и ассимиляцию этносов

· Межэтнические контакты и взаимодействия.

· Другие процессы – культурные, языковые, экономические, политические и т.п.

Научные данные этнической истории очень фрагментарны и мозаичны, поэтому она недостаточно изучена.

Этногенез и развитие этносов на протяжении времени проходили очень неравномерно и неодинаково, этому способствовали множество факторов – природные, экономические, политические и отдельно ситуационные. Этносы и этнические группы разнообразно проявили себя в историческом процессе.

С течением времени этнических фактор в исторических событиях прослеживается гораздо реже, чем в событиях, происходивших в более ранний исторический период.

Примеры этнического фактора в истории:

1. Греко-персидские столкновения и войны.

2. История Рима, завоевания которого имели, в том числе, и этнические мотивы.

3. Воссоединение России и Украины в 17-м веке.

4. Ирландский вопрос в Великобритании.

5. Национально-освободительное движение на Балканах.

6. Чешское и венгерское национальное пробуждение в Австрии.

7. Объединение Германии и Италии.

8. Национальная политика государств в 20-м веке.

Этническая история включает в себя как этнообъединительные, так и этноразделительные процессы, имевшие равные места на всех этапах жизни человека.

В первобытнообщинную эпоху преобладали этноразделительные процессы, т.к. человек стремился осваивать новые пространства, что было связано со скудостью ресурсов и неразвитостью производительных сил – формирование праэтносов и праязыков.

Далее – объединение многочисленных групп людей (праэтносов) в один – древние египтяне, древние греки-эллины и т.п.

Позднее – этнические процессы теряют ярко выраженный характер и постепенно сменяются или перекрываются конфессиональными или регионально-областными связями и отношениями.

Этносы в своем развитии постоянно контактировали и взаимодействовали друг с другом в разных типах отношений – от союзов до конфликтов. Напротив этническая обособленность каких-либо этносов аномальна, чаще всего недлительна, ее следствиями являются экономическая, культурная и техническая отсталость – Япония в свое время, например.

Государства как аппараты управления на протяжении истории никогда не оставались безучастными к этническим процессам: они стремились к доминированию одного этноса над другими в данных государствах, следствием чего являлось возникновение этнических меньшинств.

Этническая история сложна и противоречива, на ее путях случаются не только прогрессивные шаги, но и регрессивные утраты и потери.

 

 

9.Хозяйственно-культурные типы (на примерах индейцах Америки).

Хозяйственно-культурные типы – это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Основные признаки хозяйственно-культурного типа – характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Культуры народов мира разнообразны. Хозяйственно-культурный тип – органическая часть любого способа производства. Смена хозяйственно-культурного типа – изменение способа производства.

Этапы:

1. Присваивающий.

2. Присваивающий ранний – комплексное присваивающе-производящее хозяйство.

3. Присваивающий развитый – возникновение производящего хозяйства.

4. Присваивающий интенсивный – плужное земледелие и т.д. (Индейцы не достигли этого этапа).

На примере индейцев Америки: Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

- Охотники и рыболовы Субарктики (Канада, Аляска). Основные занятия - сезонная охота, рыболовство, собирательство. Вели полукочевой образ жизни.

- Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Основные занятия — морское и речное рыболовство. Также занимались охотой. Жили в поселениях. Для них характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство).

- Собиратели и охотники Калифорнии (запад). Основные занятия — полуоседлое собирательство, рыболовство, охота. В Северо-западной Калифорнии – более активное занятие рыболовством (как на северо-западном побережье). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство.

- Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Основные занятия: ручное, подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.), охота, рыболовство, собирательство. Жили в укрепленных поселениях.

Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. Европейцы заняли земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. Тем не менее, во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие — работа по найму на территориях резерваций и в городах, на лесозаготовках. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.