Предмет этнологии.
Этнология (греч. «этнос» - народ, «логос» - учение, наука) – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп. Объектом изучения являются этнич. группы – этносы – это исторически сложившиеся на опред. террит. группы людей, облад. общей культурой, языком, общим самосознанием и самоназванием.
Этнология изучает различные аспекты жизни и истории различных народов:
· этногенез – возникновение этносов
· антропогенез – формирование человека современного типа + формир-е ноосферы; расселение народов, их этнонимия (назв-я);
· этническую историю - историч. эволюцию этносов;
· совр. жизнь этносов (их актуальное функционирование);
· возможн. пути развития этносов в обозримом будущем (этнич. прогнозирование);
· этнические аспекты культуры и быта (когда этносы были замкнутыми и связ. со своей средой обитания: традиц. одежду, пищу, обычаи, обряды, хозяйство, худ. культура etc);
· проблемы этническое самосознания;
· этнические контакты (межэтнические отношения\конфликты, взаимовлияния, связ. с этносами);
· этнические процессы – любые изменения в этносе (шир. смысл); измен-я в этносе, приводящие к трансформации этнич. самосознания (узк. смысл).
· Социальные группы в составе этносов
· Демографические процессы
Этнич. процессы можно разделить на процессы этнич. разделения и объединения. П. разъединения: парциация (процесс разделения единого прежде этноса на несколько частей) и сепарация (процесс отделения от народа его части). П. объединения: этнич. консолидация (сплочение этноса, сглаживание различий между имеющимися внутри него локальными группами: сплочение племен в Древнерус. г-во); ассимиляция (растворение прежде самостоятельного этноса или его части в другом, неродственном); аккультурация – взаимовлияние культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа (полной утраты одним народом своего языка и культуры нет!); межэтнич. интеграция (взаимодействие внутри какого-либо полиэтничного крупного региона нескольких этносов, различающихся по языку и культуре => появл-е у них ряда общих черт – в Римской Империи); этногенетич. миксация (образование нового этноса путем слияния нескольких неродств. этносов – в Лат. Америке).
Концепции этноса.
Этнос – основной объект изучения этнологии. Ни в отечественной, ни в мировой науке нет общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса.
2/2 XIX в. – зарождение этнологии; в России – «народоведение»: понятие неясное (много опред-й слова «народ»). Словом «этнос» пользовались еще древние греки, когда хотели обозначить другие, негреческие народы. В научный оборот понятие «этнос» ввел русс. ученый Широкогоров в 1923-м. Но единого определения этноса до сих пор нет, т.к. его нельзя определить по 1 признаку, и эти признаки постоянно меняются. Можно дать такое определение: этносы – это исторически сложившаяся на опред. террит. группа людей, облад. общей культурой, языком, общим самосознанием и самоназванием.
3 основных подхода к тому, что есть этнос: самый ранний – примордиалистский (сов. этнографы): этнос – нечто объективное, этничность невозможно создать искусственно или навязать; у каждого этноса есть признаки, по которым он отличается от другого, и у каждого индивида есть признаки, по которым он принадлежит к какому-л. этносу.
Инструменталистский подход: этничность – инструмент, при помощи которого люди (элита!) добиваются опред. целей; любая деятельность этнич. групп - целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. Опровергает то, что этнос исторически сложился.
Конструктивистский подход - этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. Конструктивисты критикуют четкий набор признаков, считают, что не надо искать их универсальный набор. Этнос конструируется под влиянием меняющихся со временем факторов => границы этноса подвижны => подвижен и набор признаков: они ситуативны. Выделяют «маркер этничности» - наиболее важный в опр. момент времени фактор, отличающий представителей одного этноса от другого (язык, религия etc).
Также выделяются особые концепции по поводу сущности этноса:
Дуалистическая: была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР во главе с Ю. В. Бромлеем. В этносе сочетаются собственно этнич. св-ва и характеристики (язык, культура, самоназвание etc) и условия формирования и бытия этнич. элементов: природно-географо-террит., экономико-соц. etc. Два смысла этноса: узкий – «этникос» - включает перечисленные этнич. характеристики, и широкий – этносоциальный организм – часть соответствующего этникоса, размещенная на компактной территории внутри одного полит. образования (этнич. элементы + условия формирования и бытия). Например, все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, живущие непосредственно на Украине, - ЭСО. Заслуги концепции: широкое распр-е представл-й об этносе как главнейшем объекте изуч-я этнологии и серьезн. попытка теоретически решить вопрос о воспр-ве этноса. Недостатки: чрезмерное противопоставление этнич. и внеэтнич. элементов в строении этноса.
Пассионарная (Л.Гумилев, + Широкогоров; восходит к традициям социал-дарвинизма): этнос – природное (биологич.) явление и изучается в рамках географии (этнология – географич. дисциплина). Культура, созд. этносами, - социальное явление. История человечества – цепь многочисл. этногенезов (формирований новых этносов из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу). Причина формир-я и разв-я этноса – пассионарный толчок, истоки которого надо искать за пределами этноса и Земли, реальные организаторы этнич. процесса – пассионарии (особо деятельные люди, спаянные общей целью и интересами). Недостатки: чрезмерное упрощение природы этноса, сведение закономерностей этнич. жизни к закономерностям прир. объектов etc.
Информационная (Чебоксаров): в каждом соц. образ-и циркулируют потоки информации, имеющие свои источники и адресатов. В границах устойчивых соц. общностей (в т.ч. и этносов) эти потоки насыщеннее, чем за их пределами. В разл. историч. типах этносов плотность инф. потоков различна и по мере историч. разв-я она возрастает. Заслуги: теоретич. стройность и ясность подхода к этносу. Недостатки: инфор-я – не только в напр. сообщениях, но и в самой ткани этноса; не сопряжена с методами и техникой исследовательской работы.
Компонентная (Пименов): этнос – исторически возникшая и эволюционизировавшая сложная соц. система, обладающая многосоставной структурой; структурные элементы высшего порядка – компоненты: расселении этноса, система соц. отношений и институтов, быт-обычаи-обряды etc, культура и т.д. Заслуги: системный подход, не порывающий с традициями классической этнологии. Недостатки: some guess, что эта концепция не оставляет места для отдельной чело. личности, но тем не менее собирание информации об этносе осуществляется как раз путем опроса личностей – носителей этнических характеристик.
Антропологический состав.
Антропология изучает происхождение человека (антропогенез), его эволюцию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особенности человека.
Расы – исторически сложившиеся на определённой территории группы людей, обладающие особыми физиологическими и духовными признаками, передающимися по наследству. Франсуа Бернье – один из первых создателей расовой классификации, опубликовавший в 1684 году свою работу, в которой употребил термин “раса”.
Формирование рас – примерно 40 – 16 тыс. лет до н.э. В ходе истории постоянно проходило смешение рас => «чистые расы» не существуют.
Наиболее наглядные расовые признаки: степень развития третичного волосяного покрова (связано с половым созреванием: усы, борода
Первичный покров существует уже на теле зародыша в утробном состоянии,
Вторичный – это волосы на голове и брови, форма волос на голове, профилировка лицевого скелета, форма глаз, пигментация (окраска кожи и волос), рост.
Классификация рас (единообразие отсутствует):
I. Негроидная раса: негры (толстые губы, широкий плоский нос, курчавые волосы, темная кожа, прогнатизм – сильное выступание вперед лицевого отдела черепа), негрилли (пигмеи – нискорослые, меньшая пигментация, ранние морщины, тонкие губы, курчавые волосы), бушмены (меньшая пигментация, губы тонкие) и готтентоты. Обитают на большей части Африканского континента и в Новом Свете, куда они были вывезены в качестве рабов.
II. Монголоидная раса: восточная (тихоокеанская) ветвь (китайцы, корейцы), северная (континентальная) ветвь (якуты, монголы, буряты etc), арктическая раса (эскимосы), азиатско-американские расы. Для них характерны в целом темные прямые тугие волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, выступающие скулы, прогнатизм, своеобразное строение глаза – слезный бугорок прикрыт складкой среднего века: эпикантусом. Основные области расселения: Сибирь, Ю-В, В и Центр. Азия, частично Средняя Азия, Америка, Полинезия (группа о-вов Океании).
III. Европеоидная раса: северные группы (светлая пигментация кожи – блондины, встречаются альбиносы, преобладают голубые глаза), южные (сильная пигментация, брюнеты, цвет глаз обычно темный) и переходные (промежуточная пигментация, шатены, темно-русые). Характ. признаки: мягкие волнистые волосы на голове, среднее и сильное развитие третичного волосяного покрова, значит. профилировка (выступание) лицевого скелета, выступающий нос. Расселение: большие или меньшие группы европеоидов обитают практически во всех частях света, но главным образом они расселены в Европе, Сев., Центр. и Юж. Америке, значит. части Перед. и Сред. Азии, в Австрилии и Нов. Зеландии (мигранты из Нового Света).
IV. Австралопеоидная раса: австралийцы, веддоиды (похожи на австралийцев; слабо выражен надбровный валик), айны (слабая пигментация, высокий рост, очень сильное развитие волосяного покрова – самые волосатые в мире))), папуасы и меланейзийцы (негроидные признаки с небольшими монголоидными элементами), негритосы (темнокожие, низкорослые). Характерные признаки – сочетание некоторых негроидных и европеоидных черт: сильная пигментация, волосы черные/блондины/курчавые/волнистые, сильное развитие третичного волосяного покрова. Обитают: по большей части небольшими группами разбросаны на огромной территории от Юж. Азии до Ю-В и В. Азии, Австралии и Океании.
V. Смешанные расы: эфиопы (негроиды + монголоиды: по чертам лица ближе к монг., но темнокожие), мулаты (негроиды + европ.), метисы (европ. + индейцы), лапоноиды (европ. + монголоид.), южноазиаты (южномонголоиды: монгол. + австралопеоидн.: б-во насел-я Ю-В Азии) etc.
Основные языковые семьи
1) Индоевропейская.
Самая распр. в мире, число носителей превышает 2,5 млрд. Ее концепция была сформулирована в XIX в. - нач. XX в. – гипотеза Педерсена, что она являлась частью древней ностратической языковой макросемьи (наряду с картвельской, уральской, дравидийской и алтайской).Этот праязык распался на ветви в 9 т. b . c .
Ветви: славянская (восточнослав. подгруппа: русские, украинцы, белорусы; западнослав. подгруппа: поляки, чехи, лужичане, словаки; южнослав. подгруппа: словенцы, хорваты, сербы, черногорцы, македонцы, болгары, боснийцы).
· балтийская (лиотвцы, латыши),
· германская (немцы, австрийцы, голландцы, лихтейнштейнцы, люксембуржцы, шотландцы, американцы США, шведы, норвежцы, датчане, исландцы, ямайцы, багамцы etc)
· кельтская (ирландцы, уэльсцы, бретонцы)
· романская (итальянцы, французы, нормандцы, испанцы, португальцы, румыны, молдаване, кубинцы, доминиканцы, панамцы, венесуэльцы, колумбийцы, эквалдорцы, перуанцы, чилийцы, боливийцы, аргентинцы, перианцы, бразильцы etc)
· албанская (албанцы)
· греческая (греки, греки-киприоты)
· армянская (армяне)
· иранская (персы, таджики, осетины, афганцы, курды - хурриты etc)
· нуристанская (нуристанцы – осн. население Нуристана – провинции в Афганистане), индоарийская (бенгальцы - Бангладеш, цыгане, парсы – Индия etc ).
2) Картвельская – распр. на территории Грузии. Языки: грузинский, мегрельский (Мегрелия – зап. Грузия и Абхазия), лазский (с-в Турции - Лазистан), сванский (с-з Грузии - Сванетия)
3) Дравидская. Главным образом распр. в Индии, Пакистане, Афганистане, Иране etc. Группы: южн., центр., с-в и с-з.
4) Уральско-Юкагирская . «Север ДВ», Чукотский п-ов, бассейн р. Колымы. Группы: финно-угорская (финны, карелы, марийцы, мордва, коми, эстонцы, венгры, ханты, манси); самодийская (ненцы, энцы); юкагирская (юкагиры).
5) Алтайская. Распр. на обширн. террит в Азии и Вост. Евр. Группы: тюркская (турки, азеры, туркмены, татары, киргизы, узбеки, башкиры etc), монгольская (калмыки, монголы КНР, моголы etc), тунгусо-маньчжурская (эвенки, эвены – сибир. народы, нанайцы, ульчи, орочи – по Амуру).
6) Корейская – корейцы
7) Японская – японцы
8) Эскимосско-Алеутская – эскимосы – Чукотка (включая гренландцев), алеуты.
9) Афразийская (семито-хамитская). Распр. в Пер. Азии, Вост. и Сев. Африке. Группы: семитская (ассирийцы, евреи, мальтийцы, арабы), берберская (туареги), чадская (сура, бура), кушитская (сомали, ираку).
10) Нигер-Кордофанская. Африка: Судан, Гвинея, Кот Д`Ивуар etc. Группы: манде (Судан, Гвинея, Кот Д`Ивуар, Сьерра-Леоне), нигер-конго (западноатлантическая подгруппа – Сенегал, Нигерия, Камерун и подгруппа центральных нигер-конго), кордофанская (Судан)
11) Нило-Сахарская. Распр. в Судане, Чаде, Нигерии, Конго, Танзании, Камеруне etc. Группы: восточносуданская (нубийцы), центральносуданская, сахарская etc.
12) Койсанская. Юг Африки. Группы: южноафриканская (готтентоты, бушмены), сандаве (сандаве), хадза (хадза).
13) Северо-Кавказская . Группы: абхазо-адыгейская (абхазы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы), нахско-дагестанская (аварцы, чеченцы, ингуши).
14) Сино-Тибетская. ДВ, Австралия, Новая Зеландия. Группы: китайская (китайцы), тибето-бирманская (тибетцы, бирманцы etc.), качинская, восточногимал., западногимал. etc.
15) Австроазиатская . Ю-В Азия, Вост. Индия. Группы: мон-кхмерская, никобарская (никобарцы), кхаси (кхаси) etc.
16) Мяо-Яо (Ю-В Азия; Китай, Лаос, Таиланд, Мьянма). Народы мяо, шэ, яо.
17) Кадаи. Вьетнам, Китай. Группы: тайская, кам-суйская etc.
18) Австронезийская. Тайвань, Ю-В Азия, Мадагаскар, Океания. Группы: западноавстронезийская, центральноавстронезийская, восточноавстронезийская, меланезийские народы (меланезийцы Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых о-вов, фиджийцы etc), микронезийские народы, полинезийские (тонга, самоа, маори, гавайцы).
19) Андаманская – народы онге etc.
20) Трансновогвинейская – Индонезия, Папуа-Новая Гвинея.
21) Сепик-Раму – Индонезия, Папуа-Новая Гвинея.
22) Торричелли.
23) Западнопапуасская.
24) Восточнопапуасская.
25) Североамериканская . Группы: континентальные на-дене (апачи), алмосан-кересиу (ирокезы, чироки), хайда (хайда) etc.
26) Центрально-американская. Группы: юто-ацтекская (ацтеки), панно, ото-манге.
27) Андская. Группы: кечуа, аймара, южная.
28) Экваториально-Туканоанская. Группы: макро-тукано, экваториальная.
29) Чибчо-Пэс. Группы: чибча и паэс.
30) Же-Пано-Карибская. Группы: же-пано и карибская
31) Австралийская.
32) Чукотско-Камчатская. Народы: чукчи ,коряки.
Этнологические источники.
Этнологический источник - всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.
На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения ботаники, медицины, биологии и др. (комплексный подход Д.Н. Анучина).
Основные группы источников:
1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа.
К этой категории относятся коллекции этнографических музеев, национальная одежда, национальные кушанья и т.д.
2) Мемораты (предания) – отражения тех или иных сторон этнического объекта.
К этой категории относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и фиксации, устные рассказы, рисунки.
3) Классические письменные нарративные источники.
Перечислить их невозможно. И это хорошо.
4) В эпоху феодализма появилось немало разнообразных источников - хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники.
5) “Домовники” или “Домострои” – религиозно-бытовые инструкции-направления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом.
6) Содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты.
7) Полевой материал (сведения собираемые этнографией).
8) Результаты деятельности по производству профессиональной духовной культуры.
Эволюционизм в этнологии.
Это первая теоритически значимая школа в этнологии. Первым идею эволюции и естественного отбора сформулировал Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, которая была опубликована в 1859 году.
Идеи эволюции в этнологии практически одновременно были сформулированы в Германии и Англии:
· 1871 году в Германии была опубликована книга Адольфа Бастиана “Общее основание этнологии”
· В том же году в Англии книжка Эдуард Тайлора “Первобытная культура”.
· Чуть позже эти идеи стали продвигать в США – книга Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” в 1879.
Диффузионизм в этнологии.
Приходит на смену эволюционизма в начале 20го века. Первым идеи этого нового направления сформулировал немецкий ученый Фридрих Ратцель в книге “Антропогеография” в 1909.
Ø Диффузианизм не был анти эволюционизмом! Он находился в одном потоке с эволюционизмом. Сохранялась идея прогресса, объектом анализа по-прежнему оставались отдельные элементы культуры.
Основные положения диффузионизма:
1) Исключительно важную роль в развитии культур играет географический фактор (среда).
2) Каждый элемент культуры имеет конкретную географическую и этническую привязку.
3) Перед этнологами стоят 3 задачи:
1 – определить место возникновения данного элемента культуры;
2 – реконструировать пути перемещения этого предмета по планете;
3 – определить временные рамки.
Наиболее популярен диффузионизм оказался в Германии, где крупнейшими представителями были - Фриц Гребнер, Лео Фробениус (разработал основы учения о “культурных кругах”, Вильгельм Шмидт (цель – использование данных этнологии для обоснования ряда библейских положений).
В России крупнейшим представителем был Владимир Германович Богораз-Таг.
В Англии эта школа достигла крайних форм. Например, возникла теория “панегиптизма” в соответствии родиной всех культурных элементов является древняя египетская цивилизация.
Диффузионистское направление стало терять популярность из-за того, что их последователи не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и “культурно-исторических” построений фактическим данным.
Межэтнические конфликты.
В мире в целом и в отдельных его регионах всегда есть значительные контингенты людей, объединённых этнической принадлежностью и готовых к восприятию весьма радикальных и даже экстремистских призывов, а также к разнообразным, в том числе массовым и даже и вооруженным действиям. Строгого и общепринятого определения межэтнического конфликта не сложилось.
Другие специалисты полагают, что под тонким слоем конфликта скрыты обычные социальные интересы и притязания – интересы экономических групп, политических сил и криминальных объединений.
Разновидности межэтнических конфликтов :
III. Эмпирические методы.
Методы поиска и сбора информации: использование письменных, музейных, археологических, языковедческих и иных сведений; экспедиции: маршрутные (возм-сть охватить обследованием более широкие регионы) и стационарные (выигрыш в глубине и длительности изучения относительно небольшого объекта). Классич. методы: Магнитофонные записи, беседы с информаторами. Ведение дневников. Сбор этнографич. коллекций вещевых памятников, предметов быта и культуры. Рассылка анкет.
Соврем. (неклассич.) методы характеризуются относительно большей строгостью, четкостью, что вызвано широким use of ср-в и исслед. приемов статистики, привлечением ЭВТехники (контент-анализ etc).
Предмет этнологии.
Этнология (греч. «этнос» - народ, «логос» - учение, наука) – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп. Объектом изучения являются этнич. группы – этносы – это исторически сложившиеся на опред. террит. группы людей, облад. общей культурой, языком, общим самосознанием и самоназванием.
Этнология изучает различные аспекты жизни и истории различных народов:
· этногенез – возникновение этносов
· антропогенез – формирование человека современного типа + формир-е ноосферы; расселение народов, их этнонимия (назв-я);
· этническую историю - историч. эволюцию этносов;
· совр. жизнь этносов (их актуальное функционирование);
· возможн. пути развития этносов в обозримом будущем (этнич. прогнозирование);
· этнические аспекты культуры и быта (когда этносы были замкнутыми и связ. со своей средой обитания: традиц. одежду, пищу, обычаи, обряды, хозяйство, худ. культура etc);
· проблемы этническое самосознания;
· этнические контакты (межэтнические отношения\конфликты, взаимовлияния, связ. с этносами);
· этнические процессы – любые изменения в этносе (шир. смысл); измен-я в этносе, приводящие к трансформации этнич. самосознания (узк. смысл).
· Социальные группы в составе этносов
· Демографические процессы
Этнич. процессы можно разделить на процессы этнич. разделения и объединения. П. разъединения: парциация (процесс разделения единого прежде этноса на несколько частей) и сепарация (процесс отделения от народа его части). П. объединения: этнич. консолидация (сплочение этноса, сглаживание различий между имеющимися внутри него локальными группами: сплочение племен в Древнерус. г-во); ассимиляция (растворение прежде самостоятельного этноса или его части в другом, неродственном); аккультурация – взаимовлияние культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа (полной утраты одним народом своего языка и культуры нет!); межэтнич. интеграция (взаимодействие внутри какого-либо полиэтничного крупного региона нескольких этносов, различающихся по языку и культуре => появл-е у них ряда общих черт – в Римской Империи); этногенетич. миксация (образование нового этноса путем слияния нескольких неродств. этносов – в Лат. Америке).
Концепции этноса.
Этнос – основной объект изучения этнологии. Ни в отечественной, ни в мировой науке нет общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса.
2/2 XIX в. – зарождение этнологии; в России – «народоведение»: понятие неясное (много опред-й слова «народ»). Словом «этнос» пользовались еще древние греки, когда хотели обозначить другие, негреческие народы. В научный оборот понятие «этнос» ввел русс. ученый Широкогоров в 1923-м. Но единого определения этноса до сих пор нет, т.к. его нельзя определить по 1 признаку, и эти признаки постоянно меняются. Можно дать такое определение: этносы – это исторически сложившаяся на опред. террит. группа людей, облад. общей культурой, языком, общим самосознанием и самоназванием.
3 основных подхода к тому, что есть этнос: самый ранний – примордиалистский (сов. этнографы): этнос – нечто объективное, этничность невозможно создать искусственно или навязать; у каждого этноса есть признаки, по которым он отличается от другого, и у каждого индивида есть признаки, по которым он принадлежит к какому-л. этносу.
Инструменталистский подход: этничность – инструмент, при помощи которого люди (элита!) добиваются опред. целей; любая деятельность этнич. групп - целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. Опровергает то, что этнос исторически сложился.
Конструктивистский подход - этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. Конструктивисты критикуют четкий набор признаков, считают, что не надо искать их универсальный набор. Этнос конструируется под влиянием меняющихся со временем факторов => границы этноса подвижны => подвижен и набор признаков: они ситуативны. Выделяют «маркер этничности» - наиболее важный в опр. момент времени фактор, отличающий представителей одного этноса от другого (язык, религия etc).
Также выделяются особые концепции по поводу сущности этноса:
Дуалистическая: была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР во главе с Ю. В. Бромлеем. В этносе сочетаются собственно этнич. св-ва и характеристики (язык, культура, самоназвание etc) и условия формирования и бытия этнич. элементов: природно-географо-террит., экономико-соц. etc. Два смысла этноса: узкий – «этникос» - включает перечисленные этнич. характеристики, и широкий – этносоциальный организм – часть соответствующего этникоса, размещенная на компактной территории внутри одного полит. образования (этнич. элементы + условия формирования и бытия). Например, все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, живущие непосредственно на Украине, - ЭСО. Заслуги концепции: широкое распр-е представл-й об этносе как главнейшем объекте изуч-я этнологии и серьезн. попытка теоретически решить вопрос о воспр-ве этноса. Недостатки: чрезмерное противопоставление этнич. и внеэтнич. элементов в строении этноса.
Пассионарная (Л.Гумилев, + Широкогоров; восходит к традициям социал-дарвинизма): этнос – природное (биологич.) явление и изучается в рамках географии (этнология – географич. дисциплина). Культура, созд. этносами, - социальное явление. История человечества – цепь многочисл. этногенезов (формирований новых этносов из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу). Причина формир-я и разв-я этноса – пассионарный толчок, истоки которого надо искать за пределами этноса и Земли, реальные организаторы этнич. процесса – пассионарии (особо деятельные люди, спаянные общей целью и интересами). Недостатки: чрезмерное упрощение природы этноса, сведение закономерностей этнич. жизни к закономерностям прир. объектов etc.
Информационная (Чебоксаров): в каждом соц. образ-и циркулируют потоки информации, имеющие свои источники и адресатов. В границах устойчивых соц. общностей (в т.ч. и этносов) эти потоки насыщеннее, чем за их пределами. В разл. историч. типах этносов плотность инф. потоков различна и по мере историч. разв-я она возрастает. Заслуги: теоретич. стройность и ясность подхода к этносу. Недостатки: инфор-я – не только в напр. сообщениях, но и в самой ткани этноса; не сопряжена с методами и техникой исследовательской работы.
Компонентная (Пименов): этнос – исторически возникшая и эволюционизировавшая сложная соц. система, обладающая многосоставной структурой; структурные элементы высшего порядка – компоненты: расселении этноса, система соц. отношений и институтов, быт-обычаи-обряды etc, культура и т.д. Заслуги: системный подход, не порывающий с традициями классической этнологии. Недостатки: some guess, что эта концепция не оставляет места для отдельной чело. личности, но тем не менее собирание информации об этносе осуществляется как раз путем опроса личностей – носителей этнических характеристик.
Типы разновидностей этнических процессов.
Этнич. процессы – любые изменения в этносе (широкий смысл); изменения в этносе, приводящие к трансформации этнического самосознания (узкий смысл).
Этнич. процессы можно разделить на процессы этнического разделения и объединения. Процессы разъединения:
· парциация (процесс разделения единого прежде этноса на несколько частей) и
· сепарация (процесс отделения от народа его части).
Процессы объединения:
· этническая консолидация (сплочение этноса, сглаживание различий между имеющимися внутри него локальными группами);
· ассимиляция (растворение прежде самостоятельного этноса или его части в другом, неродственном);
· аккультурация – взаимовлияние культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа (полной утраты одним народом своего языка и культуры нет!);
· межэтническая интеграция (взаимодействие внутри какого-либо крупного региона нескольких этносов, различающихся по языку и культуре => появл-е у них ряда общих черт);
· этногенетическая миксация (образование нового этноса путем слияния нескольких неродственных этносов).
В эпоху первобытно-общинных отношений преобладали этноразделительные тенденции, так как племена расселялись по территории планеты. Во времена феодального средневековья этнические процессы приобрели менее отчетливо выраженный характер.
Антропологический состав.
Антропология изучает происхождение человека (антропогенез), его эволюцию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особенности человека.
Расы – исторически сложившиеся на определённой территории группы людей, обладающие особыми физиологическими и духовными признаками, передающимися по наследству. Франсуа Бернье – один из первых создателей расовой классификации, опубликовавший в 1684 году свою работу, в которой употребил термин “раса”.
Формирование рас – примерно 40 – 16 тыс. лет до н.э. В ходе истории постоянно проходило смешение рас => «чистые расы» не существуют.
Наиболее наглядные расовые признаки: степень развития третичного волосяного покрова (связано с половым созреванием: усы, борода
Первичный покров существует уже на теле зародыша в утробном состоянии,
Вторичный – это волосы на голове и брови, форма волос на голове, профилировка лицевого скелета, форма глаз, пигментация (окраска кожи и волос), рост.
Классификация рас (единообразие отсутствует):
I. Негроидная раса: негры (толстые губы, широкий плоский нос, курчавые волосы, темная кожа, прогнатизм – сильное выступание вперед лицевого отдела черепа), негрилли (пигмеи – нискорослые, меньшая пигментация, ранние морщины, тонкие губы, курчавые волосы), бушмены (меньшая пигментация, губы тонкие) и готтентоты. Обитают на большей части Африканского континента и в Новом Свете, куда они были вывезены в качестве рабов.
II. Монголоидная раса: восточная (тихоокеанская) ветвь (китайцы, корейцы), северная (континентальная) ветвь (якуты, монголы, буряты etc), арктическая раса (эскимосы), азиатско-американские расы. Для них характерны в целом темные прямые тугие волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, выступающие скулы, прогнатизм, своеобразное строение глаза – слезный бугорок прикрыт складкой среднего века: эпикантусом. Основные области расселения: Сибирь, Ю-В, В и Центр. Азия, частично Средняя Азия, Америка, Полинезия (группа о-вов Океании).
III. Европеоидная раса: северные группы (светлая пигментация кожи – блондины, встречаются альбиносы, преобладают голубые глаза), южные (сильная пигментация, брюнеты, цвет глаз обычно темный) и переходные (промежуточная пигментация, шатены, темно-русые). Характ. признаки: мягкие волнистые волосы на голове, среднее и сильное развитие третичного волосяного покрова, значит. профилировка (выступание) лицевого скелета, выступающий нос. Расселение: большие или меньшие группы европеоидов обитают практически во всех частях света, но главным образом они расселены в Европе, Сев., Центр. и Юж. Америке, значит. части Перед. и Сред. Азии, в Австрилии и Нов. Зеландии (мигранты из Нового Света).
IV. Австралопеоидная раса: австралийцы, веддоиды (похожи на австралийцев; слабо выражен надбровный валик), айны (слабая пигментация, высокий рост, очень сильное развитие волосяного покрова – самые волосатые в мире))), папуасы и меланейзийцы (негроидные признаки с небольшими монголоидными элементами), негритосы (темнокожие, низкорослые). Характерные признаки – сочетание некоторых негроидных и европеоидных черт: сильная пигментация, волосы черные/блондины/курчавые/волнистые, сильное развитие третичного волосяного покрова. Обитают: по большей части небольшими группами разбросаны на огромной территории от Юж. Азии до Ю-В и В. Азии, Австралии и Океании.
V. Смешанные расы: эфиопы (негроиды + монголоиды: по чертам лица ближе к монг., но темнокожие), мулаты (негроиды + европ.), метисы (европ. + индейцы), лапоноиды (европ. + монголоид.), южноазиаты (южномонголоиды: монгол. + австралопеоидн.: б-во насел-я Ю-В Азии) etc.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.