Спец. 1705
Спец. 2401
Литература
1 Данилов Н. А.. Иванов П. М. О6щая электротехника с основами электроники. М: Высшая школа, 1989, 1998, 2000
2. Касаткин А. С. Основы электротехники. М.: Высшая школа, 1986,
3, Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника. М.: Высшая школа, 1990.
4. Федотов В. И. Основы электроники. М.: Высшая школа, 1990.
5. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Электротехника. М.: Энергоиздат, 1985.
Введение
Студент должен:
иметь представление:
- о дисциплине «Электротехника и электроника» и о значении электрической энергии в народном хозяйстве;
- о значении электротехники и электроники в развитии автотранспорта
Содержание учебного материала
Определение электротехники и электроники как отрасли науки и техники, решающей задачи преобразования и передачи энергии и информации. Этапы развития электротехники.
Основные задачи и содержание дисциплины «Электротехника и электроника», взаимосвязь со специальными дисциплинами «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Электрооборудование автомобилей», «Теория автомобилей», «АСУ».
Значение электротехнической подготовки и формирование специалистов среднего звена и в освоении ими современной техники и передовой технологии.
РАЗДЕЛ 1. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Тема 1.1. Электрическое поле.
Студент должен:
иметь представление:
- о влиянии электрического поля на объекты внешней среды;
знать:
- основные характеристики электрического поля и единицы их измерения:
- определять напряженность и потенциал электрического поля;
- рассчитывать общую емкость конденсаторов, соединенных последовательно, параллельно и смешанно.
Содержание учебного материала
Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрическое напряжение, потенциал, единицы их измерения. Влияние электрического ноля на проводники и диэлектрики.
Определение и назначение конденсатора, его емкость. Соединение конденсаторов.
Литература
Л-1, § 1.1-1.8; Л-З, § 1.1-1.3.
Задачи и вопросы
1. Какое поле называют электростатическим?
2. Что называют электрическим потенциалом?
3. Что называют напряжением между двумя точками поля?
4. Каким зарядом обладает конденсатор емкостью 2 мкф, если напряжение между его пластинами равно 100 Вт?
Ответ: 2 * 10 -4 Кл.
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока
Студент должен:
иметь представление:
- о режимах работы электрических цепей постоянного тока;
знать:
- единицы измерения тока, напряжения, сопротивления, мощности;
- закон Ома для участка и полной цепи;
- закон Джоуля - Ленца;
- законы Кирхгофа;
уметь:
- составлять простейшие схемы электрических цепей;
- применять закон Ома для расчета электрических цепей;
- производить преобразование цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединением элементов.
Содержание учебного материала
Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения. Физические основы работы источника электродвижущей силы (ЭДС).
Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость, единицы измерения. Зависимость электрического сопротивления от температуры.
Работа и мощность электрического тока. Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля - Ленца. Использование электронагревательных приборов. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок.
Режимы работы электрической цепи.
Виды соёдинения приемников энергии. Законы Кирхгофа. Понятие о расчете электрических цепей.
Лабораторная работа
Изучение соединений резисторов и проверка законов Ома и Кирхгофа.
Практическое занятие
Расчет электрических цепей постоянного тока
Литература
Л-1, § 2.1-2.14; Л-2, §21-2.6.
Задачи и вопросы
1. Дайте определение э.д.с. источника, напряжения на зажимах и внутреннего падения напряжения. Чему равны эти величины, если ток в цепи 2 А, внутреннее сопротивление 0,5 Ом, а внешнее — 9,5 Ом?
Ответ: 20 В, 19 В, 1 В.
2. Напишите закон Ома для всей цепи и для одного ее участка: внешнего и внутреннего.
3. Напишите формулу для определения мощности в резисторе сопротивлением R через квадрат тока и сопротивление.
4 Какое влияние называют коротким замыканием цепи? Как защитить цепь от тока короткого замыкания?
5. Приведите определение участков схемы электрической цепи: узел, ветвь, замкнутый контур.
Тема 1.3. Электромагнетизм
Студент должен.
иметь представление:
- об областях применения электромагнитных устройств;
- об области применения ферромагнитных материалов по виду петли гистерезиса;
знать:
- параметры, характеризующие магнитное поле;
- воздействие магнитного поля на проводник с током;
- закон электромагнитной индукции, правило Ленца;
- явления самоиндукции;
уметь:
- рассчитывать основные параметры магнитного поля;
- эксплуатировать электромагнитные устройства.
Содержание учебного материала
Основные параметры, характеризующие магнитное поле в каждой его точке. Единицы измерения магнитных величин.
Магнитные материалы. Намагничивание и циклическое перемагничивание ферромагнитных материалов.
Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока. Воздействие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Сила взаимодействия параллельных проводов с токами. Электромагниты и их применение.
Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Понятие о потокосцеплении. Принципы преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую,
Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах.
Литература
Л-1, § 3.1-3.17; Л-2, §3.1-3.13; Л-3, § 3.1-3.6.
Задачи и вопросы
I Как определить направление магнитного поля проводника с током?
2. Свойства ферромагнитных веществ.
3. Сформулируйте определение основных магнитных величин: магнитного потока, магнитной индукции, напряженности магнитного поля.
4. Приведите определение самоиндукции.
5. В каком случае имеет место взаимная индукция?
6. Как определить величину и направление электромагнитной силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?
7. Как определить величину и направление э.д.с. индукции, возникающей в проводе, движущемся в магнитном поле?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 638.