Учёт природных ресурсов – это деятельность уполномоченных органов управления по установлению количества, качества ресурсов, их экономической (в том числе – денежной) оценки, правового положения субъектов пользования.
Высшей формой является Государственный кадастр (реестр).
Государственный кадастр природных объектов – это систематизированный свод документированных сведений, отражающих качественную и количественную характеристику природного объекта, а также информацию о собственниках и пользователях.
Правовое значение государственного учёта и кадастров:
1) кадастры являются официальными и подлежат обязательному применению при осуществлении любых функций управления (например, лицензирования и т.д.)
2) внесение соответствующей записи о природном ресурсе (объекте) в Реестр является юридическим фактом возникновения объекта регулируемых экологическим правом общественных отношений
3) нормы, которые регулируют отношения по ведению кадастра, являются подинститутами соответствующих институтов управления поресурсных отраслей права
4) отношения, урегулированные и возникающие в соответствии с данными нормами, являются правоотношениями.
Кадастровый учёт ведётся по отдельным природным ресурсам.
1. Государственный кадастр объектов недвижимости ведёт Росреестр, который осуществляет кадастровый учёт земель
2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, ведёт федеральное агентство по недропользованию. Включает сведения по каждому месторождению, характеристику количества и качества основных и совместно залегающих полезных ископаемых, горнотехнические, гидрологические, экологические и иные условия разработки месторождения, их экономическую оценку.
3. Государственный лесной реестр ведёт Рослесхоз, отражает сведения о составе земель лесного фонда, о лесничествах и лесопарках, о качественных и количественных характеристиках состояния лесов, включает экономическую оценку лесов, информацию о лесопользовании и лесопользователях.
4. Государственный водный реестр ведёт федеральное агентство водных ресурсов, отражает сведения о зарегистрированных договорах водопользования, о бассейновых округах, о водных объектах, о водоохранных мероприятиях, а также о водоохранных зонах, а также о принятых решениях органов власти о предоставлении водных объектов в пользование.
5. Государственный кадастр объектов животного мира ведёт федеральная служба по надзору в сфере природопользования, отражает сведения о географическом распространении объектов животного мира, их численности, о характеристике среды обитания, отражает информацию об их хозяйственном использовании.
С 2008 года отдельно ведётся рыбохозяйственный реестр и охотхозяйственный реестр.
В качестве самостоятельного специального кадастра можно рассматривать Красную книгу РФ и её субъектов.
6. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведёт федеральная служба по надзору в сфере природопользования, отражает сведения о статусе данных территорий и их географическом положении, границах, режиме особой охраны данных территорий, о природопользователях, об экологической, научной, исторической, культурной ценности.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (Статья 69 ФЗ "Об охране окружающей среды")
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Основной задачей государственного учета негативного воздействия на окружающую среду является получение информации о количественных и качественных характеристиках негативного воздействия на компоненты окружающей среды, необходимой для:
а) формирования и обеспечения реализации федеральных целевых программ по охране окружающей среды;
б) разработки и выполнения мероприятий по охране окружающей среды;
в) регулирования негативного воздействия на окружающую среду;
г) осуществления государственного контроля за охраной окружающей среды;
д) прогнозирования изменений качества окружающей среды;
е) определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
ж) информирования населения, органов государственной власти, а также заинтересованных организаций о состоянии окружающей среды;
з) иной деятельности, связанной с осуществлением государственного контроля в области охраны окружающей среды.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду осуществляется управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональными управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При государственном учете объектов негативного воздействия формируется реестр объектов негативного воздействия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 564.