В условиях рыночной экономики велика роль ст. 36 Конституции РФ. В этой статье определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Интересы общества в сохранении окружающей среды Конституция РФ ставит на первый план по отношению к интересам частного земельного собственника. Конституция РФ закрепляет общие принципы регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы законодательства об охране окружающей среды (п. «к»).
В общей форме Конституция РФ определяет полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды. Так, в ее ст. 114 (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.
В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет важнейший принцип правового регулирования отношений охраны окружающей среды — принцип приоритета публичных интересов в сфере охраны окружающей среды.
2) Международные договоры и нормы.
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом (ст. 15), который находит подтверждение и в законодательстве об охране окружающей среды. В ст. 82 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что если международным договором в области окружающей природной среды, заключенным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ, то применяются правила международного договора.
3) Экологическое законодательство.
Экологическое законодательство – это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права.
Совокупность экологических законов можно подразделить на три группы:
· законодательство об окружающей среде,
· о природных комплексах;
· природоресурсное законодательство.
Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй – природные комплексы, третьей – отдельные природные объекты.
Законодательство об окружающей среде в России стало развиваться лишь с 90–х годов прошлого века.
Наряду с Законом об охране окружающей среды к нему, в частности, относятся федеральные законы:
· от 23 ноября 1995 г. № 174–ФЗ «Об экологической экспертизе»;
· от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
· от 24 июня 1998 г. № 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
· от 19 июля 1997 г. № 109–ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
Законодательство о природных комплексах включает федеральные законы:
· от 14 марта 1995 г. № 33–ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
· от 23 февраля 1995 г. № 26–ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах»;
· от 10 июля 2001 г. № 92–ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»;
· от 30 ноября 1995 г. № 187–ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
· от 17 декабря 1998 г. № 191–ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
· от 31 июля 1998 г. № 155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
· от 1 мая 1999 г. № 94–ФЗ «Об охране озера Байкал»;
· от 7 мая 2001 г. № 49–ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Природоресурсное законодательство – это совокупность законов, регулирующих
отношения по использованию и охране отдельных природных объектов.
В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.
Оно включает:
· Земельный кодекс РФ;
· Водный кодекс РФ;
· Лесной кодекс РФ;
· федеральные законы:
· от 24 апреля 1995 г. № 52–ФЗ «О животном мире»;
· от 10 января 1996 г. № 4–ФЗ «О мелиорации земель»;
· от 21 июля 1997 г. № 112–ФЗ «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
· от 6 мая 1998 г. № 71–ФЗ «О плате за пользование водными объектами»;
· от 16 июля 1998 г. № 101–ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
· от 4 мая 1999 г. № 96–ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
· от 2 января 2000 г. № 20–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»;
· от 18 июня 2001 г. № 78–ФЗ «О землеустройстве»;
· от 24 июля 2002 г. № 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Перечисленные законы являются, как правило, кодификационными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.
4) Договоры нормативно правового характера.
В соответствии с Федеративным договором и Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей государственной власти субъектов РФ.
Согласно Федеративному договору, а также Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Хотя в Конституции непосредственно и не предусмотрено, но к совместному ведению относится также законодательство о животном мире и законодательство об охране атмосферного воздуха. По предмету совместного ведения субъекты Федерации осуществляют совместное с Федерацией правовое регулирование. Вне этих предметов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование.
Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.
Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это правило служит достижению целей: а) обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере, б) обеспечения правопорядка в стране.
Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам собственного правового регулирования, то применяется акт субъекта Федерации.
Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках - субъектах РФ это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.
Перечень источников экологического права субъектов РФ весьма широк. Законы об охране окружающей природной среды приняты в Якутии, Туве, Марий Эл, Дагестане, Бурятии, Хакасии, Ханты-Мансийском автономном округе, Курганской, Рязанской и Пермской областях и др. В Республике Башкортостан принят Экологический кодекс.
Распространены в регионах законы об особо охраняемых природных территориях (Вологодская, Кировская, Оренбургская, Томская, Свердловская области, Приморский и Краснодарский края, Республика Дагестан), об экологической экспертизе (Калининградская и Кировская области, республики Калмыкия и Татарстан), об отходах (Краснодарский край, Калининградская и Московская области, Республика Башкортостан), об экологических фондах (Амурская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Новосибирская, Ульяновская области, Алтайский край). Некоторые субъекты приняли законы об экологической безопасности (Адыгея, Волгоградская область), о радиационной безопасности (Челябинская область), о защите от ЧС природного и техногенного характера (Москва, Воронежская и Калининградская области), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (Алтайский край, Омская и Тверская области, Кабардино-Балкария), о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (Алтайский край). Региональные источники часто содержат нормы, творчески дополняющие, развивающие федеральное законодательство, а в ряде случаев и опережающие его. Есть даже целые законы, не имеющие аналогов на уровне Федерации: в Татарстане и в Башкортостане приняты Законы "О растительном мире", в Москве - Законы "О защите зеленых насаждений" и "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", в Воронежской области - "О питьевой воде", в Ленинградской области - "О комплексном природопользовании", в Волгоградской области - "О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, содержащих сероводород", в Свердловской и Челябинской областях - "Об экологическом мониторинге", в Томской и Ивановской областях - "Об экологическом аудите", в Нижегородской области - "Об экологическом страховании", в Калининградской области - "Об экологической политике", в Республике Башкортостан - "О государственной политике в области экологического образования", в Амурской области - "Об общественной экологической экспертизе", в Хабаровском крае - "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае" и др.
При характеристике источников экологического права, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 9 Закона разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Договорные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды развиваются довольно активно. В частности, они оформлены Соглашением от 5 июня 1993 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Татарстан о взаимодействии в области охраны окружающей среды; Соглашением от 27 мая 1996 г. N 7 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении предметов ведения и полномочий в области охраны окружающей природной среды; Соглашением от 29 мая 1996 г. N 8 между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей природной среды. Такие соглашения служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.
5) Правовые обычаи.
Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (п. «м» ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения.
Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49).
Обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован
в установленных нормах права.
Особенности источников экологического права:
1) Два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;
2) Нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства (гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного);
3) Нет ФЗ которые регулируют какую-либо группу экологических отношений (поэтому ФКЗ не относят к источникам);
4) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ч. 4 ст. 34 Конституции РФ). Поэтому издаваемые ими акты не входят в источники ЭП;
5) Множественность источников ЭП;
6) Динамизм.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 435.