Технико-экономические показатели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Тверской колледж им. А. Н. Коняева»

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

На тему информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя»

 

Студента (ки) группы___________________________________________

Ф.И.О.________________________________________________________

 

Специальность_________________________________________________

Руководитель ________________________________________________

                                  (фамилия, имя, отчество)

 

Рецензент ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

К защите допущен (а)

заместитель директора по УР___________________________

Тверь

2018


Содержание

Введение. 3

1 Техническое задание. 6

2 Теоретический раздел.. 11

2.1 Сравнительный анализ систем управления базами данных. 11

2.2 Сравнительный анализ языков, систем и средств разработки приложения. 14

2.3 Сравнительная характеристика программных средств разработки проекта. 24

3 Практический раздел.. 29

3.1 Описание предметной области. Описание задачи. 29

3.2 Обоснование выбора среды программирования, СУБД, технологии доступа к базе данных. 29

3.3 Разработка информационной модели. 30

3.4 Разработка пользовательского интерфейса……………….…… ……….33

3.5 Разработка структурной и функциональной схем программы.. 35

3.6 Разработка тестовых сценариев. 36

3.7 Реализация функций информационного и программного обеспечения АРМ.. 48

3.8 Реализация методов защиты информации в базе данных, приложении. 48

Заключение. 49

Список литературы и источников.. 52

Приложения.. 53

 

 


Введение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской колледж им. А.Н. Коняева» – это престижное, динамично развивающееся образовательное учреждение, являющееся базовым учебным заведением среднего профессионального образования Тверской области. Колледж – постоянный участник экспериментальных исследований в области профессионального образования, программ по развитию социального партнерства, программ в области молодежных инициатив.

Тема моего дипломного проекта − Разработка информационно-поисковой системы «Электронный журнал преподавателя». Дипломный проект предусматривает проектирование базы данных «Студенты» и разработку приложения, работающего с этой базой данных. В качестве инструмента построения базы данных использован Microsoft Access. С самого начала эту СУБД отличала простота использования в сочетании с широкими возможностями по разработке законченных приложений. В качестве инструмента разработки приложения была использована среда программирования C++ Builder.

Актуальность темы

Актуальность проекта заключается в необходимости автоматизации учёта успеваемости студентов колледжа.

Цель дипломного проекта – создание базы данных клиентов и приложения для автоматического их учёта.

Задачами дипломного проектирования являются:

1. Изучение предметной области.

2. Определение функционала создаваемого приложения.

3. Подбор СУБД и проектирование БД.

4. Подбор технологий языков программирования и инструментария, позволяющих реализовать необходимый функционал.

5. Программирование и тестирование приложения.

Структура проекта:

1. Введение, в котором определены цель, задачи, актуальность, структура дипломного проекта и практическая значимость.

2. Теоретический раздел описывает технологии, могут быть использованы для решения поставленной цели, а также техническое задание.

3. Практический раздел содержит изучение предметной области, описание проектирования БД, структуру приложения, алгоритмы тестирования.

4. Заключение содержит описание практической значимости.

Процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных. Одно из основных назначений СУБД – поддержка программными средствами представления, соответствующего реальности. Предметной областью называется фрагмент реальности, который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметной области выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реального мира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.

Этапам реализации проектирования баз данных соответствуют уровни описания предметной области: реальность в том виде, как она существует; концептуальное описание реальности; представление описания в виде формального текста и физическая реализация БД на машинных носителях. Для ввода в ПК полученное описание должно быть представлено в терминах специального языка описания данных, который входит в комплекс средств СУБД.

Функционально-полная СУБД должна включать в свой состав средства, обеспечивающие потребности пользователей различных категорий на всех этапах жизненного цикла систем БД: проектирования, создания, эксплуатации.

Для создания приложения мной была выбрана среда разработки C++ Builder, потому что она имеет инструменты для успешного подключения к базе данных и работы с ней.

Внедрение разработанного приложения позволит автоматизировать работу преподавателей по учету успеваемости студентов. Программа позволяет без затруднений вводить, редактировать, просматривать и удалять информацию о студентах и их успеваемости; осуществлять поиск информации. Программа рассчитана на пользователей, обладающих одинаковыми правами в ней.


 

1 Техническое задание




Введение

Полное наименование программного изделия − информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя». Краткое наименование приложения − «Электронный журнал преподавателя».

Приложение «Электронный журнал преподавателя» предназначено для работы с локальной базой данных – «Студенты». Может применяться в Тверском колледже им. А. Н. Коняева для учета успеваемости студентов.

Основание для разработки

Разработка программного продукта ведется на основании приказа ГБПОУ Тверского колледжа им. А. Н. Коняева о выпускной квалификационной работе.

Тема дипломного проекта − Разработка приложения информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя».

Срок окончания выполнения работы: 14.06.2017 г.

Назначение разработки

Функциональное назначение: Функциональным назначением приложения «Электронный журнал преподавателя» является ведение базы данных «Студенты».

Эксплуатационное назначение: Приложение «Электронный журнал преподавателя» может применяться в ГБПОУ «Тверской колледж им. А. Н. Коняева». Актуальность выполнения разработки связана с автоматизацией процесса заполнения и хранения успеваемости учащихся. Внедрение разработанного приложения позволит упорядочить информацию о студентах и их успеваемости в базе данных «Студенты».

1.4 Требования к программе

Требования к функциональным характеристикам

База данных «Студенты» должна включать следующие таблицы:

ü Студенты (ФИО, Дата рождения, Телефон, Номер группы);

ü Группы (Номер группы, Количество студентов);

ü Сотрудники (ФИО, Телефон, Адрес проживания, Дата рождения);

ü Предметы (поля: Название, ФИО преподавателя);

ü Успеваемость (поля: Высшая математика, Веб программирование, Системное программирование)

Права пользователей приложения «Электронный журнал преподавателя» разграничения не имеют.

· Пользователь

Имеет доступ ко всем таблицам (может добавлять, редактировать, просматривать и удалять записи). 

Требования к надежности

Информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя» должна работать без сбоев, должна исключать возможность несанкционированного доступа к данным базы данных и гарантировать стабильность подключения к базе данных, осуществлять правильность выполнения SQL-запросов, осуществлять доступный и простой интерфейс для исключения возникновения ошибок пользователя, контролировать вводимые данные, за короткое время восстанавливаться после отказа или сбоя в работе.

1.5 Условия эксплуатации и требования к составу и параметрам технических средств

Температура окружающего воздуха, влажность и другие параметры микроклимата должны соответствовать требованиям к помещениям, оборудованным персональными ЭВМ.

Пользователи приложения «Электронный журнал преподавателя» должны обладать навыками работы с персональной ЭВМ, оснащенной операционной системой Windows XP/ Vista/ 7/ 8.

Для нормального функционирования приложения «Электронный журнал преподавателя» необходима персональная ЭВМ со следующими характеристиками:

· объем оперативной памяти не менее 32 мегабайт;

· процессор не ниже Pentium 166, мышь, клавиатура;

· наличие свободного места на жестком диске в размере не менее 20 мегабайт;

· монитор SVGA.

Требования к информационной и программной совместимости

Программа «Электронный журнал преподавателя» может работать под управлением ОС Windows XP/Vista/7/8. В качестве средства разработки требуется использовать интегрированную среду разработки C++ Builder, включающую редактор исходных текстов, компилятор, компоновщик и отладчик. Для работы с локальной базой данных требуется использовать Microsoft Office Access. Результат визуализации информации должен быть представлен в хорошо воспринимаемом виде.

Требования к транспортировке и хранению

Не предъявляются.

1.8 Специальные требования

Приложение «Электронный журнал преподавателя» должно содержать Справку, вызываемую по специальной кнопке главного меню и содержащую название разрабатываемой программы, а также основную информацию о ее назначении и разработчике.

Требования в программной документации

ü Техническое задание (настоящий документ);

ü Текст программы (см. Приложение А);

ü Руководство оператора (см. Приложение Б);

ü Руководство программиста (см. Приложение В).

Порядок контроля и приёмки

Разработанное программное обеспечение должно соответствовать требованиям заказчика и отвечать всем поставленным функциональным требованиям. Программа должна быть протестирована на возможность возникновения исключительных ситуаций и должна быть сделана соответствующая рецензия.

Стадии и этапы разработки

В таблице 1 указаны основные стадии и этапы разработки проекта

Таблица 1 - Стадии и этапы разработки проекта

Содержание работ Сроки выполнения
Разработка структуры входных и выходных данных 25.04.2018 – 27.04.2018
Разработка алгоритма решения задачи 28.04.2018 – 01.05.2018
Разработка структуры программы 02.05.2018 – 05.05.2018
Написание текста программы 06.05.2018– 09.05.2018
Отладка программы 10.05.2018 – 12.05.2018
Написание пояснительной записки 13.05.2018 – 20.05.2018

 


 

2 Теоретический раздел


Заключение

Представленный дипломный проект на тему «Информационно – поисковая система «Электронный журнал преподавателя»» я разрабатывал на основе учебного заведения «Тверской колледж им. А. Н. Коняева». Колледж успешно выпускает высококвалифицированных и востребованных специалистов с 1877. В учебном заведении «Тверской колледже им. А. Н. Коняева» имеется большое количество направлений разного вида деятельности. Колледж осуществляет подготовку специалистов на базе основного и полного среднего образования по 14 специальностям СПО, базового и повышенного уровней, а также более чем по 80 рабочим профессиям. Обучение осуществляется в очной, заочной формах, а также в форме экстерната. За все время был накоплен богатый опыт работы со студентами и будущими работодателями для учащихся. «Тверской колледже им. А. Н. Коняева» стремится идти в ногу со временем, поэтому открывает новые, востребованные и высокооплачиваемые направления. Обучением и воспитанием учащихся занимаются одни из лучших преподавателей города, которые превосходно знают свое дело, любят студентов и свою работу, дают качественное образование людям любого возраста.

За время прохождения практики на предприятии я ознакомился с методами и структурой предприятия, сферой его деятельности, историей и перспективами развития. Я пришел к выводу, что оказание образовательных услуг, особенно связанных с информационными технологиями, очень востребовано в наши дни в связи с развитием информационных технологий и компьютеризации общества. Большинство детей после школы и людей, которым требуется переквалификация, нуждаются в качественном обучении, поэтому потребность в данной организации высока. Из этого следует сделать вывод, что «Тверской колледже им. А. Н. Коняева» имеет большие перспективы развития в будущем.

Для автоматизации работы сотрудников колледжа возникла необходимость в создании специального компьютерного приложения, которое будет учитывать успеваемость студентов и всю необходимую информацию о них. Для разработки программного продукта я:

· Изучил проектно-технологическую документацию, литературные и интернет-источники.

· Провел сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме исследования, технико-экономическое обоснование выполняемой разработки.

· Разр аботал техническое задание на дипломный проект по установленной стандартом форме.

· Реализовал некоторые из возможных путей решения поставленной в техническом задании задачи.

· Провел анализ мероприятий по обеспечению безопасности и надежности данных.

Для разработки файла базы данных я выбрал СУБД Access, так как эта СУБД позволяет быстро и легко разрабатывать локальные базы данных.

Я использовал систему C++ Builder для разработки приложения, т.к. она позволяет решать множество задач, в частности:

· Создавать законченные приложения для Windows самой различной направленности: от чисто вычислительных и логических, до графических и мультимедиа.

· Быстро создавать профессионально выглядящий оконный интерфейс для любых приложений.

· Создавать мощные системы работы с локальными и удаленными базами данных

· Создавать справочные системы для своих приложений и мн. др.

C++ – это комбинация нескольких важнейших технологий:

· Высокопроизводительный компилятор в машинный код

 

· Визуальное построение приложений из программных прототипов

· Масштабируемые средства для построения баз данных.

При выполнении дипломного проекта:

· была изучена теория и технология работы с СУБД Accessи средой программирования С++ Builder;

· была изучена и проанализирована соответствующая литература;

· был проведён сравнительный анализ систем управления базами данных, языков и сред программирования, показаны преимущества СУБД Access и языка C++ для решения поставленной задачи;

· показано умение разрабатывать базу данных;

· показано умение разрабатывать приложение, работающее с базой данных;

· показано умение создавать справки в программе HTML Help Workshop;

· показано умение защищать информацию посредством паролей.

 





Список литературы и источников

1) Кузнецов С.Д Базы данных. - М.: Издательство Academia, 2012. - С.10-12.

2) Тарасов С.В. СУБД для программиста. Базы данных изнутри. - М.: СОЛОН-Пресс, 2015. - С.20-25.

3) Кошелев В.Е. Access 2007. Эффективное использование. - М.: Издательство БИНОМ, 2013. - С.100-150

4) Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi XE, - СПб.: Издательство БХВ-Петербург, 2011. - С. 56-65

5) Фленов М.Е. Библия Delphi. - СПб.: Издательство БХВ-Петербург, 2015. -С.200-250

6) Баженова И.Ю. Языки программирования. - М.: Издательство Academia, 2012. - С.22-58.

7) Рудаков А.В., Федорова Г.Н. Технология разработки программных продуктов. Практикум. – М.: Издательство Academia, 2012. - С.100-190,250.

8) Карл И. Вигерс, Джой Битти - Разработка требований к программному обеспечению. - СПб.: Издательство БХВ-Петербург, Русская Редакция, 2016. - С.30-50,93-102

9) Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э. Разработка и эксплуатация удаленных баз данных.-М.: Издательство Academia,2014.- 15-19

10) База данных и СУБД. Локальные и удаленные базы данных. http://samoychiteli.ru/document27007.html

11) Том Сван. Программирование для Windows в Borland C++. – М.: Издательство БИНОМ, 1995. С. 126-160, 251-334

12) Хомоненко А., Ададуров С. Работа с базами данных в C++ Builder. – СПБ.: Издательство БХВ-Петербург, 2006. С. 5-87, 227-25900

13) Культин Никита. Самоучитель С++ Builder. – СПБ.: Издательство БХВ-Петербург, 2004. C. 9-57.

14) Пахомов Борис. C/C++ и Borland C++ Builder для начинающих. – СПБ.: Издательство БХВ-Петербург, 2006. С. 5-112, 251-267

Приложение А
Описание исходного текста программы

1) Unit1 – модуль входа в систему. Фрагмент кода описывает ввод логина и пароля для авторизации

void __fastcall TForm4::Button1Click(TObject *Sender)

{

if ((Edit1->Text=="polzovatel")&&(Edit2->Text=="12345")) {Form1->Show(); Form4->Hide();}

else Form5->Show();

}

void __fastcall TForm4::Button2Click(TObject *Sender)

{

Form4->Close();

}

2) Unit2 – модуль для выбора группы

1. Фрагмент кода описывает выбор группы.

TForm1 *Form1;

__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)

    : TForm(Owner)

{

}

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)

{

Form2->Show();

Form1->Hide();

}

void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender)

{

 Form3->Show();

 Form1->Hide();

}

void __fastcall TForm1::FormClick(TObject *Sender)

{

Form4->Show();

Form1->Hide();

}

2. Фрагмент кода описывает подключение справки к программе

void __fastcall TForm1::N2Click(TObject *Sender)

{

ShellExecute(Handle,L"open",L"C:\\Users\\Анатолий\\Documents\\Embarcadero\\Studio\\Projects\\HelpCpp.chm",NULL,NULL,SW_RESTORE);

}

3. Фрагмент кода описывает выход из программы

void __fastcall TForm1::Button9Click(TObject *Sender)

{

Form1->Close();

}

3) Unit3 – работа с группой

1. Фрагмент кода описывает возврат к выбору группы

void __fastcall TForm3::Button1Click(TObject *Sender)

{

Form1->Show();

Form3->Hide();

}

2. Фрагмент кода описывает поиск по столбцу

void __fastcall TForm3::Edit1Change(TObject *Sender)

{

ADOQuery1->Close();

ADOQuery1->SQL->Clear();

ADOQuery1->SQL->Add("SELECT * FROM [3 ЗПР] WHERE ФИО LIKE '%"+Edit1->Text+"%'");

ADOQuery1->Open();

}

3. Фрагмент кода описывает добавление нового поля

void __fastcall TForm3::Button2Click(TObject *Sender)

{

ADOQuery1->Append();

ADOQuery1->FieldByName("ФИО")->AsString=Edit2->Text;

ADOQuery1->Post();

}

4. Фрагмент кода описывает выход из программы

void __fastcall TForm3::Button3Click(TObject *Sender)

{

Form3->Close();

}

5. Фрагмент кода описывает добавление столбца

void __fastcall TForm2::Button2Click(TObject *Sender)

{

ADOQuery1->Close();

ADOQuery1->SQL->Clear();

ADOQuery1->SQL->Add("ALTER TABLE [3 ЗПР] ADD "+Edit2->Text+" STRING(255)");

ADOQuery1->ExecSQL();

ADOQuery1->Close();

ADOQuery1->SQL->Clear();

ADOQuery1->SQL->Add("SELECT *FROM [3 ЗПР]");

ADOQuery1->Open();

}

 

 


 

Приложение Б
Руководство пользователя по ГОСТ 19.505-79




Назначение программы

Назначением приложения «Электронный журнал преподавателя» является ведение базы данных «Студенты». Приложение «Электронный журнал преподавателя» может применяться в ГБПОУ «Тверской колледж им. А. Н. Коняева». Актуальность выполнения разработки связана с автоматизирование работы сотрудников колледжа. Внедрение разработанного приложения позволит упорядочить информацию о студентах в базе данных «Студенты»; облегчить поиск информации по студентам, сотрудникам.

Состав функций приложения «Электронный журнал преподавателя»:

1) Авторизация и переход на следующие модули программы;

2) Функция перехода между таблицами базы данных;

3) Функции выполнения запросов;

4) Функция добавления, удаления, изменения записей в таблице;

Выполнение программы

3.1. Загрузка и запуск программы

Программу «Электронный журнал преподавателя» можно запускать и выполнять прямо на съемном носителе (CD-диске). Иконку с программой можно переместить на жесткий диск. Для запуска программы нужно дважды щелкнуть по иконке exe-файла с названием Project1.exe. В случае успешного запуска программы появится окно программы для авторизации пользователей.

3.2. Выполнение программы

1) Авторизация пользователя и переход на следующие формы программы (Рисунок Б.1).

 

Рисунок Б.1 – Окно авторизации

Здесь необходимо напротив надписи Логин ввести логин пользователя, напротив надписи Пароль нужно ввести в поле пароль пользователя и нажать кнопку «ОК». В случае успешной авторизации откроется необходимое окно программы.

2) Функция перехода между таблицами базы данных (Рисунок Б.2).

Рисунок Б.2 – Переход между таблицами

Чтобы открыть какую-либо таблицу базы данных, нужно номер группы, с которой необходимо провести работу. Нажав на необходимый номер группы, откроется новое окно со списком группы.

3)Функции выполнения запросов (Рисунок Б.3).

 

 

Рисунок Б.3 – Выполнение запросов

В открывшемся окне вводятся необходимые параметры и нажимается кнопка «Добавить». В компоненте для просмотра таблиц появится результат выполнения запроса.

4) Функция просмотра справки (Рисунок Б.4).

Рисунок Б.4 – просмотр справки

В главном меню нужно нажать на пункт Справка. Откроется окно просмотра справки (Рисунок Б.5)

Рисунок Б.5 – Окно просмотра справки

5) Функция добавления, удаления, изменения записей в таблице (Рисунок Б.6).

Рисунок Б.6 – Добавление, удаление, изменение записей в таблице

Данная функция доступна для выполнения всем пользователям приложения.

Ввод данных производится в специальное окно.

Добавлять, удалять записи, перемещаться по ним можно с помощью соответствующих кнопок Навигатора (Рисунок Б.7).

Рисунок Б.7 – Навигатор

3.3. Завершение работы программы

Завершение работы программы возможно нажатием кнопки либо через пункт главного меню (Рисунок Б.8)

Рисунок Б.8 – Выход из приложения


Сообщения оператору

4.1. Неверно введены логин или пароль пользователя (Рисунок Б.9)

Рисунок Б.9 – Ошибка «Не выбран пользователь»

В данной ситуации необходимо закрыть данное сообщение нажав на кнопку  и ввести заново логин и пароль пользователя.

 

4.2. Подтверждение удаления записи в таблице (Рисунок Б.13)

Рисунок Б.13 – Окно подтверждения удаления записи

В данной ситуации нужно на сообщении предупреждения нажать кнопку ОК, если требуется удалить запись, или нажать на кнопку Cancel для отмены.

5. Приложение. Для просмотра основной информации о программе (о ее назначении и разработчике) можно воспользоваться Справкой, кнопка для открытия которой расположена в главном меню (Рисунок Б.14).

Рисунок Б.14 – Окно справки

Приложение В
Руководство программиста по ГОСТ 19.504-79



Характеристика программы

Характеристики программы «Электронный журнал преподавателя»:

1) Программа имеет удобный интерфейс;

2) Программа исключает возможность несанкционированного доступа к базе данных;

3) Программа сокращает время просмотра и поиска необходимой информации в базе данных;

4) Средства контроля правильности выполнения и самовосстановления отсутствуют;

5) Сбои в работе ПО, а также аппаратных средств не замедляют работу приложения.

Обращения к программе

Программу «Электронный журнал преподавателя» можно запускать и выполнять прямо на съемном носителе (CD-диске). Иконку с программой можно переместить на жесткий диск. Для запуска программы нужно дважды щелкнуть по иконке exe-файла с названием Project1.exe. В случае успешного запуска программы появится окно программы для авторизации пользователей.

Входные и выходные данные

Входные данные:

· Логин пользователя – любая комбинация символов. Вводится с клавиатуры;

· Пароль пользователя – любая комбинация символов. Вводится с клавиатуры;

· Параметры запросов – строковые данные. Вводятся с клавиатуры;

· Выбор таблицы – пользователь выбирает нужную ему таблицу через специальное поле.

Выходные данные:

· Результат выполнения запроса – Выводятся в компоненте, предназначенном для таблиц;

· Данные таблицы – Выводятся в компоненте, предназначенном для таблиц;

Входные и выходные данные представлены в строковом виде, так как это позволяет с легкостью производить различные манипуляции с ними и использовать их в SQL-запросах.

Сообщения

5.1. Неправильный логин или пароль пользователя (Рисунок В.1)

Рисунок В.1 – Сообщение «Неверный логин или пароль»

В данной ситуации необходимо закрыть окно нажав на кнопку и заново ввести логин и пароль.

 

5.2. Подтверждение удаления записи в таблице (Рисунок В.2)

Рисунок В.2 – Подтверждение удаления записи в таблице

В данной ситуации нужно на сообщении предупреждения нажать кнопку ОК, если требуется удалить запись, или нажать на кнопку Cancel для отмены.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Тверской колледж им. А. Н. Коняева»

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

На тему информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя»

 

Студента (ки) группы___________________________________________

Ф.И.О.________________________________________________________

 

Специальность_________________________________________________

Руководитель ________________________________________________

                                  (фамилия, имя, отчество)

 

Рецензент ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

К защите допущен (а)

заместитель директора по УР___________________________

Тверь

2018


Содержание

Введение. 3

1 Техническое задание. 6

2 Теоретический раздел.. 11

2.1 Сравнительный анализ систем управления базами данных. 11

2.2 Сравнительный анализ языков, систем и средств разработки приложения. 14

2.3 Сравнительная характеристика программных средств разработки проекта. 24

3 Практический раздел.. 29

3.1 Описание предметной области. Описание задачи. 29

3.2 Обоснование выбора среды программирования, СУБД, технологии доступа к базе данных. 29

3.3 Разработка информационной модели. 30

3.4 Разработка пользовательского интерфейса……………….…… ……….33

3.5 Разработка структурной и функциональной схем программы.. 35

3.6 Разработка тестовых сценариев. 36

3.7 Реализация функций информационного и программного обеспечения АРМ.. 48

3.8 Реализация методов защиты информации в базе данных, приложении. 48

Заключение. 49

Список литературы и источников.. 52

Приложения.. 53

 

 


Введение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской колледж им. А.Н. Коняева» – это престижное, динамично развивающееся образовательное учреждение, являющееся базовым учебным заведением среднего профессионального образования Тверской области. Колледж – постоянный участник экспериментальных исследований в области профессионального образования, программ по развитию социального партнерства, программ в области молодежных инициатив.

Тема моего дипломного проекта − Разработка информационно-поисковой системы «Электронный журнал преподавателя». Дипломный проект предусматривает проектирование базы данных «Студенты» и разработку приложения, работающего с этой базой данных. В качестве инструмента построения базы данных использован Microsoft Access. С самого начала эту СУБД отличала простота использования в сочетании с широкими возможностями по разработке законченных приложений. В качестве инструмента разработки приложения была использована среда программирования C++ Builder.

Актуальность темы

Актуальность проекта заключается в необходимости автоматизации учёта успеваемости студентов колледжа.

Цель дипломного проекта – создание базы данных клиентов и приложения для автоматического их учёта.

Задачами дипломного проектирования являются:

1. Изучение предметной области.

2. Определение функционала создаваемого приложения.

3. Подбор СУБД и проектирование БД.

4. Подбор технологий языков программирования и инструментария, позволяющих реализовать необходимый функционал.

5. Программирование и тестирование приложения.

Структура проекта:

1. Введение, в котором определены цель, задачи, актуальность, структура дипломного проекта и практическая значимость.

2. Теоретический раздел описывает технологии, могут быть использованы для решения поставленной цели, а также техническое задание.

3. Практический раздел содержит изучение предметной области, описание проектирования БД, структуру приложения, алгоритмы тестирования.

4. Заключение содержит описание практической значимости.

Процессы обработки информации имеют общую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в виде совокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных средств хранения информации, позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание ими многих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единым программным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБД вместе с прикладными программами называют банком данных. Одно из основных назначений СУБД – поддержка программными средствами представления, соответствующего реальности. Предметной областью называется фрагмент реальности, который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметной области выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реального мира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.

Этапам реализации проектирования баз данных соответствуют уровни описания предметной области: реальность в том виде, как она существует; концептуальное описание реальности; представление описания в виде формального текста и физическая реализация БД на машинных носителях. Для ввода в ПК полученное описание должно быть представлено в терминах специального языка описания данных, который входит в комплекс средств СУБД.

Функционально-полная СУБД должна включать в свой состав средства, обеспечивающие потребности пользователей различных категорий на всех этапах жизненного цикла систем БД: проектирования, создания, эксплуатации.

Для создания приложения мной была выбрана среда разработки C++ Builder, потому что она имеет инструменты для успешного подключения к базе данных и работы с ней.

Внедрение разработанного приложения позволит автоматизировать работу преподавателей по учету успеваемости студентов. Программа позволяет без затруднений вводить, редактировать, просматривать и удалять информацию о студентах и их успеваемости; осуществлять поиск информации. Программа рассчитана на пользователей, обладающих одинаковыми правами в ней.


 

1 Техническое задание




Введение

Полное наименование программного изделия − информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя». Краткое наименование приложения − «Электронный журнал преподавателя».

Приложение «Электронный журнал преподавателя» предназначено для работы с локальной базой данных – «Студенты». Может применяться в Тверском колледже им. А. Н. Коняева для учета успеваемости студентов.

Основание для разработки

Разработка программного продукта ведется на основании приказа ГБПОУ Тверского колледжа им. А. Н. Коняева о выпускной квалификационной работе.

Тема дипломного проекта − Разработка приложения информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя».

Срок окончания выполнения работы: 14.06.2017 г.

Назначение разработки

Функциональное назначение: Функциональным назначением приложения «Электронный журнал преподавателя» является ведение базы данных «Студенты».

Эксплуатационное назначение: Приложение «Электронный журнал преподавателя» может применяться в ГБПОУ «Тверской колледж им. А. Н. Коняева». Актуальность выполнения разработки связана с автоматизацией процесса заполнения и хранения успеваемости учащихся. Внедрение разработанного приложения позволит упорядочить информацию о студентах и их успеваемости в базе данных «Студенты».

1.4 Требования к программе

Требования к функциональным характеристикам

База данных «Студенты» должна включать следующие таблицы:

ü Студенты (ФИО, Дата рождения, Телефон, Номер группы);

ü Группы (Номер группы, Количество студентов);

ü Сотрудники (ФИО, Телефон, Адрес проживания, Дата рождения);

ü Предметы (поля: Название, ФИО преподавателя);

ü Успеваемость (поля: Высшая математика, Веб программирование, Системное программирование)

Права пользователей приложения «Электронный журнал преподавателя» разграничения не имеют.

· Пользователь

Имеет доступ ко всем таблицам (может добавлять, редактировать, просматривать и удалять записи). 

Требования к надежности

Информационно-поисковая система «Электронный журнал преподавателя» должна работать без сбоев, должна исключать возможность несанкционированного доступа к данным базы данных и гарантировать стабильность подключения к базе данных, осуществлять правильность выполнения SQL-запросов, осуществлять доступный и простой интерфейс для исключения возникновения ошибок пользователя, контролировать вводимые данные, за короткое время восстанавливаться после отказа или сбоя в работе.

1.5 Условия эксплуатации и требования к составу и параметрам технических средств

Температура окружающего воздуха, влажность и другие параметры микроклимата должны соответствовать требованиям к помещениям, оборудованным персональными ЭВМ.

Пользователи приложения «Электронный журнал преподавателя» должны обладать навыками работы с персональной ЭВМ, оснащенной операционной системой Windows XP/ Vista/ 7/ 8.

Для нормального функционирования приложения «Электронный журнал преподавателя» необходима персональная ЭВМ со следующими характеристиками:

· объем оперативной памяти не менее 32 мегабайт;

· процессор не ниже Pentium 166, мышь, клавиатура;

· наличие свободного места на жестком диске в размере не менее 20 мегабайт;

· монитор SVGA.

Требования к информационной и программной совместимости

Программа «Электронный журнал преподавателя» может работать под управлением ОС Windows XP/Vista/7/8. В качестве средства разработки требуется использовать интегрированную среду разработки C++ Builder, включающую редактор исходных текстов, компилятор, компоновщик и отладчик. Для работы с локальной базой данных требуется использовать Microsoft Office Access. Результат визуализации информации должен быть представлен в хорошо воспринимаемом виде.

Требования к транспортировке и хранению

Не предъявляются.

1.8 Специальные требования

Приложение «Электронный журнал преподавателя» должно содержать Справку, вызываемую по специальной кнопке главного меню и содержащую название разрабатываемой программы, а также основную информацию о ее назначении и разработчике.

Требования в программной документации

ü Техническое задание (настоящий документ);

ü Текст программы (см. Приложение А);

ü Руководство оператора (см. Приложение Б);

ü Руководство программиста (см. Приложение В).

Технико-экономические показатели

Программа «Электронный журнал преподавателя» позволяет автоматизировать работу сотрудников ГБПОУ «Тверской колледж им. А. Н. Коняева».

Порядок контроля и приёмки

Разработанное программное обеспечение должно соответствовать требованиям заказчика и отвечать всем поставленным функциональным требованиям. Программа должна быть протестирована на возможность возникновения исключительных ситуаций и должна быть сделана соответствующая рецензия.

Стадии и этапы разработки

В таблице 1 указаны основные стадии и этапы разработки проекта

Таблица 1 - Стадии и этапы разработки проекта

Содержание работ Сроки выполнения
Разработка структуры входных и выходных данных 25.04.2018 – 27.04.2018
Разработка алгоритма решения задачи 28.04.2018 – 01.05.2018
Разработка структуры программы 02.05.2018 – 05.05.2018
Написание текста программы 06.05.2018– 09.05.2018
Отладка программы 10.05.2018 – 12.05.2018
Написание пояснительной записки 13.05.2018 – 20.05.2018

 


 

2 Теоретический раздел


Дата: 2018-12-21, просмотров: 415.