Значение нервной системы в жизнедеятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нервная система - это совокупность структур в организме, которая объединяет деятельность всех органов и систем и обеспечивает функционирование организма как единого целого. Нервная система воспринимает внешние и внутренние раздражения, анализирует эту информацию, выбирает и координирует функции организма.

Человек имеет две нервные системы: центральную и вегетативную. Центральная нервная система руководит отношениями человека с внешним миром. Она включает: спинной мозг, ствол мозга, большие полушария головного мозга, связанные с промежуточным мозгом. Вегетативная нервная система руководит деятельностью внутренних органов.

На мозг человека непрерывно действуют разнообразные по количеству и качеству множественные раздражители из внутренней и окружающей среды, вызывающие создание безусловных и условных рефлексов в организме человека, и все это взаимодействует, систематизируется, уравновешивается и заканчивается созданием динамического равновесия. Возникновение неожиданной и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой. Наступает неспецифичная реакция организма в ответ на эту ситуацию - стресс.

Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, она включает:

- нервные узлы, которые находятся возле внутренних органов;

- чувствительную и получувствительную системы;

- высшие центры, расположенные с разных сторон ствола мозга и полушарий.

Вегетативная нервная система связана с центральной системой и поддерживает постоянство внутренней среды (температуру тела, состав крови), регулирует работу органов кровообращения, дыхание, обмен веществ, пищеварение, эндокринных желез.

Наличие мозга, нервных систем, эндокринных желез дает возможность организму реагировать с готовностью к возможным изменениям. Поведение человека дает определенное представление о полученной информации. Связь между ощущением и поведением устанавливается в определенных участках коры головного мозга, т. е вырабатывается рефлекс. Рефлексы могут быть безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это стереотипы поведения, приобретенные человеком в постоянных условиях внешней среды, сформированные в процессе всей предыдущей истории развития, и передаются по наследству.

Условные рефлексы - это поведение, которое приобретают в результате обучения или в случае повторяющихся действий, называющихся  динамическим стереотипом.

 

Значение психики человека в обеспечении БЖД

 

Человеку присущи следующие виды поведения: инстинкт, привычки, осознанное поведение.

Инстинктивное поведение - это действия, поступки, которые наследуются видом “homo sapiens”. На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества (самосохранение, размножение).

Привычное поведение - это действия, сложившиеся и доведенные до автоматизма путем проб и ошибок или тренировок.

Осознанное поведение - высочайший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, характеризующий его духовную активность в конкретных условиях.

Различают сознание конкретного человека (знание о мире) и его самосознание (знание о себе – реальных и потенциальных возможностях).

 

Свойства человека

 

К свойствам человека как личности принадлежит все то, что:

- обусловливает ее отличие от других (пол, темперамент, черты);

- проявляется во взаимодействиях с другими субъектами или предметами окружающей среды (особенности поведения, общения, поведение в конфликтных ситуациях).

Свойства человека можно классифицировать по трем основным признакам:

1. Атрибуты - это неотъемлемые свойства (пол, возраст, темперамент).

2. Черты - это устойчивые свойства, проявляющиеся постоянно (интеллект, характер и т.п.).

3. Качества - это те свойства, имеющие различную степень проявления в зависимости от условий ситуаций (способности, ощущения, восприятие, память, мышление и т.п.).

Атрибуты человека

К атрибутам человека принадлежат: пол, возраст, темперамент, здоровье.

Пол - совокупность анатомо-физиологических признаков организма, который обеспечивает продолжение рода и дает возможность различить в большинстве организмов женские и мужские особенности. Различие полов: генетическое, морфологические, физиологическое, психологическое.

Возраст - понятие, которые характеризует период (продолжительность) жизнь человека, а также стадии ее жизни. Выделяют 4 подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.

Темперамент - это черта, определяющая нашу индивидуальность. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходимая дополнительная мобилизация организма.

Черты человека

 

Черты человека - это устойчивые особенности поведения, повторяющиеся в различных ситуациях и существенно влияющие на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект (понимание) - это умственные способности человека, сводимые к способности человека выделить в ситуации существенные свойства и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в сложившихся условиях и  действовать соответственно этому.

Интеллект позволяет обеспечить реализацию способности человека к оценке ситуации, принятию решения и соответствующему поведению.

Характер - это постоянные черты личности, формирующиеся и проявляющиеся в ее деятельности и общении.

Цепь определенных действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека и его безопасности.

 

Качества человека

 

Качества человека - это свойства, проявляющиеся в зависимости от сложившихся условий и ситуаций.

Способности - это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: осязание, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, произвольные реакции, действия).

Ощущения - это основа знаний человека об окружающем мире, представляющих отображение свойств объектов.

Восприятие - это отображение в сознании человека предметов как целостных образов при их непосредственном действии на органы чувства.

Память - это способность человека фиксировать, сохранять и воссоздавать информацию. Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую и приобретенную.

Генетическая память хранит информацию, накопленную в процессе эволюции на протяжении многих тысячелетий. Она обнаруживается безусловными рефлексами и инстинктами и передается по наследству.

Приобретенная память хранит информацию, усвоенную в процессе жизни и реализующуюся в условных рефлексах. Различают следующие виды приобретенной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).

Мышление - это высочайшая форма отображения реальности и сознательной целенаправленной деятельности человека, которая направлена на опосредствование, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями. Вся мыслительная деятельность состоит из следующих умственных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Психомоторные способности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.

Внимание - это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, которая оказывает содействие повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Эмоции - это психические процессы, которые отображают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживания (аффекты, собственно эмоции, чувства, расположение духа и стресс).

Познав психику человека, можно найти путь к повышению ее безопасности жизнедеятельности.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 484.