Любая трудовая деятельность характеризуется двумя взаимосвязанными составными элементами:
- физическим (механическим) - определяется работой мышц;
- психологическим - обусловливающимся органами чувств, памятью, мышлением, эмоциями, волевой активностью.
Доля физической и психологической составляющих в различных видах трудовой деятельности неодинаковая: во время физической работы преобладает мышечная деятельность; во время умственной - активизируются процессы мышления.
На трудовую деятельность человека и его организм оказывают влияние биомеханические и антропометрические данные; объем восприятия и переработки информации; физическая, нервнопсихологическая, умственная, эмоциональная нагрузка; ритм и темп работы.
Эти параметры дают возможность определить степень и характер нагрузки организма во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека и решить целый ряд практических вопросов: подбор рациональных режимов работы и отдыха, организация рабочего места, проведение профессионального отбора и т. п.
Каждый вид деятельности предъявляет особые требования к психологическим свойствам и состоянию работников. При этом выделяются: темперамент, внимательность, восприятие, память, мышление, эмоциональность, психомоторика, образование, опыт, воспитание и здоровье.
Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими.
К ним относятся:
- недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и т.п.);
- нарушения связей между сенсорными и моторными центрами;
- повышенная эмоциональность;
- усталость (физиологическая и психологическая);
- эмоциональные явления (конфликтные ситуации, стрессы);
- неосторожность;
- отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольство оплатой труда, монотонность работы, отсутствие познавательного момента и т.п.);
- недостаток опыта.
Для профессий, связанных с риском необходимо учитывать факторы, определяющие готовность к опасностям:
- недостаточную психологическую подготовленность к экстремальным ситуациям;
- потерю бдительности, игнорирование опасности, неумение своевременно ее распознать;
- переоценку своих возможностей, самоуверенность;
- отсутствие чувства опасности;
- неуравновешенность и повышенная склонность к риску;
- заторможенность реакций;
- как низкая активность, так и повышенная активность;
- склонность к панике;
- доверчивость;
- легкомысленность;
- горячность;
- импульсивность;
- низкий интеллектуальный уровень.
Критическими состояниями называются:
1. Стресс (англ. “напряжение”) - это реакция организма на ситуацию, при которой он нуждается в функциональной перестройке и адаптации.
2. Фрустрация (лат. “обман”, “напрасное ожидание”) - сильная мотивация достижения цели при наличии серьезного препятствия (физическая - ограниченность свободы; биологическая - старение, болезнь и т.д.; моральная - нормы и правила поведения и т. п.). У человека нарушается контроль над поведением, психикой, возникает дезорганизация.
3. Конфликт (лат. “стычка”) - отличается от фрустрации тем, что при фрустрации преграды аксиоматичны, а в конфликте препятствие преодолимо, можно найти решение, компромисс.
4. Кризис (греч. “решение”, “поворотный пункт”) - это препятствие, состояние, проблема, от которых невозможно уйти.
5. Транс (франц. “состояние”) - это состояние, при котором утрачивается контроль тела волевыми усилиями.
6. Экстаз (франц. “невменяемость”; греч. “состояние крайней степени восторга”) – состояние эйфории.
В процессе жизнедеятельности у человека могут возникать особые психологические состояния: параксизмальные расстройства памяти и психогенные изменения расположения духа (состояние аффекта).
Параксизмализм - это кратковременная потеря сознания (от секунд до десятков минут). Как правило, это наблюдается при некоторых психических болезнях головного мозга: эпилепсия, разнообразные “наития”. Люди с параксизмальными расстройствами не могут выполнять работы связанные с повышенной опасностью.
Психогенные изменения расположения духа возникают под влиянием создавшейся ситуации или обстоятельств (продолжительность от минут до нескольких месяцев). Они возникают по следующим причинам:
- неудовлетворительный характер труда. Результатом является полная изможденность, ослабление психики, снижается точность, скорость реакции, притупляется внимание, наступает апатия;
- гибель близких людей, перенесенное шоковое состояние, серьезная конфликтная ситуация. Последствия аналогичны предыдущему пункту;
- состояние аффекта (взрыв эмоций). Данное состояние характеризуется резким агрессивным поведением, притуплением чувства опасности и чувства ответственности;
- употребление специальных препаратов:
а) легкие стимуляторы (чай, кофе) помогают преодолеть сонливость, вялость (их действие кратковременно и не влияет на координацию, скорость движений, реакцию);
б) транквилизаторы (успокоительные препараты) снимают психологическую активность, замедляют реакцию, вызывают сонливость, апатию (их употребление может быть причиной повышенной опасности);
в) алкоголь, наркотики - весьма опасные “стимуляторы”. Они препятствуют здравой оценки ситуации, притупляют чувство опасности, нарушается координация движений, повышается неоправданное чувство риска.
Одной из эмоциональных реакций человека на опасность является тревога (беспокойство). Человек, находящийся в состоянии беспокойства, наиболее склонен к ошибкам или опасным поступкам. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами.
В ситуациях угрозы возникает чувство страха и его оттенков (боязни, испуга, ужаса), что проявляется в нецелесообразных поступках или, наоборот, появляется чувство чрезмерной осторожности, осмотрительности. Отрицательно обозначается на деятельности человека и такая форма страха, как паника.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 579.