БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Опорный конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

 

Донецк 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

 

Кафедра экологии и физики

 

 

А.С. Толстых

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Опорный конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

 

                                                                      Утверждено на заседании кафедры

                                                                 «Экологии и физики»

                                                                   Протокол № 19 от 17.06 2011 г.

 

 

Донецк 2011


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 Основные понятия и определения БЖД ……………………….3

1.1 Функции, цели и задачи БЖД ………………………………………3

1.2 Объекты изучения БЖД и устойчивое развитие общества………..5

Тема 2 Система «человек – техника – среда» ………………………….9

2.1 Физиологические особенности человека …………………………..9

2.1.1 Строение и свойства анализаторов ……………………………….9

2.1.2 Характеристика основных анализаторов БЖД ………………….11

2.2 Психологические особенности человека …………………………..15

2.2.1 Психика человека и БЖД …………………………………………15

2.2.2 Значение нервной системы в жизнедеятельности человека …….16

2.2.3 Значение психики человека в обеспечении БЖД ………………..17

Тема 3 Признаки возникновения опасности. Источники

       возникновения опасности ……………………………………….22

3.1 Понятие опасности и опасных ситуация (рисков) …………………22

3.2 Классификация опасностей ………………………………………….24

3.3 Общие понятия анализа и оценки рисков …………………………..26

3.4 Виды анализа опасностей (уровня рисков) …………………………29

3.5 Принципы защиты от опасностей …………………………………...34

Тема 4 Негативные факторы среды обитания ………………………….36

4.1 Вредные факторы производственной среды и быта ……………….36

4.2 Химические и биологические факторы опасностей ………………..45

4.3 Психофизиологические факторы опасностей ……………………….51

Тема 5 Обеспечение БЖД на производстве и в быту …………………...55

5.1 Средства индивидуальной и коллективной защиты от

опасных производственных факторов ……………………………….55

5.2 Защита населения на бытовом уровне ……………………………….65

5.2.1 Правила поведения людей в зоне заражения ………………………66

 

5.2.2 Защита продуктов питания и воды ………………………………..69

Тема 6 Государственное управления и надзор за БЖД ………………..72

6.1 Мероприятия по обеспечению техносферы ………………………...72

6.2 Мероприятия по улучшению экологической обстановки и

рациональному природопользованию ………………………………76



ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЖД

Функции, цели и задачи БЖД

 

Безопасность жизнедеятельности призвана выполнять сложный социально-педагогический процесс с соответствующими функциями - образовательной, воспитательной и психологической.

Целью образовательной функции является обеспечение знаниями об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, чрезвычайных ситуаций, их свойствах, возможном влиянии на жизнь и здоровье людей и сформировнии необходимых в умений и навыков для их предотвращения и ликвидации, защиты людей и окружающей среды.

Цель воспитательной функции - формирование у студентов нового научного мировоззрения, активной социальной позиции, творческого мышление при решении производственных и жизненных проблем.

Психологическая функция состоит в формировании психологической готовности к безопасной деятельности в условиях современной техногенной среды. Психологическое влияние опасных ситуаций проявляется у людей индивидуально выраженную личную реакцию. Ощущение опасности одних делает совершенно беспомощными, растерянными и неспособными к целенаправленным действиям, к адекватной защите, у других же схожая ситуация способна вызвать подъем душевных и физических сил, побудить к активному противодействию обстоятельствам.

Главные цели БЖД заключаются:

- в формировании у человека сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- обучении человека способности распознавать и оценивать потенциальные угрозы;

- определении путей надежной защиты от опасностей;

- умении предоставления помощи себе и окружающим;

- в навыках оперативной ликвидации последствий проявления опасностей в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Научным содержанием дисциплины являются - теоретические основы БЖД человека в системе «человек – техника – среда». Предмет рассматривает:

-  общие вопросы безопасности;

-  взаимодействие человека с окружающей средой;

-  основы физиологии и рациональных условий работы;

-  анатомо-физиологические следствия действия на человека опасных и вредных факторов и причины их формирования;

- идентификацию опасных и вредных факторов влияния чрезвычайных ситуаций;

-  способы и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

- основы проектирования и использование экобиозащитной техники;

- исследовательские приемы стойкости функционирования объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- разработку действий для защиты населения и производственного персонала и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- контроль и управление условиями жизнедеятельности.

Задача дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» заключаются в обучении:

- идентификации потенциальных опасностей, определении величины и вероятности их проявления;

- определения опасных и вредных и поражающих факторов;

- прогнозирования возможности и следствия влияния негативных факторов на организм человека;

- использования нормативно-правовой базы защиты личности и окружающей среды;

- разработки мероприятий и применению средств защиты от действия опасных факторов;

- предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения принятию адекватных решений и выполнению действий, направленных на их ликвидацию;

- использовнию в своей практической деятельности общественно-политических, социально-экономических, правовых, технических, природоохранных, медико-профилактических и просветительно-воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий существование человека в современной окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности - это интегрированная дисциплина гуманитарно-технического направления, изучающая общие закономерности возникновения угроз, их свойства и последствия воздействия на организм человека, основы защиты здоровья, жизни человека и среды проживания от этих рисков, а также разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержанию здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.

БЖД, как наука, рассматривает проблемы здравоохранения и безопасности человека в окружающей среде, обнаруживает опасные и вредные факторы, разрабатывает методы и способы защиты человека путем снижения опасных и вредных факторов к допустимым значениям, разрабатывает способы ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

 

Психика человека и БЖД

Психика - это свойство нервной системы, благодаря которой:

- осуществляется связь с внешним миром;

- координируется работа всего организма;

- организм действует в ответ на раздражающие сигналы (рефлексы).

Психика человека проявляется в следующих трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы - это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (ощущение, восприятие, память и мышление, эмоции, воля и т.п.).

Психические состояния отображают сравнительно продолжительные душевные переживания, которые влияют на жизнедеятельность человека (расположение духа, депрессия, стресс).

Психические свойства - устойчивые душевные качества, которые создаются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуют его способность отвечать на определенные действия адекватными психическими действиями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллект и т.п.).

Психика человека тесно связана с БЖД. Причинами большинства несчастных случаев (как показывает опыт) могут быть внутренние факторы (индивидуальное психологическое, физиологическое или эмоциональное состояние, недостаток знаний и опыта) или факторы внешней среды. Психологические свойства человека (внутренние факторы) влияют на его действия, поступки, поведение в процессе жизнедеятельности.

 

Свойства человека

 

К свойствам человека как личности принадлежит все то, что:

- обусловливает ее отличие от других (пол, темперамент, черты);

- проявляется во взаимодействиях с другими субъектами или предметами окружающей среды (особенности поведения, общения, поведение в конфликтных ситуациях).

Свойства человека можно классифицировать по трем основным признакам:

1. Атрибуты - это неотъемлемые свойства (пол, возраст, темперамент).

2. Черты - это устойчивые свойства, проявляющиеся постоянно (интеллект, характер и т.п.).

3. Качества - это те свойства, имеющие различную степень проявления в зависимости от условий ситуаций (способности, ощущения, восприятие, память, мышление и т.п.).

Атрибуты человека

К атрибутам человека принадлежат: пол, возраст, темперамент, здоровье.

Пол - совокупность анатомо-физиологических признаков организма, который обеспечивает продолжение рода и дает возможность различить в большинстве организмов женские и мужские особенности. Различие полов: генетическое, морфологические, физиологическое, психологическое.

Возраст - понятие, которые характеризует период (продолжительность) жизнь человека, а также стадии ее жизни. Выделяют 4 подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.

Темперамент - это черта, определяющая нашу индивидуальность. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходимая дополнительная мобилизация организма.

Черты человека

 

Черты человека - это устойчивые особенности поведения, повторяющиеся в различных ситуациях и существенно влияющие на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект (понимание) - это умственные способности человека, сводимые к способности человека выделить в ситуации существенные свойства и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в сложившихся условиях и  действовать соответственно этому.

Интеллект позволяет обеспечить реализацию способности человека к оценке ситуации, принятию решения и соответствующему поведению.

Характер - это постоянные черты личности, формирующиеся и проявляющиеся в ее деятельности и общении.

Цепь определенных действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека и его безопасности.

 

Качества человека

 

Качества человека - это свойства, проявляющиеся в зависимости от сложившихся условий и ситуаций.

Способности - это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: осязание, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, произвольные реакции, действия).

Ощущения - это основа знаний человека об окружающем мире, представляющих отображение свойств объектов.

Восприятие - это отображение в сознании человека предметов как целостных образов при их непосредственном действии на органы чувства.

Память - это способность человека фиксировать, сохранять и воссоздавать информацию. Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую и приобретенную.

Генетическая память хранит информацию, накопленную в процессе эволюции на протяжении многих тысячелетий. Она обнаруживается безусловными рефлексами и инстинктами и передается по наследству.

Приобретенная память хранит информацию, усвоенную в процессе жизни и реализующуюся в условных рефлексах. Различают следующие виды приобретенной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).

Мышление - это высочайшая форма отображения реальности и сознательной целенаправленной деятельности человека, которая направлена на опосредствование, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями. Вся мыслительная деятельность состоит из следующих умственных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Психомоторные способности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.

Внимание - это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, которая оказывает содействие повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Эмоции - это психические процессы, которые отображают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживания (аффекты, собственно эмоции, чувства, расположение духа и стресс).

Познав психику человека, можно найти путь к повышению ее безопасности жизнедеятельности.



Источники и типы опасности

3.1 Понятие опасности и опасных ситуаций (рисков)

 

Опасность - это центральное понятие БЖД и представляет собой явления, процессы, объекты, свойства, способные при определенных условиях нанести ущерб здоровью или жизни человека как прямо, так и косвенно. Вред способна причинить любой вид деятельности: производственная, отдых, развлечения и т.д.

Опасность - это влияние на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Опасность присуща всем системам, несущим энергию, химические или биологические активные компоненты, а также характеристики, не отвечающие условиям жизнедеятельности человека.

Всякая деятельность человека является потенциально опасной. Потенциальная опасность - это опасность, имеющая неявный характер и проявляющаяся в условиях, которые тяжело предусмотреть. Потенциальная опасность может реализоваться в форме болезней или травм. Но наличие потенциальной опасности не всегда сопровождается ее отрицательным влиянием на человека. Для реализации отрицательного влияния опасности необходимо выполнение трех условий:

-  опасность реально существует и действует;

-  человек находится в зоне действия опасности;

-  отсутствие достаточно эффективных средств защиты.

Опасной ситуацией называются условия, позволяющие опасности реализоваться в событие.

Ситуацию, вследствие которой возникает возможность возникновения несчастного случая, принято определять опасной или аварийной, а в случае гибели людей - катастрофической.

В «Положении о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях» проводится распределение аварий на две категории.

К 1-й категории принадлежат аварии, вследствие которых погибло более пяти человек или появилась угроза для жизни и здоровья рабочих предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или если вследствие возникшей остановки предприятие вышло из строя на длительное время.

Ко 2-й категории относятся аварии, приведшие к гибели менее пяти человек или к возникновению угрозы для жизни и здоровья рабочих, а также к остановке предприятия на срок до недели.

Кроме опасных ситуаций, существуют и экстремальные.

Экстремальной называют ситуацию, вызывающую у человека такую психофизиологическую нагрузку, при которой он теряет рациональное мышление. В таких ситуациях человек может оказаться на производстве, улице, в быту или на отдыхе.

Безопасностью жизнедеятельности можно назвать такое состояние окружающей человека среды, при котором исключается возможность повреждения организма.

Номенклатура опасностей, насчитывает свыше 150 наименований. В отдельных случаях составляется перечень для отдельных объектов (предприятий, цехов, профессий).

Источниками (носителями опасностей) является естественные процессы и явления, техногенная среда и человеческие действия. Опасности существуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. При идентификации опасностей, т.е. при нахождении типа опасности и установлении ее характеристик, необходимо исходить из принципа «все влияет на все», т.е. источником опасности может быть все живое и неживое.

 

Классификация опасностей

 

Классификация и систематизация явлений, процессов, объектов, способных нанести вред человеку (таксономия опасностей), до настоящего времени полностью не разработана. Примером одного из видов такого учета может служить следующее деление:

- по происхождению (природная, техногенная, экологическая);

- по локализации (атмосфера, литосфера, гидросфера);

- по результатам (заболевания, травмы, гибель);

- по принесенному ущербу (социальная, техническая, экологическая);

- по сфере проявления (бытовая, производственная, спортивная, дорожно-транспортная).

Наиболее удачной классификацией опасностей является классификация по источникам происхождения, согласно которой все опасности делятся на 4 группы: естественные, техногенные, социально-политические и комбинированные. Подобная классификация принята и в государственных стандартах при определении чрезвычайных ситуаций.

Первые три классификации принадлежат к элементам жизненной среды, окружающей человека - естественной, техногенной и социальной. К четвертой группе принадлежат природно-техногенные, природно-социальные и социально-техногенные опасности, источниками которых является комбинация различных элементов жизненной среды.

Естественные источники опасности - это естественные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые могут послужить причиной вреда или представляют угрозу для жизни и здоровья человека (землетрясения, сдвиги, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололеда, молнии, солнечное и космическое излучения, опасные животные, растения, рыбы, насекомые, грибы, бактерии, вирусы, заразные болезни).

Техногенные опасности - это опасности, связанные с использованием транспортных средств, с использованием горючих легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, процессов, происходящих при повышенных температуре и давлении, электрической энергии, химических веществ, различных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, виброакустического). Источниками техногенных опасностей являются объекты, порождающие их.

Социальные опасности - это опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем (бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм). Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное положение, плохие условия проживания, забастовки, восстания, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне, политический терроризм и вооруженные конфликты.

Большинство составляют комбинированные опасности - природно-техногенные, природно-социальные и социально-техногенные.

Природно-техногенные - смог, кислотные дожди, пылевые бури, эрозия грунтов, снижение плодородия почв, возникновение пустынь, сходы лавин, сели, землетрясения и другие тектонические явления, побуждаемые человеческой деятельностью.

Природно-социальные опасности - наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД.

Социально-техногенные опасности - профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вследствие производственной деятельности, массовые психические отклонения, вызванные влиянием на сознание и подсознание средств массовой информации и специальными техническими средствами.

Ионизирующие излучения

 

Ионизирующее - любое излучение, взаимодействие которого со средой приводит к образованию электрических зарядов разных знаков.

Ионизирующее излучение делится на электромагнитное (фотонное), к которому принадлежат рентгеновское и гамма-излучение, и корпускулярное (альфа-, бета-излучение, нейтроны, протоны).

Различные виды излучения имеют разную проникающую способность.

Альфа-частицы задерживается, например, листом бумаги и практически не способно проникнуть через внешнюю прослойку кожи. Длина пробега в воздухе - 2,5 см, в биологической ткани - 31 мкм, в алюминии - 16 мкм. Однако их действие чрезвычайно опасно, если они попадаются внутрь организма через рану, с пищей, воздухом.

Бета-частицы, имеет большую проникающую способность. Длина пробега в воздухе - 17,8 м, в биологической ткани - 1-2 см, в воде - 2,6 см, в алюминии - 9,8 см.

Электромагнитные излучения имеют очень высокую проникающую способность. Этот вид излучения может задержать лишь толстая бетонная (приблизительно 0,5 м толщиной) или свинцовая плита.

Различные биологические системы и органы не одинаково воспринимают одни и те же дозы облучения. Чувствительность первых повышается с увеличением массы и степени организации: наиболее стойки споры, затем - растения, простейшие организмы, животные. Человек принадлежит к одному из наиболее чувствительных биологических объектов (в 50 % случаев при дозе облучения 4 Зв на протяжении 30 суток происходит гибель человека). В то же время для растений эта доза составляет приблизительно 1500 Зв; амебы - 1000 Зв; улиток - 200 Зв; рыбы, птиц - 8-20 Зв.

Чувствительность различных органов также неодинакова, поэтому введено понятие «критический орган» - обозначающий орган, ткань, часть тела, облучение которого в данных условиях наносит наибольший ущерб здоровью.

В зависимости от этого все органы разделены на три группы:

I группа - все тело; красный костный мозг;

II группа - мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка, желудочно-кишечный тракт, легкие, хрусталик глаза и другие (за исключением тех, которые принадлежат к I и III групп);

III группа - кожаный покров, костная ткань, кости, предплечье, щиколотки и стопы.

 

Источники ионизирующего излучения

 

Источники излучения делятся на естественные и искусственные.

Источниками естественного ионизирующего излучения являются космические лучи и радиоактивные вещества, находящиеся в земной коре.

К искусственным источникам относят: АЭС, предприятия по добыче, переработке и производству радиоактивных веществ и т. д. Медицинское диагностическое оборудование, некоторые электробытовые приборы также представляют собой искусственные источники радиоактивного излучения.

 

Действие ионизирующего излучения на человека

 

Специфичность действия ионизирующего излучения заключается в том, что интенсивность химических реакций, индуцированных свободными радикалами, в большом количестве образующимися при облучении, значительно увеличивается, так как в них втягиваются многие и тысячи молекул, не затронутых облучением.

Некоторые особенности действия ионизирующего излучения на организм заключаются в следующем:

- органы чувства не реагируют на излучение;

- малые дозы излучения могут суммироваться и накапливаться в организме (кумулятивный эффект);

- излучение действует не только на данный живой организм, но и на его наследников (генетический эффект);

- разные органы организма имеют различную чувствительность к излучению.

Поступающие в организм радиоизотопы распределяются селективно:

- тритий, углерод, железо, полоний распределяются равномерно;

- радий, фосфор, стронций накапливаются в костях;

- калий, рубидий, цезий остаются в мышцах;

- йод накапливается в щитовидной железе;

-  рутений, полоний, ниобий - в печени, почках, селезенке и т.д.

Эффекты, вызванные действием радиации, систематизируются по видам повреждений и времени проявления. Эффекты по видам повреждений классифицируются на 3 группы: соматические, соматико-стохастические (случайные) и генетические. Время проявления указывает две группы поражений - ранние (или острые) и поздние.

Дозы 500-600 бэр считаются смертельными.

Результаты исследований показывают:

- не существует никакой предельной зоны, за которой отсутствует риск заболевания раком;

- риск заболевания возрастает прямо пропорционально дозе облучения: при удвоении дозы облучения риск удваивается, при 3-х кратной дозе - утраивается и т.д.

Характеристика химически опасных веществ (ХОВ)

 

ХОВ – это токсичные химические соединения, приводящие к поражению всех живых организмов и загрязнению местности.

Степень поражения ХОВ зависит от их токсичности, избирательности действия, продолжительности, а также от их физико-химических свойств.

По синдрому преимущественного действия ХОВ разделяются на:

- нервно-паралитического действия, порождают бронхоспазмы, удушье, паралич;

- общетоксичного действия –  вызывают отек, кому, паралич, судороги, ускоренное сердцебиение;

- раздражающего действия - приводят к раздражению слизистых оболочек носа, ротовой полости;

- кожнорезорбтивного действия – вызывают местные воспаления и некротические изменения.

По избирательности действия ХОВ разделяют на:

- сердечно - кардиотоксического действия: лекарства, растительные яды, соли бария, калия, кобальта, кадмия;

- нервные - нарушение функций нервной системы (угарный газ, аммиак, углеводные, фосфорорганические соединения, алкоголь, наркотические средства, снотворные лекарства и др.);

- печеночные - хлоруглеводороды, альдегиды, фенолы, фосфор и др.;

- почечные - соединения тяжелых металлов, щавелевая кислота и пр.;

- кровяные - производные анилина, нитриты;

- легочные - оксиди азота, озон, фосген.

По продолжительности действия ядовитые вещества можно разделить на три группы:

- летальные, приводящие к смерти (в 5 % случаев): срок действия до 10 суток;

- временные, приводящие к дурноте, рвоте, отеку легких, боли в груди: срок действия от 2 до 5 суток;

- кратковременные - продолжительность несколько часов. Приводят к раздражению в носу, ротовой полости, головной боли, удушью, общей слабости, снижению температуры.

Радиационная безопасность

 

Способы коллективной защиты

 

Мероприятия радиационной безопасности зависят от конкретных условий работы с источниками ионизирующих излучений и от типа источника излучения.

Закрытыми называются источники ионизирующего излучения, конструкция которых исключает попадание радиоактивных веществ в окружающую среду. К ним относятся гамма-установки; нейтронные, бета- и гамма-излучатели; рентгеновские аппараты и ускорители заряженных частиц.

Защитные мероприятия, позволяющие обеспечить условия радиационной безопасности при работе закрытых источников, основаны на знаниях законов распространения ионизирующих излучений и характера их взаимодействия с веществом.

Основными являются:

а) доза внешнего облучения пропорциональна интенсивности излучения и времени воздействия;

б) интенсивность излучения от точечного источника пропорциональна количеству квантов или частиц, возникающих в нем за единицу времени, и обратно пропорциональная квадрату расстояния;

в) интенсивность излучения уменьшается с помощью экранов.

Из этих закономерностей вытекают основные принципы обеспечения радиационной безопасности:

1) уменьшение мощности источников до минимальных величин (“защита количеством”);

2) сокращение времени работы с источником (“защита временем”);

3) увеличение расстояния от источников до работников (“защита расстоянием”);

4) экранирование источников излучения материалами, поглощающими ионизирующее излучение (“защита экраном”).

Открытыми называются такие источники ионизирующего излучения, при использовании которых возможно попадание радиоактивных веществ в окружающую среду. При этом может происходить не только внешнее, но и внутреннее облучение персонала. Это может произойти при поступлении радиоизотопов в окружающую рабочую среду в виде газов, аэрозолей, а также твердых и жидких радиоактивных отходов. Источниками аэрозолей могут быть не только выполняемые производственные операции, но и загрязненные радиоактивными веществами рабочие поверхности, спецодежда и обувь.

Основные принципы защиты:

1) использование способов защиты, применяющихся при работе с закрытыми источниками излучения;

2) герметизация производственного оборудования с целью изоляции процессов, приводящих к утечке радиоактивных веществ во внешнюю среду;

3) мероприятия планировочного характера;

4) применение санитарно-технических средств и оборудования;

5) использование средств индивидуальной защиты и санитарной обработки персонала;

6) выполнение правил личной гигиены;

7) дезактивация строительных конструкций, аппаратуры и средств индивидуальной защиты.

 

Электрическим током

 

К ним относятся:

1. Применение малых напряжений и низковольтных электрических сетей. Для обеспечения безопасности электропотребителей следует применять напряжение до 42 В, в помещениях с повышенной опасностью - 36 В, а в особо опасных - 12 В.

2. Контроль изоляции.

3. Защитное заземление

4. Защитное автоматическое отключение.

5. Защита от случайного касания к токопроводящим частям.

6. Выравнивание потенциалов для исключения возникновения шагового напряжения.

Правила электробезопасности определяют два вида мероприятий, обеспечивающих безопасность работ на электроустановках:

- организационные мероприятия;

- технические мероприятия и средства защиты.

К организационным мероприятиям принадлежат:

а) требования к электротехническому персоналу:

- возраст персонала для самостоятельной работы обязан быть не меньше 18 лет;

- персонал не должен иметь болезней и увечий, препятствующих работе на электроустановках;

- допуск к работе только обученного персонала;

б) все работы на электроустановках должны выполняться строго в соответствии с правилами.

К техническим мероприятиям принадлежат:

- отключение от напряжения рабочего места при наладочных работах;

- установка предупреждающих, запрещающих плакатов и ограждений;

- проверка отсутствия напряжения;

- накладка переносных защитных заземлений на отключенные токопроводящие части.

 

Защитные средства

 

Защитными средствами в электроустановках называются приборы, аппараты, переносные приспособления и устройства, служащие для защиты персонала от поражения электрическим током, а также от влияния электрической дуги, продуктов ее горения и т.д., разделяющиеся на изолирующие, ограждающие и вспомогательные.

Изолирующие защитные средства - это изделия, изготовленные из диэлектрика (бакелит, текстолит, фарфор, резина, пластмасса и др.). Они, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.

Основные защитные средства - это такие, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электрической установки. К ним относятся: измерительные штанги; указатели напряжения; специальные устройства для ремонтных работ, индикаторы.

Дополнительные защитные средства - это средства, не гарантирующие надежную изоляцию от рабочего напряжения и являющиеся дополнительной мерой. К ним принадлежат диэлектрические перчатки, диэлектрические боты и калоши, диэлектрические коврики; изолирующие подставки.

К ограждающим защитным средствам относятся: ширмы, барьеры, щиты, сетки и т.д.; изолирующие накладки и колпаки; переносные защитные заземления; предупреждающие и запрещающие плакаты.

 

Защита населения вот ХОВ

Основным в защите человека от действия вредных веществ является санитарное нормирование их концентрации в разных средах, а также различные методы очистки газовых выбросов и стоков.

Биологическая защита

Основная часть инфекционных заболеваний передается через дыхательные пути воздушно-капельным путем; поэтому возникновению эпидемий способствуют места сосредоточения людей. Борьба с такими заболеваниями ведется путем изоляции больных; с помощью правил личной гигиены и безопасности.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с инфекционными заболеваниями выступает специфическая профилактика, основанная на создании искусственного иммунитета путем прививок. Против ряда заболеваний упреждающие прививки проводятся по определенному разработанному плану (оспа, дифтерия, туберкулез). Борьба с другими инфекциями предусматривает прививки лишь в случаях опасности их распространения.

Для защиты от проникновения в организм человека возбудителей болезней во время ЧС используют такие же средства, как и для защиты от РВ (радиоактивных веществ) и ХОВ. Эти средства защиты разделяют на:

- индивидуальные (противогазы, защитные маски и средства защиты кожи);

- коллективные (специально оборудованные инженерные сооружения).

В комплексе мероприятий биологической защиты обязательной составной частью является дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

 

Государственная экспертиза

 

Государственная экспертиза проектов и решений объектов производственного и социального назначения и процессов, способных вызвать ЧС и повлиять на состояние защиты населения и территорий организуется и проводится в соответствии с законодательством специально уполномоченными центральными и местными органами исполнительной власти.

В случае необходимости указанная экспертиза может проводиться объединениями граждан, независимыми экспертами и специалистами международных экспертных организаций, в порядке, установленном законодательством Украины.

 

Сертификация продукции

 

Сертификация организуется и осуществляется с целью подтверждения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям, качества безопасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер и осуществляется специально уполномоченными структурами органов государственной, исполнительной власти и местного самоуправления.

 

Окружающей среды

 

Государственная система мониторинга окружающей среды – это система наблюдения, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирования её изменения и разработки научно-обоснованных рекомендаций для принятия решений по предупреждению негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдения требований экологической безопасности. Система мониторинга является частью национальной системы информационной инфраструктуры, связанной по задачам и целям с аналогичными системами других государств.

Система мониторинга направлена на:

- повышение уровня информации об экологическом состоянии окружающей среды;

- повышение оперативности и качества информационного обслуживания всех заинтересованных физических и юридических лиц;

- содействие развитию международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Основными задачами субъектов мониторинга является:

- долгосрочное систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды;

- анализ экологического состояния окружающей среды;

- информационно-аналитическая поддержка принятых решений в сфере охраны окружающей среды;

- информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также обеспечения экологической информацией населения страны и международных организаций;

- разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Опорный конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

 

Донецк 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

 

Кафедра экологии и физики

 

 

А.С. Толстых

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Опорный конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

 

 

                                                                      Утверждено на заседании кафедры

                                                                 «Экологии и физики»

                                                                   Протокол № 19 от 17.06 2011 г.

 

 

Донецк 2011


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 Основные понятия и определения БЖД ……………………….3

1.1 Функции, цели и задачи БЖД ………………………………………3

1.2 Объекты изучения БЖД и устойчивое развитие общества………..5

Тема 2 Система «человек – техника – среда» ………………………….9

2.1 Физиологические особенности человека …………………………..9

2.1.1 Строение и свойства анализаторов ……………………………….9

2.1.2 Характеристика основных анализаторов БЖД ………………….11

2.2 Психологические особенности человека …………………………..15

2.2.1 Психика человека и БЖД …………………………………………15

2.2.2 Значение нервной системы в жизнедеятельности человека …….16

2.2.3 Значение психики человека в обеспечении БЖД ………………..17

Тема 3 Признаки возникновения опасности. Источники

       возникновения опасности ……………………………………….22

3.1 Понятие опасности и опасных ситуация (рисков) …………………22

3.2 Классификация опасностей ………………………………………….24

3.3 Общие понятия анализа и оценки рисков …………………………..26

3.4 Виды анализа опасностей (уровня рисков) …………………………29

3.5 Принципы защиты от опасностей …………………………………...34

Тема 4 Негативные факторы среды обитания ………………………….36

4.1 Вредные факторы производственной среды и быта ……………….36

4.2 Химические и биологические факторы опасностей ………………..45

4.3 Психофизиологические факторы опасностей ……………………….51

Тема 5 Обеспечение БЖД на производстве и в быту …………………...55

5.1 Средства индивидуальной и коллективной защиты от

опасных производственных факторов ……………………………….55

5.2 Защита населения на бытовом уровне ……………………………….65

5.2.1 Правила поведения людей в зоне заражения ………………………66

 

5.2.2 Защита продуктов питания и воды ………………………………..69

Тема 6 Государственное управления и надзор за БЖД ………………..72

6.1 Мероприятия по обеспечению техносферы ………………………...72

6.2 Мероприятия по улучшению экологической обстановки и

рациональному природопользованию ………………………………76



ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЖД

Функции, цели и задачи БЖД

 

Безопасность жизнедеятельности призвана выполнять сложный социально-педагогический процесс с соответствующими функциями - образовательной, воспитательной и психологической.

Целью образовательной функции является обеспечение знаниями об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, чрезвычайных ситуаций, их свойствах, возможном влиянии на жизнь и здоровье людей и сформировнии необходимых в умений и навыков для их предотвращения и ликвидации, защиты людей и окружающей среды.

Цель воспитательной функции - формирование у студентов нового научного мировоззрения, активной социальной позиции, творческого мышление при решении производственных и жизненных проблем.

Психологическая функция состоит в формировании психологической готовности к безопасной деятельности в условиях современной техногенной среды. Психологическое влияние опасных ситуаций проявляется у людей индивидуально выраженную личную реакцию. Ощущение опасности одних делает совершенно беспомощными, растерянными и неспособными к целенаправленным действиям, к адекватной защите, у других же схожая ситуация способна вызвать подъем душевных и физических сил, побудить к активному противодействию обстоятельствам.

Главные цели БЖД заключаются:

- в формировании у человека сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- обучении человека способности распознавать и оценивать потенциальные угрозы;

- определении путей надежной защиты от опасностей;

- умении предоставления помощи себе и окружающим;

- в навыках оперативной ликвидации последствий проявления опасностей в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Научным содержанием дисциплины являются - теоретические основы БЖД человека в системе «человек – техника – среда». Предмет рассматривает:

-  общие вопросы безопасности;

-  взаимодействие человека с окружающей средой;

-  основы физиологии и рациональных условий работы;

-  анатомо-физиологические следствия действия на человека опасных и вредных факторов и причины их формирования;

- идентификацию опасных и вредных факторов влияния чрезвычайных ситуаций;

-  способы и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

- основы проектирования и использование экобиозащитной техники;

- исследовательские приемы стойкости функционирования объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- разработку действий для защиты населения и производственного персонала и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- контроль и управление условиями жизнедеятельности.

Задача дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» заключаются в обучении:

- идентификации потенциальных опасностей, определении величины и вероятности их проявления;

- определения опасных и вредных и поражающих факторов;

- прогнозирования возможности и следствия влияния негативных факторов на организм человека;

- использования нормативно-правовой базы защиты личности и окружающей среды;

- разработки мероприятий и применению средств защиты от действия опасных факторов;

- предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения принятию адекватных решений и выполнению действий, направленных на их ликвидацию;

- использовнию в своей практической деятельности общественно-политических, социально-экономических, правовых, технических, природоохранных, медико-профилактических и просветительно-воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий существование человека в современной окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности - это интегрированная дисциплина гуманитарно-технического направления, изучающая общие закономерности возникновения угроз, их свойства и последствия воздействия на организм человека, основы защиты здоровья, жизни человека и среды проживания от этих рисков, а также разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержанию здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.

БЖД, как наука, рассматривает проблемы здравоохранения и безопасности человека в окружающей среде, обнаруживает опасные и вредные факторы, разрабатывает методы и способы защиты человека путем снижения опасных и вредных факторов к допустимым значениям, разрабатывает способы ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 374.