Христиане ранней церкви об апостольской преемственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Апостольское преемство – богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостолов посредством Таинства Священства.

Принцип преемственности отражён в словах Спасителя: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам.

ЕМУ ПРИДВЕРНИК ОТВОРЯЕТ и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их". (Ин. 10:1-3).

Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний (рукоположений), но и передачу благодатных даров Святого Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви.

По свидетельству Священного Писания, святые Апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Святого Духа (Ин. 20:21-23; Мф. 28:19-20; Мк.16:15-16; Лк.24:47-49; Деян.1:8) рукоположили первых епископов (Деян. 14:23; 20:28; 2Тим.1:6 и др.) и заповедали передавать через Таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1Тим. 5:22; Тит. 1:5).

Что говорит св. мученик Церкви Игнатий Богоносец (начало 2 века) о функциях епископа?

Филад. VII,2.) «Дух возвестил, говоря так: ничего не делайте без епископа». (Посл. 

«Пусть никто ничего не делает без епископа, что имеет отношение к церкви. Только та Евхаристия твердая (т. е. действительная), которую совершает епископ или тот, кому он сам позволит. Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви...» (Посл. Смирн. VIII,1—2.)

«Старайтесь же иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его, один ; жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими...». (Посл. Филад, IV. ).

Итак, без епископа нет Евхаристии. А где нет Евхаристии, там нет и Церкви. Ведь вкушая истинную плоть и кровь Христа мы сами становимся истинным Телом Христовым, то есть Церковью! Теперь давайте посмотрим, откуда берутся епископы?

Св. Климент Римский (начало 2 века): «Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы… пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере (Ис.60:17)» (42 гл.).

Св. Ириней Лионский (180 год ): «Каждый желающий узреть истину может свободно созерцать в каждой церкви предания Апостолов, ставшие достоянием всего мира. Мы можем перечислить всех, начиная с епископов, поставленных Апостолами в церквях, и до последователей в наши дни. Они ничему такому не учили, чем эти еретики бредят. Предположим, что Апостолы знали какие-то тайны, которыми имели привычку наделять тайно особо избранных. Несомненно, что (в этом случае) они передали бы эти знания людям, особенно тем, кому доверили церкви. Ибо хотели, чтобы их преемники были совершены и безупречны во всем.» (Против ересей, гл.3:3-1)

Он же: "Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви, тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца подучили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников..." (Против ересей книга 3.)

Св. Ипполит Римский (3 век): "Во епископа да поставляется избранный всем народом, и когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце... Один из присутствующих епископов, по просьбе всех, возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится, говоря так... (Апостольские постановления).

Св. Киприан Карфагенский: "Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вовне. Если она у Новациана, то не была у Корнелия..., который наследовал епископу Фабиану по законному посвящению ... Новациан ... не принадлежит к Церкви; И ТОТ КТО ПРЕЗРЕВШИ АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ, НИКОМУ НЕ НАСЛЕДУЯ, ПРОИЗОШЁЛ ОТ САМОГО СЕБЯ, НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ЕПИСКОПОМ, не может никаким образом иметь Церковь и обладать ею не посвященный в Церкви". "Или, каким образом может "считаться пастырем тот, кто при существовании пастыря, управляющего в Церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним...?" "Господь наш ... определяя достоинство епископа и управление Своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: "Аз тебе глаголю..." (Мф. 16, 18-19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов (vices ерiscoporum ordinatio) и управление Церкви, так что Церковь опирается на епископов и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие".

Он же: "Поэтому тщательно надобно хранить и соблюдать то, что по Божественному преданию и апостольскому примеру и соблюдается у нас и почти во всех странах: для правильного поставления все ближайшие епископы должны собираться в ту паству, для которой поставляется предстоятель, и избрать епископа в присутствии народа..."

Епископ Фирмиллиан (3 век): "... власть отпускать грехи дарована апостолам..., а затем епископам, которые наследовали их по преемству посвящения".

Правила апостольские (3 век): Правило №1. "Епископа да поставляют два или три епископа"

Правило №2. "Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ" (правило 2).

Апостольские постановления (2-3 век): "Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему (одним епископом) заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, например, во время гонения или по другой подобной причине, то до представит он согласие на то большего числа епископов"

Тертуллиан (3 век): «Пусть (еретики) покажут начала своих церквей, и объявят род своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская - Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени» (Прескрипции против еретиков).

Св. Василий Великий: "Хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святого Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали". (Послание Амфилохию Иконийскому).

Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Если прочесть стихи, которые предшествуют данному высказыванию, то получим совершенно другой смысл: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Мф. 18:15-17)

Видите? Когда согрешивший брат твоё лично обличение не слушает - нужно позвать ДВУХ или ТРЁХ свидетелей. Церковь ли они все вместе? Нет, ещё не Церковь! Именно поэтому и сказано далее: Если и их не послушает, то скажи Церкви. И только через стих Господь утверждает: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Предыдущие рассуждения вносят в смысл этого высказывания одну деталь: "Собраться во имя Моё", это и есть собраться внутри Тела Церкви. Ведь Церковь - это экклесиа, то есть собрание учеников Христа. Но это ещё не всё. "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова." (Еф. 4: 11-12). Здесь сказано, что для созидания Тела Церкви нужны апостолы, учителя, пастыри, пророки и евангелисты. С пророками всё понятно. Они в Церкви появляются стихийно. У нас в Православии такими пророками являются старцы. А вот пастырям "привратник должен отворять" (см. Ин. 10: 1-3). Так что без преемственности нет пастырей, а без пастырей не созидается Церковь, а без Церкви мы остаёмся вне спасения. Даже если мы соберём толпу в 1000 человек. Даже если эта толпа будет на коленях в течении часа орать в микрофон: "Господи сделай нас твоею Церковью"! - они Церковью не станут, как мантра очень доброго буддиста никак не может стать молитвой спасения. Ведь нам Господь открыл истину о Церкви в Писании и в Предании. И всё, что нам нужно - это принять эту истину и покориться Богу. А это значит нам нужно принять учение об апостолькой преемственности как истину Божию.

Вот что Господь говорит о священстве в Ветхом Завете: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ. 3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но этого недостаточно для того того, чтобы быть Телом Христовым. Нужна ещё покорность той Церкви, которую основал Христос и которая пронесла неискажённую истину через 2000 лет и отдала её нам, словно это сосуд с кристально чистой водой.

Некоторые современные христиане утверждают, что они приехали основать Церковь в таком- то городе. Сразу скажем: Церковь уже основана раз и навсегда 33 г. н. э. в день Пятидесятницы. С тех пор, к Церкви можно только присоединиться, а потом в этом (присоединённом состоянии) Тело Христово действительно можно распространять. Однако нельзя присоединиться к Церкви без покорности пастырям, которых дал нам Бог. Покорность лжепастырям не делает группу верующих Церковью. Св. Климент Римский упрекал коринфских христиан начала 2 века за то, что они законных пастырей прогнали и поставили себе тех, кто льстил их слуху, кого они рукоположили себе сами, вместо тех, кого им рукоположил ап. Павел. И св. Климент Римский считал этих новоиспечённых "пастырей" Коринфа обманщиками, вводящих общину в соблазн. Никто из христиан, находящихся в общении с такими самодеятельными "пастырями" не может угодить Богу, не может получить от Него благодать и не может быть спасён, поскольку раскол - это кощунство, беззаконное раздрание ризы Господней, разрушение Богозданной церковной иерархии, незаконное присвоение священной учительной и тайносовершительной власти. Каковы плоды такого "пастырства"? Община, лишённая истинных пастырей, начинает делиться на фракции, разваливаться по частям. Некоторые протестанты могут вам рассказать, как у них в общине за 10 лет происходит по два, три раскола. Но и после расколов сектантские разговоры не смолкают. Ведь никому из отделившихся лидеров не хватает настоящего авторитета для объединения всех членов одной общины.

 

Некоторые христиане говорят, что Бог сделал священниками всех учеников Христа и ссылаются при этом на "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас на чудный свой свет..."

(1 Пет. 2,9). Да, Писание говорит нам, что все христиане входят в Царственное священство. Однако есть в Новом Завете и другое священство. Можно назвать его "душепопечительским". Вот оно: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства". (1 Тим 4:14). Это полностью соответствует двум типам священства в Ветхом Завете:

А. Царственное священство: "А вы будете у Меня царством священников и народом святым." (Исход 19:6)

Б. Священство богослужебное по чину Аарона.

Есть такая древняя каноническая норма в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

Но мы знаем, что это не так.


 

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 199.