Дулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Протестанты, отвергая Священное Предание (древний способ передачи Божественного Откровения) отвергают само Божественное Откровение, переданное Апостолами от Самого Господа. Священное Предание — это устная передача словом и примером учения веры, Закона Божия, Таинств и священных обрядов.
Сектанты, к примеру, не веря словам Библии, о том, что Христос управляет Церковью, а Дух святой учит христиан, не верят и тому, что апостольское предание бережливо сохранено Церковью. Отвергая Священное Предание сектанты отвергают и Саму Библию, являющуюся Словом Божиим, согласно как раз Преданию.
Священное Предание, не входящее в канон Нового Завета, можно разделить на письменное (постановления соборов, богослужебные тексты, труды святых отцов и т.п.) и устное (церковную практику).
Принцип Священного Предания:
Прп.Викетний Лиринский (+до 450):
«…когда мы последуем всеобщности (ВСЕ – прим. авт), древности (ВСЕГДА- прим. Авт.), согласию (ПОВСЕМЕСТНО – прим. автора); а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному шару Церковь; а древности — тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию — тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей» (Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков).
Священное Предание в Ветхом Завете:
До Моисея не было священных книг. Знания о Боге, о творении, о жизни Адама и Ноя, Авраама и Иосифа передавалось устно. Но даже и после появления Священного Писания больше пользовались преданием: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние» (Пс.43:2); «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям» (Пс.77:5-6).
Почему иудеи больше придерживались Предания, чем Писания (Вроде они придерживались и того и другого, весь абзац бы убрал)? Потому, что вплоть до времен Ездры (5 век до Р.Х.) Писания не были собраны в единую книгу. После Вавилонского плена Ездра собрал все тексты во единую книгу, добавив посл.главу о жизни Моисея (Второзаконие) – есть мнение, что ее добавил Иисус Навин или сам Моисей по дару пророчества написал.
Новый Завет о Священном Предании:
Евангелие — часть Священного Предания:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк.1:1-2)
— Само Евангелие было составлено на основании Преданий живых свидетелей.
Куда подевалось учение Апостолов?
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)
— Господь говорит «научите». Неужели 14 посланий Апостола Павла, 3 Петра, 2 Иоанна — это и есть все научение всех народов? Научить — отнюдь не синоним слова «записать». Учат преимущественно устно.
Только ли учение Христово проповедывали Апостолы?
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:12-13)
— Сектанты говорят, что Апостолы передавали общинам то, чему их учил Христос. Тогда вопрос: посмотрим деяния Апостольского собора (Деян.15 гл) и спросим, когда Христос учил Апостолов не обрезывать язычников, не есть удавленины и не есть идоложертвенного? Здесь сбываются слова о том, что Дух Святой наставлял Апостолов на всякую истину.
Апостолы сами восприняли слова Христа через Предание:
«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»(Деян.20:35).
— В каком Евангелии мы можем найти такие слова Христа? Ни в каком, и это свидетельство о том, что сами Апостолы опирались на то, что было передано устно. Тем паче Апостол Павел, который не был учеником Христа во время Его земной жизни.
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9)
— Откуда Апостол Иуда взял эти слова, как не из устного Предания?
Всё ли учение Христово записано в Священных книгах?
«Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3)
— Чему именно учил Господь Апостолов можно узнать только из устного Предания, которое говорит о том, что Христос показывал Апостолам как совершать Таинства.
Всё ли апостольское учение записано в книгах Нового Завета?
«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31).
— Если бы все было записано в книгах Нового Завета, то где тогда трехгодичные проповеди святого Павла ефесянам?
Хранить Предания — прямое повеление Апостола:
«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим.6:20);
«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2);
Протестанты говорят, мол, завещание хранить переданное относилось только к тем, к кому это писалось. Ну, а почему, же тогда протестанты, не следуют своей же логике, и относят слова «благодатью вы спасены» (Еф.2:5) к себе, а не к тому, к кому это писалось?
Апостольские послания и их устные наставления имеют одинаковый авторитет:
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15)
Святитель Иоанн Златоуст († 407) говорит: «Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к Фессалоникийцам, 2);
Апостолы учили устно, а в послания лишь напоминали об этом:
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр.6:20).
— Никто не найдет в письменном виде конкретного учения святого Павла о крещениях и возложении рук, адресованного евреям. Но, это, как мы видим из Библии, не означает того, что общины, обучаемые Апостолами «куда-то это все потеряли»…
Апостол ссылался на церковные обычаи:
«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16)
Апостол Павел, объясняя, что женщине должно молиться с покрытой головой, ссылается не на библейский текст, а не церковный обычай – т.е. на то, что является частью Священного Предания.
Устной проповеди вполне достаточно для обретения веры:
«Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим.10:14) «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим.10:18).
Устной проповеди вполне достаточно для обретения веры.
Апостольские послания – это не учебники по догматике:
Протестанты убеждены, что в книгах Нового Завета есть все, что нужно для того, чтобы иметь Апостольскую веру. Но святые Апостолы не ставили в своих посланиях цель полностью изложить вероучение. Послания же были направлены по конкретным вопросам в конкретные общины. Причины написания посланий были следующими:
1.Апостолы не могли быть лично:«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.1:12);
«Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.» (3Ин.13-14);
2.Из-за появления лжеучений:
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фес.2:1-2);
3.Из-за появления людей, отрицающих воскресение:«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1Кор.15:12).
4.Против нового благовестия:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» (Гал.1:6)
5.Из-за появлений раздоров:
«Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (1Кор.1:11);
Кроме того, были послания для частных лиц (Титу, Тимофею, Филимону, Феофилу). К примеру, зачем Апостолу Павлу писать про то, что надо поститься в среду и пятницу, если это и так везде соблюдалось и не вызывало никаких вопросов.
Святые отцы и учители Церкви первых веков о Предании:
Некоторые протестанты, не веря Библии, утверждают, будто бы устное Апостольское Предание было Церковью утеряно. Этот тезис легко опровергнуть словами людей, общепризнанных Церковью учителями веры. Если бы к пятому веку устное Предание было бы потеряно, то и не было бы никакой речи о том, что нужно его продолжать хранить. Пример тому и постановления церковных соборов.
Еп.Климент Александрийский († ок. 215)^
«Тот, кто объясняет Писание без помощи Священного Предания, разрывает на куски значение истины» (Строматы. Кн. 7).
Свмщ.Киприан Карфагенский, (+ 258 г.):
«Душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо как только обратимся к источнику Божественного Предания, и заблуждение исчезает».
Свт.Василий Великий, (+ 379 г.):
«Аще предпримем отвергать неписанные обычаи, яко не великую имеющие силу, то не приметно повредим и Евангелию в главных предметах.Мню, яки апостольское есть и cиe: да держимся не писанных преданий. У нас соблюдаются обычаи, имеющие силу законов так как постановления их преданы нам от св. мужей».
Свт. Григорий Нисский († после 394): «Мы имеем от отцов дошедшее к нам предание как некое наследство, сообщаемое по порядку от апостолов через последующих святых» (Против Евномия. 4: 5);
Свт.Епифаний Кипрский († 403):
«Следует держаться Предания, поскольку не все возможно найти в Священном Писании. Святые апостолы передавали некоторые вещи посредством письменного слова, а некоторые – посредством устного»;
Свт.Иоанн Златоуст († 407):
«Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к фессалоникийцам, 2);
Блаженный Августин (+ 430 г.):
«Все, что содержит Св. Церковь и что без всякого соборнаго постановления содержалось в ней, то по всей справедливости мы считаем Преданием от Апостолов»
Прп.Викентий Лиринский, (+ до 450 г.)
«Как сынам Церкви отличать истину от лжи? Они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей Церкви, в самой же Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, Heco гласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждение части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности — непостоянству новизны предпочитать веру старины, а в самой же старине — безразсудству одного или меньшинства предпочитать во первых общия, если есть, решения всеобщаго собора, а если их нет, то во вторых — следовать самому сподручному — согласным между собою мыслям большинства великих Церковных учителей».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.