Период первый - От Рождества Спасителя до Его Крещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пролог: Предвечное Слово (Логос) (Ин. 1, 1-18):

Ин. 1, 1-5: Предвечное Слово.

Ин. 1, 6-8: О служении Иоанна Крестителя.

Ин. 1, 9-13: О первом пришествии Иисуса[367] Христа и Его отвержении.

Ин. 1, 14-18: Свидетельство Иоанна Крестителя о воплотившемся Слове.

События, предваряющие Рождество Христово

Родословие Иисуса Христа:

Мф. 1, 1-17: Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь[368], Раав[369], Руфь[370] и косвенно Вирсавии[371]).

Лк. 3, 23-38: Родословная линия устремляется к Адаму и Самому Богу.

Краткая историческая справка - Апостол Лука:

Апостол и Евангелист Лука - автор третьего Евангелия, а также, по церковному преданию, автор книги Деяний Апостольских.

По свидетельству Евсевия[372] и Иеронима, Лука был уроженец города Антиохии (Сирия). До своего Апостольского служения он, по преданию, был врачом. Он получил разностороннее греческое образование. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. Существует также древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом “во всякий город и место, куда Сам хотел идти” (Лк. 10, 1). Другое предание говорит, что он был вместе с тем живописцем, начертавшим иконы Спасителя и Божией Матери, из которых последняя именуется Одигитрия, или Смоленская. Думают так же, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус, под вторым учеником, имя которого не называется, разумеется сам Лука.

Когда Лука присоединился к Апостолу Павлу и сделался его спутником неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х.

Апостол Лука написал святое Евангелие в 62-63 гг. в Риме под руководством Апостола Павла. Святой Лука четко выразил цель своего труда: полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам о Христе и Его учении. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, которая, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Христа. По церковному преданию, Апостол Лука написал первые иконы Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

После кончины Апостолов Петра и Павла Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. Существует предание, что Евангелист Лука проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мученически скончался в г. Фивы на 85 году жизни во время гонения Домициана. По другому преданию, он скончался мученическою смертию в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.

Апостол Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Константине в половине IV века.

Память его празднуется Церковью 18/31 октября.

Христианское предание о Пресвятой Деве Марии[373]: Ее рождении[374], введении во храм[375], пребывании в нем до 14-летнего возраста. Обручение Ее праведному старцу Иосифу[376].

Г. до Р.Х.

Иерусалим

Иерусалимский храм

Краткая историческая справка - о времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа:

Принятое у нас теперь исчисление “от Рождества Христова” введено в VI веке римском монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия:

1. Время царствования Ирода Великого. Из Мф. 2, 1-18 и Лк. 1, 5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования Ирода. Ирод же царствовал с 714 по 750 гг. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. Но так как, по вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля, то, следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, то есть по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.

2. Народная перепись, упоминаемая у Луки 2, 1-5, начата эдиктом Августа в 746 г. для Иудеи началась в последние годы царствования Ирода, потом была приостановлена вследствие смерти Ирода, продолжалась и закончилась, когда Сириею управлял Квирин, упоминаемый в Евангелии от Луки 2, 2. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись началась несколько раньше этого времени.

3. Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству Евангелия от Луки 3, 1, святой Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Лк. 3, 23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г. и след., 15-ый год царствования Тиверия начинался в январе 779 г. так как по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время “лет тридесять”, то следовательно, родился Он, примерно, в 749 году.

4. Астрономические вычисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя (а она, по данным Евангелия произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу) мог быть только 783 г., а так как Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, Он родился в 749 г. от основания Рима.

Таким образом все вышеприведенные данные, с большой долей вероятия, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749-ый год от основания Рима.

По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием “Епифания” - “Явление Бога в мир” - 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря.

День этот выбран для празднования Рождества Христова по следующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященник и что явление Ангела ему было за завесой в Святом-Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц после этого было Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился Господь Иисус Христос. Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос-свет миру, солнце правды через 9 месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его - 24 июня - время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя в Ин. 3, 30 “Ему подобает расти, мне же малитися”.

 

Сентября, 5 г. до Р.Х.

Лк. 1, 5-25: Явление[377] ангела Гавриила[378] священнику Захарии[379] с благовестием о рождении от него Иоанна[380] Предтечи[381].

5 г. до Р.Х.:

Назарет

 

Краткая историческая справка - Назарет:

Название Назарет означает “отрасль”, “отпрыск” или “огражденное место”. По-арабски название звучит Наера или Назира. Город находился в Галилее, в колене Завулоновом, и лежал на юго-запад от Капернаума и к западу от южного конца Тивериадского озера, в около 10 километрах на запад от горы Фавор. Назарет стоит в нагорной долине, откуда открывается прекрасный вид на долину Ездрилонскую и на горы Фавор, Гелвуй, Кармил и на Средиземное море. В конце XIX века город насчитывал более 3 тысяч жителей из греков, католиков, магометан и др.

Главную достопримечательность Назарета составляет место Благовещения, занятое ныне, по одному мнению, Католическим монастырем францисканского ордена, где главным украшением храма Благовещения является укромное жилище Пресвятой Девы и праведного Иосифа, находящееся под главною (среднею) частью храма, и состоящее из трех комнат, расположенных друг над другом, в виде пещер, вырытых в природной каменной скале.

Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крестом, означающий то место, где стояла Пресвятая Дева во время Архангельского Благовестия. Место, где стоял Архангел Гавриил обозначено мраморною колонною, часть которой выпилена. Предание говорит, что ее выпилили язычники, думая найти в этой колонне скрытые сокровища, и за дерзость свою были поражены слепотою.

Во второй комнате, расположенной выше места Благовещания, Богоматерь воспитывала Господа Иисуса Младенца: углубление в стене, где теперь престол, служило для Него колыбелью. В последней, третьей комнате жил святой праведный Иосиф - хранитель Богоматери и Ее Божественного Сына.

Другое предание местных греков свидетельствует, что местом Благовещения было место, находящееся в самом конце города, при источнике. Там стоит греческая церковь, построенная из развалин храма, воздвигнутого здесь святой Еленой. Там в самой церкви, слева, находится источник, называемый источником Святого Семейства, из которого святая Дева Мария обыкновенно черпала воду. Это место обложено белым мрамором. Перед иконой Благовещания горят непрестанно лампады и свечи.

Несоответствие из-за двух указываемых мест Благовещания разрешается преданием, что Архангел Гавриил являлся Деве Марии два раза: один раз у источника, куда приходила Дева Мария за водой, второй раз - когда Она была за рукоделием в доме. Господь предоставил Ей за это время осмыслить данное благовестие и получил ее согласие, которое Она и выразила словами: “Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему” (Лк. 1, 38).

Из других замечательных мест Назарета показывают место мастерской Иосифа обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Господь читал пророчества Исаии о Себе самом; гору, с которой Назаряне хотели свергнуть Иисуса, и другие.

Около времен Крестовых походов упоминается о первом Назаретском епископе. Во время же Крестовых походов здесь находилась митрополичья кафедра, перенесенная сюда из Скифополя. В 1837 году Назарет сильно пострадал от землетрясения.

Ныне это арабский город с христианским населением.

 

Марта, 5 г. до Р. Х.

Лк. 1, 26-38: Благовещение[382] Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия.

 

Справка - О праздновании Благовещения:

Славянское слово “Благовещение” есть перевод греческого ??????????. Праздник Благовещения обозначается по гречески ????????????, лат. - Annuntiatio.

Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...” (тропарь). День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев.

Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.

Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось “главизною” нашего спасения.

 

Пророчества о пришествии Спасителя:

Быт. 3, 15: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”.

Ис. 2, 2: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы”.

Ис. 28, 16: “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится”.

Ис. 32, 1-4: “Вот царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно”.

Ис. 35, 4: “Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас”.

Ис. 49, 1 (Призыв Мессии к Израилю и народам): “Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое”.

Дан. 2, 44-45 (Истолкование сна Навуходоносора): “И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!”

Зах. 3, 8-10: “Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу”.

Мал. 3, 1-2 (Видение пророка): “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?”

Город Иудин:

 

Краткая историческая справка - город Иудин:

Город Иудин - город в котором жил Захария, отец Предтечи. Сюда отправилась Пресвятая Дева Мария, непосредственно после благовещения здесь была встречена своею родственнице Елизаветою, женою Захарии, и здесь она провела около 3 месяцев после явления ей Архангела Гавриила, здесь родился и провел свое отрочество Иоанн Предтеча. Этот город в Ветхом Завете называется назначенным для жительства священных лиц и в книге Иисуса Навина называется Юттою (15, 55; 21, 16).

Дорога к горнему граду Иудину идет от Вифлеемских ворот, по каменистым холмам. Расположен он в обширной горной лощине, посреди садов и обработанный полей. В конце XIX века в нем жило до 500 арабов и мусульман. Селение расположено в обширной горной лощине, на нижнем скате гор, в стране Нагорной.

Здесь находится богатый францисканский монастырь, построенный на месте рождения святого Иоанна предтечи. Монастырь окружен довольно большой арабской деревней, называемой “Айн-Карим”, населенною арабами и мусульманами. Величественный храм францисканского монастыря построен в западно-европейском вкусе. Церковь трехпрестольная; левый престол основан на самом месте рождения того, более коего никто не возстал из рожденных женами. В храм за золотою решеткою устроен спуск в пещеру, куда сходим по 8-ми мраморным ступеням; под сводами этой пещеры поставлен богато украшенный престол, на помосте коего виден круг с латинской надписью: “Здесь родился Предтеча Господень”. Вертеп украшен дорогими тканями, резьбой и весь обложен мрамором.

При выезде из селения показывают водоем, осененный смоковничными и кипарисовыми деревьями - это древний источник Навфо, упоминаемый в книге Иисуса Навина, тот самый, из которого, по преданию, почерпала воду Пресвятая Дева Богоматерь, во время своего трехмесячного пребывания у южики Своей праведной Елисаветы. От этого водоема идет дорога к развалинам дома святого Захарии и Елисаветы. Священные остатки сего здания лежат на скате горы; чрез небольшие ворота входим во двор. Посреди которого возвышаются обширные развалины, при чем не трудно заметить, что здание было двухэтажное.

Под сводами этих развалин устроен престол, на котором однажды в год иноки обители святого Иоанна Предтечи совершают богослужение. Возле каменного крыльца, ведущего в верхнее здание развалин, показывают то место, где, по преданию, праведная Елисавета пророчески приветствовала Матерь Господа своего: “Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего!” На что преблагословенная Дева ответствовала: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!”.

В сей “горней” стране, где праведная Елисавета, мать пророка Иоанна Предтечи, назвала при встрече Деву Марию, свою родственницу, “Матерью Господа” (Лк. 1, 43) сейчас находится Горненский женский монастырь.

 

Г. до Р.Х.

Лк. 1, 39-56: Посещение Богоматерью праведной Елизаветы[383]. Гимн Марии.

Июня, 5 г. до Р.Х.

Лк. 1, 57-58: Рождение Иоанна Предтечи[384].

Лк. 1, 59-79: Обрезание Иоанна Предтечи и его имянаречение[385].

Назарет:

Мф. 1, 18-23: Желание Иосифа тайно[386] отпустить Марию. Явление ангела Иосифу, обручнику Девы[387] Марии, с благовестием о рождении от Нея и Духа Святого Эммануила.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.