Ин. 1, 43-51: Призвание Филиппа[418] и Нафанаила[419].
Галилея
Кана
Краткая историческая справка - Галилея:
Название Галилея означает “округ”, “страна”. Во времена земной жизни Спасителя Палестина разделялась на три части: северная часть называлась Галилеею, она граничила на север с Анти-Ливаном, на восток - с Иорданом и Геннисаретским озером, на юг - с Самарией, а на запад - с Финикиею, занимавшею северный берег оной от горы Кармила до Тира. Галилея разделялась на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Галилея лежала на север и была населена частию Сириянами, Финикиянами, Арабами и поэтому называлась Галилеею языческою (Мф. 4, 15). Нижняя Галилея занимала преимущественно равнину вдоль Тивериадского озера, славилась своим плодородием и многочисленным народонаселением. В древности в Галилее заключались уделы колен Иссахарова, Завулонова, Неффалимова и Асирова.
Здесь, в Галилее, Спаситель провел все Свое детство и отрочество; здесь Он жил, учил, призвал Своих первых учеников и сотворил множество чудес. Большая часть притчей была произнесена Им в Галилее. В Галилее и из Галилеян избрал Спаситель всех Своих апостолов. В Галилее явился Он апостолам по Своем Воскресении.
Иудеи не любили Галилеян за их близкое обращение с язычниками и не совсем чистое и правильное наречие.
Галилея заключала в себе много известных нам городов и селений: Кану, Назарет, Наин, Геннисарет, Тивериаду и другие.
Ин. 2, 1-11: Первое чудо в Кане[420] Галилейской - претворение воды в вино.
Капернаум
Краткая историческая справка - Капернаум:
Название Капернаум означает “селение Наума” или “село утешения”. Этот город упоминается только в Новом Завете. Он был главным и любимым местопребыванием Господа Иисуса во время Его земной жизни.
Город лежит на западном берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской.
Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того как оставил Назарет (Мф. 4, 13). Здесь начал Господь проповедь Евангельскую, глаголя: покайтесь, приближися бо царствие небесное (Мф. 4, 17). Здесь он уплатил подать на храм (Мф. 17, 24), здесь жили апостолы Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф. 8, 14-15; Мк.1, 29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф. 9, 2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (Мф. 9, 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого, воскресил дочь Иаира, исцелил кровоточивую женщину и совершил много подобных чудес. В самом Капернауме и в его окрестностях было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед.
Капернаум был разрушен землетрясением в 400 году. Арабы называют это место Тель-Гум.
Ин. 2, 12: Спаситель приходит в Капернаум.
Период от первой Пасхи до второй
Начало служения в Иудее
Апрель 27 год по Р.Х.
Иерусалим
Ин. 2, 13-25: Первое изгнание торгующих из храма.
Пророчество о ревности Мессии:
Пс. 68, 10: “Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня”.
Пророчество о пришествии Господа в Иерусалимский храм:
Мал.3, 1: “...и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите...” [421] .
Год по Р.Х.
Ночь
Ин. 3, 1-21: Беседа с Никодимом[422] о рождении свыше.
Иудея
Ин. 3, 22: Проповедь Иисуса в Иудее.
Енон [423] , близ Салима
Ин. 3, 23-30: Последнее свидетельство Иоанна Крестителя.
Ин. 3, 31-36: Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе как Сыне Божием.
Крепость Махерон [424]
Лк. 3, 18-20: Заключение Иоанна Крестителя в темницу.
Ин. 4, 1-3: Путешествие Иисуса в Галилею.
Около ноября [425] 27 года по Р.Х.
Служение Спасителя на пути в Галилею
Самария
Сихарь
Краткая историческая справка - Сихарь:
По мнению одних словом Сихарь означают город Сихем, а по мнению других он был совершенно другое место. В древнем сирийском переводе стоит слово Шохар, что может иметь значение - “упившийся”. Полагают, что это было укоризненное слово, обращаемое Иудеями к Самарянскому городу. Еврейское слово “шекер” означает “ложь”. Несомненно, что в IV веке Сихем и Сихарь различались между собою, потому что путешественник Бордо упоминает о каждом из них в отдельности. Но несомненно, что это разграничение между городами не удержалось, так как в VI столетии составитель книги “Путеводитель святого мученика Антонина” (570 году по Р.Х.) говорит, что он пришел в город, прежде называвшийся Самариею, а теперь Неаполисом, в котором находится колодезь из которого Господь просил пить у Самарянской женщины.
Колодезь Иакова находится на древней границе колен Иуды и Вениамина, которая означается старым огромной величины деревом - теревинфом. Теревинф этот огражден камнями и почитается всеми мимоходящими, без различия вероисповедания.
Здесь была устроена церковь в честь Святого Иоанна Крестителя, и перед решетками алтаря здесь находится колодезь и сосуд, из которого, по преданию, напился Иисус. Если Сихарь не был Сихемом, то он мог быть небольшим Самарянским городом или селением, находившемся несколько к северу от колодца, называемым теперь Ашаром. Общеупотребительно мнение, что Сихарь и Сихем являются разными названиями одного селения.
В 1172 году по Р.Х. Феодорик пишет о колодце Иакова: “Теперь - кладезь, у которого сидел Господь, находится в расстоянии полумили от города и расположен перед алтарем церкви, некогда построенной над оным”.
Сихем лежит к северу от горы Гаризим, в долине, которая отделяет ее от горы Гевал.
Краткая историческая справка - Самария:
Название Самария означает “сторожевое место” или “сторожевая башня”. Самарией называлась центральная область земли Ханаанской, граничащая с Галилеею на север и с Иудеею на юг. Здесь заключались уделы части колена Ефремова и Манассиина, а в настоящее время в нем находятся области Арефская и Наблусская. В области Арефсской находились город Кесария и гора Кармил, а в Наблусской - Сихем и город Самария.
Имя Самарян носит тот народ, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Поселенцы царя смешались между собою и вступили в браки с дочерьми оставшихся Израильтян. Так Самаряне отличались как от Иудеев, так и от язычников. На горе Гаризим они соорудили свой собственный храм. Они приняли Пятикнижие Моисеево и вместе с тем делали себе языческих идолов. Самаряне также ожидали Мессию, что видно из беседы Господа с самарянкой.
Сегодня Самаряне имеют список Пятикнижия Моисеева, написанный во времена начала жизни Израильтян в Земле Обетованной Авишуем (1 Пар. 6, 45-50), четвертым первосвященником Иудейским, сыном Финееса, внуком первосвященника Елеазара, правнуком Аарона.
Ныне на горе Гаризим находятся руины древнего храма и синагоги.
Часов
Ин. 4, 4-42: Беседа с самарянкой[426]. Обращение самарян.
Ин. 4, 43-45: Следование Иисуса Христа в Галилею.
Пророчество о служении в Галилеи:
Ис. 9, 1-2: “Прежнее время умалило землю Завулонову [427] и землю Неффалимову [428] ; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет”.
Галилея
Лк. 4, 14-15: Начало проповеди в Галилее. Радостное восприятие слов Спасителя.
Или 28 год по Р.Х.
Кана
Ин. 4, 46-54: Исцеление[429] сына капернаумского царедворца[430].
Год по Р.Х.
Назарет
Лк. 4, 16-30: Проповедь[431] Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить[432] Иисуса.
Берег Галилейского озера [433]
Капернаум
Мф. 4, 13-17: Поселение в Капернауме и проповедь Спасителя о покаянии.
Близ Капернаума
Лк. 5, 1-11: Призвание Галилейских рыбаков - братьев Петра и Андрея, Иакова и Иоанна Заведеевых.
Краткая историческая справка - святой Апостол Иаков Заведеев:
Иаков Заведеев был сыном Заведея и Саломии и брат евангелиста Иоанна. В первые годы он занимался вместе с отцом и братом рыболовством на озере Геннисаретском.
Святой апостол Иаков Заведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны. Иаков вместе с Петром и Иоанном был свидетелем Преображения Иисуса Христа на Фаворе, присутствовал при воскресении дочери Иаира и находился в Гефсиманском саду во время предсмертных страданий Господа.
Святой Иаков, по сошествии Святого Духа проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.
Апостол Иаков очевидно имел характер деятельный и энергичный, был непоколебим, решителен и за свою ревность по Боге был предан смерти Иродом (42-44 году по Р.Х.) - ему была отсечена голова (Деян, 12, 2). Таким образом исполнилось предсказание Спасителя - “и некоторых из вас умертвлят” (Лк. 21, 16). Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжать свидетельствовать о Христе. Так Иаков стал первым мучеником между апостолами.
Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: “Мир тебе и прощение”. Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.
Для отличия от Иакова младшего его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Святой апостол Иаков считается покровителем Испании. Он был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется Святой Церковью 30 апреля (13 мая).
Краткая историческая справка - Апостол Иоанн Богослов:
Имя Иоанн означает “благодать Божия”. Апостол и Евангелист Иоанн был одним из двенадцати избранных учеников Господа, автор четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Заведей, рыбарь из Галилеи, а мать, как полагают (из сравнения Мф. 27, 56 с Мк. 15, 40-41), Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Есть толкования, что Саломия была сестрой Богоматери, а по другим - дочерью Иосифа Обручника от первого брака. Иоанн был также братом апостола Иакова. На основании слов Евангелиста Марка (1, 20), Иоанна (18, 15) можем думать, что Иоанн принадлежал к влиятельному семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера, он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем.
После встречи со Спасителем по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством и починкой рыболовных сетей. Впоследствии Господь, после чудесной ловли рыб, повелел ему следовать за Собою, и таким образом призвал к апостольскому служению (Мф. 4, 21).
Иоанн вместе с братом Иаковом и Симоном Петром присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 51), при славном Преображении на Фаворе (Мф. 27, 1), при предсмертной молитве Спасителя в саду Гефсиманском (Мф. 27, 37), он на Тайной Вечери возлежал у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросил Господа о предателе (Ин. 13, 23-25). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, в двор первосвященнический, а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. Апостол Иоанн неотступно следовал за Спасителем по Крестному пути. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при Кресте Распятого Господа, вместе с Его Матерью, и принял последнее Его завещание касательно Богоматери (Ин. 19, 25). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что Иисуса нет во гробе, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести (Ин. 20, 1-10). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере (Ин. 21, 1). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: “это Господь!” (Ин. 21, 7).
Замечательно тесное общение святого Иоанна с Петром, и в последующее время Петр и Иоанн находятся вместе с прочими апостолами в день Вознесения и Пятидесятницы; вместе входят они в Иерусалимский храм помолиться (Деян. 3, 1); вместе свидетельствуют о Христе, не взирая на угрозы синедриона (Деян. 4, 13); вместе они посылаются прочими апостолами в Самарию - помолиться за Самаритян о низведении на них Святого Духа (Деян. 8, 14); вместе они присутствуют в 50 году на соборе апостольском (Деян. 15, 1-33).
Апостол Иоанн служил Пресвятой Богородице до самого Ее Успения. Пресвятая Богородица жила в доме Апостола Иоанна, который находился на горе Сион. В его доме и произошло Успение Божией Матери. После Успения он, по жребию, отправился в Эфес вместе учеником Прохором. Проповедь апостола сопровождали великие чудеса. Апостолу Иоанну пришлось дольше всех трудиться на поприще своего апостольского служения. Но вот при Домициане гонения на христиан распространились из Рима и на Малую Азию и на город Ефес, служивший местом апостольской деятельности Евангелиста Иоанна. Из Ефеса апостол был отправлен в узах в Рим, его хотели отравить ядом, но яд чудесно не подействовал. Тогда Домициан приказал сослать его с учениками в заточение на остров Патмос, лежавший в Эгейском море. Там, на острове Патмос, около 67 г. святой Апостол продиктовал Книгу Откровения (Апокалипсис). На острове он находился недолгое время, так как по смерти Домициана гонение скоро кончилось и апостол возвратился в Ефес, где около 95 г. он написал Евангелие.
Святой апостол и Евангелист Иоанн скончался 94 лет от роду, в царствование Траяна, и погребен в Ефесе (близ города Смирны).
Память его Святая Церковь совершает 8/21 мая и 26 сентября (9 октября).
Капернаум
Лк. 4, 31-37: Проповедь в Капернаумской синагоге. Изгнание духа нечистого из бесноватого.
Лк. 4, 38-39: Исцеление тещи[434] Симона Петра.
Лк. 4, 40-41: Исцеление многих больных.
Галилея
Лк. 4, 42-44: Путешествие по Галилее с проповедью.
Лк. 5, 12-16: Очищение прокаженного.
Капернаум
Лк. 5, 17-26: Исцеление[435] и прощение расслабленного.
Мф. 9, 9-13: Призвание[436] Матфея (Левия) мытаря[437]. Иисус посещает его дом.
Мф. 9, 14-17: Вопрос учеников Иоанна Крестителя о посте[438]. Притча о старых и новых мехах.
Пророчество о говорении притчами:
Пс. 77, 2: “Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности”.
Краткая историческая справка - Апостол и Евангелист Матфей:
Имя Матфей означает “дар Господень”. Матфей - апостол и евангелист, написатель первого Евангелия, сын Алфея, иначе называемый Левием, что значит “привязанность”. Он был братом Апостола Иакова Алфеева и жил в городе Капернауме. Он был призван Господом к апостольскому служению из мытарей.
После соществия Святого Духа на апостолов святой апостол Матфей, оставаясь 8 лет в Палестине, проповедывал Евангелие Иудеям, потом отправился на проповедь в другие народы (по одним источникам, он проповедывал в Эфиопии и у Парфян, по другим - у Персов и у Мидян). По пресьбе уверовавших Иудеев в 42 году святой Матфей записал Евангелие.
Апостол Матфей основал Церковь и построил храм в г. Мирмены, приведя многих эфиопов на путь спасения. Правитель Эфиопии Фульвиан обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. В 60 году Апостол Матфей принял мученическую смерть на костре. Тело его, не поврежденное пламенем, было положено в железный гроб и брошено в море, но и пучина не поглотила его. Выброшенный волнами гроб был с честью перенесен в храм. Пораженный великим чудом, правитель Фульвиан раскаялся, принял Крещение с именем Матфей, отошел от мирской жизни и стал пресвитером. По смерти еп. Платона, поставленного ап. Матфеем, Фульвиан возглавил Церковь Эфиопии.
Память его соверщается Церковью 16/29 ноября и 30 июня (13 июля).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.