Аггей[336] и Захария[337] выступали с пророческим словом еще при Зоровавеле и ободряли народ в строительстве храма, предсказывая полный успех святому делу, в то же время предвещая скорое наступление царства Мессии, когда сам народ за свое непослушание Ему будет отвергнут вновь и на его место явится и водворится в святом городе новый род, над которым воссияет слава Божия.
Ряд ветхозаветных пророков закончил собой пророк Малахия (книгой прока Малахии заканчивается еврейский канон книг святого Писания). Его слово - предвестие о приближении “исполнения времен”.
Краткая историческая справка - пророк Малахия:
Святой пророк Малахия - последний из известных нам ветхозаветных пророков, почему святые отцы называют его “печатью пророков”. “Некоторые утверждали, - говорит святитель Кирилл Александрийский († 444; память 18 января и 9 июня), - что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело и отправлял в израильском народе должность пророка; но сего вымысла не надо принимать. Ангелом Малахия назван, главным образом, по значению своего имени (Малахия - “посланник Божий” или “Ангел Иеговы”, евр.), а частию, вероятно, и потому, что возвещал израильтянам Божественные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника" (Мал. 2, 7).
По свидетельству преподобного Ефрема Сирина († 373-379; память 28 января), и святителя Епифания Кипрского († 403; память12 мая), святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой. Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возвращении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея († 500 до Р.Х.; память 16 декабря) и Захарии († 520 до Р.Х; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками жертвы.
В Новом Завете книга святого пророка Малахии цитируется неоднократно, как книга пророческая и Богодухновенная, всем известная и признанная за каноническую (Мф. 11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 17; Рим. 9, 13).
Из святоотеческих толкований на книгу святого пророка Малахии известны толкования преподобного Ефрема Сирина, блаженного Иеронима, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Феодорита (имеются переводы на русский язык).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и, по преданию, был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа.
Пророчества:
Зах. 9, 9: о входе Господнем в Иерусалим.
Зах. 12: о крестных страданиях Спасителя.
Мал. 3, 1-5: предсказание о Спасителе, Ангеле Завета; явления Предтечи, который будет проповедовать в духе и силе Илии.
Книга ЕСФИРЬ
История Есфири и Мардохея
Пример милости Божией и к иудеям, оставшимся в Персии. Видимость торжества зла.
Есфирь[338] и Мардохей[339] в Сузах[340].
Царь Артаксеркс[341] устраивает пир (Есф. 1, 3-5).
Царица Астинь[342] также устраивает пир для женщин (Есф. 1, 9).
Отказ[343] царицы Астинь придти к царю и гостям (Есф. 1, 10-12).
Смещение царицы Астинь (Есф. 1, 13-22).
Решение о выборе новой царицы (Есф. 2, 1-4).
Есф. 2, 12-17: Избрание Есфири царицей.
Заговор против царя. Мардохей раскрывает заговор (Есф. 2, 19-23).
Возвышение Амана[344]. Мардохей не желаеет человеку воздавать славу выше славы Божией. Злоба Амана против Иудеев (Есф. 3, 1-6).
Заговор Амана против Иудеев (Есф. 3, 8-11).
Есф. 3, 13: Указ Артаксеркса против Иудеев.
Мардохей взывает к Есфири о помощи (Есф. 4, 1-17).
Есф. 4, 17: Молитва Мардохея и Есфири.
Есфирь мужественно идет к царю и приглашает его на пир (Есф. 5, 1-8).
Аман готовит виселицу для Мардохея (Есф. 5, 9-14).
Царь читает памятную книгу древних записей (Есф. 6, 1-3).
Есф. 6, 4-13: Заговор Амана против Мардохея и его неудача.
Есф. 7, 1-10: Падение Амана. Аман повешен н готовленной им для Мардохея.
Возвышение Мардохея. Перстень Амана на руке Мардохея (Есф. 8, 1-2).
Есфирь просит об отмене указа. Царь говорит о невозможности отмены, но предлагает составить дополнительный указ (Есф. 8, 1-11).
Есф. 8, 12: Новый указ Артаксеркса.
Иудеи одерживают победу (Есф. 9, 1-10).
Учреждение праздника Пурим[345] (Есф. 9, 16-19).
Пророческий смысл истории Есфири и Мардохея: как Аман приготовил виселицу для Мардохея, так Иуда готовит Виселицу для Спасителя; как Аман сам попадает на подготовленную виселицу, так и Иуда оказывается повешенным; как Аман теряет свой перстень - символ избранности и власти и его получает Мардохей, так Иудеи впоследствии теряют свое положение богоизбранности, устапая место народу Христианскому и т. д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 275.