Тема 9. Психика и нервная система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Строение и функции нейронов.

2. Структура нервной системы.

3. Строение и функции головного мозга.

4. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии.

5. Межполушарная асимметрия.

Лекция 12

Ощущение

1. Общая характеристика ощущения. Основные теоретические подходы.

2. Классификация чувствительности.

3. Измерение чувствительности.

4. Динамика чувствительности.

 

Лекция 13

Восприятие

1. Общая характеристика восприятия.

2. Основные свойства восприятия.

3. Основные виды восприятия.

Лекция 14,15

Память

1. Понятие память. Основные функции памяти.

2. Основные теории памяти.

3. Механизмы памяти.

4. Феноменология памяти: виды, формы, процессы.

5. Память как мнемическая деятельность. Продуктивность и типы памяти.

Лекция 16,17

Мышление

1. Обще понятие о мышлении.

2. Теории развития мышления.

3. Виды мышления.

4. Формы мышления.

Лекция 18,19

Внимание

1. Обще понятие о внимании. Функции внимания и его механизмы

2. Теории внимания.

3. Виды внимания.

4. Свойства внимания.

5. Развитие внимания.

Лекция 20

Воображение

1. Понятие воображения.

2. Функции и механизмы процесса воображения.

3. Виды воображения.

4. Индивидуальные особенности воображения.

5. Развитие воображения.

Лекция 21,22

Речь

1. Общая характеристика речи.

2. Физиологические основы речи.

3. Теоретические проблемы возникновения речи.

4. Основные виды речи.

Лекция 23,24

Мотивация

1. Общая характеристика мотивационной сферы.

2. Общая характеристика мотивационной сферы.

3. Удовлетворение потребностей.

4. Структура и развитие мотивационной сферы.

5. Ситуационная динамика мотивации.

6. Мотивационные системы человека: органические и надорганические.

Лекция 25,26

Эмоции и чувства

1. Общая характеристика эмоций.

2. Функции эмоций.

3. Психологические теории эмоций.

4. Формы переживаний эмоций и чувств.

5. Виды эмоций.

Лекция 27

Воля

1. Волевая регуляция поведения и деятельности человека.

2. Физиологические аспекты волевых действий.

3. Психологические теории воли.

4. Структура волевого действия.

5. Волевые качества человека.

Лекция 28,29,30

Понятие «личность». Теории личности.

1. «Личность» как психологическое понятие.

2. Теории личности.

Лекция 31,32

Способности

1. Общее понятие о способностях.

2. Происхождение способностей.

3. Развитие способностей.

4. Виды способностей.

5. Уровни развития способностей.

 

Лекция 33

Темперамент

1. Понятие темперамента.

2. Основы темперамента.

3. Темперамент в системе личностных свойств.

4. Темперамент и деятельность человека.

 

Лекция 34,35

Характер

1. Понятие о характере.

2. Характер и система отношений.

3. Дисгармоничность характера.

4. Акцентуированная личность и акцентуация характера.

5. Описание типов акцентуаций.

 

Лекция 36

Я-концепция личности

1. Самосознание человека.

2. Понятие и теория Я-концепции.

3. Я-образ личности.

4. Самооценка.

Практические занятия

Занятие 1,2

Тема1: Психология как наука

План

1. Трудности определения предмета психологии.

2.Понятия объекта и предмета научного исследования, их соотношение.

3. Психология в системе других наук.

3. Отрасли психологии.

4. Житейская и научная психология: связь и различия.

Практические задания

Задание 1. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

· Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

· Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

· Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

· Психология - отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

· Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Задание 2. Прокомментируйте следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с которыми нельзя и почему?

При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

Чужая душа - потемки.

У души нет тайн, которых не выдавало бы поведение.

Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.

Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т.д.

Задание 3. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».

Психология - это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих - чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим - да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

Задание 4. Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психологического знания. Какие доводы У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?

Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете... Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.

Задание 5. Познакомьтесь с приведенными точками зрения. Согласны ли вы, что принцип детерминизма в психологии исчерпал себя как научная парадигма?

К. Роджерс, основываясь на своей терапевтической практике, а также на экспериментальных исследованиях, пришел к выводу, что чем дальше
и успешнее идет процесс терапии, тем менее предсказуемо поведение; предсказуемое поведение характерно для психики неполноценных людей в силу их ригидности. Это заставило К. Роджерса высказаться против общепринятого утверждения о том, что целью психологии является предсказание и контроль над человеческим поведением...

Пригожин говорит о неуниверсальности детерминизма: «Детерминизм, представлявшийся неизбежным следствием рационалистической модели динамики, сводится ныне к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях». Отрицание всеобщности, универсальности принципа детерминизма как критерия научности познания распространяется и на его следствия: предсказуемость и управляемость изучаемых явлений, а также их воспроизводимость в эксперименте; это ведет к отрицанию универсальности количественного подхода к научным фактам...
Статистические методы в психологии «просеивают» то, что выходит за пределы «среднестатистического человека»... (Т. А. Флоренская)

Задание 6. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.

Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.

Задание 7. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.

Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу, где в первой графе сами придумайте определение следующих понятий, а во второй выпишите определения этих понятий их научных источников.

№ п/п Понятие Житейское понятие Научное понятие
1. Психика    
2. Психология    
3. Сознание    
4. Поведение    
5. Душа    
6. Активность    
7. Бессознательное    
8. Установка    
9. Деятельность    
10. Операция    
11. Чувствительность    
12. Стимул    
13. Отражение    
14. Адаптация    

Задание 2. Составьте тезисы работы А.Р. Лурия «Некоторые общие вопросы психологии как науки» (Хрестоматия по курсу введение в психологию (Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Под ред. Е.Е. Соколовой. М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с.).



Занятие 3,4

Тема 2: Методология исследования и основные методы психологии.

План

1. Понятие метода в науки. Методы и методология.

2. Методы и методики психологического исследования.

3. Общая характеристика методов сбора первичной информации (эмпирических методов).

4. Наблюдение и эксперимент как основные эмпирические методы.

5. Краткая характеристика других эмпирических методов (психодиагностических, опросных, биографического, анализа результатов деятельности).

6. Назначение, виды и характеристика методов обработки данных.

7. Назначение и характеристика интерпретационных методов.

Практические задания

Задание 1. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.

3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.

5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

Задание 2.  Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях:

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.

г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.

з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.

к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном тексте.

Задача наблюдения - точно и подробно описывать переживания, психические состояния и поведение. Оно должно ограничиваться беспристрастной регистрацией фактов поведения, не пытаясь проникать в их причины. Наблюдение выполняет только вспомогательные функции, позволяя накопить эмпирический материал, и практически не используется как самостоятельный метод. Нет таких ситуаций, где можно было бы использовать наблюдение в качестве единственного объективного метода.

Задание 4. В лаборатории В. Вундта с целью регистрации элементов сознания испытуемым предлагалось, например, описать яблоко в терминах собственных ощущений: «сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное, потом оно сменилось впечатлением круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке...» и т.д. Попробуйте этим же методом (каким?) описать: а) собаку, б) ребенка, в) любимую музыку. В чем ощущается дискомфорт и противоречие? Каковы существенные недостатки этого метода?

Задание 5. Прокомментируйте, о чем идет речь в следующих цитатах. В чем плюсы и минусы экспериментального метода?

Душевные явления реальны, и их реальные величины могут быть определены с такой же точностью, как и физические.

Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для него, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Задание 6.Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, тесты-достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш-бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

Задание 7. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих методов обследования.

Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий через микрофон; получение большого объема данных; возможность наблюдения за тем, как выполняется задание, разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление заданий в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов; упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных методик; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм заданий; применение гибких тестовых заданий.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Некоторые психологи утверждали, что психические явления могут быть познаны только при помощи самонаблюдения. Докажите, почему принципиально неверно познание психических явлений только с помощью самонаблюдения?

 

Занятие 5,6

Дата: 2018-12-21, просмотров: 656.