Основные направления в психологии
Основные этапы развития научно-психологического знания. Развитие психологических знаний до оформления психологии как самостоятельной науки. Психологическая проблематика в Античности. Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения. Психологическая проблематика в Новое время. Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Классическая психология сознания. Гештальтпсихология и проблема структурного анализа психики. Феномен бессознательного и психоанализ. Бихевиоризм и проблема объективности исследования психического. Когнитивный необихевиоризм Э. Толмена. Понятие «промежуточные переменные». Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Психика, преобразованная культурой. Историческая теория развития высших психических функций. Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности.
Тема 3. Психика и организм
Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Деятельностная природа психики. Психика как процесс и как образ. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность. Этапы развития психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза. Трехаспектная структура сознания. Научение. Подходы к решению психофизиологической проблемы: дуализм и монизм. Психика и нервная система. Измененные состояния сознания.
Тема 4. Психология познавательных процессов
Ощущение и восприятие. Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений. Проблема измерения ощущений. Психофизика. Понятие восприятия, основные подходы к изучению восприятия в истории психологии. Свойства восприятия, их проявления в иллюзиях различных видов. Виды восприятия. Представление. Определение представления и его основные характеристики. Виды представлений. Память. Определение и общая характеристика памяти. Круг явлений памяти. Теории памяти. Виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Внимание. Понятие внимания. Теории внимания. Основные виды внимания. Основные свойства внимания. Мышление. Общее понятие о мышлении. Теории развития мышления. Основные формы мышления. Основные виды мыслительных операций. Воображение. Понятие воображения. Функции и механизмы процесса воображения. Виды воображения. Воображение и творчество. Речь. Общая характеристика речи. Физиологические основы речи. Теоретические проблемы возникновения речи. Мозг и речь.
Семестр
Тема 5. Регулятивные процессы психики
Мотивация. Общая характеристика мотивационной сферы. Общая характеристика потребностей. Удовлетворение потребностей. Структура и развитие мотивационной сферы. Ситуационная динамика мотивации. Мотивационные системы человека.
Эмоции и воля. Функции эмоций. Эволюционная целесообразность эмоций. Теории эмоций. Воля. Общая характеристика волевых процессов. Физиологические аспекты волевых действий. Психологические теории воли. Структура волевого действия. Волевые качества.
Тема 6. Психология личности
Понятие личность. Теории личности. Способности. Общее понятие о способностях. Происхождение способностей. Развитие способностей. Уровни развития способностей. Способности и профессиональное самоопределение. Темперамент. Понятие темперамента. Основы темперамента. Темперамент в системе личностных свойств. Свойства темперамента. Темперамент и деятельность человека. Характер. Понятие о характере. Характер и система отношений. Акцентуированная личность и акцентуация характера. Я-концепция личности. Самосознание человека. Понятие и теория Я-концепции. Я-образ личности. Самооценка.
4. Тематический план
№ п/п | Разделы и темы | Всего часов | Формы занятий | ||
лекции | практические занятия | самостоятельная работа | |||
1 семестр | |||||
Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.