* Примечание – формы текущего контроля успеваемости: дискуссия (Д), реферат (Р), практическое задание (ПЗ), Э (эссе)
Содержание дисциплины
Тема 1. Организационные структуры управления
Организационная система управления. Элементы структуры управления. Принципы формирования ОСУ. Линейно-функциональные структуры. Продуктовая структура управления. Методы структуризации предприятий по территориальному принципу, региональная организационная структура управления. Дивизиональная структура управления. Проектные и матричные структуры управления. Сравнительная характеристика организационных структур.
.
Тема 2. Функция планирования в менеджменте
Понятие планирования. Виды планов. Содержание внутрифирменного планирования. Принципы планирования. Процесс планирования. Формы планирования. Бизнес-план. Перспективное внутрифирменное планирование. Эффективность и результативность планирования. Ресурсные ограничения планирования. Методы планирования: методы экстраполяции, нормативный подход, экспертные оценки, бюджетный и балансовый методы разработки планов. Нормативный метод планирования. Графические методы планирования. Математические методы планирования.
Тема 3. Процесс принятия управленческих решений
Сущность и классификация управленческого решения. Процесс принятия и реализация управленческого решения: стадии, критерии оценки, управление рисками. Показатели качества управленческого решения. Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация.
Тема 4. Мотивация деятельности в менеджменте
Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация. Мотивация как процесс. Стимулирование. Общая модель мотивации деятельности работника. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория потребностей Д.Мак-Клелланда, теория Х и У Д.Мак-Грегора. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врумма, теория справедливости Д.Адамса, комплексная процессуальная теория Л.Портера и Э.Лоулера. Методы индивидуальной и трудовой мотивации. Делегирование полномочий в менеджменте: механизм и принципы.
Тема 5. Власть и лидерство
Понятие власти, влияния. Основа и форма власти. Убеждение и участие. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства. Теории поведенческого характера: теория Д. Мак Грегори, теория Р. Лайкерта. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Теория Фидлера, теория Митчела и Хауса, теория жизненного цикла, модель Врума – Йеттона. Адаптивное руководство. Лидерство в практике российского менеджмента.
Тема 6. Взаимодействие человека и группы
Групповой коллектив: понятие, виды, полномочия, формирование и диагностика. Эффективность деятельности групп. Формальные и неформальные группы. Структура группы и характеристика ее компонентов. Развитие неформальных организаций и их характеристика. Стадии формирования неформальных коллективов. Управление неформальной организацией. Факторы, влияющие на повышение эффективности работы группы.
Тема 7. Регулирование и контроль в управлении
Понятие, принципы и функции контроля. Виды управленческого контроля: традиционный контроль, опережающий контроль, предпринимательский контроль, предварительный контроль, стратегический контроль, оперативный (административный) контроль. Этапы процесса контроля. Внешний и внутренний контроль. Контроль и оперативное управление. Характеристики эффективного контроля.
Тема 8. Эффективность персонала
Оценка эффективности персонала: задачи, виды. Показатели деловой оценки. показатели результативности труда, показатели профессионального поведения, показатели личностных качеств. Методы оценки эффективности персонала. Критерии и показатели эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента. Экономическая эффективность менеджмента. Эффективность управленческого персонала. Социальная эффективность менеджмента. Показатели, характеризующие условия труда работников организации.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.21 «Менеджмент», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Организационные структуры управления | практическое задание |
Функция планирования в менеджменте | практическое задание |
Процесс принятия управленческих решений | дискуссия |
Мотивация деятельности в менеджменте | реферат, эссе |
Власть и лидерство | реферат, практическое задание |
Взаимодействие человека и группы | практическое задание |
Регулирование и контроль в управлении | реферат, практическое задание |
Эффективность управления | доклад |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в 6 семестре в форме экзамена;
Экзамен проводится с учетом результатов текущего контроля, в письменной форме. Билет состоит из двух частей: 1) теоретические вопросы – позволяют измерить полученные знания в рамках формируемой компетенции, 2) практическое или ситуационное задание предполагающее измерение умений и сформированности в рамках компетенции навыков.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости
Перечень тем для дискуссии (Д)
УК ОС-6.2, ОПК 4.1
Тема 3
1. Сущность и классификация управленческих решений.
2. Методы принятия управленческих решений.
3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.
4. Технологии разработки управленческих решений
5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.
6. Оптимизация управленческих решений.
Тема 8
1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента.
2. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.
3. Эффективность управленческого персонала.
4. Социальная эффективность менеджмента
5. Методы оценки эффективности персонала.
Перечень тем для подготовки рефератов
ОПК 4.1, УК ОС-6.2
Тема 4
1. Нетрадиционные методы мотивации персонала.
2. Мотивационный механизм в банковской сфере.
3. Система мотивации в образовательных учреждениях
Тема 5
1. Роль и функции руководителя в организации. Основные типы руководителя и подчиненного.
2. Руководитель и коллектив, их взаимодействие.
3. Адаптивное руководство.
4. Трансформационное и харизматическое лидерство.
5. Управленческие способности и эффективность управления.
6. Исторические примеры эффективного лидера.
7. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности.
Тема 7
1. Контроль и оперативное управление.
2. Понятие контроля и объективная необходимость его проведения.
3. Внешний и внутренний контроль.
4. Факторы эффективности контроля
5. Современные комплексные системы и технологии контроля: бенчмаркинг, контроллинг и др.
Тематика эссе
УК ОС-6.2, ОПК 4.1
Тема 4
1. Практические подходы и методы мотивирования
2. Мотивация и направления ее воздействия: усиление, старение, настойчивость, добросовестность и направленность.
3. Теории справедливости в трудовом коллективе
4. Теория мотивации Портера-Лоулера
Дата: 2018-12-21, просмотров: 428.