Основы хозяйства и орудия труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• Кочевое скотоводство было основой скифской экономики. Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимников и летников (поэтому так много раннескифских впускных погребений в курганах эпохи бронзы) Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада — лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города.

Земледелия у скифов в северопричерноморской степи сначала вовсе не было, затем оно появилось и играло подсобную роль, и лишь в позднескифской культуре в Крыму оно стало основой хозяйства. В то же время земледелие господствовало у народов, создавших культуру скифского типа в лесостепи. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы -некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги.

Металлургия. Именно с развитием киммерийской и скифской культур связано начало эпохи железа в Восточной Европе. Первоначально, до возникновения Каменского городища основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов оседлыми ремесленниками Лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы. С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры -Каменское и Елизаветовское поселение — вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников. Найдены глиняные и каменные формы, тигли и льячки. Плавильные печи найдены на Бельском и др. городищах. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра.

• В VII-V вв. до н.э. на высочайшем уровне находилась обработка кости и рога. Широко было распространено ткачество. Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.

Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывоз: хлеб (из лесостепи), рабы, шкуры. Ввоз: вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).

Искусство скифов по археологическим данным

Зооморфное искусство

Скифский звериный стиль характеризуется определенной унификацией образного репертуара на всем огромном пространстве скифо-сибирской КИО от Дуная до Южной Сибири: это четыре основных группы персонажей: копытные, хищники, птицы и фантастические (синкретические) зооморфные существа. Этим персонажам присущ строго определенный набор символических поз. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам. Скифский звериный стиль имеет декоративно-прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.

В данном искусстве отразились культ солнца, огня, коня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирской КИО (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) — отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Антропоморфное искусство

Характерной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирской КИО, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.