Оружие
Практически все наступательное оружие ЛК делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских. В ранний период ЛК они колющие, а позднее становятся рубящими. В качестве основы рукояти они имели железный черешок как продолжение клинка; на черешок напускалась рукоять из органических материалов, причем в средний и поздний период ЛК дополнительно как основа перекрестья на черешок надевалась бронзовая скоба. Клинок делался в основном из мягкого железа, из-за чего кельтам приходилось выпрямлять меч в ходе сражения (мягкость подтверждается материалом погребений, мечи в которых часто свернуты в спираль или в восьмерку). Иногда на клинке имеются клейма мастеров.
Многие латенские кинжалы имеют характерные антропоморфные рукояти в виде симметричного человечка с руками вверх (навершие) и расставленными ногами (перекрестье).
Копья имели железные наконечники различных форм (длиной до 0,5 м): узкие лавролистные, широкие яйцевидные, пламевидные с вырезами по краям лезвий.
Известны и крупные боевые ножи с прямой спинкой, мощным клинком и кривым лезвием. Использовались и боевые топоры — как проушные, так и кельты.
Из оборонительного вооружения следует выделить шлемы, в ранний период бронзовые и бронзово-железные с высоким шишаком (подражание италийским), иногда богато украшенные. Затем появились знаменитые полушарные шлемы с большими полыми рогами из железа или из бронзы, иногда с инкрустациями. Щитыпредставляли собой погрудные деревянные эллипсоиды с железным умбоном-сердцевиной.
Конское снаряжение
Уздечный набор ЛК примечателен с точки зрения появления шпор (бронзовых или железных), и именно кельты были, очевидно, первоначальным источником распространения этого приспособления в Европе и далее в степях Евразии. Кроме того, использовались удила — сначала прежней (гальштатской) формы, а позднее — несколько видоизмененные и сочетающиеся с большими подвижными кольцами, продетыми в концы удил и заменяющими псалии. Кельты использовали также железные подковы.
Одежда и украшения ЛК
Судя по археологическим и письменным данным, мужчины носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины — в основном платья и плащи. Характерным элементом женской одежды являются пояса с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками.
Типичным латенским украшением являются гривны (т. н. торквесы) — бронзовые или золотые, чаще в виде массивного полого стержня с печатевидными или биконическими расширениями на концах, иногда витые или ложновитые, с антропоморфными и зооморфными завершениями. Широко распространены и браслеты — как стеклянные литые (широкие и гладкие), так и бронзовые и, золотые, перевитые или с выступами на стержне, либо составленные из полусфер. Известны стеклянные бусы — желтые или синие, с белыми или синими глазками.
Многочисленны и разнообразны фибулы (золотые, бронзовые и железные). Их эволюция идет в направлении понижения дужки и удлинения фибулы, в направлении упрощения конструкции. В раннее время фузулы украшаются зооморфно и геометрически, инкрустируются кораллами.
Сосуды ЛК
Керамика ЛК делалась в большинстве своем на гончарном круге. Это как чернолощеные высокие горшки с серебристой поверхностью, так и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода ЛК типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью -как геометрической, так и сюжетной — с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых — таких как кувшины с клювовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.
Орудия труда и хозяйство
Орудия труда ЛК в основном железные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, а также плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать плодородные, но тяжелые аллювиальные почвы. Известны также серпы, косы пружинные ножницы (изобретены одновременно в Галлии и Италии).
Основой латенской экономики было плужное земледелие. Культивировались пшеница, ячмень, просо, овес, который Западной Европе ранее всего был освоен именно носителями ЛК. Скотоводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбы. Разводили крупны рогатый скот, свиней, овец и лошадей.
Высокое развитие черной металлургии засвидетельствован остатками сыродутных печей — как примитивного типа в склона; холмов, так и более сложных — с глиняными стенками, обложенными камнем снаружи. Развивается техника кузнечной сварки практикуется цементация. Известно до 70 видов кузнечных изделий ЛК.
Монетное дело
С III в. до н.э. появляются первые кельтские монеты (золотые серебряные и бронзовые). Первоначально это были грубые подражания македонско-греческой монете (статерам Филиппа II Македонского и статерам его сына Александра). Постепенно греческие надписи утрачиваются, греческие имена сменяются кельтскими, написанными греческими буквами, фигуры стилизуются, а затем появляется чисто геометрический рисунок (линии, точки и т.д.). Позже началось подражание римской монете, и наконец появилась оригинальная кельтская монета, с изображениями кабана, воина, свернувшегося дракона, хищника, торквеса, с именами местных вождей, переданными латинскими буквами.
Искусство
В рамках ЛК нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и культовая монументальная скульптура.
Формируется особый, латенский стиль в художественном ремесле и искусстве, возникший на базе позднегальштатских традиций и под влиянием греческих и этрускских мотивов. Для этого стиля свойствен тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами. Орнаментальные приемы различны — это и гравировка по металлу (зеркала), и рельеф (торквесы), и инкрустация коралловая и эмалевая (латенская эмаль — темно-красная, покрывает многие изделия из металла).
Замечательна латенская скульптура — как монументальная каменная, так и менее масштабная металлическая. >то полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфны и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.
Религиозные представления
создателей ЛК известны как по письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ. Это деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые или многоугольные в плане, с идолами посередине. Известны и священные места, огражденные оградой, забором, рвом отмеченные деревом или столбом и маркируемые множеством дарственных предметов. О человеческих жертвоприношениях свидетельствуют стелы с изображением мертвых мужских голов. Известны ниши с человеческими черепами в стенах храмов — это соответствует свидетельствам Цезаря о массовых жертвоприношениях и данным Страбона о культе мертвой головы у кельтов.
Пантеон кельтов — основных создателей ЛК — реконструируется в основном по данным Цезаря, но все же представлен и в археологических материалах. Так, с упомянутым в письменных источниках Цернунносом — богом изобилия — исследователи отождествляют мужское божество с оленьими рогами на культовом кельтском котелке из Гундеструпа (Ютландия). Изображения бога с колесом (или с молнией) связываются с Тараннисом соответствующим римскому Юпитеру. Кроме того, археологически прослежены хтонический культ богини-матери и культ Эпоны -богини лошадей. Известно более 30 каменных статуй некоего мужского божества, сидящего «в позе Будды», а также статуя двуглавого бога.
О солярном культе свидетельствует множество соответствующих символов, таких как круги, колеса, спирали и др. Возможно, с пережитками тотемизма следует связывать необыкновенную популярность у кельтов кабана (вепря, отображенного в скульптуре, в монетных изображениях, в качестве клейм на клинках мечей, а также в погребальном ритуале (массовая практика помещения частей туш и целых туш в могилы, а также наличие специальных захоронений кабанов).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.