Ранний железный век в Западной и Средней Европе (начало)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ранний железный век в Западной и Средней Европе (начало)

Ранний железный век как культурно-технологическая эпоха в истории человечества
(общая характеристика)


Ранний железный век в Западной и Средней Европе (продолжение)

Гальштатская культурно-историческая общность

Начало железного века на территории Западной и Средней Европы (вне зоны античной цивилизации) связано прежде всего с так называемой гальштатской эпохой, поскольку в этом регионе бронзовый век сменяется эпохой железа первоначально только в районе гальштатской культурно-исторической общности. Эта общность в своем развитии занимала значительную территорию, имела межплеменной характер и состояла из ряда самостоятельных археологических культур. В дальнейшем для краткости, в соответствии со сложившейся традицией, эта общность будет условно именоваться гальштатской культурой (ГК).

Хронологические рамки ГК, ее истоки и финал

Гальштатская культура возникла еще в конце, II тыс. до н.э., в эпоху бронзы, на основе так называемой курганной культуры и культуры полей погребальных урн. Но расцвет ГК связан именно с наступлением эпохи железа в Западной и Средней Европе, начиная с VIII в. до н.э., и мы, тематически ограниченные рамками раннего железного века, будем рассматривать ГК в период с VIII по V вв. до н.э. При этом невозможно определить единую для всей ГК финальную дату, ибо в V в. до н.э. на ее территории начинается постепенный переход к наследующей ей латенской культуре, завершающийся л одних регионах уже к середине V в., в других — лишь к началу IV в. до н.э.

Ареал и этнический состав

Собственно ГК своим первоначальным ядром имела территорию Верхнего и Среднего Придунавья и югославских Балкан. Затем ГК распространилась на прилегающие территории, став совокупностью археологических культур — т.е. культурно-исторической общностью. Итоговый ареал ГК может быть разделен на восточную и западную зоны в соответствии с господствующими этносами.

К восточной зоне относятся: большая часть Чехии, Словакии, Венгрии и территория Балкан в пределах Югославии (в ее первоначальных границах), т.е. регион, ограниченный на севере верховьями Эльбы и Одера, на юге — Адриатикой, на западе — Альпами, на востоке — Карпатской котловиной. В этой зоне основной этнической составляющей ГК являются так называемые иллирийцы (этот собирательный этноним, который впервые встречается у Геродота, относится к ряду близкородственных индоевропейских народов, населявших северо-запад Балканского полуострова от Адриатики до Дуная; кроме того, часть иллирийцев проживала за пределами ГК на юго-востоке Апеннинского полуострова).

К западной зоне относятся территории Австрии (некоторые исследователи склонны относить территорию Австрии не к западной, а к восточной зоне ГК), Швейцарии, Германии (без ее северо-восточных областей), а также часть Франции между Рейном и Луарой. Здесь основу этнического массива составляют кельты, также принадлежащие к индоевропейской языковой семье.

За пределами ареала ГК располагается область ее влияния. Она охватывает Нижнее Подунавье, север Апеннинского и Пиренейского полуострова. Вне влияния ГК в Северо-Восточной Германии, в Западной Франции, в Британии и в Скандинавии в гальштатскую эпоху все еще продолжался бронзовый век.

Основные памятники ГК

Основными памятниками, дающими информацию о ГК, являются поселения и погребения. Помимо того, известно гальштатские соляные копи, железоплавильни, кузницы и медные рудники.

Поселения

Большинство из известных поселений ГК — небольшие поселки, защищенные земляными валами. Жилища обычно однокомнатные прямоугольные, с глиняным полом, с деревянными или плетневыми стенами, обмазанными глиной, с очагом, с соломенной крышей. Известны также свайные поселения — например, Донья Долина в Боснии (700–300 гг. до н.э.), где жилища двухкамерные, состоящие из сеней с глиняным очагом и главного помещения с глинобитной печкой.

Известен и ряд обширных, хорошо укрепленных городищ площадью в несколько гектаров: например, городища Камп-де-Шато на Верхнем Рейне и Нейхейзель на Среднем Рейне защищены рвом и валом на каменной основе.

В гальштатскую эпоху преимущественно у кельтских племен появляются и более мощные оборонительные сооружения: из камня возводится крепостная стена, расчленяемая вертикальными столбами, вкопанными в землю (эти столбы прикреплены к горизонтальным балкам); сверху на стену горизонтально укладываются бревна, а с тыла стена может быть перекрыта земляной насыпью. Таковы, в частности, укрепления городища Гейнебург на Верхнем Дунае, причем со временем на этом городище начали также сооружать каменно-сырцовые крепостные стены.

Погребения

Известно множество могильников ГК — как грунтовых (бескурганных), так и курганных. Грунтовые могильники находятся обычно рядом с соответствующими городищами. Одним из наиболее примечательных является могильник близ современного австрийского города Гальштат, по названию которого археологи дали имя всей культуре. Гальштатский могильник, возникший еще в эпоху бронзы, в интересующий нас период железа функционировал почти 300 лет (с 750 по 450 гг. до н.э.) и был одним из богатейших (источник богатства оставившего его населения — близлежащие соляные рудники того же времени).

Гальштатский могильник биритуальный: более половины из раскопанных погребений могильника содержат трупоположения, чуть менее половины — остатки кремации. В первом случае покойных клали в крупные овальные ямы в вытянутом положении на спи у или на бок. Во втором случае сожжение обычно осуществлялось вне могильника, затем оставшийся прах помещали в погребальный сосуд и ставили а небольшую округлую яму, либо, не используя погребальной урны, ссыпали прах непосредственно на дно ямы.

Погребения Гальштатского могильника, как и погребения других могильников ГК содержат обильный и разнообразный заупокойный инвентарь: оружие, керамическую посуду, орудия труда; иногда в могилы помещали колесницы, ритуальные бронзовые сосуды с чеканкой (ситулы и цисты), изредка -принесенных в жертву рабов и лошадей. В могилах найдено много импортных изделий греческого и италийского происхождения.

Курганные могильники состояли из курганов средней величины, округлых или овальных. В конце существования ГК появляются и весьма крупные курганы (до 8–13 м высотой, до 100 м а диаметре), причем часто они возводятся на возвышенных местах, иногда совершенно изолированно, или же по краям курганных групп. В таких крупных курганах часто встречаются погребения на повозках или на колесницах, а иногда — в деревянных камерах.

Ярким примером такого захоронения является курган Гохмихеле у вышеупомянутого поселения Гейнебург. Этот курган второй по величине в Западной Европе (после Магдалененбергского) кургана, также принадлежащего гальштатским племенам Гохмихеле имел высоту 13 м, диаметр 74 м. Он датируется концом VII — началом VI в. до н.э. Под насыпью находились: центральная (основная) погребальная камера и несколько боковых (дополнительных). В центральном погребении, разграбленном еще в древности, сохранились остатки деревянной камеры содержавшей повозку, на которой лежала знатная женщина с украшениями. В богатейшем из боковых погребений обнаружена неразграбленная деревянная камера, где находилось, судя по реконструкции, парное погребение мужчины и женщины. В погребении найдены колеса от четырехколесной повозки, диадема v. колчанный набор, принадлежавшие мужчине, а также ожерелье иг янтарных и стеклянных бус (у женщины).

Исключительный характер имеет погребение середины I тыс. до н.э. в Бычьей Скале в Моравии. Здесь в преддверии пещеры на месте, где прежде была кузница, совершено богатое захоронение аристократа. Погребение содержит большое кострище, в центре которого находились кремированные останки «князя». Это кострище окружено 40 скелетами мужчин, женщин и детей (недавно в результате дополнительных остеологических исследований установлено, что они были предварительно расчленены в ходе жертвоприношений). В захоронении найден также набор металлических сосудов (котел с человеческим черепом и таз с обугленным зерном), алтарь с отрубленными руками и черепом, скелеты двух коней в сбруе, остатки сгоревшей боевой колесницы, бронзовое навершие скипетра, а также украшения, оружие г бронзовая статуэтка быка.

Сцены, изображенные на гальштатских керамических урнах и бронзовых ситулах свидетельствуют о детально разработанном погребальном ритуале, включающем торжественную похоронную процессию с транспортировкой урны на повозке, заупокойный пир и т.д.

Оружие

В качестве основного наступательного оружия создатели ГК использовали колющие мечи, кинжалы, копья, боевые ножи и топоры, а оборонительным оружием служили шлемы и щиты, изредка панцири.

Мечи и кинжалы сначала имели бронзовый или железный клинок, расширяющийся посередине и бронзовую (реже — деревянную или костяную) рукоять, навершие которой было выполнено в виде усеченного конуса, а перекрестье (гарда) — в виде полумесяца рогами вниз. Позднее клинок стали делать только из железа, с параллельными краями, а рукоять — из железа или бронзы, с навершием в виде рожек или завитков с шишечками на концах, порой закручивающихся в опрокинутую восьмерку.

Сосуды ГК

…разнообразны. Гальштатская керамика лепная (сделанная без применения гончарного круга). Это горшки с узким горлом и дном, тарелки, миски, чаши. Сосуды имеют черную поверхность (следствие использования графита) с линейным декором, а иногда — многоцветную роспись.

Замечательны полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись может быть геометрической (меандровые ряды, перевернутые треугольники) или сюжетной. Изображаются сцены ритуального характера: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, геометричные фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей и др. На плечики могли помещать лепные статуэтки женщин и всадников, а ручки урн иногда делали зооморфными.

Помимо керамических сосудов, знамениты бронзовые клепаные ритуальные сосуды — ситулы и цисты — с изображенными на них сюжетными сценами, опоясывающими сосуды в несколько рядов: здесь представлены фигуры людей пешком, верхом, на двухколесных колесницах, кулачные бои, пиршества, музыканты с флейтами, шествия животных и т.д.

Одежда и украшения

Несмотря на утрату органических элементов, комплекс одежды все же восстанавливается по изображениям на ситулах и урнах, а также по материалу погребений. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины — короткие плащи, туники или же узкие или широкие штаны. Весьма разнообразны головные уборы (шляпы, береты, колпаки).

Важный элемент одежды и одновременно яркое украшение -разнообразные застежки-фибулы из бронзы, золота или железа. Ранние из них имеют дужку ладьевидных или змеевидных очертаний, у поздних дужка очковидная, дуговидная или «литавровидная».

Также для крепления плаща и для волос использовалась булавки из бронзы и железа, имевшие от одной до трех головок конусовидной, шаровидной или лебедевидной формы.

Известны бусы — янтарные и из непрозрачного стекла (желтые с синими глазками, обведенными белым). Популярны бронзовые шейные гривны, а также бронзовые браслеты, как ручные, так и ножные, пластинчатые или стержневые.

Основные памятники ЛК

- это поселения и погребения. Характерная черта ЛК — множество поселений. В ранний период это крепости, поселки или протогорода, а к концу эпохи многие из них превращаются в настоящие города — торгово-ремесленные и племенные центры больших размеров — такие как Бибракте (площадь 135 га) или Алезия (97 га) во Франции.

Поселения находились на мысах между реками или оврагами (в таком случае крепостная стена шла от обрыва к обрыву) или на водораздельных холмах (крепостная стена опоясывала холм). Более ранние латенские поселения в основном укреплены земляными валами. Позднее вырабатывается т.н. «галльская стена», детально описанная Цезарем, данные которого полностью подтвердились раскопками: длинные продольные бревна укладываются на землю параллельно друг другу на небольшом расстоянии и связываются или скрепляются железными гвоздями с поперечными балками, а образующиеся клети покрываются землей и заполняются камнем. Затем на эту конструкцию накладывается вторая такая же и т.д. Спереди стену формирует каменная кладка, из которой выступают торцы поперечных балок, а с тыла конструкция перекрывается широкой наклонной насыпью — это всход на укрепление изнутри. Гибкая древесная конструкция защищает такую стену от таранного удара, а камень — от огня.

Жилища ЛК первоначально представляли собой небольшие прямоугольные наземные дома с плетневыми, обмазанными глиной стенами на цоколе из дикарного камня и с соломенными крышами, либо округлые землянки с аналогичными стенами и крышей. Позднее появились также жилища с двойными стенами, сложенными из камня насухо, с забутовкой из более мелких камней между этими стенами. На территории Франции вокруг домов часто строили дворовые стены из камня. Известны также свайные поселения. Известны и немногочисленные болотные городища (главным образом в Британии). На них жилища имеют пол из бревенчатых клетей, перекрытых деревянным настилом соломенные крыши, стены из вертикальных бревен или плетня с глиняной обмазкой.

Погребальные памятники ЛК представляют собой как бескурганные могильники, которые в целом преобладают, так и курганы, число которых неуклонно сокращается по мере развития ЛК. Практиковались как трупоположение (ингумация), так и кремация, производившаяся на стороне с последующим помещением праха в урну.

Инвентарь погребений богат (при этом вещи часто намеренно испорчены, изломаны в ритуальных целях). Это оружие, украшения, посуда, отдельные части вепря, реже — целые скелеты этого животного, иногда кости других копытных.

Четко выделяются захоронения воинов, знатных всадников, а также женщин, принадлежавших к аристократическому кругу. Для раннего и среднего периода ЛК характерны аристократические погребения на колесницах. Порой знатность подчеркивалась созданием кольцевидного или четырехугольного рва вокруг могилы.

Оружие

Практически все наступательное оружие ЛК делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских. В ранний период ЛК они колющие, а позднее становятся рубящими. В качестве основы рукояти они имели железный черешок как продолжение клинка; на черешок напускалась рукоять из органических материалов, причем в средний и поздний период ЛК дополнительно как основа перекрестья на черешок надевалась бронзовая скоба. Клинок делался в основном из мягкого железа, из-за чего кельтам приходилось выпрямлять меч в ходе сражения (мягкость подтверждается материалом погребений, мечи в которых часто свернуты в спираль или в восьмерку). Иногда на клинке имеются клейма мастеров.

Многие латенские кинжалы имеют характерные антропоморфные рукояти в виде симметричного человечка с руками вверх (навершие) и расставленными ногами (перекрестье).

Копья имели железные наконечники различных форм (длиной до 0,5 м): узкие лавролистные, широкие яйцевидные, пламевидные с вырезами по краям лезвий.

Известны и крупные боевые ножи с прямой спинкой, мощным клинком и кривым лезвием. Использовались и боевые топоры — как проушные, так и кельты.

Из оборонительного вооружения следует выделить шлемы, в ранний период бронзовые и бронзово-железные с высоким шишаком (подражание италийским), иногда богато украшенные. Затем появились знаменитые полушарные шлемы с большими полыми рогами из железа или из бронзы, иногда с инкрустациями. Щитыпредставляли собой погрудные деревянные эллипсоиды с железным умбоном-сердцевиной.

Конское снаряжение

Уздечный набор ЛК примечателен с точки зрения появления шпор (бронзовых или железных), и именно кельты были, очевидно, первоначальным источником распространения этого приспособления в Европе и далее в степях Евразии. Кроме того, использовались удила — сначала прежней (гальштатской) формы, а позднее — несколько видоизмененные и сочетающиеся с большими подвижными кольцами, продетыми в концы удил и заменяющими псалии. Кельты использовали также железные подковы.

Одежда и украшения ЛК

Судя по археологическим и письменным данным, мужчины носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины — в основном платья и плащи. Характерным элементом женской одежды являются пояса с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками.

Типичным латенским украшением являются гривны (т. н. торквесы) — бронзовые или золотые, чаще в виде массивного полого стержня с печатевидными или биконическими расширениями на концах, иногда витые или ложновитые, с антропоморфными и зооморфными завершениями. Широко распространены и браслеты — как стеклянные литые (широкие и гладкие), так и бронзовые и, золотые, перевитые или с выступами на стержне, либо составленные из полусфер. Известны стеклянные бусы — желтые или синие, с белыми или синими глазками.

Многочисленны и разнообразны фибулы (золотые, бронзовые и железные). Их эволюция идет в направлении понижения дужки и удлинения фибулы, в направлении упрощения конструкции. В раннее время фузулы украшаются зооморфно и геометрически, инкрустируются кораллами.

Сосуды ЛК

Керамика ЛК делалась в большинстве своем на гончарном круге. Это как чернолощеные высокие горшки с серебристой поверхностью, так и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода ЛК типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью -как геометрической, так и сюжетной — с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых — таких как кувшины с клювовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.

Орудия труда и хозяйство

Орудия труда ЛК в основном железные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, а также плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать плодородные, но тяжелые аллювиальные почвы. Известны также серпы, косы пружинные ножницы (изобретены одновременно в Галлии и Италии).

Основой латенской экономики было плужное земледелие. Культивировались пшеница, ячмень, просо, овес, который Западной Европе ранее всего был освоен именно носителями ЛК. Скотоводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбы. Разводили крупны рогатый скот, свиней, овец и лошадей.

Высокое развитие черной металлургии засвидетельствован остатками сыродутных печей — как примитивного типа в склона; холмов, так и более сложных — с глиняными стенками, обложенными камнем снаружи. Развивается техника кузнечной сварки практикуется цементация. Известно до 70 видов кузнечных изделий ЛК.

Монетное дело

С III в. до н.э. появляются первые кельтские монеты (золотые серебряные и бронзовые). Первоначально это были грубые подражания македонско-греческой монете (статерам Филиппа II Македонского и статерам его сына Александра). Постепенно греческие надписи утрачиваются, греческие имена сменяются кельтскими, написанными греческими буквами, фигуры стилизуются, а затем появляется чисто геометрический рисунок (линии, точки и т.д.). Позже началось подражание римской монете, и наконец появилась оригинальная кельтская монета, с изображениями кабана, воина, свернувшегося дракона, хищника, торквеса, с именами местных вождей, переданными латинскими буквами.

Искусство

В рамках ЛК нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и культовая монументальная скульптура.

Формируется особый, латенский стиль в художественном ремесле и искусстве, возникший на базе позднегальштатских традиций и под влиянием греческих и этрускских мотивов. Для этого стиля свойствен тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами. Орнаментальные приемы различны — это и гравировка по металлу (зеркала), и рельеф (торквесы), и инкрустация коралловая и эмалевая (латенская эмаль — темно-красная, покрывает многие изделия из металла).

Замечательна латенская скульптура — как монументальная каменная, так и менее масштабная металлическая. >то полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфны и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.

Религиозные представления

создателей ЛК известны как по письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ. Это деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые или многоугольные в плане, с идолами посередине. Известны и священные места, огражденные оградой, забором, рвом отмеченные деревом или столбом и маркируемые множеством дарственных предметов. О человеческих жертвоприношениях свидетельствуют стелы с изображением мертвых мужских голов. Известны ниши с человеческими черепами в стенах храмов — это соответствует свидетельствам Цезаря о массовых жертвоприношениях и данным Страбона о культе мертвой головы у кельтов.

Пантеон кельтов — основных создателей ЛК — реконструируется в основном по данным Цезаря, но все же представлен и в археологических материалах. Так, с упомянутым в письменных источниках Цернунносом — богом изобилия — исследователи отождествляют мужское божество с оленьими рогами на культовом кельтском котелке из Гундеструпа (Ютландия). Изображения бога с колесом (или с молнией) связываются с Тараннисом соответствующим римскому Юпитеру. Кроме того, археологически прослежены хтонический культ богини-матери и культ Эпоны -богини лошадей. Известно более 30 каменных статуй некоего мужского божества, сидящего «в позе Будды», а также статуя двуглавого бога.

О солярном культе свидетельствует множество соответствующих символов, таких как круги, колеса, спирали и др. Возможно, с пережитками тотемизма следует связывать необыкновенную популярность у кельтов кабана (вепря, отображенного в скульптуре, в монетных изображениях, в качестве клейм на клинках мечей, а также в погребальном ритуале (массовая практика помещения частей туш и целых туш в могилы, а также наличие специальных захоронений кабанов).

Общая характеристика

В первых веках I тыс. до н.э. в евразийских степях протянувшихся от Дуная до Монголии, произошел повсеместный переход к кочевому скотоводству и сформировались новы, археологические культуры, которые, при всем своем многообразии, являются составными частями единой культурно-исторической общности (КИО), условно именуемой «скифо-сибирский мир».

Основным отличительным признаком скифо-сибирской КИС является наличие у создавшего ее населения специфического комплекса вещей — так называемой «скифской триады» Составляющие триады — это сходные формы 1) оружия, 2) конского снаряжения и 3) специфического зооморфного прикладного искусства, которое условно называется «скифским (скифо-сибирским) звериным стилем».

При этом в каждом отдельном регионе «скифо-сибирского мира» существовала индивидуальная кочевническая культура, со своим вариантом «скифской триады», связанная с конкретными историческими и природными условиями и соответствующая конкретному этносу или группе этносов. Собственно же скифам, их ближайшим родственникам и подчиненным им племенам принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала — Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ.

Единая скифо-сибирская КИО сформировалась под влиянием следующих факторов:

• сходная среда обитания (степь) и одинаковый "уклад жизни данных культур — кочевое скотоводство (исключение составляет такой компонент скифо-сибирской КИО, как оседлая тагарская культура на Среднем Енисее), определившие близкий уровень социально-экономического развития и сходную политическую систему («военная демократия», перерастающая в раннеклассовое общество);

• мобильность кочевых народов, приводившая к быстрому установлению контактов между культурами данной общности, что усиливалось отдельными крупными степными миграциями (в основном направленными с востока на запад). Это обусловило быстрое распространение по всему поясу степей различных инноваций и, прежде всего, элементов «скифской триады» вооружения и конского снаряжения — важнейших компонентов материальной культуры воина-кочевника, — а также изображений «зверином стиле», преимущественно украшавших именно эти категории вещей.

• общая генетическая подоснова культур «скифо-сибирского мира», связанная с культурами эпохи поздней бронзы — срубной андроновской; соответственно скифо-сибирские культуры были преимущественно ираноязычными и в основном европеоидными. Надо сказать, что отдаленные истоки и корни этого явления можно видеть и в еще более ранних, чем срубно-андроновские, культурных контактах, а именно в связях между древнейшими скотоводами бронзового века — создателями ямной и афанасьевской культур.

Дата большинства культур скифо-сибирской общности: VII — III вв. до н.э.

Погребения

Основную информацию о классической скифской культуре на всем протяжении ее существования дают погребения и погребально-поминальные комплексы.

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, в конструкцию которых могут также входить дерево, камень, камыш. Как правило, захоронения совершались в ямах, но известны и случаи сооружения склепов на уровне горизонта. Кроме простых ям, хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах и каменных склепах. В раннее время у скифов, при наличии самостоятельных подкурганных захоронений знати, преобладают впускные погребения в курганные насыпи предшествующих эпох. Со временем сооружается множестве собственно скифских курганов.

Господствует трупоположение (ингумация), что характерно для всех культур эпохи раннего железного века в степях Евразии Погребенный, как правило, лежит на спине в вытянутом положение хотя есть и случаи сгибания ног в коленях — вследствие чего они падают налево/направо. Большинство погребенных обращены головой на запад, меньшинство на восток и в других направлениях.

Крайне редко практикуется кремация на месте — сожжение покойного вместе с деревянной гробницей (главным образом в причерноморской лесостепи). В той же лесостепи известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы.

В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (в основном это кости мелкого рогатого скота). Человеческие погребения могут сопровождаться конскими. Кроме того, погребения знати могли содержать также захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

Древнейшие из крупных скифских захоронений по данным на сегодняшний день относятся ко 2-й пол. VII в. до н.э. — это Келермесские и Краснознаменские курганы на Северном Кавказе и Мельгуновский (Литой) курган в Поднепровье. Наиболее значительные погребальные памятники скифской и родственной ей скифообразной культуры в VII-VI вв. до н.э. находятся на Северном Кавказе и в лесостепном Северном Причерноморье. Затем, примерно с рубежа VI-V вв. до н.э. центр культур скифского типа перемещается в северопричерноморскую степь. Именно здесь, в Нижнем Поднепровье в IV в. до н.э. сооружаются невиданные ранее по масштабам и богатству курганы вождей и аристократии, получившие название Царских. Среди последних наиболее грандиозны курганы: Солоха, Чертомлык, Огуз и Александропольский. Возможно, они действительно содержали погребения царей, в т.ч. упомянутых в греческих источниках.

Одновременно культура лесостепного Северного Причерноморья сохраняет скифский облик до рубежа IV-III вв. до н.э., тогда как на Северном Кавказе черты собственно скифской культуры в V-IV вв. до н.э. стираются, что, видимо, свидетельствует об ассимиляции скифов на данной территории местными оседлыми племенами меотской и кобанской культур.

Поселения

В степи, где жили собственно скифские кочевые группы, использовавшие кибитки и юрты, до конца V в. до н.э. почти не было скифских оседлых поселений, исключая Елизаветовское городище на Нижнем Дону и несколько небольших поселений с круглыми и четырехугольными землянками. Действительно крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (S = 1200 га), функционировавшее в конце V — начале II в. до н.э. и защищенное почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи — земляными валами и рвами. Цитадель городища была дополнительно защищена валом, подпиравшим стену из сырцового кирпича, а также каменной стеной с внутренней забутовкой. Жилищами на городище были четырехугольные землянки и наземные дома (овальные и четырехугольные) со стенами из вертикально врытых бревен, с двускатной крышей и глинобитным очагом. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и черной металлургии.

В поднепровской лесостепи, где жили подчиненные скифам оседлые племена, было много городищ, самым большим из которых являлось Бельское городище на р.Ворскле конца VII — начала III в. до н.э. Это крупнейшее восточноевропейское городище того времени (площадь более 4000 га). Оно было укреплено рвами, мощными валами и деревянными стенами и являлось важнейшим торгово-ремесленным центром.

Вооружение

Наступательное

Широко распространены железные колющие мечи и кинжалы -так называемые акинаки. По характеру навершия и перекрестья, по форме ножен они были сходны по всему скифо-сибирскому миру от Дуная до Центральной Азии и различались лишь в оформлении и в материале (у скифов и их ближайших соседей акинаки делались из железа, тогда как восточнее до середины I тыс. до н.э. они часто были бронзовыми).

Типичный скифский акинак изначально имел навершие в виде бруска с четкими углами, но со временем стали популярны также и антенное (порой когтевидное), и овальное навершия. Перекрестье «почковидное», бабочковидное или подтреугольное. Часто рукояти и ножны акинаков украшались в скифском зверином стиле, а наиболее дорогие из них — также мотивами греческого и переднеазиатского искусства.

Лук — основное оружие дальнего действия у скифов. Скифский лук особый — сигмавидный, длиной от 60 см до 1 м. Он сложный, состоящий из деревянных частей, сухожилий, накладок из кости, рога и коры. Стрелы (длиной 60–70 см) имели наконечники с втульчатым креплением. Наконечники делались в основном из бронзы (гораздо реже — из железа и кости); бронзовые наконечники были сначала двухлопастными массивными, часто с шипом, позднее -трехлопастными, сначала массивными, а затем узкими и высокими. Лук и стрелы носились в колчанах или специальных футлярах — так называемых горитах.

Топоры боевые, или секиры, были железными и имели, как правило, длинный обушок и неширокое лезвие. Применялись также топоры-клевцы с киркообразным обушком и секировидным лезвием.

Копья имели длину 1,7–2,2 м, изредка до 3 м. Их наконечники делались из железа и были сначала удлиненно-лавролистные, позднее более широкие остролистные.

Оборонительное

Основу скифского доспеха составлял панцирь, имевший чешуйчатую структуру: использовались бронзовые и железные пластинки, нашивавшиеся на кожаную основу. Панцирь служил как минимум для защиты груди, как максимум всего корпуса, включая руки и ноги. Применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами.

Шлемы — один из важнейших видов скифского доспеха. В раннее время это были бронзовые полусферические каски с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуг над бровями. Позднее широко применялись башлыкообразные чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе, а также греческие шлемы, которые порой переделывались скифскими мастерами.

Щиты были кожаными прямоугольными (со скругленными углами), а также деревянными овальными.

Конское снаряжение

Удила в ранний период имели стремечковидное оформление внешних петель, делались из бронзы или железа и соединялись с трехдырчатыми псалиями из тех же материалов или из кости. Затем их сменили кованые железные удила с загнутым внешним концом соединявшиеся с двудырчатыми псалиями из железа или бронзы. Для крепления уздечных ремней служили уздечные бляхи, использовались также нащечники, налобники и наносники, часто оформленные в скифском зверином стиле.

Сосуды

Керамика в скифской культуре лепная. В основном это сфероподобные сосуды — кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. Известны также деревянные полусферические ритуальные чаши с золотыми обкладками. Основные металлические сосуды: крупные бронзовые котлы, отлитые в одноразовых глиняных формах; кубки золотые, серебряные и электровые (сплав золота и серебра).

Одежда и украшения

Мужчины, как правило, носили штаны и куртки, мягкие сапожки и башлыки, женщины — длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей украшалась множеством золотых нашивных бляшек. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Зеркала

бронзовые литые. Самые ранние с обратной стороны имеют вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре в виде петельки или двух столбиков, увенчанных бляшкой. Затем появились зеркала «ольвийского типа» с длинной боковой бронзовой ручкой, а еще позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками.

Навершия

шестов погребальной повозки или погребального ложа в основном были бронзовые литые, с прорезными погремушками, либо с подвешенными колокольчиками. Они обычно увенчивались головой или фигурой животного.

Зооморфное искусство

Скифский звериный стиль характеризуется определенной унификацией образного репертуара на всем огромном пространстве скифо-сибирской КИО от Дуная до Южной Сибири: это четыре основных группы персонажей: копытные, хищники, птицы и фантастические (синкретические) зооморфные существа. Этим персонажам присущ строго определенный набор символических поз. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам. Скифский звериный стиль имеет декоративно-прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.

В данном искусстве отразились культ солнца, огня, коня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирской КИО (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) — отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Антропоморфное искусство

Характерной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирской КИО, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

Искусство

у савроматов представлено главным образом звериным стилем. Он имеет здесь свои особенности:

Основные предметы, декорируемые в зверином стиле — это каменные алтарики на ножках, костяные и роговые ритуальные ложки, клыки, костяные блюда, костяные пластины, бронзовые уздечные бляхи, навершия акинаков.

Излюбленный у скифов образ — олень — здесь почти не встречается. Известен лось, но наиболее популярен волкоподобный хищник с треугольными зубами. Также специфически местным, преимущественно приуральским образом является двугорбый верблюд.

Пазырыкская культура

Дата: VI-III вв. до н.э. Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана.

Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах (следовательно, дома могли быть бревенчатыми, брусковыми и из досок), а летом люди жили в берестяных юртах, чумах, повозках и в войлочных жилищах.

Хорошо изучены погребения. Это малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, один за другим, образуя меридиональные и широтные цепочки родовых могильников.

Курганы рядовых общинников имеют каменно-земляную насыпь. Под ней чаще находится обложенная камнем яма. Простейший мужской инвентарь — оружие, женский — нож и зеркало; и у тех, и у других встречаются сосуды и кости барана.

Более богатые курганы чаще имеют каменную насыпь, по которой находится большая яма. Среди этих курганов выделяются богатейшие родовые кладбища царского масштаба — Пазырыкские курганы и другие курганные группы. Это курганы высотой 2–4 м, диаметром 50 м и более. Все органические вещества в этих могилах оказались в сохранности благодаря уникальному явлению -образованию под этими насыпями линзы вечной мерзлоты. Основу погребения составляла квадратная яма, которая имела стороны до 7 м, глубину от 4 до 7 м. В южной части ямы сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24 кв.м и высотой от 1,2 до 1,9 м. Сруб чаще имел двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол, иногда застланный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумии одного человека или двух (мужчины и женщины). Рядом с саркофагом помещались сосуды с погребальной пищей, ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались взнузданные и оседланные кони и погребальные повозки. Толстые столбы, стоявшие по три вдоль северной и южной стен сруба, поддерживали три мощные балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь.

Курганы пазырыкской культуры содержали замечательные изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть этих вещей была произведена на месте, часть — импортирована из Ирана и Китая. В целом вещевой комплекс пазырыкской культуры полностью вписывается в рамки «скифской триады».

К недавно открытым замечательным памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане 3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995 г.). Эти мумии покрыты татуировкой, как и одна из мумий из пазырыкских курганов (раскопки 1948 г.).

Тагарская культура

Ареал: степи Среднего Енисея и лесостепь до Красноярска.

Дата: VIII (VII?) — начало III в. до н.э.

Хотя тагарской культуре присуща «скифская триада», у нее есть две важные особенности по сравнению с остальными культурами скифо-сибирской КИО:

1. Ее создателями являются оседлые земледельцы с пастушеским или отгонным скотоводством. О земледелии свидетельствуют: многочисленные находки серпов; прослежены оросительные каналы, иногда прорубленные в скальной породе; до нас дошли и пашни, состоящие из сбитых мотыгой грядок, за счет их консервации в местах, где они перекрывались курганными насыпями. Скотоводство было с сезонными перекочевками, с преобладанием в стаде коров и овец.

2. Здесь по крайней мере до V в. до н.э. известно мало железных изделий. Причина тому — высокий уровень тагарского бронзолитейного дела, расцветшего в условиях обилия сырья в этих местах и как следствие богатой традиции предшествующей карасукской культуры. Известны тысячи тагарских бронзовых вещей, в том числе украшенные в зверином стиле.

Поселения

ранее были практически неизвестны в силу незначительности культурного слоя. В последние годы выявлен ряд городищ, имеющих вал и ров. В основном это городища-убежища, но были и постоянно заселенные. Были и неукрепленные поселения, размещавшиеся на естественных террасах. Жилищами служили глубокие землянки и полуземлянки, реже наземные жилища. Их стены строились из глины и камня, но были и деревянные срубные конструкции — это бревенчатые рубленые прямоугольные дома с четырехскатными крышами. На наличие последних указывают петроглифические изображения таких срубов, относящиеся к концу тагарской эпохи.

Погребения

Для тагарской культуры характерны невысокие земляные курганы, всегда окруженные прямоугольными оградками из вертикально врытых камней, с более высокими камнями по углам. На ранних стадиях курганы одиночные, позднее насчитывается до 10–20 курганов в могильнике. Более ранние могилы в основном представляют собой каменные ящики с одиночными погребениями, более поздние — срубы, ямы с бревенчатыми накатами, часто с коллективными трупоположениями (до 100 и даже до 200 человек в одной могиле).

Покойные лежат на спине, вытянуты. Инвентарь: мужчины погребены с оружием (лук и стрелы, нож, кинжал типа акинака, топоры-кельты и боевые чеканы); женщины — с ножами, зеркалами, бусами, шильями. В позднее время в могилы кладут уменьшенные модели вещей. И к мужчинам, и к женщинам в погребения клали по 2 глиняных сосуда с жидкой пищей и в качестве той же напутственной пищи — части крупного рогатого скота, реже — части лошади или овцы.

Уюкская культура в Туве

Тува — центральноазиатская территория, состоящая из чередующихся степных котловин и горных хребтов и ограниченная с севера и востока Саянами, а с юга — монгольскими степями. Продолжаются споры о том, существовала ли в Туве в предскифское и скифское время единая археологическая культура или было две последовательных культуры. Сторонники первой гипотезы именуют эту единую культуру уюкской и датируют ее VIII (VII?) — III в. до н.э. В ареал уюкской культуры, помимо Тувы, входят еще Восточный Алтай и Северо-Западная Монголия.

Основная информация о культуре Тувы этого времени связана с материалом погребений. Погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах, либо в каменных ящиках, либо в простых грунтовых ямах.

Ярчайший памятник уюкской культуры и скифо-сибирской общности в целом — курган Аржан. Это массовое единовременное захоронение людей и лошадей, совершенное на горизонте под каменной насыпью, состоящей из камней весом от 20 до 50, реже до 100 кг. Насыпь первоначально имела высоту до 3,5–4 м, диаметр до 120 м.

Под насыпью было обнаружено около 100 замкнутых бревнами четырехугольных участков, причем 70 из них образовывали четки-камеры — клети из бревен, положенных друг на друга максимум в четыре венца с оставлением просветов между ними. Из 70 камер 57 было пустых, 13 — с захоронениями. Среди этих 13 камер в одной -только люди, в девяти — только лошади, в трех — и люди, и лошади. Всего людей 17, а лошадей ок. 160. В центре находилось захоронение двух человек — царя и царицы в двух гробах-колодах в срубе, помещенном в еще больший сруб, в рамках которого лежали 8 вельмож и 6 верховых коней. Остальные погребения были за пределами большего сруба.

Все клети были перекрыты деревянным накатом-потолком на высоте 2,5–3 м. Снаружи по периферии была построена наклонная бревенчатая стена-откос. Следовательно, первоначально вся деревянная конструкция представляла собой круглую платформу с наружными стенами, наклоненными под углом 30 градусов — т.е. плоский усеченный конус.

Вещевой материал Аржана укладывается в рамки скифской триады. Оружие, узда и звериный стиль здесь безусловно архаичны. Датировка этого грандиозного единовременного погребения колеблется, с учетом радиоуглеродных данных, в рамках VIII-VII вв. до н.э.

Ведущие формы вещей

Оружие

Вначале вооружение сарматов было сходно с скифским и савроматским, но со временем их оружие стало более совершенным. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми.

Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся массивными и длинными.

Кинжалы и мечи были железными, первоначально с серповидным навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с перекрестьем в виде узкого дуговидного или ломаного бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным/антенным навершием, а еще позже — с рукоятью-штырем без металлического навершия и металлического перекрестья. Использовались железные чешуйчатые панцири.

Узда

Сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод.

С III в. до н.э. до рубежа эр популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами с растительными или мифологическими сюжетами.

Сосуды

Керамика, как правило, делалась без гончарного круга и была круглодонной и плоскодонной. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины, среди которых встречаются и сделанные на гончарном круге.

Основные металлические сосуды у сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном и двумя вертикальными ручками.

Искусство

Замечательна торевтика сарматской культуры, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В сарматском искусстве господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами и цветной эмалью.

 

Ранний железный век в Западной и Средней Европе (начало)

Ранний железный век как культурно-технологическая эпоха в истории человечества
(общая характеристика)


Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.