Племя мери
Мери — одно из крупных финно-угорских пленён, согласно ПВЛ, участвовавшее в призвании варягов. По мнению некоторых исследователей, меря — наследники и потомки финно-угорского населения, оставившего памятники дьяковской культуры.
Территория проживания: Верхнее Поволжье и Волго-Клязьминское междуречье.
Хозяйство и орудия
– Основа хоз-ва — животноводство и земледелие. Стадо домашнего скота состояло из свиней, лошадей и крупного рогатого скота. Земледелие имело второстепенное значение и было подсечным. Значительную роль играли охота и рыболовство;
– Находки пахотных орудий неизвестны;
– Земля после подсеки обрабатывалась мотыжками;
– Из других орудий известны находки слабоизогнутых серпов, каменные жернова;
– Были найдены следы кузнечного и ювелирного ремёсел (железные крицы, наборы кузнечных и слесарных наборов — клещи, зубила, ювелирный молоток, глиняные льячки, литейные формы);
– Обнаружены многие предметы вооружения — наконечники стрел, втульчатые наконечники копий, мечи каролингского типа, фрагменты кольчуг и шлемов;
– Характерные орудия труда — пластинчатые кресала и железные втульчатые топоры-кельты.
Памятники
· Основной тип поселения — селища, расположенные на берегах небольших рек и озёр;
· Прослежено расположение мерянских селищ т.н «гнёздами». Наибольшая их концентрация обнаружена в окрестностях о.Неро под Ярославлем и вокруг Плещеева озера;
· В нескольких случаях поселения располагались на городиах дьяковской культуры (Мало-Давыдовское городище в Ивановской обл.);
· Наиболее исследованный памятник — Сарское городище в излучине р.Сары. Это городище считается центром одной из групп мерянских племён. Древнейшее поселение возникло здесь еще в VII в. на гряде и было укреплено двумя валами. К X в. поселение разрослось до 2 га и имело 3 оборонительных вала, к городищу вплотную примыкал грунтовый могильник;
· Были найдены остатки наземных построек с углублёнными полами и несколько полуземлянок. Характерны очаги из небольших валунов. Вероятно, что возводились и столбовые постройки;
· Отмечается регулярность планировки центра площадки городища
· Найдено несколько небольших кладов восточных монет IX в.
· Типичными для мери были грунтовые могильники с биритуальным обрядом
· Сожжения проводились на стороне, урны не использовались. Трупоположения характиеризуются северной ориентировкой. Для мужских погребений обычны находки ножей, кресал, топоров и копий, для женских — шейных гривен, ожерелий из стеклянных бус, перстней, проволочных височных колец, «шумящих» привесок и подвесок в виде коньков;
· Довольно часто встречается лепная керамика — приземистые сосуды, без орнамента;
· Бытовые предметы представлены глиняными, костяными и каменными пряслицами, костяными проколками, железными ножами и тд.
· В IX в. начинают проникать курганные захоронения, что свидетельствует о проникании сюда славянского населения.
Племя мурома
Мурома — также известное по летописям финно-угорское племя.
Территория распространения: нижнее течение р. Ока
Памятники
· Основным типом поселения были селища, относящиеся к VIII-X вв. Они обычно располагались на высоких берегах рек, в пойме которых отмечаются обширные заливные луга;
· Иногда мурома занимали уже покинутые поселения, как убежища;
· Пример муромского поселения — Тумовское селище в окрестностях г. Муром, датируется IX – началом XI вв. Площадь селища — 2 га, здесь раскопано несколько десятков построек производственного и хозяйственного назначения, а также жилищ;
· Ранние постройки представлены прямоугольными полуземлянками с каменными очагами или глиняными печами. Для поздних характерны наземные срубные дома с немного углубленным полом и глинобитной печью;
· Застройка поселений была бессистемной;
· Погребальные памятники муромы аналогичны мерянским — грунтовые могильники с биритуальным обрядом погребений. Характерно рядовое расположение могил. Для обоих обрядов форма, размер могильных ям и состав погребального инвентаря были одинаковы»
· Сожжения совершались на специальных площадках или в ямах, такие ямы обнаружены на нескольких могильниках (Безводинский, Муромски);
· На погребениях сожженных костей, поверх останков выкладывали погребальный инвентарь. В таких могилах оружие и удила располагались севернее или южнее кремированных останков, в соответствии обряду и порядку расположения погребального инвентаря;
· Мужские погребения сопровождались ножами, кресалами, топорами-кельтаим. Погребения с лошадьми выделяются богатством инвентаря — наконечники стрел, копий, иногда — мечи. В них отмечаются и заупокойные дары в виде женских украшений;
· Женщины погребались с полным набором украшений, обычно бронзовых. В состав женского убора входил головные венчики, височные кольца, гривны, подвески, накосники, браслеты и перстни. Погребениях X в. женщины покрыты такими украшениями с головы до ног;
· Материал погребений указывает на социальное и имущественное расслоение муромского населения.
Ассимиляция муромы проходила быстрее, чем мери. К XII в. мурома была почти полностью растворена славянами.
Вопрос 18. Сельское население Древней Руси X - XIII вв. (племенные союзы, селища, курганы, хозяйство и материальная культура).
Племенные союзы (с севера на юг): ильменские словене, кривичи псковские, кривичи, вятичи, дреговичи, радимичи, волыняне, древляне, поляне, северяне, хорваты.
Селища.
Селище- погост, весь, село, слобода. Располагалось по краям приречных террас, на дюнных всхолмлениях или естественных грядах, удаленных от края берега, на мысах. В лесной полосе площадь - от 0,5 до 2 га, в лесостепной- 2-3 га. Две тенденции: к уменьшению площади селищ и увеличение количества селищ. Культурный слой обычно небольшой и часто перепахан в позднее время. 2 типа планировки жилищ: кучевая и прибрежно-рядовая. Поселения состояли из 3-7 дворов. Население не превышало 50 человек.
Для лесной зоны характерны наземные срубные постройки с печами-каменками, а для лесостепной- полуземлянки со стенами столбовой или срубной конструкции, с глиняными печами или печами-каменками. В XII в. распространение получают срубные жилища. Сельские постройки не отличаются от городских. Отличие состоит в том, что на селищах отсутствуют постоянные ограды дворов, мощение улиц. Селища располагаются на наиболее плодородных землях.
Курганы.
Обычай возводить курганы сохранился до XIII в. Три разновидности обряда трупоположения: на горизонте (на поверхности земли), в ямах под насыпью, в насыпи. В лесной зоне первоначально господствует трупоположение на горизонте, иногда сохраняются ритуальные кострища- следы очищающего огня. Ориентировка погребений с конца X в.- головой на запад, иногда- на восток. С XI века становится известным славянский женский убор, кто помогает по височным кольцам определить расселение отдельных восточнославянских племен.
Южные территории (полыняне, волыняне, дреговичи): редкие металлические подвески к ожерельям и стеклянные бусы, простые проволочные кольца с сомкнутыми концами, небольшие височные кольца с тремя бусинами из металла.
Северяне: проволчные спиральные височные кольца (2-3 штуки), небольшие ожерелья из стеклянных бус с одной-двумя металлическими привесками, бронзовые браслеты и перстни, налобные металлические венчики, ножи, кресала, глиняные горшки и деревянные ведра.
Северные территории (кривичи, вятичи, частично радимичи): много металлических предметов, женские семилопастные кольца, витые гривны, ожерелья из хрустальных, сердоликовых, стеклянных бус, браслеты и перстни, ножи, ножницы, серпы, кочедыки для плетения сетей, гончарные сосуды в ногах умерших, иногда- христианские образы.
Радимичи: ожерелья из мелких стеклянных бус с монетовидными привесками, бубенчиками, лунницами, крестиками, бронзовые и серебряные браслеты и перстни, шейные гривны с розетками на заходящими друг за друга концами, змеиноголовые бронзовые браслеты, глиняные сосуды и деревянные ведра (мужские погребения).
Кривичи: височные проволочные браслетообразные кольца с завязанными кольцами, ожерелье из бус и металлических привесок, сердоликие и золоченные стеклянные бусы, привеска в виде плоского конька, мелкие бубенчики, подковообразные бронзовые и железные фибулы, головные спиральные венчики, звездообразные пряжки, подкладка деревянных дощечек под голову, топоры и копья.
Новгородские словени: ромбощитковые височные кольца, перстнеобразные и трехбусинные кольца, тонкие пластинчатые головные венчики, венчики из парчовой ленты с нашитыми бляшками, небогатые ожерелья из стеклянных бус, бронзовые браслеты разной формы и фибулы, ножи и глиняные сосуды.
Во многих курганах находят пережитки язычества: кости принесенных в жертву животных, амулеты-обереги из бронзы.
Хозяйство.
Земледелие- плужная система. Основные инструменты: серп (киевский и новгородский типы) и соха с сошником, наральником и лемехом, а также лопаты, грабли, мотыги, вилы. Основные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, лён, конопля, тыква, капуста, огурцы, свекла, морковь, яблоня, вишня, овёс. Юг-перелог, север-подсека.
Скотоводство: крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы, птица.
Вопрос 19. Древнерусский город X-XIII вв. (происхождение, фортификация, планировка, жилища, культовые сооружения).
«Град» или «город»- укрепленное поселение. Города возникают в конце IX- начале X веков как торговые и административные центры. Градообразование- показатель феодализации. В середине X века только Киев и Новгород можно назвать городами, в начале XII века городов насчитывалось 44, а к 30-м годам XIII века- 75 городов. Городовая иерархия: столицы самостоятельных княжений (10 городов)-столицы удельных княжений (35 городов)-центры округов-волостей, малые города, крепости (30 городов). Древнерусский город был административным, военным, идеологическим, торговым, ремесленным и культурным центром.
Фортификация.
Основа- деревянные укрепления, ров и вал. Рубились клети в несколько венцов для поддержки вала, которые заполнялись землей изо рва. По гребню вала ставили частокол или рубленые конструкции с ходами и бойницами, на опасных участках рубились глухие башни. На пересечении вала с главной улицей ставились воротные башни. К ним подходили мосты, иногда - подъемные. В крупных городах строились каменные укрепления, хотя это было исключением («Золотые ворота» в Киеве и во Владимире, каменные башни в Изборске и Ладоге).
Внутригородская планировка.
Она была регулярной, в основе - улично-усадебная система. Улицы соединяли важнейшие части города: княжескую резиденцию, епископский двор, соборные площади, торг и проездные ворота. Также существовали внутригородские укрепления. Улицы мостились деревом.
Городские дворы-усадьбы располагались вдоль улиц и ограждались частоколами, которые были стабильны. Выделяют три вида усадеб: крупномерные (до 1500 кв. м) с хоромами, маломерные (125-120 кв. м) и средние (400-600 кв. м). На севере дома рубленные, поставленные на подклёт. На юге дома заглублены в землю с каркасно-столбовой конструкцией.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 423.