Вопрос 21. Памятники Хазарского каганата (салтово-маяцкая культура VIII-X вв.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Территория Хазарии: степь и лесостепь от Волги до Приазовья и Крыма, от верховьев Северного Донца и Дона до предгорий Кавказа. В первой трети VIII в. добавились Прикубанье, часть причерноморских степей и Крыма.

Хазарский каганат сформировался в последней четверти I тыс. н.э. (связано с развалом Тюркского каганата в 30-х гг. VII в.).

С первой трети VIII в. – столкновения с арабами, пытавшихся закрепиться в Восточном Закавказье, степном Дагестане. Æ движение аланских племён.

737 г. – арабы побеждают хазар, разоряют города, но каганат разрушен не был (существовал ещё 200 лет до разгрома русских дружин).

Салтово-маяцкая археологическая культура (СМАК) датируется концом VIII – первой

Локальные варианты культуры: · Памятники лесостепи · Памятники степи
половиной Х в. Культура включает в себя разные этносы:

  • Ираноязычные аланы
  • Тюркоязычные болгары
  • Тюркоязычные хазары
Памятники лесостепного варианта Памятники степного варианта
бассейн Северного Донца и Среднего Дона Приазовье, Средний Дон, Кубань
· Городища с остатками белокаменных или сырцевых стен · Селища · Катакомбные могильники · Городища с земляными укреплениями · Селища · Стационарные и сезонные кочевья · грунтовые могильники с ямными захоронениями
Аланы, хотя могли и присутствовать тюрки-болгары Болгары

Культура Хазар

  1. Курганы с ровиками

Расположение: Дон, Нижнее Поволжье, междуречье Волги и Дона, калмыцкие степи.

Хронология: VIII – первая половина Х в.

Характеристика:

· Погребения в грунтовых ямах с подбоем на четырёхугольной или круглой площадке, которую ограничивает ровик-канавка, а потом сверху насыпался курган.

· Канавка заполнялась остатками жертвоприношений в виде костей мелкого и крупного рогатого скота.

· В могиле - Трупоположение, вытянутое на спине + лошади или их чучела (черепа и кости конечностей) + напутственная пища + глиняная посуда + предметы вооружения (сабли, луки, кистени) + богатый поясной и сбруйный набор + византийские золотые монеты (урочище Кривая Лука в Поволжье, Веселовский могильник на Нижнем Дону (Россия).

  1. Городища, селища, грунтовые могильники

Расположение: между Каспием и Кавказским горным хребтом, степи и предгорья от р. Терек до Дербента (ядро формирования Хазарского каганата)

Хронология: вторая половина VII-VIII вв.

Характеристика:

· Городища крупные (от 30 до 120 гектаров) с сырцово-глинобитными или каменно-глинобитными стенами, башнями, рвами и выделенными цитаделями.

· Вблизи городищ – небольшие селища и грунтовые могильники с катакомбными, ямными, подбойными (редко) захоронениями и подкурганными погребениями, также совершёнными в ямах и катакомбах.

Чир-юрт – городище (возможно, последующий Беленджер, первая столица Хазарии).

· Оборонительная стена с башней – камень и сырцовый кирпич, переложенный слоями камыша (антисейсмический приём).

· На городище и селища – глинобитные жилища, поставленные на каменные цоколи, выложенные в «ёлочку» (антисейсмический приём).

· Более 160 насыпей образуют несколько скоплений Æ большие курганы в окружении малых. Курганные насыпи (возможно, хазар-язычников) перекрывали дромосы, ведущие в катакомбное захоронение (на слое угля и камышовой подстилке). Были сабли, копья, стрелы, луки, сёдла, сбруйные и поясные наборы, различные украшения (многое было разграблено), несколько золотых византийских монет (как подвески, украшения).

Поселения СМАК

Четыре типа поселений:

·

Располагались по коренным берегам рек или первых надпойменных террасах
Селища

· Городища

· Кочевья

· Города[1]

Селища – занимают наиболее удобные и давно обжитые надпойменные террасы, или участки берега, окружённые оврагом, выходящими в пойму.

Городища – расположены на мысах коренного берега, или на заброшенных городищах раннего железного века (там были рвы и валы, которые использовались салтовцами).

Городища, построенные салтовцами делятся на 2 типа:

· С земляными укреплениями (вал, ров)

· С каменными и сырцовыми стенами (замки и сторожевые/опорные крепости)

Начали возникать в IX в. в северо-западных, пограничных со славянами, границах каганата.

Черты городищ СМАК:

· Правильная форма (чаще, прямоугольная, но встречаются и треугольные[2])

· Возведение стен без фундамента на древней поверхности или на материковом грунте

· Иногда выделяется цитадель[3] (Маяцкое, Дмитровское, Верхне-Салтовское и др.)

· Панцирная техника возведения стен (стена формируется из внешнего и внутреннего каменного панциря, сложенного без раствора, а внутри – мелкие камни, которые могли связывать глиной) или стены их камней или сырцового кирпича, связанный глиной.

· Возможно приглашали при строительстве византийских специалистов (правильная форма крепости, использование связующего известкового раствора) – 833 г. – Саркел, где приглашают византийских инженеров.

Города (Итиль, Семендер, Белинджер, Саркел)

Саркел (рус. Белая Вежа) – самый археологически хорошо исследованный город.

Расположен на Левобережье Дона. Первоначально обслуживал торговые караваны и служил местом сбора торговой пошлины.

· Прямоугольная крепость, ориентированная углами по сторонам света.

· По углам и вдоль стен – квадратные башни, 2 из которые - воротные.

· Юго-западная часть – цитадель, отделённая стеной.

· Внутренние и внешние стены из обожжённого кирпича, без фундамента (не свойственно для византийской традиции).

· Площадь – ок. 21 га.

· Выделяют 3 периода: два из них относятся к хазарам (IX-X вв.), последний – древнерусский.

1 период (IX в.) Два караван-сарая, построенные внутри основной части крепости + 5 полуземлянок с каркасными стенами из жердей (2 из них – жилые, где в центре – очаг; 2 – производственные помещения, где нашли глину и остатки гончарного круга; 1 – кузница, где найдены остатки горна, шлак, криц, железные поделки). Также найдены гончарная мастерская и гончарная печь, несколько железоплавильных горнов.
2 период (Х в.) Возникает большое количество мелких жилищ (полуземлянки с открытыми очагами в центре; наземные с глинобитными полами и дощатыми стенами, обмазанными глиной с очагов в центре и печью в углу). Часть кирпичных построек была разобрана и из них выстроена заново. Караван-сарай стали жилыми. Æ Саркел – небольшой городок-крепость.
3 период В 965 г. Святослав разрушил и сжёг город. НО он существовал до XII в. Остатки полуземлянок и наземных построек, а также привозной тарной и столовой поливной керамики (из Крыма и Византии), круговой посуды (хазарский период), лепной, богато орнаментированной печенежской посуды, типичных древнерусских горшков с линейно-волнистым орнаментом Æ работали не только русские мастера, но и приезжие. Процветали также ювелирное искусство, косторезное, кузнечное и железоплавильное производство. Наличие могильников Æ разноэтнический состав населения.

Кочевья – сезонные стойбища населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. Располагались на надпойменной террасе. Бедны находками. Застройка хаотичная, иногда типа «курень»[4].

Жилища

временные стационарные
юрты (следы – круглые, четырёхугольные площадки с ямками от кольев по периметру + следы очага) прямоугольные, наземные и полуземлянки, с очагами в центре. Стены чаще всего из дерева, обложенные сырцовым кирпичом.

Религия

Культ огня, молнии, священного дерева, коня и др. Æ смесь религиозных воззрений, населявших Хазарию.

80-е гг. VII в. – один из правителей Хазарии принял христианство – не получило распространения.

В начале IX в. – каган и его окружение приняли иудаизм, но часть населения проповедовало язычество (большинство), ислам (мусульманские погребения IX в. у городища Маяки), христианство (христианская часовня VIII в. на территории курганного могильника Чир-Юрта).

Погребения

Группа 1. Трупоположение

Катакомбы Ямные могильники
аланское население (лесостепь) тюркские племена (степь)
Одиночные, парные или коллективные (до 10 погребений – семейные усыпальницы) Погребения в обычных продолговатых и круглых ямах, в подбоях. В ямах вдоль длинных сторон оставлялись заплечники[5]. Дно посыпалось углём и выстилалось камышом.
М – вытянуто на спине, Ж – скорченно на боку, М+Ж – посыпаны углём Вытянуто на спине.
· Глиняные сосуд (напутственная пища и питьё) · М – вооружение (слабоизогнутые сабли, палаши[6] (1,2), боевые топоры-чеканы (3), стрелы (4,5), иногда с остатками колчанов (11) и луков), наконечники копья (6), поясные наборы (пряжка – 7, рис 2. - 10) с золотыми и серебряными бляхами[7] (рис. 2, 9), снаряжение боевого коня (удила (8), уздечный набор, стремена (9-10), остатки сёдел). · Ж – ножницы, бронзовые зеркала в виде круглого диска с ручкой в центре обратной стороны (11), копоушки[8], ногтечистки, туалетные пинцеты, украшения (серебряные и бронзовые серьги (1), перстни (6-7) со стеклянными вставками, бронзовые и железные браслеты, разноцветные стеклянные и хрустальные бусы. ИНОГДА – могилы с вооружением Æ женщина прославилась как воин. · М+Ж – ножи и небольшие железные прямоугольные втульчатые мотыжки, подвески-амулеты (3-5) («солнечные амулеты», подвески с изображением птичьих головок и вписанными в круг грифонами или фигурками всадников, птиц, лошадей (8), миниатюрные зеркала, подвески из костей животных). · Дети – предметов почти нет Погребальный инвентарь не характерен. М – редко оружие Ж+дети – серьги, браслеты, перстни. В головах или ногах - 1-2 сосуда + куски напутственной пищи (кости коровы, барана, свиньи и редко – лошади)
«Поминальный» комплекс или тризны. Рядом с дромосом копали круглую яму, куда клали остатки тризн в виде сосудов (целых и разбитых) + кости домашних животных (коровы, козы, свиньи). В дромосах могли делать ритуальное захоронение коней (подогнутые ноги, голова в сторону входа в погребальную камеру).  
Аналогии в катакомбных могильниках Северного Кавказа Аналогии в культуре Волжской и Дунайской Болгарии

Дата: 2018-12-21, просмотров: 405.