Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры. 3
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Археология

(Средневековье)

 

Создано группой «Конспект МАСТЕР»

 

Оглавление

Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры. 3

Вопрос 14. Раннеславянские культуры: пражско-корчакская и пеньковская. 15

Вопрос 15. Восточнославянские племена Приднепровья и Подонья: Лука-райковецкая культура, Роменская и Боршевская культуры . 20

Вопрос 16. Расселение восточных славян в лесной зоне. Длинные курганы и сопки. 26

Вопрос 17. Финно-угорские племена Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья. Культура племен меря и мурома. 30

Вопрос 18. Сельское население Древней Руси X - XIII вв. (племенные союзы, селища, курганы, хозяйство и материальная культура). 34

Вопрос 19. Древнерусский город X-XIII вв. (происхождение, фортификация, планировка, жилища, культовые сооружения). 36

Вопрос 20. Древнерусский город Х- XIII вв. Происхождение. Архитектура. Развитие ремесла. Культура. 37

Вопрос 21. Памятники Хазарского каганата (салтово-маяцкая культура VIII-X вв.). 52

Культура Хазар .. 53

Поселения СМАК .. 54

Религия . 55

Погребения . 56

Хозяйство . 58

Вопрос 22. Племена лесной и лесостепной зоны VIII – XII вв. Салтово-маяцкая культура. Печенеги и половцы. 59

Вопрос 23. Волжская Болгария. Могильники. Культура и быт. 71

Вопрос 24. Золотая Орда. Культура и быт. 78



Средневековье

Черняховская культура.

Ареал: лесостепные районы Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморские степи к западу от Днепра, Молдова и Юго-Вост. Румыния от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Буга до Нижнего Поднепровья. Хронология: сер. 3 – нач. 5 в. н.э.

Хозяйство: земледельческо-скотоводческое. Основа – пашенное земледелие с использованием лёгкого или тяжёлого плуга. Известны находки железных наральников разных типов, железных мотыжек. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и коноплю. Для уборки урожая использовали серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На поселении Флорешты в Молдавии обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна, что составляет годовой запас для семьи из 6 человек. Для размола применяли ротационные каменные ручные жернова. На поселении Иванковцы (Украина) раскопаны остатки мельницы с двумя комплектами жерновов, расположенными в одной постройке с ямой-погребом. Скотоводство – ведущая роль у крупного рогатого скота, но разводили и мелкий, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Кости животных широко использовались для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из них также изготавливались гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Возможно, существовали даже специализированные костерезные мастерские.

Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремёсла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, втч орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник. С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Исследование состава цветного металла украшений показало две основные группы сплавов: первая близка по рецептуре изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна составу бронз, распр. в мастерских Причерноморья. Большинство украшений черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона – медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.

Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремёсел. Использовались болотные и другие руды, в частности могли использоваться залежи жел. руды в районе Кривого Рога (Украина). Отходы производства в виде шлаков найдены на многих черняховских поселениях. Черняховские мастера знали различные приёмы обработки железа и получения стали. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле – широкое использование и устойчивые сочетания технологических приёмов в изготовлении одного предмета – пакетирования, цементации, закалки.

Гончарное ремесло: было развито очень хорошо – остатки более чем на 50 селищах небольших гончарных мастерских. Напр. на поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Есть данные об использовании ножного гончарного круга. Население черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением. Кроме того, она была высокого качества. Предположительно, идея гончарного круга проникла сюда из Причерноморья, из римских провинций или была воспринята черняховцами от населения Прикарпатья, знакомого с кругом благодаря кельтскому или дакийскому влиянию.

Другие ремёсла и занятия: стеклодельная мастерская на поселении Комарово в Среднем Поднестровье, разработка месторождений туфа (камень, исп. для изготовления жерновов), добыча соли, ткачество, изготовление льняных и шерстяных тканей, деревообработка.

Поселения: подавляющее большинство – селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьёв. На плодородных чернозёмных почвах поселения достигают 20-30 га, на менее пригодных для земледелия – до 5 га. Часто селища группируются, образуя «гнёзда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки.

Жилища: полуземлянки и наземные дома. Большинство полуземлянок прямоугольные площадью 20 кв.м. Наземные постройки, одно- или многокамерные, также прямоугольные площадью 10-40 кв.м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу был очаг. По размерам и планировке среди наземных построек выделяются сооружения столбовой конструкции площадью 60-160 кв.м – так называемые большие или «длинные» дома, внутри которых выделялись жилая и хозяйственная части: жилое помещение, и помещение для содержания домашних животных, иногда разделённые тамбуром. Стены таких сооружений вероятно делались из дёрна. Крупные постройки в основном открыты на территории Зап. и Сев. Украины и Молдовы, а их прототипы хорошо известны на территории Скандинавии и Сев. Германии.

На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала черняховской культуры – наземные жилые и хозяйственные постройки, возведённые из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо», без раствора, с забутовкой внутренней части мелкими камнями.

Мысовые городища. Известны всего три мысовых городища, расположенные в юго-восточной, степной части черняховского ареала (Городок, Башмачки и Александровка – самое значительное по площади), возникшие в 4 в. н.э. – в самом конце существования культуры. Оборонительные сооружения этих городищ представляют собой земляные валы, на кот. возведены двойные каменные или деревянные стены с глиняной внутренней забутовкой, и рвы. Предполагают, что кроме валов и стен были ещё каменные башни. Конструкция всего этого близка к позднескифской или античной.

Грунтовые могильники черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалёку от них и занимают небольшую площадь. Большинство известных могильников относятся к 4 в. Погребальный обряд – биритуальность (трупоположение и трупосожжение). Оба обряда встречаются на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах, кое-где обнаружены следы тризн и культовые ямы. Трупосожжения совершались на стороне, остатки помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Встречаются как урновые, так и безурновые захоронения. Урнами служили керамические горшки, миски, в единичных случаях – деревянные шкатулки и др. вместилища (из кожи, ткани итд). Более 60% погребений безынвентарны. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, иногда обожжёнными или преднамеренно сломанными и положенными внутрь урны или рядом. С единичными урновыми трупосожжениями связаны находки предметов вооружения: втульчатых наконечников копий и стрел, ножей-кинжалов, щитов (от них сохраняются железные умбоны – центральные конусовидные бляхи), топоров, шпор, изредка находят мечи. Мечи длинные, их рукояти, как правило, не имеют наверший и перекрестий. Иногда это оружие оказывется преднамеренно испорченным.

Трупоположения совершены в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Поза – вытянутая на спине головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но есть и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который видимо совершался соплеменниками умершего. Причём погребения с северной ориентировкой оказываются разрушенными чаще. Погребения с западной ориентировкой в большинстве своём безынвентарны или содержат 1-2 предмета.

Погребальный инвентарь: украшения – стеклянные бусы, фибулы, подвески, пряжки, гребни, ножи, пряслица, сосуды с напутственной пищей, ключи, камешки, панцири черепах. Орудия труда обычно отсутствуют, оружие – редкость. Среди погребений выделяются могилы знати – глубокие большие ямы, обложенные деревом, с многочисленными предметами, пиршественными наборами с импортными изделиями.

Предметы материальной культуры: основная масса находок – фрагменты различных глиняных сосудов. Столовая посуда отличается тщательной выделкой, её украшали налепными валиками, желобками, врезными горизонтальными линиями, реже использовали каннелюры, волнистый и штампованный орнамент. Отдельные лощёные сосуды подражают привозным металлическим. Довольно часто встречаются причерноморские амфоры, в кот. привозились масло или вина. Имеются также отдельные находки красноглиняной и краснолаковой посуды, вышедшей из провинциальных римских мастерских. Интересны также тонкие глиняные кубки полуяйцевидной формы со штампованным орнаментом – местные подражания римским стеклянным сосудам. Некоторые сосуды украшались сложной системой изображений, возможно, связанных с календарными циклами и имевших ритуальное значение.

Для поседений черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда – железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, грузила для ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Вооружение редко. Многочисленны находки римских монет, среди которых есть боспорский чекан. К западу от Днестра – римские бронзовые монеты 3-4 вв., восточнее Днестра – преобладают серебряные римские денарии 2 в. Всего около 140 кладов монет найдено. Также с римским миром связывают находки стеклянных и единичных металлических сосудов.

Этнический состав: германские, скифо-сарматские, славянские, фракийские и др. элементы. Германский круг – биритуальный погребальный обряд, «большие дома», керамика вельбарских типов (есть такая культура), формы украшений и предметов быта. Сарматские и поздне-скифские черты – трупоположение в ямах с подбоями или катакомбах, отдельные формы лепной керамики, постройки из камня, помещение в погребения напутственной мясной пищи с воткнутым ножом, обычай прижизненной деформации черепа. Славяне – маленькие квадратные полуземлянки, высокий процент в керамике лепных гошков, отсутсвие крупных могильников.

Финал черняховской культуры: время появления и господства новой волны кочевников – гуннов (нашествие в конце 4 в. н.э.).

 

 


 

 

 

 

Лука-райковецкая культура

– Территория распространения: на севере — до Белорусского полесья, на юге — до р. Прут, на запеде — до верховий Западного Буга, на востоке — до Среднего Поднепровья.

– Хронологические рамки: VIII – X вв.

Хозяйство и орудия

– Земледельческое хозяйство. Распространено пахотное земледелие. Найдены зерна возделываемых культур — пшеницы, проса, ячменя. Развивались домашние промыслы — прядение и ткачество, обработка дерева и кости, бортничество. Рыболовство и охота играли, скорее подсобную роль.


В IX в появляется керамика, изготовленная на ручном гончарном круге. До этого делалась вручную. Керамика украшалась линейным или волнистым орнаментом. Круговая и лепная посуда некоторое время сосуществовали вместе. Ранние гончарные сосуды расширялись в верхней трети. Возможно, технология работы на ручном гончарном круге заимствована у жителей Подунавья и быстро освоена местным населением.

– Достаточно распространены были пахотные орудия — наральники, чересла, железные мотыги, серпы, топоры. Помимо керамики, часто встречаются предметы быта — ножи, пряслица — и оружие — наконечники стрел (железные втульчатые двушипные, черешковые листовидные и ромбовидные; наконечники копий втульчатые; двусоставные удила, шпора). Также найдены украшения: подковообразные фибулы, бронзовые поясные пряжки, перстни, браслеты, височное кольцо.

 

Памятники

– Для данной культуры характерны открытые поселения — селища, расположенные по берегам рек, в удобных для ведения сельского хозяйства местах. Площадь их незначительна, а застройка бессистемна. Позднее площадь увеличивается и могла достигать 3 га,постройки стали располагаться рядами. В IX в также начинают появляться небольшие усадьбы (несколько построек жилого и хозяйственного назначения) и иногда они образовывали отдельные группы. Тогда же увеличивается общее число городищ.

– Характерный пример поселения — Хотомельское поселение на р. Горынь (Украина). При небольшой площади (0,12 га) оно расположено на выдающейся в пойму реки возвышенности, с трех сторон окруженное низиной. Городище сооружено еще носителями Пражской культуры, но было сожженно. Городище имело овальную площадку, окруженную земляным валом. С востока и запады были сделаны дополнительные дугообразные валы и рвы. К городищу примыкало селище. Постройки, видимо, имели срубную конструкцию и отапливались глинобитными печами, либо были полуземлянками прямоугольной формы с печкой-каменкой или угловой глинобитной печью. Описанные орудия, в основном, были найдены в этом поселении.

– Погребения представлены грунтовыми могильниками и курганами. Погребения совершались по обряду сожжения на стороне. Захоронения редко сопроводались вещами — известны несколько единичных находок в погребениях. Как и в Пражской культуре, кремированные останки захоронялись в глиняных урнах или без них в небольших ямах. В VII-IX вв широкое распростронение получили курганные захоронения. Они содержали индивидуальные бузурновые погребения. Чаще всего основанием курганов становились остатки кремации на ритуальном кострище, на месте сожжения.

 

Носители данной культуры, как наследники пражской культуры, и близкие к ним культуры, после смешения с местным населением дали начало волынянам, древлянам, полянам и, частично, дреговичам.

 

Хозяйство и орудия

· Основу хозяйства составляло пашенное земледелие, выращивались пшеница, просо, а позднее рожь. Очень распространение имело скотоводство, это подтверждает найденное огромное колличество костей домашних животных. На ранних стадиях преобладал крупный рогатый скот, позднее распространение получили свиньи и мелкий рогатый скот. Широко использовались железные изделия, что говорит о местном характере металлообработки и местном железоюобывающем промысле.

 

·
Эта культура характеризуется лепной керамикой, представленной широким набором сосудов разного размера и форм — горшки, миски, сковороды. Преобладают грубые горшки, урашенные отпечатками веревочного штампа в виде косых полосок или зигзагов, а также пальцевыми защипами по краю венчика. Несмотря на появление в IX в ручного гончарного круга, в течение X в сохраняется преобладание лепных форм. На некоторых поселениях встречается круговая посуда салтовского происхождения — кувшины и горшки, тщательно сделанные, покрытые полосками лощения.

·
Распространены были сельхоз орудия — пахотные орудия с широкими железными наральниками - мотыги и мотыжки; железные серпы, топоры, ножи, ложкари, тигели, плужные ножи. Заметное место занимали украшения, о чем свидетельствует огромное колличество находок. Заметное число салтовских украшений встречается на роменских памятниках. В Качестве сырья использовали цветной металлолом и и арабские серебряные монеты. Характерен следующий набор украшений — лучевые височные кольца, металлические браслеты и шейные гривны.

Памятники


- Поселения неравномерно распределены внутри ареала и, в основном, сосредоточены в районах, в древности покрытых лесными массивами. Среди них преобладают неукрепленные и обширные селения, достигающие 10 и более га. Для самых ранних селищ характерно расположение на низких берегах в пойме рек. В IX-X вв поселения начинают занимать плато высоких берегов. Также появляются отдельные, на 1-2 двора, селища, свободно располагавшиеся на широких пойменных участках.

- Небольшим скоплениям селищ соответствовали отдельные укрепленные поселки — городища. Иногда селища вплотную примыкают к городищу. Чаще всего площадь городищ не превышает 0,5 га, хотя встречаются отдельные экземпляры в 2-3 га.

- Для укреплений чаще всего использовали особенности ландшафта. На примере Битицкого городища (Украина) хорошо виден пример 10 метровой подрезки берега (специальное усиливание крутизны берега), где подрезанными оказался весь периметр. Широко применялось строительство рвов и валов.

- Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами. В X в начали распространяться срубные постройки. В Горбово удалось определить двухэажные жилые постройки.

- Погребальные памятники для ромеской и боршевской культур были немного различными

 

Роменская культура Боршевская культура
Небольшие округлые курганы с обрядами кремации на стороне Кремация умершего на стороне и захоронения под курганной насыпью
Кремированные останки помещались в основании в 1-2 урнах Более сложное устройство захоронений (напр. Большое Боршевское городище)
Сожженные кости располагались в верхней части курганной насыпи Внутри кургана располагались невысокие погребальные камеры с остатками нескольких трупосожжений в урнах
Практически безынвентарные погребения Найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей
На севере встречаются ритуальные кострища Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных солбиков
Курганные насыпи насчитывают несколько десятков насыпей в относительной близости от поселения Однако большинство курганов имеют обычное устройство

 

- Роменская культура соотносится с племенем северян, территория обитания которого, совпадает с ее ареалом. Однако, некоторые автроры пишут, что в X-XI вв значительная часть роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах.

- Часть исследователей связывает боршевскую культуру с вятичами, однако, не все согласны с этим. Ясно только одно — памятники этой культуры связаны с каким-то славянским племенем.


 


Славяне лесной зоны

 

Примерно в VIII в. происходит постепенное продвижение некоторых групп славян с Верхнего Днестра на северо-восток, на левый берег Днепра и территорию бассейна р. Десна, здесь формируются племена радимичей. Поселения этой территории изучены слабо. Особенностью данного ареала является преобладание курганов с трупосожжениями, совершенными на месте возведения насыпи на специально сооруженной подсыпке. Характерны индивидуальные безурновые погребения, практически лишенные каких-либо предметов. Иногда встречаются остатки стеклянных бус, проволочные височные колечки, фрагменты лепных сосудов, близких по форме с роменско-боршевскими. Определение точной даты радимических курганов трудно, но их обычно относят к IX-X вв.

  Племена кривичей и словен новгородских помещены автором ПВЛ на обширных пространствах лесной зоны — Верхнее Поднепровье, Подвинье и Верхнее Поволжье, Приильменья. Процесс формирования этих племён довольно сложен и в ряде случаев остаётся дискусионным. 

 

Культура Длинных курганов

Большинство курганов расположено небольшими группами на склонах и в поймах рек. На всей территории культуры эти памятники характеризуются обрядом сожжения на стороне и несколькими захоронениями на разных уровнях насыпи, очень незначительным набором инвентаря, пострадавшим в погребальном огне.

– Территория распространения: от Псковского озера (ранний этап) до Верхней Волги (поздний этап);

– Хронологические рамки: общий период существования VI – начало X вв.

 

Памятники

· Длинную форму курганы получали в несколько приемов, т.е. к совершенному ранее захоронению последовательно добавлялись более поздние. Таким образом длинные курганы — коллективные усыпальницы. Число захоронений от одного-двух до двух десятков. Около ¼ всех погребений урновые, они характерны для смоленских и полоцких длинных курганов.

· Поселения этой культуры изучены слабо. Обычно это селища незначительной площади, расположенные на краю возвышенных берегов.

· Многие длинные курганы расположены в составе могильников вместе с круглыми курганами более позднего времени. Это аргумент в пользу отнесения их к единой славянской культуре.

· С IX в. по всему ареалу распространяются круглые курганы с индивидуальными сожжениями. Они сооружаются вплоть до X-XI вв

· Самое известное и исследованное поселение — Изборское городище. Оно возникло в VIII в. на высоком труднодоступном мысу, с напольной стороны из плотной глины возведен вал и ров. На небольшой площадке городища располагались жилые наземные срубные дома с деревянными полами и глиняной печью, расположенной в одном из углов. Особый интерес представляют две постройки IX в. Постройки имели срубную конструкцию и глинобитные полы, отапливались наземными очагами, устроенными из песка, глины и камней. Подобные сооружения были открыты на Псковском городище и городище Камно.

 

Орудия и находки

· Основная часть находок, найденных в селищах — фрагменты лепных сосудов, кузнечные шлаки, железные ножи, пряслица. Украшения крайне редки.

· Вещевой инвентарь курганов делится на 3 группы

- Общие предметы — разноцветные стеклянные бусы, металлические пряжки простой формы, металлические накладки поясов, бронзовые проволочные или пластинчатые браслеты и перстни, подковообразные фибулы, ножи, шилья, глиняные пряслица;

- Характерные находки для псковских курганов — бронзовые бляшки или подвески колпачковидной или полусферической формы;

- Характерные находки для смоленско-полоцких курганов — детали женского головного убора балтских племён — бронзовые прямоугольные обоймы и спиральки от вайнаги-головного венчика, серповидные височные кольца, колоколовидные и трапециевидные подвески, круглые бляхи, проволочные биспиральные украшения

- Орудия труда или предметы вооружения встречены в единичных случаях

Культура сопок.

Сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи, резко отличающиеся от курганов этого времени.

Территория распространения: бассейн о.Ильмень, отдельные насыпи встречаются в бассейнах рек Зап. Двины, Великой и Мологи.

Хронологические рамки: VII-VIII вв, наиболее поздние датируются IX в.

Сопки обычно располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера.Иногда входят в группу вместе с круглыми небольшими курганами. Насыпи содержат остатки нескольких сожжений, совершенных на стороне, и являются коллективными усыпальницами.

Захоронения в сопках располагались ярусами — верхний, средний, нижний — больше всего захоронений находится в верхней части. Более 70% погребений безынвентарны. Находки встречаются крайне редко. Наиболее характерны безурновые погребения., но встречаются глиняные и, даже, берестяные урны.

Важная часть конструкции сопок — кольцо в основании, сложенное из валунов, оно имеет ритуальный смысл. В основании сопок встречаются разные каменные сооружения. Еще одна особенность погребений — наличие кальцинированных или необожжённых костей животных, чаще всего лошадей.

Основной тип поселения — селища   небольшого размера, но исследованные недостаточно. Они расположены вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами, в местах где удобно подсечно-огневое земледелие. Полностью изучены селища IX в. в Поволховье — Золотое Колено и Новые Дубровники. Здесь раскопаны остатки наземных срубных жилищс печами-каменками в углу.

С этой культурой связывают возникновение поселений Старая Ладога в низовьях Волхова и Рюриково Городище у его истока под Новгородом. В Старой Ладоге открыты наземные постройки двух типов — обширные срубно-столбовые постройки площадью до 100 кв.м с открытым очагом посередине и небольшие срубы площадью до 20 кв.м с печью в углу. Первые — скандинавские, вторые — славянские.

Лепная посуда сопок подразделяется на 3 группы — приземистые слабопрофилированные сосуды, широкогорлые сосуды с ребристым плечиком, горшкообразыне профилированные сосуды.

Материалы указывают, что славяне тесно взаимодействовали с местным населением — потомками носителей археологических культур раннего железного века.

В X в на смену сопкам приходят круглые курганы с трупосожжением, особенно распространенные в тех же ареалах. Черта их связывающая — валунное кольцо в основании.

Большинство курганов содержит по одному-два захоронения. Вподавляющем большинстве погребений никаких вещей не найдено. Северо-западная территория Руси, на которой распространились сопки и курганы с сожжением, а затем трупоположениями, соответствует расселению новгородских словен.

 


 


Племя мери

Мери — одно из крупных финно-угорских пленён, согласно ПВЛ, участвовавшее в призвании варягов. По мнению некоторых исследователей, меря — наследники и потомки финно-угорского населения, оставившего памятники дьяковской культуры.

Территория проживания: Верхнее Поволжье и Волго-Клязьминское междуречье.

Хозяйство и орудия

– Основа хоз-ва — животноводство и земледелие. Стадо домашнего скота состояло из свиней, лошадей и крупного рогатого скота. Земледелие имело второстепенное значение и было подсечным. Значительную роль играли охота и рыболовство;

– Находки пахотных орудий неизвестны;

– Земля после подсеки обрабатывалась мотыжками;

– Из других орудий известны находки слабоизогнутых серпов, каменные жернова;

– Были найдены следы кузнечного и ювелирного ремёсел (железные крицы, наборы кузнечных и слесарных наборов — клещи, зубила, ювелирный молоток, глиняные льячки, литейные формы);

– Обнаружены многие предметы вооружения — наконечники стрел, втульчатые наконечники копий, мечи каролингского типа, фрагменты кольчуг и шлемов;

– Характерные орудия труда — пластинчатые кресала и железные втульчатые топоры-кельты.

 

 

 

Памятники

· Основной тип поселения — селища, расположенные на берегах небольших рек и озёр;

· Прослежено расположение мерянских селищ т.н «гнёздами». Наибольшая их концентрация обнаружена в окрестностях о.Неро под Ярославлем и вокруг Плещеева озера;

· В нескольких случаях поселения располагались на городиах дьяковской культуры (Мало-Давыдовское городище в Ивановской обл.);

· Наиболее исследованный памятник — Сарское городище в излучине р.Сары. Это городище считается центром одной из групп мерянских племён. Древнейшее поселение возникло здесь еще в VII в. на гряде и было укреплено двумя валами. К X в. поселение разрослось до 2 га и имело 3 оборонительных вала, к городищу вплотную примыкал грунтовый могильник;

· Были найдены остатки наземных построек с углублёнными полами и несколько полуземлянок. Характерны очаги из небольших валунов. Вероятно, что возводились и столбовые постройки;

· Отмечается регулярность планировки центра площадки городища

· Найдено несколько небольших кладов восточных монет IX в.

· Типичными для мери были грунтовые могильники с биритуальным обрядом

· Сожжения проводились на стороне, урны не использовались. Трупоположения характиеризуются северной ориентировкой. Для мужских погребений обычны находки ножей, кресал, топоров и копий, для женских — шейных гривен, ожерелий из стеклянных бус, перстней, проволочных височных колец, «шумящих» привесок и подвесок в виде коньков;

· Довольно часто встречается лепная керамика — приземистые сосуды, без орнамента;

· Бытовые предметы представлены глиняными, костяными и каменными пряслицами, костяными проколками, железными ножами и тд.

· В IX в. начинают проникать курганные захоронения, что свидетельствует о проникании сюда славянского населения.

 

Племя мурома

Мурома — также известное по летописям финно-угорское племя.

Территория распространения: нижнее течение р. Ока

Памятники

· Основным типом поселения были селища, относящиеся к VIII-X вв. Они обычно располагались на высоких берегах рек, в пойме которых отмечаются обширные заливные луга;

·  Иногда мурома занимали уже покинутые поселения, как убежища;

· Пример муромского поселения — Тумовское селище в окрестностях г. Муром, датируется IX – началом XI вв. Площадь селища — 2 га, здесь раскопано несколько десятков построек производственного и хозяйственного назначения, а также жилищ;

· Ранние постройки представлены прямоугольными полуземлянками с каменными очагами или глиняными печами. Для поздних характерны наземные срубные дома с немного углубленным полом и глинобитной печью;

· Застройка поселений была бессистемной;

· Погребальные памятники муромы аналогичны мерянским — грунтовые могильники с биритуальным обрядом погребений. Характерно рядовое расположение могил. Для обоих обрядов форма, размер могильных ям и состав погребального инвентаря были одинаковы»

· Сожжения совершались на специальных площадках или в ямах, такие ямы обнаружены на нескольких могильниках (Безводинский, Муромски);

· На погребениях сожженных костей, поверх останков выкладывали погребальный инвентарь. В таких могилах оружие и удила располагались севернее или южнее кремированных останков, в соответствии обряду и порядку расположения погребального инвентаря;

· Мужские погребения сопровождались ножами, кресалами, топорами-кельтаим. Погребения с лошадьми выделяются богатством инвентаря — наконечники стрел, копий, иногда — мечи. В них отмечаются и заупокойные дары в виде женских украшений;

· Женщины погребались с полным набором украшений, обычно бронзовых. В состав женского убора входил головные венчики, височные кольца, гривны, подвески, накосники, браслеты и перстни. Погребениях X в. женщины покрыты такими украшениями с головы до ног;

· Материал погребений указывает на социальное и имущественное расслоение муромского населения.

 Ассимиляция муромы проходила быстрее, чем мери. К XII в. мурома была почти полностью растворена славянами.

 

   

 


 

Вопрос 18. Сельское население Древней Руси X - XIII вв. (племенные союзы, селища, курганы, хозяйство и материальная культура).

 

Племенные союзы (с севера на юг): ильменские словене, кривичи псковские, кривичи, вятичи, дреговичи, радимичи, волыняне, древляне, поляне, северяне, хорваты.

Селища.

Селище- погост, весь, село, слобода. Располагалось по краям приречных террас, на дюнных всхолмлениях или естественных грядах, удаленных от края берега, на мысах. В лесной полосе площадь - от 0,5 до 2 га, в лесостепной- 2-3 га. Две тенденции: к уменьшению площади селищ и увеличение количества селищ. Культурный слой обычно небольшой и часто перепахан в позднее время. 2 типа планировки жилищ: кучевая и прибрежно-рядовая. Поселения состояли из 3-7 дворов. Население не превышало 50 человек.

Для лесной зоны характерны наземные срубные постройки с печами-каменками, а для лесостепной- полуземлянки со стенами столбовой или срубной конструкции, с глиняными печами или печами-каменками. В XII в. распространение получают срубные жилища. Сельские постройки не отличаются от городских. Отличие состоит в том, что на селищах отсутствуют постоянные ограды дворов, мощение улиц. Селища располагаются на наиболее плодородных землях.

Курганы.

Обычай возводить курганы сохранился до XIII в. Три разновидности обряда трупоположения: на горизонте (на поверхности земли), в ямах под насыпью, в насыпи. В лесной зоне первоначально господствует трупоположение на горизонте, иногда сохраняются ритуальные кострища- следы очищающего огня. Ориентировка погребений с конца X в.- головой на запад, иногда- на восток. С XI века становится известным славянский женский убор, кто помогает по височным кольцам определить расселение отдельных восточнославянских племен.

Южные территории (полыняне, волыняне, дреговичи): редкие металлические подвески к ожерельям и стеклянные бусы, простые проволочные кольца с сомкнутыми концами, небольшие височные кольца с тремя бусинами из металла.

Северяне: проволчные спиральные височные кольца (2-3 штуки), небольшие ожерелья из стеклянных бус с одной-двумя металлическими привесками, бронзовые браслеты и перстни, налобные металлические венчики, ножи, кресала, глиняные горшки и деревянные ведра.

Северные территории (кривичи, вятичи, частично радимичи): много металлических предметов, женские семилопастные кольца, витые гривны, ожерелья из хрустальных, сердоликовых, стеклянных бус, браслеты и перстни, ножи, ножницы, серпы, кочедыки для плетения сетей, гончарные сосуды в ногах умерших, иногда- христианские образы.

Радимичи: ожерелья из мелких стеклянных бус с монетовидными привесками, бубенчиками, лунницами, крестиками, бронзовые и серебряные браслеты и перстни, шейные гривны с розетками на заходящими друг за друга концами, змеиноголовые бронзовые браслеты, глиняные сосуды и деревянные ведра (мужские погребения).

Кривичи: височные проволочные браслетообразные кольца с завязанными кольцами, ожерелье из бус и металлических привесок, сердоликие и золоченные стеклянные бусы, привеска в виде плоского конька, мелкие бубенчики, подковообразные бронзовые и железные фибулы, головные спиральные венчики, звездообразные пряжки, подкладка деревянных дощечек под голову, топоры и копья.

Новгородские словени: ромбощитковые височные кольца, перстнеобразные и трехбусинные кольца, тонкие пластинчатые головные венчики, венчики из парчовой ленты с нашитыми бляшками, небогатые ожерелья из стеклянных бус, бронзовые браслеты разной формы и фибулы, ножи и глиняные сосуды.

Во многих курганах находят пережитки язычества: кости принесенных в жертву животных, амулеты-обереги из бронзы.

Хозяйство.

Земледелие- плужная система. Основные инструменты: серп (киевский и новгородский типы) и соха с сошником, наральником и лемехом, а также лопаты, грабли, мотыги, вилы. Основные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, лён, конопля, тыква, капуста, огурцы, свекла, морковь, яблоня, вишня, овёс. Юг-перелог, север-подсека.

Скотоводство: крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы, птица.


 

 

Вопрос 19. Древнерусский город X-XIII вв. (происхождение, фортификация, планировка, жилища, культовые сооружения).

 

«Град» или «город»- укрепленное поселение. Города возникают в конце IX- начале X веков как торговые и административные центры. Градообразование- показатель феодализации. В середине X века только Киев и Новгород можно назвать городами, в начале XII века городов насчитывалось 44, а к 30-м годам XIII века- 75 городов. Городовая иерархия: столицы самостоятельных княжений (10 городов)-столицы удельных княжений (35 городов)-центры округов-волостей, малые города, крепости (30 городов). Древнерусский город был административным, военным, идеологическим, торговым, ремесленным и культурным центром.

Фортификация.

Основа- деревянные укрепления, ров и вал. Рубились клети в несколько венцов для поддержки вала, которые заполнялись землей изо рва. По гребню вала ставили частокол или рубленые конструкции с ходами и бойницами, на опасных участках рубились глухие башни. На пересечении вала с главной улицей ставились воротные башни. К ним подходили мосты, иногда - подъемные. В крупных городах строились каменные укрепления, хотя это было исключением («Золотые ворота» в Киеве и во Владимире, каменные башни в Изборске и Ладоге).

Внутригородская планировка.

Она была регулярной, в основе - улично-усадебная система. Улицы соединяли важнейшие части города: княжескую резиденцию, епископский двор, соборные площади, торг и проездные ворота. Также существовали внутригородские укрепления. Улицы мостились деревом.

Городские дворы-усадьбы располагались вдоль улиц и ограждались частоколами, которые были стабильны. Выделяют три вида усадеб: крупномерные (до 1500 кв. м) с хоромами, маломерные (125-120 кв. м) и средние (400-600 кв. м). На севере дома рубленные, поставленные на подклёт. На юге дома заглублены в землю с каркасно-столбовой конструкцией.


 




Происхождение.

Первые города у восточных славян возникают в конце 9 – начале 10 веков.

Причины появления:

· отделение от земледелия ремесла                необходимость сбыта ремесленных изделий укрепление товарно-денежных отношений появление рынка

· формирование системы управления на отдельных территориях

· укрепление границ

Градообразование – показатель и отражение развития феодальных отношений

Архитектура

Город в понимании летописца – укреплённое поселение

Укрепления древнерусского времени – деревянно-земляные фортификации, основные элементы – ров и вал. Для укрепления вала рубились деревянные конструкции (клети), по гребню вала ставился частокол. На угрожаемых участках рубились глухие башни. На пересечении линии вала с важными городскими улицами ставились воротные башни. К ним с напольной стороны подходили мосты через ров. В основном, укрепления из

дерева, реже из камня (Золотые ворота в Киеве, Владимире и др.).

Внутригородская планировка регулярная, в её основе – улично-усадебная система.

Важнейшие части города: княжеская резиденция, епископский двор, соборные площади, торг. Их соединяли трассы, выводившие к проездным воротным башням.

Городские дворы-усадьбы ограждались частоколами, линии которых были стабильны. Выявлено 3 размера усадеб, что свидетельствует о социальном и имущественном расслоении

Тип усадьбы Размер Что располагалось
Крупномерная До 1500 кв. м. Хоромы, нередко в 2 этажа
Среднего размера 400-600 кв. м.  
Маломерная 125-150 кв. м. Жилой дом и небольшая хозяйственная постройка

 

На севере дома рубленые, нередко поставленные на подклет (нижний этаж избы). На юге заглублённые каркасно-столбовые постройки.

Улицы в городах мостились деревом.

Градообразование:

  • середина X века – Киев и Новгород (2 города)
  • начало 12 века – 44 города
  • 30-е годы 13 века – 75 городов

Иерархия городов:

1-ая ступень – столицы самостоятельных княжений (10 городов)

2-ая – столицы удельных княжеств (35 городов)

3-я – центры округов-волостей, малые города, крепости (30 городов)

Итог: в древнерусских городах были сосредоточены органы гос. аппарата, концентрировались военные силы, города были центрами ремесла и торговли. Т.о., они были многофункциональными поселениями и являлись своеобразными узлами прочности феодального государства.

Ремесло

Базовая отрасль ремесленного производства – обработка железа. Производили железо деревенские металлурги. В сельской местности были наиболее благоприятные условия (богатые залежи руд, леса, пригодные для получения угля).

Основная техника металлургич. производства – прямое восстановление железной руды в металлич. железо. Деревенские металлурги доводили дело до изготовления полуфабриката – кричного железа.

Наряду с железом применялась сталь, которую получали в домницах или в кузнечном горне.

Кузнечное ремесло достаточно рано выделилось в особую отрасль производства. В изделии наиболее распространённое сочетание – железо + сталь механическим и химико-термическим путём.

Уже в 10 веке применялась технология сваривания из 3-х полос: проходящей внутри клинка стальной и двух боковых железных. В середине 12 века технология упрощена: стальное лезвие стали наваривать на железный клинок, что ухудшило качество изделия. Технология в Южной Руси: цельнометаллические поковки и цементация.

Изделия русских кузнецов ценились на Западе, особенно кольчуги-брони. На Руси она появилась раньше, чем на Западе (в среднем, в кольчуге было 18—20 тыс. колец).

Развитие техники и технологии вызвало широкую специализацию в городском ремесле.

Приёмы обработки цветных металлов: литьё, ковка, штамповка, чеканка. Сырьевая база зависела от импорта.

Техника литья постоянно совершенствовалась. Было распространено литьё в каменные формы, литьё в имитационные формы, литьё навыплеск.

 

Христианизация Руси существенно увеличила ассортимент изделий литейщиков. Изготавливаются предметы христианского культа: нательные крестики, образки-медальоны,иконки, церковная утварь. Были предметы синкретического характера (язычество + христианство): змеевики, предметы-обереги.

Ювелирная продукция русских мастеров – высокохудожественные изделия. Их чаще всего находят складами, зарытыми во время военной угрозы.

Техника обработки цветных металлов: скань (филигрань), зернь, эмаль (финифть), чернь, тиснение, чеканка.

Один из шедевров русского эмальерного искусства – крест Ефросинии Полоцкой (мастер Лазарь Богша, 1161 год).

Керамические изделиягоршки, миски, кувшины, сковороды, жаровни. Показатель перехода от стадии поселения к городу – гончарный круг вместо лепной керамики. На донцах сосудов часто встречаются геометрические знаки.

 

 

Обработка кож и сапожное дело. Размещение производства вблизи родников, ручьёв (т. к. ряд операций требовал проточной воды). Горожане носили только кожаную обувь – сапоги, сапожки, туфли. Из кожи изготавливались ремни сбруя, пояса, чехлы, ножны, рукавицы.

 

Стеклоделание зародилось в 11 веке в Киеве, а уже в 12-13 вв. достигло значительного уровня в Новгороде, Смоленске, Пскове. Продукция – посуда, туалетные сосуды, перстни, бусы, браслеты.

Деревообработка. В основном использовалась местная древесина – хвойные породы в строительстве, лиственные – для бытовых предметов. Из привозных – самшит.

Инструментарий: топор (главное орудие), лемех (колотые пластины, ими покрывались церкви), плахи (колотые полубрёвна, ими стелились улицы).

Колёсный транспорт использовался мало, основные транспортные пути по воде. В зимнее время – сани, волокуши, лыжи.

Резьба по дереву очень популярна. Ей украшались элементы жилых хором, мебель, наборы посуды. Есть антропоморфные и зооморфные скульптуры.

 

Косторезное дело. Изображения мифологических существ ( русалки, драконы), резьба на утилитарных предметах (рукоятки ножей, гребни).

Социальный состав городских ремесленников неоднороден. Были юридически свободные и вотчинные ремесленники (связь последних с рынком была минимальна).

Широкая специализация ремесла вела к появлению института ученичества, что придавало древнерусскому ремеслу систематический и организованный характер.

 

Культура.

Христианизация вывела Русь на уровень цивилизованных государств Европы, обеспечила культурные связи с Византией и православными южнославянскими странами.

На Руси началось храмовое строительство. Основной тип храма – крестово-купольный, вид строительной техники – кладка из тонкого кирпича (плинфы) на розовом растворе (цемянке).

989—996 – строительство Десятинного собора (Киев). Строительство велось византийскими мастерами

30-е гг. 11 века – начало собственного храмового каменного зодчества (Софийский собор в Киеве). 40-е гг.Спасский собор в Чернигове, 40-50-еСофийский собор в Новгороде и Полоцке. В 11 веке на Руси работала великокняжеская артель (т.к. единая архитектурно-планировочная система храмов).

Отличия первых русских храмов от византийских :

  • сложное завершение (многоглавие), поднятое на высокие барабаны с прорезями для окон
  • смена мозаичных панно фресками – живописью красками по сырой штукатурке

В 12 веке в полоцкой архитектуре появляется одноапсидный башнеобразный храм, возведение храмов уже не из плинфы, а из местного камня.

Владимирская архитектура – наивысший уровень каменной архитектурной резьбы (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Дмитриевский во Владимире)

В 12 веке происходит также изменения в интерьере храмов:

  • замена мозаичных мраморных полов покрытием из керамической плитки
  • большее внимание иконам, компонующимся в предалтарные иконостасы

Другие храмы 12 века: Успенский собор (Владимир), церковь Спаса Преображения на Нередице, церкви в Ладоге и Переяславле-Залесском.

 

Наиболее ранние погребения, связанные с проникновением христианства, относятся к 3-ей четверти 10 века. Это женские погребения, имеющие богатый и разнообразный инвентарь и совершённые под курганными насыпями. В них обнаружены подвески-крестики, восковые свечи.

Находки крестов характерны для женских и детских погребений, т.е. в первую очередь защитная функция христианского символа предназначалась для наиболее уязвимой части населения.

В 12 веке в среде горожан возобладал чисто христианский погребальный ритуал. Эти погребения совершались в ямах, гробах-колодах. Ориентировка западная, руки скрещены на груди.

С христианизацией напрямую связано развитие грамотности. К моменту христианизации для славянских народов была разработана кириллическая письменность. 26 июля 1951 года при раскопках в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Сейчас в древнерусских городах найдено более 1000 берестяных грамот (953 в Новгороде). В них отражена вся полнокровная жизнь горожан. Весь корпус древнерусских пергаменных материалов ограничен тремя листами начала 13 века, тогда как древнейшая берестяная грамота относится к 1-ой половине 11 века.

 

Значение берестяных грамот для археологии и истории:

· позволяют выявить не только имена усадьбовладельцев, но и его соседей, окружения

· помогают изучить административную систему Новгорода, его торговые связи

· возможность изучения истории земледелия и хозяйственного освоения земель

· важнейший источник для лингвистического исследования

· позволяют выявить практику судопроизводства

· бесценный материал по истории древнерусской метрологии

· важнейший источник по истории русской культуры

· вносят существенный вклад в интеграцию различных отраслей гуманитарных наук.

 

Грамоте на Руси обучали. Для школьных упражнений использовались деревянные пластинки – церы, писали стилями-писалами (специальные стержни).

На стенах древнерусских храмов рисовали граффити (надписи)

Находки предметов досуга: музыкальные инструменты, игры (шашки, шахматы, бабки, лапта), детские игрушки.

 

Вывод

12 век был связан с ростом градостроительства на Руси, радикальными изменениями в с/х и ремесленном производстве, в древнерусском денежном обращении, складываются местные архитектурные и художественные школы. Древняя Русь вступает в период феодальной раздробленности.

Во многих аспектах выявляется своеобразие двух регионов – киевского и новгородского. Русь демонстрировала общеевропейские принципы феодального развития и стремилась к дальнейшему развитию, но её путь был грубо обрезан нашествием Батыя и ордынским игом.


 


Культура Хазар

  1. Курганы с ровиками

Расположение: Дон, Нижнее Поволжье, междуречье Волги и Дона, калмыцкие степи.

Хронология: VIII – первая половина Х в.

Характеристика:

· Погребения в грунтовых ямах с подбоем на четырёхугольной или круглой площадке, которую ограничивает ровик-канавка, а потом сверху насыпался курган.

· Канавка заполнялась остатками жертвоприношений в виде костей мелкого и крупного рогатого скота.

· В могиле - Трупоположение, вытянутое на спине + лошади или их чучела (черепа и кости конечностей) + напутственная пища + глиняная посуда + предметы вооружения (сабли, луки, кистени) + богатый поясной и сбруйный набор + византийские золотые монеты (урочище Кривая Лука в Поволжье, Веселовский могильник на Нижнем Дону (Россия).

  1. Городища, селища, грунтовые могильники

Расположение: между Каспием и Кавказским горным хребтом, степи и предгорья от р. Терек до Дербента (ядро формирования Хазарского каганата)

Хронология: вторая половина VII-VIII вв.

Характеристика:

· Городища крупные (от 30 до 120 гектаров) с сырцово-глинобитными или каменно-глинобитными стенами, башнями, рвами и выделенными цитаделями.

· Вблизи городищ – небольшие селища и грунтовые могильники с катакомбными, ямными, подбойными (редко) захоронениями и подкурганными погребениями, также совершёнными в ямах и катакомбах.

Чир-юрт – городище (возможно, последующий Беленджер, первая столица Хазарии).

· Оборонительная стена с башней – камень и сырцовый кирпич, переложенный слоями камыша (антисейсмический приём).

· На городище и селища – глинобитные жилища, поставленные на каменные цоколи, выложенные в «ёлочку» (антисейсмический приём).

· Более 160 насыпей образуют несколько скоплений Æ большие курганы в окружении малых. Курганные насыпи (возможно, хазар-язычников) перекрывали дромосы, ведущие в катакомбное захоронение (на слое угля и камышовой подстилке). Были сабли, копья, стрелы, луки, сёдла, сбруйные и поясные наборы, различные украшения (многое было разграблено), несколько золотых византийских монет (как подвески, украшения).

Поселения СМАК

Четыре типа поселений:

·

Располагались по коренным берегам рек или первых надпойменных террасах
Селища

· Городища

· Кочевья

· Города[1]

Селища – занимают наиболее удобные и давно обжитые надпойменные террасы, или участки берега, окружённые оврагом, выходящими в пойму.

Городища – расположены на мысах коренного берега, или на заброшенных городищах раннего железного века (там были рвы и валы, которые использовались салтовцами).

Городища, построенные салтовцами делятся на 2 типа:

· С земляными укреплениями (вал, ров)

· С каменными и сырцовыми стенами (замки и сторожевые/опорные крепости)

Начали возникать в IX в. в северо-западных, пограничных со славянами, границах каганата.

Черты городищ СМАК:

· Правильная форма (чаще, прямоугольная, но встречаются и треугольные[2])

· Возведение стен без фундамента на древней поверхности или на материковом грунте

· Иногда выделяется цитадель[3] (Маяцкое, Дмитровское, Верхне-Салтовское и др.)

· Панцирная техника возведения стен (стена формируется из внешнего и внутреннего каменного панциря, сложенного без раствора, а внутри – мелкие камни, которые могли связывать глиной) или стены их камней или сырцового кирпича, связанный глиной.

· Возможно приглашали при строительстве византийских специалистов (правильная форма крепости, использование связующего известкового раствора) – 833 г. – Саркел, где приглашают византийских инженеров.

Города (Итиль, Семендер, Белинджер, Саркел)

Саркел (рус. Белая Вежа) – самый археологически хорошо исследованный город.

Расположен на Левобережье Дона. Первоначально обслуживал торговые караваны и служил местом сбора торговой пошлины.

· Прямоугольная крепость, ориентированная углами по сторонам света.

· По углам и вдоль стен – квадратные башни, 2 из которые - воротные.

· Юго-западная часть – цитадель, отделённая стеной.

· Внутренние и внешние стены из обожжённого кирпича, без фундамента (не свойственно для византийской традиции).

· Площадь – ок. 21 га.

· Выделяют 3 периода: два из них относятся к хазарам (IX-X вв.), последний – древнерусский.

1 период (IX в.) Два караван-сарая, построенные внутри основной части крепости + 5 полуземлянок с каркасными стенами из жердей (2 из них – жилые, где в центре – очаг; 2 – производственные помещения, где нашли глину и остатки гончарного круга; 1 – кузница, где найдены остатки горна, шлак, криц, железные поделки). Также найдены гончарная мастерская и гончарная печь, несколько железоплавильных горнов.
2 период (Х в.) Возникает большое количество мелких жилищ (полуземлянки с открытыми очагами в центре; наземные с глинобитными полами и дощатыми стенами, обмазанными глиной с очагов в центре и печью в углу). Часть кирпичных построек была разобрана и из них выстроена заново. Караван-сарай стали жилыми. Æ Саркел – небольшой городок-крепость.
3 период В 965 г. Святослав разрушил и сжёг город. НО он существовал до XII в. Остатки полуземлянок и наземных построек, а также привозной тарной и столовой поливной керамики (из Крыма и Византии), круговой посуды (хазарский период), лепной, богато орнаментированной печенежской посуды, типичных древнерусских горшков с линейно-волнистым орнаментом Æ работали не только русские мастера, но и приезжие. Процветали также ювелирное искусство, косторезное, кузнечное и железоплавильное производство. Наличие могильников Æ разноэтнический состав населения.

Кочевья – сезонные стойбища населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. Располагались на надпойменной террасе. Бедны находками. Застройка хаотичная, иногда типа «курень»[4].

Жилища

временные стационарные
юрты (следы – круглые, четырёхугольные площадки с ямками от кольев по периметру + следы очага) прямоугольные, наземные и полуземлянки, с очагами в центре. Стены чаще всего из дерева, обложенные сырцовым кирпичом.

Религия

Культ огня, молнии, священного дерева, коня и др. Æ смесь религиозных воззрений, населявших Хазарию.

80-е гг. VII в. – один из правителей Хазарии принял христианство – не получило распространения.

В начале IX в. – каган и его окружение приняли иудаизм, но часть населения проповедовало язычество (большинство), ислам (мусульманские погребения IX в. у городища Маяки), христианство (христианская часовня VIII в. на территории курганного могильника Чир-Юрта).

Погребения

Группа 1. Трупоположение

Катакомбы Ямные могильники
аланское население (лесостепь) тюркские племена (степь)
Одиночные, парные или коллективные (до 10 погребений – семейные усыпальницы) Погребения в обычных продолговатых и круглых ямах, в подбоях. В ямах вдоль длинных сторон оставлялись заплечники[5]. Дно посыпалось углём и выстилалось камышом.
М – вытянуто на спине, Ж – скорченно на боку, М+Ж – посыпаны углём Вытянуто на спине.
· Глиняные сосуд (напутственная пища и питьё) · М – вооружение (слабоизогнутые сабли, палаши[6] (1,2), боевые топоры-чеканы (3), стрелы (4,5), иногда с остатками колчанов (11) и луков), наконечники копья (6), поясные наборы (пряжка – 7, рис 2. - 10) с золотыми и серебряными бляхами[7] (рис. 2, 9), снаряжение боевого коня (удила (8), уздечный набор, стремена (9-10), остатки сёдел). · Ж – ножницы, бронзовые зеркала в виде круглого диска с ручкой в центре обратной стороны (11), копоушки[8], ногтечистки, туалетные пинцеты, украшения (серебряные и бронзовые серьги (1), перстни (6-7) со стеклянными вставками, бронзовые и железные браслеты, разноцветные стеклянные и хрустальные бусы. ИНОГДА – могилы с вооружением Æ женщина прославилась как воин. · М+Ж – ножи и небольшие железные прямоугольные втульчатые мотыжки, подвески-амулеты (3-5) («солнечные амулеты», подвески с изображением птичьих головок и вписанными в круг грифонами или фигурками всадников, птиц, лошадей (8), миниатюрные зеркала, подвески из костей животных). · Дети – предметов почти нет Погребальный инвентарь не характерен. М – редко оружие Ж+дети – серьги, браслеты, перстни. В головах или ногах - 1-2 сосуда + куски напутственной пищи (кости коровы, барана, свиньи и редко – лошади)
«Поминальный» комплекс или тризны. Рядом с дромосом копали круглую яму, куда клали остатки тризн в виде сосудов (целых и разбитых) + кости домашних животных (коровы, козы, свиньи). В дромосах могли делать ритуальное захоронение коней (подогнутые ноги, голова в сторону входа в погребальную камеру).  
Аналогии в катакомбных могильниках Северного Кавказа Аналогии в культуре Волжской и Дунайской Болгарии

Хозяйство

Население земледельческо-скотоводческое. Случаи садоводства, виноградства. Добывали и обрабатывали железо, процветало гончарство, ювелирное дело и др. ремёсла.

Земледелие. Использовали пойменные земли, распахивались участки целины в степи. Обрабатывались тяжёлым плугом (где-то – асимметрические лемехи и плужные ножи-чересла). Выращивали пшеницу, ячмень, просо. Для уборки урожая – серпы. Размол зерна – каменные жернова.

Скотоводство. Крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи (встречаются кости верблюдов, ослов).  Лесостепь – придомное пастушеское скотоводство. Степь – полукочевое и кочевое скотоводство. По берегам рек – рыболовство.

Железоделательное производство. Остатки горнов, шлаков, криц, кусков руды. Сырьё – бурый железняк (лесостепь), железистые кварциты (степь), крицы (происхождение – керченская руда). Использовали кричное железо и сырцовую сталь, применяли цементацию, отпуск, закалку. Для лесостепи: использование пакетного металла (заготовки из сваренных нескольких полос железа и стали). Тенденция к стандартизации в изготовлению кузнечной продукции и появлению в среде кузнецов профессионалов и высококвалифицированных ремесленников.

Керамика. Использовали ручной и ножной круг. Посуда столовая – приземистые кувшины, горшочки, кружки, кубышки, шарообразные корчаги (ручной и ножной круг, вся поверхность или полоса обработана серым/чёрным лощением (с VIII в. встречается в погребениях), узор в виде сетки, треугольников, завитков; наличие клейма; обжигалась в специальных горнах), кухонная (лепилась вручную, отсутствие орнамента, обжигалась в очагах и печах; с сер. IX в. – котлы с округлым дном, которые украшались линейным или линейно-волнистым орнаментом), тарная - пифосы, пифосы-кувшины, круглодонные яйцевидные амфоры, красноглиняные кувшины (изготавливалась в мастерских Крым, Приазовья, Саркела).

Письменность. Тюркские руны на памятниках прикладного искусства, изделиях из кости, каменных изделиях. Пока не прочитаны. Граффити, процарапанные на поверхности глиняных сосудов, каменных стен изображения людей, животных, геометрических фигур и т.п.

 


 


Города:

- Города ставились на месте кочевий ханской ставки (ханская ставка называлась Ордой). Чаще хана можно было найти кочующим в орде, нежели сидящем в городе – характерный элемент золотоордынского общества. Сарай, хотя и являлся столицей, делил роль политического центра со ставкой хана.

- Золотоордынские города – форпосты ханской власти на завоеванной территории. Они возникали по повелению ханов. Города строились в исторически быстрые сроки (поток множества рабов-пленников из завоеванных стран).

- Золотоордынские города были лишены оборонительных укреплений (только во время ордынских междоусобиц в 1360е начали прокапывать ров, но без каких-либо защитных укреплений), так как ханы были уверены в своей силе и власти.

- Рабы сначала как строители городов –> подневольные граждане –> феодально-зависимые (только рабы-ремесленники). Рабский труд трансформировался в труд феодально-зависимого населения.

- Главные города: Сарай, Новый Сарай, Водянское городище, Увек, Хаджи Тархан (Астрахань).

- Города состояли из групп замков-усадеб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов. Далее замки превращались в городские усадьбы с примыкающими кварталами ремесленников. Потом в городах появляются общественные места: бани, мечети, минареты, монетные дворы и т.д. , обеспечиваются дорогами, общественными колодцами, квартальными водоемами и канализацией.

Жилища:

Рабы и полурабы жили в больших прямоугольных и овальных землянках с земляными скамейками (суфами) вдоль стен. Отапливались жаровнями.

Индивидуальные жилища полусвободных и бедных свободных горожан – землянки с элементами благоустройства (печи для готовки лепешек, устройство для умывания – тошнау, дымохлды в суфах для обогрева).

Бедняцкие семьи или слуги – наземные деревянные или кирпичные дома с элементами благоустройства. Несколько таких домов иногда объединяли в один - > появилась тенденция сразу строить многокомнатные здания.

–  Аристократия – многокомнатные дома = дворцовые комплексы. Строились или из дерева или из сырцового или жженого кирпича. Пол был выстилался жженым или поливным кирпичом. В центре – бассейн. Стены залов расписывались по белой штукатурке, украшались изразцовым панно. По сторонам зала располагались жилые, складские и др. помещения. Имелись внутренние дворики. Входы архитектурно декорировались. Крыши возможно крыли черепицей. Внутри располагался колодец.

Вблизи дворца ставили баню, дома для слуг и ремесленников. Иногда встречались сады.

Иногда в городах встречаются стационарные юртообразные постройки. Они обкладывались обломками жженого кирпича, пол тоже был частично из кирпича. Там находят остатки углей.

Бани – состояли из нескольких помещений:

· обширный отапливаемый предбанник с глинобитным полом

· моечные с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам

· комнаты отдыха

· в банях для привилегированных были дополнительные помещения и в предбаннике ставился фонтан.


Погребальные постройки – мавзолеи разных типов: однокамерные и двухкамерные. Декорировались часто, в том числе и мозаикой. Были наземные и подземные.

Ремесло:

- Гончарное дело:

Было наиболее развито. Материалы – глина и кашин (кремнеземистая масса, смешанная с клеем). Поливная (глазурованная) керамика – ярчайшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Технология сформировалась под влиянием ирано-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного течений.

 Разнообразие форм, видовая ограниченность, орнаментальное разнообразие (чаши, тарелки, одноручные кувшины, бутылки, светильники, чернильницы, фляги). Орнамент: геометрический, растительный, зооморфный, в виде арабской вязи.

Красноглиняная и сероглиняная керамика: очень разнообразна (посуда, технические изделия, бытовые предметы). Декор: штамп, нарезной орнамент, налепной орнамент.

Мозаика – широко использовалось в архитектурном декоре: поверхность зданий, панно, карнизы и т.д. Золотоордынская мозаика дополнительно орнаментировалась узорами из золотой фольги.

Майолики – керамические плитки с растительным или геометрическим рисунком на поверхности.


 

 


 

 

- Стеклоделие:

В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус – узкая специализация ремесленников. Много изделий: перстни, браслеты, стаканы, бокалы, оконное стекло и т.д.

- Железноделательное ремесло:

Инструменты: тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни…

Оружие: мечи, дротики, различные наконечники стрел (в том числе и «свистящие»), кинжалы…

Конское снаряжение: удила, подковы…

Бытовые предметы: гвозди, костыли, скобы…


С XIV века производили чугун. Из него изготовляли котлы и оси для телег.

 

 

- Костерезное ремесло:

Проколки, стрелы, рукоятки ножей, шкатулки, колчаны, ларцы и т. д.

 

· Ювелирное дело:

Ювелиры владели всеми приемами обработки: литье (в том числе и на выплеск), спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.

Изготовляли:

· украшения (серьги, перстни, кольца и браслеты)

· детали одежды (пряжки, бляхи…)

· бытовые предметы (посуду, замки, светильники, зеркала…)

Изделия орнаментировались гравировкой. Внешняя сторона зеркал украшалась геометрическим или растительным орнаментом.

Троевтика – рельефные художественные изделия из металла. Тоже является характерной чертой золотоордынской культуры. Чаши, кубки, кувшины.


 

· Торговля и деньги:

Города – центры международной торговли, место внутреннего торга. Власть обеспечивала почтовую связь и безопасность дорог. Импорт был объемнее экспорта.

Найдено множество торгового инструментария: гирьки, весы, и т.д. В качестве монет иногда использовали серебряные слитки. Известно большое количество монетных кладов, найденные в городищах и вдали от них (последние зарывали перед опасностью).

Как только торговые пути перестали проходить через Золотую орду, государство начало ослабевать и вскоре пало.

 

 


[1] На месте античных поселений

[2] Зависят от местности

[3] Внутреннее укрепление крепости, имевшее самостоятельную оборону, являвшееся общим редюитом крепости и служившее последним опорным пунктом для гарнизона крепости в случае падения основных её укреплений.

[4] Большая юрта в окружении нескольких сооружений меньшей площади.

[5] Уступы для деревянного перекрытия

[6] Рубяще-колющее клинковое холодное оружие с широким к концу, прямым и длинным

[7] Чем богаче набор, тем более славен воин.

[8] Это специальные приспособления для чистки ушных раковин от серы.


Археология

(Средневековье)

 

Создано группой «Конспект МАСТЕР»

 

Оглавление

Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры. 3

Дата: 2018-12-21, просмотров: 521.