Вопрос 13. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и Черняховская культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Становление и ранняя история славян не могут быть изучены и понятны в отрыве от процессов формирования и развития других этнических групп Европы. Начальная история праславян не совсем ясна, но она точно пересекается с историей кельтов и германцев, скифо-сарматов, финно-угров и балтов. Поэтому проблема происхождения восточных славян обычно рассматривается на материалах нескольких археологических культур начала 1 тыс. до н.э. – пер. пол. 1 тыс. н.э., памятники которых оставлены населением, обитавшим на территории современных России, Польши, Украины, Белоруссии и Молдовы. Причём население ни одной из археологических культур данного региона и времени не было чисто славянским и состояло из нескольких этнических компонентов. Некоторые авторы связывают со славянами сообщения 1-2 вв. н.э. о венедах, живших к востоку от Вислы. Начиная с 6 в. сведения о славянах уже достоверны и более разнообразны. Это сообщения о славянских набегах из византийских источников, германские хроники, ПВЛ.

Зарубинецкая культура: весьма показательна с точки зрения сложности и многообразия этноязыковых процессов, характерных для лесной зоны Вост. Европы. В рамках этой культуры, вероятно, имели место процессы славянского этногенеза. Вместе с тем существует мнение, что население зарубинецкой культуры могло быть балтоязычным. Ареал: Припятское Полесье, правобережное Среднее и Верхнее Поднепровье и Левобережье Днепра до бассейна Среднего Сейма – в целом же самая восточная граница латенской культурно-исторической общности. Хронология: рубеж 3-2 вв. до н.э. – сер. 1 в. н.э. Памятники представлены поселениями и погребениями.

Поселения: как правило, в поймах рек, на речных террасах или на возвышенных останцах (изолированная возвышенность в долине реки, образовавшаяся вследствие изменения русла, приведшего к отделению выступа коренного берега или террасы) в долинах рек или же на мысах. Городища укреплены рвами и валами, иногда с неясными деревянными конструкциями (частоколами?). Небольшие прямоугольные наземные или углублённые жилища с очагом по центру имели в северной зоне зарубинецкой культуры бревенчатые стены, тогда как в южной – плетневые с глиняной обмазкой на столбовой основе.

Могильники: типичные бескурганные «поля погребений». В неглубоких ямах непосредственно на земле или в сосудах-урнах хоронили прах кремированных на стороне людей, причём кости тщательно очищали от погребального костра. Прах мог сопровождаться керамическими сосудами, оружием, орудиями труда, украшениями (обычно фибулами), иногда ритуальной пищей (несожжённые кости свиней, коров или баранов). Трупоположение практиковалось зарубинецкими племенами гораздо реже.

Хозяйство: основа хозяйства – земледелие, очевидно подсечно-огневое и переложное с использованием деревянного рала без железного сошника. Применялись железные слабоизогнутые серпы и каменные зернотёрки. Культивировали просо, ячмень, некоторые разновидности пшеницы, репу, лён и коноплю. Скотоводство: крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Для заготовки сена использовали короткие железные косы. Практиковалась также охота с собакой – как мясная, так и пушная. О ткачестве свидетельствуют пирамидальные или конические глиняные грузила для станков и биконические глиняные пряслица.

Широко были развиты чёрная и цветная металлургия и металлообработка. Железо восстанавливали из местной болотной руды в специальных глинобитных горнах, остатки которых обнаружены в поселениях. Зарубинцы освоили цементацию и технику пакетирования. Остатки кузнечных шлаков обнаружены практически на каждом поселении, но известны и специализированные поселения металлургов. Бронзу, поступавшую в основном из Сев. Причерноморья, плавили в глиняных тиглях, лили в формы с помощью остродонных льячек, а также ковали, чеканили, подвергали протяжке.

Керамика: ещё не использовали гончарный круг с ножным вращением, при этом чернолощёная посуда подправлялась на ручном круге. Формы сосудов весьма разнообразны – горшки, корчаги (20-30 л) для хранения припасов, сковороды для выпечки лепёшек, миски и кувшины. Сосуды декорировались насечками и вдавлениями по краю, валиком с ямочными вдавлениями на корпусе, налепными псевдоручками-подковками, расчёсами, зубчатым штампом. Известно также орнаментальное сочетание лощёных и намеренно ошершавленных зон. Кроме того, до 15% керамики зарубинецких поселений Среднего Поднепровья – привозные гончарные сосуды, в основном античные амфоры.

Прочее и фибулы: редко встречаются предметы вооружения и конского снаряжения, но очевидно воздействие на зарубинецкую культуру соответствующих кельтских и сарматских традиций. Латенское влияние ярко проявляется, помимо того, в погребальном обряде, керамическом комплексе и в украшениях и деталях одежды – многочисленные фибулы из бронзы и железа (найдено около 700). Во 2-1 вв. до н.э. они производятся здесь по латенскому образцу, а в 1 в. н.э. сюда из римских провинций поступают фибулы новых типов. Наиболее распространены и считаются специфично зарубинецкими, но возникшими на базе латенских фибулы с треугольной пластиночкой, напускаемой на спинку фибулы. Распространены также бронзовые одежные булавки – посоховидные и со спиральным многовитковым завершением, бронзовые браслеты и кольца, железные подковообразные фибулы. Стеклянные разноцветные бусы привозились из северопричерноморских античных центров.

Исчезновение: связано с миграциями племён зарубинецкой культуры под влиянием экологических факторов и сменой материального комплекса в новых зонах расселения под культурным воздействием аборигенов этих новых районов. После этого в ареале зарубинецкой культуры и не только появились так называемые позднезарубинецкие памятники. Здесь в рамках киевской и черняховской культур продолжались процессы славянского этногенеза.

 

Черняховская культура.

Ареал: лесостепные районы Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморские степи к западу от Днепра, Молдова и Юго-Вост. Румыния от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Буга до Нижнего Поднепровья. Хронология: сер. 3 – нач. 5 в. н.э.

Хозяйство: земледельческо-скотоводческое. Основа – пашенное земледелие с использованием лёгкого или тяжёлого плуга. Известны находки железных наральников разных типов, железных мотыжек. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и коноплю. Для уборки урожая использовали серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На поселении Флорешты в Молдавии обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна, что составляет годовой запас для семьи из 6 человек. Для размола применяли ротационные каменные ручные жернова. На поселении Иванковцы (Украина) раскопаны остатки мельницы с двумя комплектами жерновов, расположенными в одной постройке с ямой-погребом. Скотоводство – ведущая роль у крупного рогатого скота, но разводили и мелкий, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Кости животных широко использовались для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из них также изготавливались гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Возможно, существовали даже специализированные костерезные мастерские.

Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремёсла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, втч орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник. С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Исследование состава цветного металла украшений показало две основные группы сплавов: первая близка по рецептуре изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна составу бронз, распр. в мастерских Причерноморья. Большинство украшений черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона – медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.

Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремёсел. Использовались болотные и другие руды, в частности могли использоваться залежи жел. руды в районе Кривого Рога (Украина). Отходы производства в виде шлаков найдены на многих черняховских поселениях. Черняховские мастера знали различные приёмы обработки железа и получения стали. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле – широкое использование и устойчивые сочетания технологических приёмов в изготовлении одного предмета – пакетирования, цементации, закалки.

Гончарное ремесло: было развито очень хорошо – остатки более чем на 50 селищах небольших гончарных мастерских. Напр. на поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Есть данные об использовании ножного гончарного круга. Население черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением. Кроме того, она была высокого качества. Предположительно, идея гончарного круга проникла сюда из Причерноморья, из римских провинций или была воспринята черняховцами от населения Прикарпатья, знакомого с кругом благодаря кельтскому или дакийскому влиянию.

Другие ремёсла и занятия: стеклодельная мастерская на поселении Комарово в Среднем Поднестровье, разработка месторождений туфа (камень, исп. для изготовления жерновов), добыча соли, ткачество, изготовление льняных и шерстяных тканей, деревообработка.

Поселения: подавляющее большинство – селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьёв. На плодородных чернозёмных почвах поселения достигают 20-30 га, на менее пригодных для земледелия – до 5 га. Часто селища группируются, образуя «гнёзда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки.

Жилища: полуземлянки и наземные дома. Большинство полуземлянок прямоугольные площадью 20 кв.м. Наземные постройки, одно- или многокамерные, также прямоугольные площадью 10-40 кв.м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу был очаг. По размерам и планировке среди наземных построек выделяются сооружения столбовой конструкции площадью 60-160 кв.м – так называемые большие или «длинные» дома, внутри которых выделялись жилая и хозяйственная части: жилое помещение, и помещение для содержания домашних животных, иногда разделённые тамбуром. Стены таких сооружений вероятно делались из дёрна. Крупные постройки в основном открыты на территории Зап. и Сев. Украины и Молдовы, а их прототипы хорошо известны на территории Скандинавии и Сев. Германии.

На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала черняховской культуры – наземные жилые и хозяйственные постройки, возведённые из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо», без раствора, с забутовкой внутренней части мелкими камнями.

Мысовые городища. Известны всего три мысовых городища, расположенные в юго-восточной, степной части черняховского ареала (Городок, Башмачки и Александровка – самое значительное по площади), возникшие в 4 в. н.э. – в самом конце существования культуры. Оборонительные сооружения этих городищ представляют собой земляные валы, на кот. возведены двойные каменные или деревянные стены с глиняной внутренней забутовкой, и рвы. Предполагают, что кроме валов и стен были ещё каменные башни. Конструкция всего этого близка к позднескифской или античной.

Грунтовые могильники черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалёку от них и занимают небольшую площадь. Большинство известных могильников относятся к 4 в. Погребальный обряд – биритуальность (трупоположение и трупосожжение). Оба обряда встречаются на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах, кое-где обнаружены следы тризн и культовые ямы. Трупосожжения совершались на стороне, остатки помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Встречаются как урновые, так и безурновые захоронения. Урнами служили керамические горшки, миски, в единичных случаях – деревянные шкатулки и др. вместилища (из кожи, ткани итд). Более 60% погребений безынвентарны. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, иногда обожжёнными или преднамеренно сломанными и положенными внутрь урны или рядом. С единичными урновыми трупосожжениями связаны находки предметов вооружения: втульчатых наконечников копий и стрел, ножей-кинжалов, щитов (от них сохраняются железные умбоны – центральные конусовидные бляхи), топоров, шпор, изредка находят мечи. Мечи длинные, их рукояти, как правило, не имеют наверший и перекрестий. Иногда это оружие оказывется преднамеренно испорченным.

Трупоположения совершены в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Поза – вытянутая на спине головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но есть и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который видимо совершался соплеменниками умершего. Причём погребения с северной ориентировкой оказываются разрушенными чаще. Погребения с западной ориентировкой в большинстве своём безынвентарны или содержат 1-2 предмета.

Погребальный инвентарь: украшения – стеклянные бусы, фибулы, подвески, пряжки, гребни, ножи, пряслица, сосуды с напутственной пищей, ключи, камешки, панцири черепах. Орудия труда обычно отсутствуют, оружие – редкость. Среди погребений выделяются могилы знати – глубокие большие ямы, обложенные деревом, с многочисленными предметами, пиршественными наборами с импортными изделиями.

Предметы материальной культуры: основная масса находок – фрагменты различных глиняных сосудов. Столовая посуда отличается тщательной выделкой, её украшали налепными валиками, желобками, врезными горизонтальными линиями, реже использовали каннелюры, волнистый и штампованный орнамент. Отдельные лощёные сосуды подражают привозным металлическим. Довольно часто встречаются причерноморские амфоры, в кот. привозились масло или вина. Имеются также отдельные находки красноглиняной и краснолаковой посуды, вышедшей из провинциальных римских мастерских. Интересны также тонкие глиняные кубки полуяйцевидной формы со штампованным орнаментом – местные подражания римским стеклянным сосудам. Некоторые сосуды украшались сложной системой изображений, возможно, связанных с календарными циклами и имевших ритуальное значение.

Для поседений черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда – железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, грузила для ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Вооружение редко. Многочисленны находки римских монет, среди которых есть боспорский чекан. К западу от Днестра – римские бронзовые монеты 3-4 вв., восточнее Днестра – преобладают серебряные римские денарии 2 в. Всего около 140 кладов монет найдено. Также с римским миром связывают находки стеклянных и единичных металлических сосудов.

Этнический состав: германские, скифо-сарматские, славянские, фракийские и др. элементы. Германский круг – биритуальный погребальный обряд, «большие дома», керамика вельбарских типов (есть такая культура), формы украшений и предметов быта. Сарматские и поздне-скифские черты – трупоположение в ямах с подбоями или катакомбах, отдельные формы лепной керамики, постройки из камня, помещение в погребения напутственной мясной пищи с воткнутым ножом, обычай прижизненной деформации черепа. Славяне – маленькие квадратные полуземлянки, высокий процент в керамике лепных гошков, отсутсвие крупных могильников.

Финал черняховской культуры: время появления и господства новой волны кочевников – гуннов (нашествие в конце 4 в. н.э.).

 

 


 

 

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 430.