Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие производства. Цели и задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производство по делам об административных правонарушениях совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

• отсутствие события административного правонарушения; • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); • действие лица в состоянии крайней необходимости; • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; • отмена закона, устанавливающего административную ответственность; • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

Статья 6. Задачи судопроизводства по делам об административных правонарушениях

Задачами судопроизводства по делам об административных правонарушениях являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, законных интересов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, а также своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом, с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному наказанию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности, обеспечение исполнения вынесенного постановления, определения.

 

Признаки:

Во-первых, это определенная совокупность процессуальных действий, осуществляемых в установленной нормами права последовательности и в определенные сроки.

Во-вторых, это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными, компетентными субъектами, наделенными законом правом применения процессуальных норм. Субъектами производства по делу об административном правонарушении являются, прежде всего, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, а также субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В-третьих, порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний относится к ведению РА в области законодательства об административных правонарушениях. Т.е. производство по делам об административных правонарушениях урегулировано Кодексом РА о судопроизводстве по делам об административных правонарушениях. Также допускается применение норм АПК, ГПК.

В-четвертых, производство по делу об административном правонарушении имеет собственные цели, задачи, отличающие его от других видов административных производств. Основная цель производства по делу об административном правонарушении – разрешение конфликта публичных интересов, вызываемого неправомерными действиями участников различных общественных отношений, охраняемых административными санкциями.

Принципы:

Статья 9. Законность и равенство перед законом и судом

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения судопроизводства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.

2. Суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при судопроизводстве по делам об административных правонарушениях обязаны точно соблюдать требования Конституции, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов, указанных в статьях 1 и 2 настоящего Кодекса.

3. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить судопроизводство по делу и обратиться в Конституционный суд Республики Абхазия (далее - Конституционный суд) с заявлением о признании этого акта неконституционным. По получении судом решения Конституционного суда Республики Абхазия судопроизводство по делу возобновляется.

4. Решения судов и органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, признанном неконституционным, исполнению не подлежат.

5. Нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при судопроизводстве по делам об административных правонарушениях недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену.

6. В ходе судопроизводства по делам об административных правонарушениях все равны перед законом и судом.

7. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

8. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

9. Особые условия применения мер обеспечения судопроизводства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией, законами и настоящим Кодексом.

10. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе (принцип соразмерности).

   Статья 10. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется судопроизводство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется судопроизводство по делу об административном правонарушении, возлагается на орган, должностное лицо, ведущие судопроизводство по делу об административном правонарушении.

4. Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении по делу об административном правонарушении, не могут основываться на предположениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 11. Принцип справедливости

1. Каждому человеку гарантируется право на судебную защиту прав, свобод и законных интересов. Каждый человек может обратиться в суд для защиты нарушенных прав и требовать, чтобы его дело рассматривалось компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом.

2. Суд, органы (должностные лица) обязаны обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства по делу об административном правонарушении, создать благоприятные условия для ее осуществления, принимать меры по удовлетворению законных требований и ходатайств.

3. В случае причинения противоправными действиями суда, органов (должностных лиц) имущественного вреда физическим и юридическим лицам суд, органы (должностные лица), в чьем судопроизводстве находится дело об административном правонарушении, обязаны принять меры по возмещению этого вреда.

Статья 12. Принцип гуманизма

Судопроизводство по делу об административном правонарушении не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 13. Неприкосновенность личности

1. Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в органы внутренних дел или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей или иным мерам обеспечения судопроизводства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.

2. Административный арест как мера административного наказания может налагаться только по постановлению судьи в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.

3. Каждому задержанному, подвергнутому приводу, доставленному в органы внутренних дел или другой государственный орган, немедленно сообщаются основания задержания, привода, доставления, а также юридическая квалификация административного правонарушения, совершение которого ему вменяется.

4. Государственный орган (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под административным арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.

5. Никто из участвующих в деле об административном правонарушении лиц не может подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

6. Совершение в процессе судопроизводства по делу об административном правонарушении против воли лица либо его представителя действий, нарушающих неприкосновенность личности, возможно только в случаях и порядке, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

7. Содержание лица, в отношении которого в качестве меры административного наказания избран административный арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

8. Вред, причиненный физическому лицу в результате незаконного административного ареста, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом.

Статья 14. Уважение чести и достоинства личности

1. При судопроизводстве по делам об административных правонарушениях запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в деле, не допускаются сбор, использование и распространение сведений о частной жизни, а равно сведений личного и делового характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Моральный вред, причиненный лицу в ходе судопроизводства по делам об административных правонарушениях незаконными действиями суда, других государственных органов и должностных лиц, подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Статья 15. Неприкосновенность частной жизни и охрана тайны

Частная жизнь, личная, семейная, коммерческая и иная охраняемая законом тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав в ходе судопроизводства по делу об административном правонарушении допускаются только в случаях и порядке, прямо установленных законом.

Статья 16. Неприкосновенность собственности

1. Неприкосновенность собственности гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

2. Изъятие имущества и документов, отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном, задержание транспортного средства, маломерного судна, досмотр транспортных средств, маломерных судов, осмотр территорий, помещений, транспортных средств, товаров, иного имущества, а также соответствующих документов, применение иных мер обеспечения судопроизводства по делу об административном правонарушении, посягающих на собственность, могут производиться только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

  Статья 17. Независимость суда (судьи) и органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях

Суды (судьи) и органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешают их в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Какое-либо вмешательство в деятельность суда (судьи) и органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, недопустимо и влечет установленную законом ответственность.

    Статья 18. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания

1. Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен настоящим Кодексом.

2. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди.

3. В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности.

Статья 19. Обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь

1. Каждый имеет право на получение в ходе административного судопроизводства квалифицированной юридической помощи в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

2. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

  Статья 20. Гласность судопроизводства по делам об административных правонарушениях

1. Суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют судопроизводство по этим делам открыто.

Статья 21. Обеспечение безопасности в ходе судопроизводства

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях происходит в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях и безопасность участников судопроизводства. В целях обеспечения безопасности судья, должностное лицо могут распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать при судопроизводстве по делу, включая проверку документов, удостоверяющих их личность, личный досмотр и досмотр проносимых ими вещей.

Статья 22. Свобода оспаривания процессуальных решений и обжалования процессуальных действий

1. Действия органа (должностного лица), уполномоченного составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, могут быть обжалованы, а решения суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть оспорены в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Лицо, участвующее в деле, имеет право на пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Не допускается обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или во вред лицу, в интересах которого она была подана.

Статья 23. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица

1. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов.

2. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.

Статья 25. Разумные сроки судопроизводства по делу об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

 

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

• возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

• рассмотрение дела об административном правонарушении;

• пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

• исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.