ПАСПОРТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СТАНЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПАСПОРТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СТАНЦИИ

«Роды в тазовом предлежании»

 

 

Специальность:

Акушерство и гинекология (31.08.01)

2019

 


Оглавление

 

1. Авторы и рецензенты.............................................................................................................. 3

2. Уровень измеряемой подготовки........................................................................................... 4

3. Профессиональный стандарт (трудовые функции)............................................................... 4

4. Проверяемые компетенции..................................................................................................... 5

5. Задача станции........................................................................................................................ 5

6. Продолжительность работы станции..................................................................................... 5

7. Информация по обеспечению работы станции..................................................................... 5

7.2. Рабочее место аккредитуемого........................................................................................... 6

7.3. Расходные материалы (в расчете на 1 попытку аккредитуемого)..................................... 7

7.4. Симуляционное оборудование............................................................................................ 7

8. Перечень ситуаций и раздел подготовки............................................................................... 8

9. Информация (брифинг) для аккредитуемого......................................................................... 8

10. Регламент работы членов АК на станции............................................................................ 9

10.1. Действия членов АК перед началом работы станции:..................................................... 9

10.2. Действия членов АК в ходе работы станции.................................................................... 9

11. Регламент работы вспомогательного персонала на станции............................................ 10

11.1. Действия вспомогательного персонала перед началом работы станции...................... 10

11.2. Действия вспомогательного персонала в ходе работы станции.................................... 10

12. Нормативные и методические материалы, используемые для создания паспорта......... 10

12.2. Дополнительная и справочная информация, необходимая для работы на станции.... 11

13. Информация для симулированного пациента.................................................................... 11

14. Информация для симулированного коллеги...................................................................... 11

15. Критерии оценивания действий аккредитуемого.............................................................. 11

16. Дефектная ведомость.......................................................................................................... 12

17. Оценочный лист (чек-лист)................................................................................................. 13

18. Медицинская документация................................................................................................ 14

19. Приложение 1..................................................................................................................... 15

 

 


Авторы и рецензенты

1. Панова И.А. – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Минздрава

2. Пониманская М.А. - к.м.н., заведующая родовым отделением филиала №2 ГКБ им. С.П. Боткина «Родильный дом с женскими консультациями 3, 6, 7, 12, 15, 32», инструктор-преподаватель Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы, «Московский врач»

3. Ли Ок Нам. – к.м.н., заведующая отделением патологии беременности филиала №2 ГКБ им. С.П. Боткина «Родильный дом с женскими консультациями 3, 6, 7, 12, 15, 32», инструктор-преподаватель Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы, «Московский врач»

4. Хаматханова Е.М. – д.м.н., руководитель симуляционно-тренингового центра ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России, мастер делового администрирования, отличник здравоохранения, эксперт Росздравнадзора.

5. Хаятова З.Б. – д.м.н., руководитель симуляционной акушерско-гинекологической клиники МСАЦ ФГБОУ ВО НГМУ, доцент кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ

6. Иванников С.Е. – к.м.н., доцент кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии БУ ВО «Сургутский государственный университет», руководитель симуляционно-тренингового центра Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский клинический перинатальный центр».

7. Беришвили М.В. – к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии №1 Сеченовского университета

8. Жолобова М.Н. – к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии №1 Сеченовского университета

9. Баев О.Р. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства-гинекологии, заведующий родовым блоком ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России

10. Приходько А.М. - к.м.н., ассистент кафедры акушерства-гинекологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России

Эксперты Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД:

1. Хаматханова Е.М. – д.м.н., руководитель симуляционно-тренингового центра ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России, мастер делового администрирования, отличник здравоохранения, эксперт Росздравнадзора.

 

2. Горшков М.Д. – председатель Президиума правления Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД, мастер Учебной виртуальной клиники «Ментор Медикус», Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) Минздрава России, г. Москва

Ведущая организация:

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России

 

 

2. Уровень измеряемой подготовки

Лица, завершившие обучение по программе ординатуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.01 «Акушерство и гинекология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), а также лица, завершившее обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности 31.08.01 «Акушерство и гинекология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), успешно сдавшие Государственную итоговую аттестацию и претендующие на должность врача-акушера-гинеколога или врача-акушера-гинеколога цехового врачебного участка. Приказ № 1043 н от 22.12.2017г «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

 

Проверяемые компетенции

Выбор и выполнение лечебно-диагностического процесса женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

 

Задача станции

Демонстрация аккредитуемым алгоритма оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах при тазовых предлежаниях плода и в послеродовом периоде.

Примечание: оценка навыков сбора анамнеза, гигиенической обработки рук, общения с «трудным» пациентом не проводится

 

Симуляционное оборудование

 

 

Таблица 6. Медицинское симуляционное оборудование

 

№ п/п Перечень оборудования Техническая характеристика симуляционного оборудования
1 Симулятор беременной женщины полноростовый · Имитация беременной женщины в полный рост. · Реалистичная имитация наружных половых органов. · Реалистичная имитация внутренних половых органов · Плод с головкой реалистичных размеров, анатомически корректным череп с саггитальным швом, родничками и артикулирующими конечностями · Возможность проведения оперативных влагалищных родов в головном и тазовом предлежании · Наличие компьютера, управляющего родовым процессом, а также изменений физиологического статуса роженицы и плода в ходе родов · Имитация сердцебиения плода для проведения аускультации плода с помощью стандартного стетоскопа · Выполнение токографии

 

 

8. Перечень ситуаций и раздел подготовки

Таблица 7.

Перечень ситуаций (сценариев) станции и соответствие их матрице компетенций

№ п.п. № оценочного листа (чек-листа) Ситуация
1 001 №1 Роды в тазовом (чисто ягодичном) предлежании плода (первая позиция передний вид)  
2 002 №2 Роды в тазовом (чисто ягодичном) предлежании плода (вторая позиция передний вид)  

9. Информация (брифинг) для аккредитуемого

Брифинг (сценарий) № 1. Вы - дежурный врач акушер-гинеколог родильного отделения. В родильном зале во втором периоде родов находится роженица 27 лет. Беременность 38 недель. Поступила в акушерскую клинику по поводу начавшейся 6 часов назад родовой деятельности, воды излились один час назад. Настоящая беременность вторая, предстоят вторые роды. Рост 163 см, масса тела 70 кг. Пульс – 74 удара в 1 минуту. Артериальное давление – 120/70 мм рт. ст. Окружность живота 90 см. Высота стояния дна матки на 33 см. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, на уровне пупка, 132 удара в минуту. Размеры таза нормальные. Индекс Соловьева 14 см. Родовая деятельность – потуги по 40 секунд через 1-2 минуты. Влагалищное исследование: Шейка сглажена, раскрытие зева полное, плодного пузыря нет. Ягодицы находятся на тазовом дне, крестец слева. Межвертельная складка в прямом размере выхода из таза.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Окажите пособие по Цовьянову и ручное классическое пособие при тазовом предлежании.

Все необходимые действия, которые Вы будете производить, необходимо озвучивать.

 

Брифинг (сценарий) № 2. Вы - дежурный врач акушер-гинеколог родильного отделения. В родильном зале во втором периоде родов находится роженица 21 года. Беременность 39 недель. Поступила в акушерскую клинику по поводу начавшейся 9 часов назад родовой деятельности, воды излились один час назад. Настоящая беременность первая. Рост 170 см, масса тела 70 кг. Пульс – 76 ударов в 1 минуту. Артериальное давление – 130/80 мм рт. ст. Окружность живота 88 см. Высота стояния дна матки на 35 см. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, на уровне пупка, 150 ударов в минуту. Размеры таза нормальные. Индекс Соловьева 14 см. Родовая деятельность – потуги по 50 секунд через 2 минуты. Влагалищное исследование: Шейка сглажена, раскрытие зева полное, плодного пузыря нет. Ягодицы находятся на тазовом дне, крестец справа. Межвертельная складка в прямом размере выхода из таза.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Окажите пособие по Цовьянову и ручное классическое пособие при тазовом предлежании.

Все необходимые действия, которые Вы будете производить, необходимо озвучивать.

 

Дефектная ведомость

 

Оценочный лист (чек-лист)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

II этап аккредитационного экзамена  

Специальность

Дата

Номер кандидата

Номер задания

               
Действие Критерий оценки Отметка о выполнении
1. 1 Обработал наружных половых органов перед влагалищным исследованием Сделал да нет
2. 2 обработал руки, надел перчатки Сделал да нет
3. 3 Произвел оценку акушерской ситуации Сделал да нет
4. 4 Диагноз сформулировал Сделал да нет
5. 5 Стерильной салфеткой с раствором антисептика, захваченной корнцангом последовательно обработал лобок, большие половые губы, внутренние поверхности бедер, ягодиц, промежность и задний проход Сделал да нет
6. 6 Повторно обработал руки как перед хирургической операцией Сделал да нет
7. 7 Надел халат, маску, перчатки Сделал да нет
8. 8 прорезывающиеся ягодицы захватил обеими руками так, чтобы большие пальцы располага­лись на прижатых к животу бедрах плода, а остальные четыре пальца — на поверхности крестца Сделал да нет
9. 9 По мере того как рождается туловище плода, продвинул руки по направлению к половой щели роженицы, в то же время прижимая большими пальцами вытянутые ножки к животу, а остальные пальцы рук переместил кверху по спинке плода Сделал да нет
10. 10 взял ножки плода в области голеностопных суставов и поднял их вперед и в сторону, противоположную спинке плода. Сделал да нет
11. 11 Во влагалище по спинке плода ввел два пальца соответствующей руки (для освобождения правой ручки плода вводится правая рука акушера) и, идя по спинке, а затем по плечику плода, дошел до локтевого сгиба. Влечение произвел за локтевой сгиб и опустил ручку так, чтобы она совершила умывательное движение Сделал да нет
12. 12 захватил двумя руками туловище плода (4 пальца спереди, 1 палец сзади), за грудную клетку и поворачивает его на 180° Сделал да нет
13. 13 Захватил плод за голени, подняв ножки кпереди и в сторону, противоположную спинке Сделал да нет
14. 14 Во влагалище по спинке плода ввел два пальца соответствующей руки (для освобождения правой ручки плода вводится правая рука акушера) и, идя по спинке, а затем по плечику плода, дошел до локтевого сгиба. Влечение произвел за локтевой сгиб и опустил ручку так, чтобы она совершила умывательное движение Сделал да нет
15. 15 ввел во влагалище кисть руки. Плод усаживается как бы верхом на предплечье этой руки. Одну фаланга указательного пальца ввел в ротик плода и таким образом удерживает головку согнутой во время выведения ее. Указательным и средним пальцами другой руки захватил плечевой пояс плода, располагая пальцы по бокам шейки. Этой рукой произвел тракции на себя и вниз. Извлек ребенка. Сделал да нет
16. 16 Выложил ребенка на живот матери Сделал да нет
17. 17 Наложил два зажима Кохера на расстоянии 8-10 и 15-20 см от пупочного кольца Сделал да нет
18. 18 Пересек пуповину между зажимами Сказал да нет
19. 19 Катетеризация мочевого пузыря Сделал да нет
20. 20 Признак Чукалова-Кюстнера Сказал да нет
21. 21 Признак Альфельда Сказал да нет
22. 22 Признак Шредера Сказал да нет
23. 23 Признак Довженко Сказал да нет
24. 24 Признак Клейна Сказал да нет
25. 25 Попросил роженицу потужиться, выделил послед Сказал и сделал да нет
26. 27 Плаценту разложил на гладком подносе материнской поверхность вверх и рассмотреть ее Сказал и сделал да нет
27. 28 Осмотрел оболочки – перевернуть послед плодовой стороной кверху Сказал и сделал да нет
28. 29 Провести профилактику кровотечения 5 ед окситоцина Сделал да нет
29. 30 Оценил кровопотерю Сказал да нет
30. 31 Оценил состояние родильницы Сказал да нет
31. 32 Другие нерегламентированные и небезопасные действия Указать количество [_______]
32. 33

Общее впечатление эксперта: Пособие по Цовьянову и классическое ручное пособие при тазовом предлежании проведены профессионально

да нет

ФИО члена АК ____________________________     Подпись ________________________

Отметка о внесении в базу (ФИО) ________________________________________________

 

 

 

Медицинская документация

 

Не предусмотрены

 

Приложение 1.

 

11.2.1  Самопроизвольные роды в тазовом предлежании плода

 

Классификация тазовых предлежании (ТП) плода:

1. Ягодичные предлежания:

Чистое ягодичное предлежание (неполное) (встречается в 63,2-68%) случаев) - ножки согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных; предлежат только ягодицы плода.

Смешанное ягодичное предлежание (полное) (встречается в 20,6-23,4% случаев) - ножки согнуты в тазобедренных и коленных суставах; предлежат стопы и ягодицы.

2. Ножное предлежание (встречается в 11,4-13,4% случаев):

Неполное ножное предлежание - предлежат ягодицы и одна из ножек (стоп) плода. При этом одна ножка разогнута в тазобедренном и коленном суставе.

Полное ножное предлежание - предлежат обе ножки (стопы) плода, при этом обе ножки разогнуты в тазобедренных суставах.

Коленное предлежание - предлежат колени (одно или оба) плода (редкая разновидность ножного предлежания).

В родах возможен переход одного вида тазового предлежания в другой.

Позиция плода при ТП определяется традиционно - по отношению спинки плода к левому (I) или правому (И) рёбрам матки, а вид -по отношению спинки к передней/задней стенке матки (соответственно передний или задний).

Шифр по МКБ-10

032.1 Ягодичное предлежание плода, требующее предоставления медицинской помощи матери.

О80.1 Самопроизвольные роды в ягодичном предлежании.

О80.8 Другие самопроизвольные одноплодные роды (в данном протоколе данный код МКБ подразумевает и иные роды в тазовом предлежании (помимо родов в чисто ягодичном предлежании): полное/неполное ножное предлежание, смешанное ягодичное предлежание и т.д.).

Эпидемиология

Частота тазового предлежания (ТП) плода при доношенной беременности составляет 3-5% . Чем меньше срок, тем выше частота ТП. Так, при сроке беременности менее 28 недель и массе плода менее < 1000 г, частота ТП достигает 35%, в то время как в сроке 34-36 недель при массе плода 2000-2499 г, она не превышает 8%, снижаясь к сроку родов до 3-5%. Поэтому клинически важна диагностика в сроке 36 недель.

При поступлении пациентки:

• По возможности необходимо с помощью УЗИ оценить положение и вес плода, расположение ножек, состояние головки (есть ли разгибание) и шеи (есть обвитие пуповиной), исключить запрокидывание ручек.

• Планируемые вагинальные роды в ТП следует проводить в стационаре, где в случае необходимости экстренное кесарево сечение должно быть выполнено в течение ближайших 30 минут (уровень доказательности I-B).

• У женщин с незапланированными вагинальными родами в ТП тактика их ведения зависит от периода родов, наличия или отсутствия факторов риска развития осложнений, подтвержденных соответствующими клиническими исследованиями и наличия письменного информированного добровольного согласия пациентки на роды per vias naturales (уровень доказательности рекомендаций С) .

• Родильницам в конце первого/начале второго периода родов или в активном втором периоде родов не должно настойчиво предлагаться кесарево сечение.

• Все родильные отделения должны обеспечить квалифицированную помощь при вагинальных родах в ТП и иметь разработанные протоколы ведения таких родов.

I период

II период родов

• Во втором периоде родов опускание ягодиц на тазовое дно должно происходить пассивно без активных потуг роженицы (уровень доказательности С). Если отмечена остановка опускания предлежащей части плода в следствии диспропорции размеров плода и таза матери, целесообразно обсудить показания к кесареву сечению (уровень доказательности С).

• Если ягодицы пассивно не опустились на тазовое дно в течение 2 часов второго периода родов, рекомендовано выполнить кесарево сечение.

• Продолжительность латентной стадии II периода родов (без активных потуг) - не > 90 мин. Продолжительность активных потуг - не > 60 мин (А-1а) .

• Мониторинг КТГ продолжается непрерывно (А-1а).

• Нет необходимости в рутинной эпизиотомии. Эпизиотомия может быть проведена, если это необходимо для оказания помощи в родах (С-4).

В клинических рекомендациях (протоколах) всех профессиональных медицинских сообществ нет данных о введении атропина сульфата с целью предупреждения спазма шейки матки во время рождения головки.

Рождение головки

Для облегчения рождения последующей головки ассистент надавливает
над лоном для сгибания головки, врач при этом поднимает туловище плода
к симфизу матери (метод Брахта - одобрен для использования в Европе);

- если при этом рождение головки не произошло, нужно применить приемы Мориссо-Левре-Лашапель или Вейта-Смелли (рис.4);

- если и при этом рождение головки не произошло, то целесообразно
наложение щипцов на последующую головку (рис.5).

Рис. 4. Прием Мориссо-Левре-Лашапель  

Рис. 5.Наложение щипцов на последующую головку

Необходимости в рутинном проведении экстракции плода за тазовый конец нет (уровень доказательности III С) в виду высокого риска осложнений со стороны матери и плода (уровень доказательности П-2А). Исключение составляют острый дистресс-синдром плода, интранатальное кровотечение, угрожающее матери и плоду, при наличии условий для выполнения экстракции плода за тазовый конец.

 




Третий период родов

При ведении третьего периода родов необходимо знать и использовать:

- признаки отделения плаценты;

- способы выделения отделившего последа.

Признаки отделения плаценты:

Шредера - изменение формы и высоты стояния дна матки.

Альфельда - удлинения наружного отрезка пуповины.

Клейна - после потуги удлинившийся отрезок пуповины не втягивается.

Кюстнера-Чукалова - при надавливании ребром ладони над лоном отрезок пуповины не втягивается.

Способы выделения последа (послед выделяют после опорожнения мочевого пузыря):

Абуладзе - после бережного массажа матки переднебрюшную стенку двумя руками берут в продольную складку и предлагают роженице потужиться.

Методы Гентера и Креде-Лазаревича - менее щадящи, поэтому используются после безуспешного применения метода Абуладзе.

Профилактика послеродового кровотечения осуществляется путем рутинного введения окситоцина (в первую минуту после рождения плода - 10 ЕД в/м или в/в медленно) и выполнения контролируемых тракций за пуповину при наличии подготовленных специалистов.

NB! Учитывая, что контролируемые тракции за пуповину незначительно влияют на частоту массивных кровотечений, то от их применения неподготовленными специалистами нужно воздержаться и ограничиться введением окситоцина.

Умбиликальное введение простагландинов и окситоцина не рекомендуется.

NB! Последовый период не должен длиться более 30 мин.

- При рождении плаценты тонкие плодные оболочки могут оборваться.

- Держите плаценту обеими руками и осторожно поворачивайте ее, пока плодные оболочки не родятся.

- Медленно потяните плаценту для завершения родов.

- Если плодные оболочки оборвались, осторожно исследуйте верхнюю часть влагалища и шейку матки в стерильных перчатках и используйте окончатые зажимы для удаления всех оставшихся частей плодных оболочек, которые будут обнаружены.

- Внимательно осмотрите плаценту и оболочки, чтобы удостовериться в их целостности.

- Если пуповина оборвалась или в течение 30 минут не удалось выделить послед, необходимо произвести ручное выделение последа.

- После рождения последа немедленно оцените тонус и появление сокращений матки через переднюю брюшную стенку женщины.

- Оценивайте тонус матки каждые 15 минут в течение первых 2 часов послеродового периода.

- Оценка тонуса матки не должна проводиться формально. Акушерка или врач, выполняющие оценку тонуса матки, обязаны убедиться в том, что матка хорошо сократилась и не расслабляется (становится мягкой).

При нормальном течении последового периода кровопотеря составляет в среднем не более 0,5% от массы тела.

Уход за глазами

Для профилактики инфекционных заболеваний глаз во время первичного туалета новорождённого рекомендуется использовать:

- 1% мазь тетрациклина гидрохлорида (однократное закладывание за нижнее веко);

- мазь эритромицина фосфата 10 000 ЕД в 1 г (однократное закладывание за нижнее веко).

Не рекомендуется использовать раствор нитрата серебра, который может вызывать химические конъюнктивиты и болевую реакцию у новорожденных. В настоящее время нет исследований, свидетельствующих об эффективности применения препарата альбуцид.

 


[1] (по согласованию с председателем аккредитационной комиссии компьютер может находиться в другом месте, к которому члены аккредитационной комиссии должны иметь беспрепятственный доступ, чтобы иметь возможность пересмотреть видеозапись)

[2] Перечень обязательного оснащения кабинета (станции) не отражает перечень оснащения реального кабинета, а содержит только тот минимум, который необходим для решения конкретной задачи данной экзаменационной станции. По усмотрению организаторов кабинет может быть дополнительно оснащён в соответствии с нормативной базой, но не создавать при этом помех для основной цели работы на станции


ПАСПОРТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СТАНЦИИ

«Роды в тазовом предлежании»

 

 

Специальность:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 443.