Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Таблица 4

Этапы формирования компетенций

Код компетенции Этап формирования компетенции
ОК-3 1
ПК-8 1
ПК-9 1
ПК-10 1

 

Показатели, критерии и шкалы оценивания компетенций  

 

Таблица 5.1

Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций

со шкалой оценивания

(форма промежуточной аттестации – экзамен)

Код комп. Показатели компетенции (ий) (дескрипторы) Критерий оценивания Шкала оценивания

ОК-3,

ПК-8,

ПК-9,

ПК-10

 

Знать:

- основные теории и методы смежных отраслей знаний.

- области применения методов использования в научных исследованиях экономических процессов на микроуровне

- методы и инструментарий экономического анализа, сферы его применения

- теоретические основы и методы анализа и прогнозирования основных экономических показателей на микроуровне

Показывает полные и глубокие знания, логично и аргументировано отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний Отлично  (5) Показывает глубокие знания, грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности Хорошо  (4) Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы Удовлетворительно  (3) Показывает недостаточные знания, не способен аргументировано и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Неудовлетворительно  (2)

Уметь:

- самостоятельно

осваивать новые методы исследований и адаптироваться к решению новых практических задач по экономической теории на микроуровне

- использовать в научных исследованиях при анализе и прогнозировании различные методы, готовить аналитические материалы для оценки влияния мероприятий в области экономической политики на микроуровне

- квалифицированно применять информацию из различных источников для изучения деятельности экономических субъектов, использовать различные источники информации для проведения экономических расчётов на микроуровне

- применять методы оценки эффективности организационных решений

Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен предложить альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы Отлично  (5) Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен формулировать выводы, но не может предложить альтернативные решения анализируемых проблем Хорошо  (4) При решении конкретных практических задач возникают затруднения Удовлетворительно  (3) Не может решать практические задачи Неудовлетворительно  (2)

 

Результатом промежуточной аттестации является количество баллов. Набранных во время ответа обучающегося на теоретические и практические вопросы. Перевод набранных баллов в традиционную оценку и определение уровня сформированности компетенций осуществляется в соответствии с таблицей 5.2

 

Таблица 5.2

Определение уровня сформированности компетенций для дисциплин с формой промежуточного контроля – экзамен

Уровень сформированности компетенции (элемента компетенции) Количество набранных баллов Оценка
высокий 90-100 отлично
повышенный 70-89 хорошо
пороговый 60-69 удовлетворительно
не сформирован менее 60 неудовлетворительно

 

7.3. Типовые контрольные задания

 

На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной:

- ОК-3 – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

- ПК-8 – способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне;

- ПК-9 – способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;

- ПК-10 способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона, определять тенденции развития конкретных экономических процессов на микроуровне.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Функция полезности, её виды и роль в анализе поведения потребителей.

2. Двойственная задача в теории потребительского выбора.

3. Функции индивидуального потребительского спроса.

4. Выбор потребителя в условиях определённости.

5. Динамика равновесия потребителя: эффект дохода, эффект потребления.

6. Способы измерения благосостояния потребителя.

7. Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.

8. Концепция выявленных предпочтений в теории потребительского выбора.

9. Производственная функция и её свойства.

10. Теория производства, издержек, прибыли и рыночное предложение.

11. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.

12. Предложение конкурентной отрасли.

13. Предложение конкурентных фирм, имеющих альтернативные цели.

14. Эффективность совершенной конкуренции как рыночной структуры.

15. Регулирующее вмешательство на рынках совершенной конкуренции и его последствия.

16. Монополия, монопольная власть и её измерение.

17. Монополия и общественная эффективность.

18. Дилемма регулирования естественной монополии.

19. Рыночные стратегии монополий: теория и российская практика.

20. Моделирование рынка монополистической конкуренции.

21. Предположительные вариации как основа моделей олигополии.

22. Модели олигополий с открытым и закрытым входом.

23. Картель: модели однократного и повторяющегося взаимодействия.

24. Равновесие и ценообразование на рынках факторов производства.

25. Общее равновесие и условие его достижения.

26. Теория общественного благосостояния: агрегирование индивидуальных предпочтений.

27. Внешние эффекты и эффективность распределения ресурсов.

28. Сетевые внешние эффекты и сетевая монополия.

29. Внешние эффекты и необходимость регулирования рынка.

30. Эффективное предоставление общественных благ.

31. Частное предоставление общественного блага.

 

 

Экзаменационный билет №1
1.  Теоретический вопрос 30 баллов Генезис научных представлений о предмете экономической теории. Метод экономической теории.
2. Теоретический вопрос 30 баллов Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Практическое задание 40 баллов Функция спроса население на некоторый товар имеет вид Qd = 8 - P, функция предложения данного товара: Qs= - 4 + 2P. Предположим, что на данный товар введен налог в размере 10% от цены, уплачиваемый продавцом. 1.Определить равновесный объем продаж и равновесные цены для покупателя и продавца после введения налога. 2. Определить излишек продавца и покупателя до и после введения налога. 3. Рассчитать величину налоговых поступлений в бюджет. 4. Исчислить общественные потери от введения налога.
Экзаменационный билет №2
1.  Теоретический вопрос 30 баллов Экономика: потребности и ресурсы
2. Теоретический вопрос 30 баллов Олигополия: характерные черты, особенности ценообразования.
4. Практическое задание Определить выпуск и цену, максимизирующие прибыль и выручку монополиста, а также размер максимальной прибыли, если функция общих затрат имеет вид: TC = 200 + 60Q + 1,5Q2. Функция спроса на продукцию монополии: Q = 240 – 2P. Почему Q не совпадает при нахождении максимума прибыли и максимума выручки фирмы?
Экзаменационный билет №3
1.  Теоретический вопрос 30 баллов Экономический кругооборот и экономические цели субъектов ры­ночных отношений
2. Теоретический вопрос 30 баллов Рынки факторов производства и формирование факторных дохо­дов
5. Практическое задание 40 баллов При создании предприятия его владелец вложил сумму 200 тыс. руб. Процесс производства осуществляется в здании, которое до организации предприятия он сдавал в аренду. Арендная плата составляла 50 тыс. руб./год. До организации предприятия его учредитель был наемным менеджером с годовой заработной платой 100 тыс. руб. Деятельность созданного предприятия характеризуется следующими показателями
Показатели Значения
Объем производства, ед. 1 000
Цена (без НДС), руб./ед. 1 000
Затраты, тыс. руб.  
материальные 250
по оплате труда наемным работникам 150
амортизация 160
прочие 140
Доходы от реализации излишнего имущества, тыс. руб. 50
Процент, уплаченный за кредит, тыс. руб. 10
Налоги, уплаченные из прибыли, % 24
Ставка по срочным депозитам, % 18

Рассчитайте: прибыль от реализации продукции, прибыль валовую (до налогообложения), чистую прибыль. Обоснуйте ответ на вопрос о целесообразности создания собственного предприятия (вычислите экономическую прибыль).

 

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Генезис научных представлений о предмете экономической теории. Метод экономической теории.

2. Основные этапы развития экономической теории.

3. Экономика: потребности и ресурсы.

4. Экономический выбор, производственные возможности, кривые трансформации.

5. Экономический кругооборот и экономические цели субъектов рыночных отношений.

6. Собственность как экономическая категория, права собственности. Формы собственности в рыночной экономике.

7. Типология экономических систем.

8. Основные черты смешанной экономической системы. Модели в рамках экономических систем.

9. Рынок: сущность, функции, виды, инфраструктура. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

10. Рыночный спрос домохозяйств и факторы, определяющие его изменение.

11. Рыночное предложение и факторы, определяющие его изменение.

12. Рыночное равновесие, устойчивость рыночного равновесия.

13. Эластичность спроса и предложения: понятие, виды, факторы. Измерение эластичности.

14. Теории потребительского поведения. Равновесие потребителя.

15. Эффект дохода и эффект замещения.

16. Экономическая природа фирмы.

17. Производство: стадии, виды продукта, производительность.

18. Производство и производственная функция.

19. Производство с двумя переменными факторами.

20. Издержки производства и их структура.

21. Издержки производства в краткосрочном периоде.

22. Издержки производства в долгосрочном периоде, эффект масштаба.

23. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

24. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

25. Классификация основных рыночных структур.

26. Совершенная конкуренция: основные черты, эффективность.

27. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

28. Несовершенная конкуренция: основные характеристики.

29. Монополия: определение цены и объема производства. Показатели монопольной власти.

30. Естественная монополия: сущность, проблемы регулирования.

31. Антимонопольное законодательство и регулирование.

32. Монополистическая конкуренция: условие возникновения; неценовая конкуренция; реклама.

33. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

34. Олигополия: характерные черты, особенности ценообразования.

35. Модель Курно. Равновесие Курно.

36. Картельные соглашения, лидерство в ценах.

37. Прибыль фирмы, источники экономической прибыли.

38. Эффективность олигополии и монополистической конкуренции.

39. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.

40. Спрос на факторы производства со стороны конкурентной фирмы и отрасли.

41. Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли на факторных рынках.

42. Рынок труда, равновесие на конкурентном рынке труда. Монопсония на рынке труда.

43. Роль профсоюзов на рынке труда. Двусторонняя монополия.

44. Неравенство доходов. Кривая Лоренца.

45. Структура и роль рынков капитала.

46. Понятие капитала в экономической теории. Понятие о проценте как доходе фактора капитал.

47. Основной и оборотный капитал.

48. Спрос и предложение на рынке услуг капитала и на рынке заемных средств.

49. Приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.

50. Критерий экономической обоснованности инвестиционного проекта.

51. Рынок земельных ресурсов. Земельная рента: сущность, виды.

52. Цена земли как капитального актива.

53. Неопределенность и риск. Отношение к риску. Способы снижения риска.

54. Рынки с асимметричной информацией.

55. Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии.

56. Теорема Коуза. Интернализация внешних эффектов с помощью рынка.

57. Общественные и частные блага. Смешанные блага. Спрос на общественные блага и их эффективное предложение.

58. Теория общественного выбора: основные положения. Общественный выбор в условиях прямой демократии.

59. Парадокс Кондорсе. Теорема невозможности Эрроу.

60. Общее и частичное равновесие.

61. Эффективность обмена.

62. Кривая контрактов. Эффективность по Парето.

63. Эффективность в производстве.

64. Эффективность и справедливость

 

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

 

Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестации с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.

Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии

Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.

При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительна.

 

Таблица 6.1.

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

для очной формы обучения

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) Баллы в 1-й контрольной точке (30 баллов) Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) Баллы во 2-й контрольной точке (30 баллов)
1.1, ТЗ - творческое задание 5
1.2 Т - тестирование 5
2.1, ТЗ - творческое задание 5
2.2 Т - тестирование 5
Раздел 1, 2 КР - контрольная работа 1 30
3.1 ТЗ - творческое задание 10
3.2 Т - тестирование 10
Раздел 3 КР - контрольная работа 2 30

 

Выполнение контрольной работы в каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде.

 

Таблица 6.2

Применение балльной системы для проверки результатов обучения

для заочной формы обучения

Номер раздела / темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым студентами
1.1 Тестирование 15
1.2 Решение практических задач 10
2.1 Тестирование 15
2.2 Решение практических задач 15
3.1 Тестирование 15
3.2 Контрольная работа 30

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

8.1. Основная учебная литература:

1. Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум / Г. А. Маховикова, С. В. Переверзева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 322 с.// ЭБС «Юрайт»

 

8.2. Дополнительная учебная литература:

1 Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Розанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 386 с. .// ЭБС «Юрайт»

2 Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Розанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 414 с. .// ЭБС «Юрайт»

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

 

1. www.government.ru (сайт Правительства РФ).

2. www.gks.ru - Основные социально-экономические показатели России. Электронные версии официальных публикаций Госкомстата России

3. www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития Российской Федерации

4. www.cea.gov.ru - Центр экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации

5. www.hse.ru - Высшая школа экономики

6. www.rbc.ru – Росбизнесконсалтинг

7. www.iet.ru - Институт экономики переходного периода

8. www.cefir.org - Центр экономических и финансовых исследований и разработок

9. www.cemi.rssi.ru - Центральный Экономико-Математический Институт РАН

10. www.expert.ru - Журнал "ЭКСПЕРТ"

11. www.eeg.ru - Экономическая экспертная группа при Минфине РФ

12. www.beafnd.org - Фонд Бюро экономического анализа

13. www.miga.org - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В начале изучения курса рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебный материал по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)» студенты изучают не только в процессе учебных занятий, но и самостоятельно. Поэтому важное значение имеет правильная организация самостоятельной работы, глубокое изучение основной, дополнительной учебной литературы, других рекомендованных источников, самоконтроль за ходом занятий.

При изучении рекомендуемых источников информации предлагается следующий порядок работы. В соответствии с программой дисциплины необходимо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в данную тему и с темами практических занятий. Затем приступить к изучению основной и дополнительной учебной литературы, рекомендуемой к данной теме. После того, как рекомендуемые источники изучены, необходимо вновь возвратиться к программе курса и посмотреть, не упущены ли какие-либо вопросы.

Для глубокого усвоения изучаемых вопросов и закрепления в памяти изучаемого материала большую помощь оказывает краткое письменное изложение прочитанного материала. Существует несколько видов записей. Наиболее распространенными из них являются: план, развернутый план, тезисы, конспект. Посещение лекций, активная работа на занятиях, своевременная подготовка домашнего задания, подготовленные выступления с мультимедийным сопровождением, а также ведение конспекта лекций помогут успешно освоить данную дисциплину и сдать экзамен.

Студенты, не посещающие занятия, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими.

 

2. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

- Компьютерная обучающая программа ААТ;

- Пакет прикладных программ MSOffice.

- Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

- Справочно-правовая система «Гарант».

- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:

- разбор конкретных ситуаций;

- тренинг.

 

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для проведения учебных занятий используются:

- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий оснащенные мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы.

-  по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.

- для работы со специализированным программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы.

- другие материально-технические ресурсы.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 «МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый уровень)»

Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»

 

Магистерские программы: «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»;

«Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»

 

Уровень магистратуры

 

 

Авторы:

Виктор Васильевич Гребеник

Людмила Вениаминовна Гоголина

Елена Егоровна Бодрова

 

 

Издано в авторской редакции

Печатается с готового оригинал-макета,

предоставленного кафедрой.

 

 


[1] По магистерской программе «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»

 

[2] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.