Тема 1.2. Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Содержание темы

Воздействие неопределенности и риска на выбор потребителя. Аксиомы потребительского выбора в условиях неопределенности.

Теория полезности Неймана-Моргенштерна. Типы индивидов по отношению к риску.

Оптимальный выбор в условиях неопределенности и риска. Выбор оптимального решения в условиях риска: критерии математического ожидания, критерий Лапласа. Выбор оптимальной стратегии в ситуации неопределённости: критерий MAXIMAX; критерий MAXIMIN (критерий Вальда); критерий MINIMAX (критерий Сэвиджа); критерий пессимизма-оптимизма Гурвица.

Способы снижения риска. Задача выбора портфеля активов. Спрос на страховку.

 

Практическое занятие

«Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска»

(форма обучения: очная и заочная) – разбор конкретных ситуаций

1. Аксиомы потребительского выбора в условиях неопределенности и риска.

2. Гипотеза ожидаемой полезности. Функция Неймана-Моргенштерна и отношение индивидов к риску.

3. Принятие решений в условиях неопределенности и риска: критерии выбора.

4. Прикладные аспекты модели выбора индивида: формирование портфеля активов, спрос на страховку, снижение риска.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомиться с темой 1.2 в разделе 1 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».

2. Изучить материалы учебников:

a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 3.

b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1, глава 10.

3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

1. Рассмотреть чем определяются возможности обеспечения оптимального способа производства.

2. Влияние изменение масштаба производства на объем выпуска.

3. Роль технического прогресса в производстве.

4. *Рассмотреть, как издержки производства зависят от объема выпуска.

5. *Определить, при каких условиях данный выпуск будет обеспечиваться минимальными издержками.

 

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и

подготовке к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию обратите внимание на основные причины неопределённости и риска. Эти причины формируют модель ожидаемой полезности, которая базируется на предпочтениях индивида в отношении «случайных» планов потребления. Возникает неопределённость относительно результатов сделанного потребителем выбора. Даже если индивид может знать вероятность возможных исходов, окончательный исход остается неизвестным до тех пор, пока он не реализуется. Предпочтения потребителя в этих условиях строятся на применение аксиом потребительского выбора, адаптированных к условиям неопределённости.

Альтернативные версии выбора потребителя представлены функцией полезности Неймана-Моргенштерна. С её помощью индивидов классифицируют на склонных к риску, не склонных к риску, нейтральных к риску.

Наилучшие решения в условиях риска принимаются на основе критериев математического ожидания и Лапласа. Выбор оптимальной стратегии в ситуации неопределённости осуществляется с помощью критериев: MAXIMAX; MAXIMIN (критерий Вальда); MINIMAX (критерий Сэвиджа); пессимизма-оптимизма Гурвица.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы причины существования неопределённости и риска?

2. Какова связь неопределённости, вероятности исхода и риска в экономическом анализе?

3. Что такое ожидаемая полезность и каков её экономический смысл?

4. Какие аксиомы ожидаемой полезности используются в теории поведения потребителя?

5. В чём заключается смысл и роль безрискового эквивалента?

6. Чем отличаются кривые безразличия для индивидов с различным отношением к риску?

7. Сформулируйте критерии оптимального выбора в условиях риска.

8. Сформулируйте критерии выбора оптимальной стратегии в условиях неопределённости.

9. В чём состоит особенность выбора потребителя в условиях неопределённости и риска?

 

Раздел 2. Фирма как объект микроэкономического анализа

 

Тема 2.1. Фирма как особый экономический агент

 

Содержание темы

Характеристики фирмы как первичной организационной единицы бизнеса. Вертикальные и горизонтальные границы фирмы.

Производственная функция и её свойства. Аксиомы производственного выбора. Виды производственных функций. Влияние технического прогресса на производственную функцию.

Принцип минимизации издержек. Принцип максимизации прибыли.

Предложение конкурентной фирмы. Теория выявленной прибыльности. Предложение конкурентной отрасли.

Фирма как совокупность экономических агентов. Альтернативные цели фирмы. Индивидуальный собственник и его выбор. Проблема отношений собственников и менеджеров. Конфликт интересов и пути его нейтрализации. Конфликт интересов кредиторов и акционеров. Экономическая стратегия самоуправляемой фирмы. Особенности выбора государственного предприятия.

 

Практическое занятие 1

«Фирма как особый экономический агент»

(форма обучения: очная и заочная) – диалог

1. Производственная функция и её свойства.

2. Оптимум фирмы как минимизация издержек и как максимизация прибыли.

3. Предложение конкурентной фирмы и конкурентной отрасли.

4. Взаимодействие экономических агентов и цели фирмы.

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомиться с темой 2.1 раздела 2 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».

2. Изучить материалы учебников:

a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 4.

b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1, глава 11,12,13.

3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

1. Рассмотреть специфику рыночных условий, влияющих на поведение фирм.

2. Конкурентные стратегии, применяемые фирмами для достижения своих целей.

3. Формирование предложения совершенно конкурентной фирмы.

4. Рассмотреть при каких условиях фирма и рынок оказываются в положении равновесия.

5. Определить в какой мере рынок монополистической конкуренции обеспечивает экономическую эффективность.

6. Выявить какие стратегии поведения применяют олигополисты и как они принимают решения.

7. Определить, как устанавливается равновесие в условиях монополии.

8. *Последствия монополизации рынков для общества.

9. *Рассмотреть, на что нацелено регулирование деятельности монополий и какие способы при этом используются.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и

подготовке к практическому занятию

При подготовке к семинарскому занятию уточните понятие производственной функции с помощью аксиом производственного выбора. Разберите виды производственных функций, классификация которых обусловлена соотношением применяемых фирмой факторов производства. Выявите роль издержек производства в принятии оптимальных решений: минимизации издержек при заданном уровне выпуска и нахождении объёма выпуска, максимизирующего прибыль.

Обратите внимание на особенности формирования предложения конкурентной отрасли: агрегирование выпуска и реакцию рынка ресурсов.

При подготовке четвёртого вопроса обратите внимание на сложность выработки единого решения внутри фирм и необходимость поиска компромиссных вариантов для достижения общей задачи – максимизации прибыли.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое производственная функция? Каковы её основные характеристики?

2. Какова роль аксиом в теории производства?

3. Какими характеристиками обладают изокванты для разных видов производственной функции?

4. Какие виды издержек определяет фирма?

5. Каким образом фирма выбирает набор производственных ресурсов?

6. В чем состоит различие траекторий краткосрочного и долгосрочного роста фирмы?

7. От чего зависят выбор цели и поведение фирмы в экономике?

8. В чем заключается конфликт собственников и управляющих? Можно ли его смягчить?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 326.