Кафедра экономической теории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый уровень)»
Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»
Магистерские программы: «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»;
«Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»
Уровень магистратуры
Набор
2017
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра экономической теории
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом экономического факультета (протокол от 10.05.2017 № 9) | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый уровень)»
Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»
Магистерские программы: «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»;
«Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»
Уровень магистратуры
Набор
2017
Авторы:
Л.В. Гоголина, профессор кафедры экономической теории, канд. экон. наук, профессор
Ответственный за выпуск
Д.П. Бусько, заведующий кафедрой экономической теории, канд. техн. наук, старший научный сотрудник
Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории
(протокол от 11.04.2017 № 10)
Программа рекомендована выпускающей кафедрой экономики таможенного дела (протокол от 25.04.2017 №8)
Программа рекомендована выпускающей кафедрой международных экономических отношений (протокол от 27.04.2017 №4/1)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник отдела методического обеспечения
Образовательного процесса Ю.В.Шустрова
© Российская таможенная академия, 2017
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Микроэкономика» - завершение формирования у магистров научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики. Знакомство с новейшими достижениями микроэкономической теории, наиболее актуальными для использования в хозяйственной практике.
Задачи дисциплины:
- теоретическое освоение магистрами современных микроэкономических концепций и моделей;
- приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок);
- ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-3 | Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Знать: - основные теории и методы смежных отраслей знаний. Уметь: - самостоятельно осваивать новые методы исследований и адаптироваться к решению новых практических задач по экономической теории на микроуровне |
ПК-8 | Способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне | Знать: - области применения методов использования в научных исследованиях экономических процессов на микроуровне Уметь: - использовать в научных исследованиях при анализе и прогнозировании различные методы, готовить аналитические материалы для оценки влияния мероприятий в области экономической политики на микроуровне |
ПК-9 | Способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов | Знать: - методы и инструментарий экономического анализа, сферы его применения Уметь: - квалифицированно применять информацию из различных источников для изучения деятельности экономических субъектов, использовать различные источники информации для проведения экономических расчётов на микроуровне |
ПК-10 | Способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом | Знать: - теоретические основы и методы анализа и прогнозирования основных экономических показателей на микроуровне Уметь: - применять методы оценки эффективности организационных решений |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина относится к базовой части блока 1 и является обязательной.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения[1], на 1 курсе по заочной форме обучения
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам изучаемым в рамках бакалавриата или специалитета.
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения: следующих дисциплин профессионального цикла: «Макроэкономика», «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Государственное регулирование рыночной экономики», «Актуальные проблемы экономической теории», «Экономическая оценка инвестиций с учетом факторов неопределенности», «Комплексный экономический анализ», в соответствии с учебным планом.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетных единиц (ЗЕ), 144 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 30 |
в том числе: | |
Лекции (Л) | 10 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | - |
Практические занятия (ПЗ), | 20 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 78 |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен-36 |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов | |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 22 | |
в том числе: | ||
Лекции (Л) | 6 | |
из них в интерактивной форме (ИФ) | - | |
Практические занятия (ПЗ), | 16 | |
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 113 | |
Форма промежуточной аттестации |
Экзамен-9
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
5.1. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
Таблица 3
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела / темы | Общая трудоемкость (час.) |
Лекции (час.) |
Практические или Занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1 | Раздел 1. Потребитель как объект микроэкономического анализа | 30 | 4 | 6 | 4 | 20 | |
2 | Тема 1.1 Предпочтения и выбор потребителя в условиях определенности | 16 | 2 | 4 | 2 | 10 | |
3 | Тема 1.2 Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска | 14 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
4 | Раздел 2. Фирма как объект микроэкономического анализа | 28 | 2 | 6 | 4 | 20 | |
5 | Тема 2.1 Фирма как особый экономический агент | 8 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
6 | Тема 2.2 Теория рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции | 10 | 2 | 2 | 8 | ||
7 | Тема 2.3Рынки факторов производства | 10 | 2 | 8 | |||
8 | Раздел 3. Теория общего равновесия и проблемы рыночного механизма | 40 | 4 | 8 | 4 | 28 | |
9 | Тема 3.1 Теория общего равновесия | 14 | 2 | 2 | 10 | ||
10 | Тема 3.2 Теория общественного благосостояния | 12 | 4 | 2 | 8 | ||
11 | Тема 3.3 Внешние эффекты и регулирование | 14 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
12 | Курсовая работа | 10 | 10 | ||||
13 | Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 | Экзамен | ||||
14 | Всего по дисциплине | 144 | 10 | 20 | 12 | 78 |
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела / темы | Общая трудоемкость (час.) |
Лекции (час.) |
Практические или Занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||||
1 | Раздел 1. Потребитель как объект микроэкономического анализа | 36 | 2 | 4 |
| 30 | |||
2 | Тема 1.1 Предпочтения и выбор потребителя в условиях определенности | 18 | 2 | 2 |
| 14 | |||
3 | Тема 1.2 Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска | 18 | 2 |
| 16 | ||||
4 | Раздел 2. Фирма как объект микроэкономического анализа | 38 | 2 | 6 |
| 30 | |||
5 | Тема 2.1 Фирма как особый экономический агент | 12 | 2 | 2 |
| 8 | |||
6 | Тема 2.2 Теория рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции | 12 | 2 |
| 10 | ||||
7 | Тема 2.3Рынки факторов производства | 14 | 2 |
| 12 | ||||
8 | Раздел 3. Теория общего равновесия и проблемы рыночного механизма | 48 | 2 | 6 |
| 40 | |||
9 | Тема 3.1 Теория общего равновесия | 14 | 2 | 2 |
| 10 | |||
10 | Тема 3.2 Теория общественного благосостояния | 14 | 2 |
| 12 | ||||
11 | Тема 3.3 Внешние эффекты и регулирование | 20 | 2 |
| 18 | ||||
12 | Курсовая работа | 13 |
|
| 13 | ||||
13 | Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 9 | Экзамен | ||||||
14 | Всего по дисциплине | 144 | 6 | 16 |
| 113 | |||
5.2. Содержание дисциплины , структурированное по темам (разделам)
Раздел 1. Потребитель как объект микроэкономического анализа
Тема 1.1. Предпочтения и выбор потребителя в условиях определенности
Содержание темы
Аксиомы потребительского выбора. Прямая функция полезности. Предельная полезность. Кривая безразличия.
Двойственная задача потребителя. Косвенная функция полезности и расходы потребителя. Взаимосвязь прямой функции полезности, потребительских расходов и косвенной функции полезности.
Функция индивидуального спроса Маршалла. Функция индивидуального спроса Хикса. Эффекты замещения и дохода. Уравнение Слуцкого.
Теорема выявленных предпочтений. Роль концепции выявленных предпочтений в теории потребительского выбора. Слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений. Теория выявленных предпочтений и индексы цен.
Практическое занятие 1
«Предпочтения и выбор потребителя в условиях определенности»
(форма обучения: очная и заочная) - диалог
1. Аксиомы выбора потребителя.
2. Функция полезности, её виды и роль в анализе поведения потребителей. Оптимум потребителя.
3. Индивидуальный потребительский спрос и его свойства. Функции Маршалла и Хикса.
4. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
Практическое занятие 2
«Предпочтения и выбор потребителя в условиях определенности»
(форма обучения: очная)
1. Предпосылки теории выявленных предпочтений и её место в системе предпочтений потребителя.
2. Слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений.
3. Анализ индексов доходов и цен.
Задания для самостоятельной работы[2]
1. Ознакомиться с темой 1.1 раздела рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1, глава 5,6,7.
3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
4. Принципы, на которых базируется микроэкономический анализ и какие методы исследования им используется.
5. Формирование рыночной цены и факторы, влияющие на ее изменение.
6. Определить получает ли общество выгоду от использования рыночного механизма.
7. *Ограничения, с которыми сталкивается потребитель и их влияние.
8. *Механизм связи между поведением потребителей и формированием спроса.
Рекомендации по выполнению заданий, для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
С целью расширения и углубления знаний в области теории поведения потребителей при подготовке к первому практическому занятию магистранту следует ознакомиться, прежде всего, с содержанием пяти аксиом потребительского выбора. Аксиомы в математической форме выражают фундаментальные характеристики поведения потребителя в отношении выбора товаров и услуг с точки зрения его личных предпочтений.
При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на то, что выбор потребителя можно обосновать более точно – с помощью функции полезности (количественный подход). Изучите понятия оптимума потребителя, прямой и косвенной функции полезности. Равновесие потребителя означает, что принятое им решение в отношении структуры набора таково, что обеспечивает максимальную полезность с учетом предпочтений потребителя, его дохода и рыночных цен входящих в набор благ. Равновесие потребителя может быть внутренним, когда выбранный потребителем набор включает в определенной пропорции оба блага потребительского множества, и угловым, когда из набора исключается одно из благ, то есть потребитель оказывается от покупки одного из благ.
При подготовке третьего вопроса проследите изменения оптимума потребителя в построении кривой индивидуального потребительского спроса в интерпретации Маршала и Хикса.
При подготовке четвёртого вопроса сосредоточьтесь на выяснении влияния изменения цены на величину спроса. Это влияние выражается эффектами замещения и дохода. Возможны два варианта разграничения – по Слуцкому и по Хиксу. Результирующее влияние эффектов рассчитывается на основе уравнения Слуцкого.
При подготовке ко второму практическому занятию изучите идею выявленных предпочтений, её предпосылки и аксиомы (слабую WARP и сильную SARP). Необходимо понять, что концепция выявленных предпочтений конкретизирует функцию полезности. Более того, она используется при оценке изменений благосостояния потребителя. Для выявления динамики благосостояния потребителей используются индексы номинального и реального дохода и индексы цен.
С целью самоконтроля ответьте на вопросы для самопроверки.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какими основными свойствами обладают кривые безразличия и следствием каких аксиом и предпосылок теории потребительского выбора они являются?
2. Что такое выпуклость функции полезности? Какой экономический смысл имеет это свойство?
3. Каков экономический смысл бюджетного ограничения потребителя?
4. Каковы условия существования и единственности оптимума потребителя?
5. В каких случаях у потребителя будет угловой (внутренний) оптимум?
6. В чём особенность равновесных состояний потребителя для разных видов предпочтений?
7. Когда эффект дохода является положительным, то означает ли это, что потребитель увеличит потребление каждого входящего в его набора блага?
8. Что такое выявленные предпочтения?
9. Каким образом соотносятся теория выявленных предпочтений и традиционная теория поведения потребителя?
10. Сформулируйте слабую и сильную аксиому выявленных предпочтений.
11. Каким образом теорию выявленных предпочтений можно использовать для оценки уровня жизни населения?
Содержание темы
Воздействие неопределенности и риска на выбор потребителя. Аксиомы потребительского выбора в условиях неопределенности.
Теория полезности Неймана-Моргенштерна. Типы индивидов по отношению к риску.
Оптимальный выбор в условиях неопределенности и риска. Выбор оптимального решения в условиях риска: критерии математического ожидания, критерий Лапласа. Выбор оптимальной стратегии в ситуации неопределённости: критерий MAXIMAX; критерий MAXIMIN (критерий Вальда); критерий MINIMAX (критерий Сэвиджа); критерий пессимизма-оптимизма Гурвица.
Способы снижения риска. Задача выбора портфеля активов. Спрос на страховку.
Практическое занятие
«Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска»
(форма обучения: очная и заочная) – разбор конкретных ситуаций
1. Аксиомы потребительского выбора в условиях неопределенности и риска.
2. Гипотеза ожидаемой полезности. Функция Неймана-Моргенштерна и отношение индивидов к риску.
3. Принятие решений в условиях неопределенности и риска: критерии выбора.
4. Прикладные аспекты модели выбора индивида: формирование портфеля активов, спрос на страховку, снижение риска.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 1.2 в разделе 1 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 3.
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1, глава 10.
3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
1. Рассмотреть чем определяются возможности обеспечения оптимального способа производства.
2. Влияние изменение масштаба производства на объем выпуска.
3. Роль технического прогресса в производстве.
4. *Рассмотреть, как издержки производства зависят от объема выпуска.
5. *Определить, при каких условиях данный выпуск будет обеспечиваться минимальными издержками.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию обратите внимание на основные причины неопределённости и риска. Эти причины формируют модель ожидаемой полезности, которая базируется на предпочтениях индивида в отношении «случайных» планов потребления. Возникает неопределённость относительно результатов сделанного потребителем выбора. Даже если индивид может знать вероятность возможных исходов, окончательный исход остается неизвестным до тех пор, пока он не реализуется. Предпочтения потребителя в этих условиях строятся на применение аксиом потребительского выбора, адаптированных к условиям неопределённости.
Альтернативные версии выбора потребителя представлены функцией полезности Неймана-Моргенштерна. С её помощью индивидов классифицируют на склонных к риску, не склонных к риску, нейтральных к риску.
Наилучшие решения в условиях риска принимаются на основе критериев математического ожидания и Лапласа. Выбор оптимальной стратегии в ситуации неопределённости осуществляется с помощью критериев: MAXIMAX; MAXIMIN (критерий Вальда); MINIMAX (критерий Сэвиджа); пессимизма-оптимизма Гурвица.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы причины существования неопределённости и риска?
2. Какова связь неопределённости, вероятности исхода и риска в экономическом анализе?
3. Что такое ожидаемая полезность и каков её экономический смысл?
4. Какие аксиомы ожидаемой полезности используются в теории поведения потребителя?
5. В чём заключается смысл и роль безрискового эквивалента?
6. Чем отличаются кривые безразличия для индивидов с различным отношением к риску?
7. Сформулируйте критерии оптимального выбора в условиях риска.
8. Сформулируйте критерии выбора оптимальной стратегии в условиях неопределённости.
9. В чём состоит особенность выбора потребителя в условиях неопределённости и риска?
Раздел 2. Фирма как объект микроэкономического анализа
Тема 2.1. Фирма как особый экономический агент
Содержание темы
Характеристики фирмы как первичной организационной единицы бизнеса. Вертикальные и горизонтальные границы фирмы.
Производственная функция и её свойства. Аксиомы производственного выбора. Виды производственных функций. Влияние технического прогресса на производственную функцию.
Принцип минимизации издержек. Принцип максимизации прибыли.
Предложение конкурентной фирмы. Теория выявленной прибыльности. Предложение конкурентной отрасли.
Фирма как совокупность экономических агентов. Альтернативные цели фирмы. Индивидуальный собственник и его выбор. Проблема отношений собственников и менеджеров. Конфликт интересов и пути его нейтрализации. Конфликт интересов кредиторов и акционеров. Экономическая стратегия самоуправляемой фирмы. Особенности выбора государственного предприятия.
Практическое занятие 1
«Фирма как особый экономический агент»
(форма обучения: очная и заочная) – диалог
1. Производственная функция и её свойства.
2. Оптимум фирмы как минимизация издержек и как максимизация прибыли.
3. Предложение конкурентной фирмы и конкурентной отрасли.
4. Взаимодействие экономических агентов и цели фирмы.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 2.1 раздела 2 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 4.
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1, глава 11,12,13.
3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
1. Рассмотреть специфику рыночных условий, влияющих на поведение фирм.
2. Конкурентные стратегии, применяемые фирмами для достижения своих целей.
3. Формирование предложения совершенно конкурентной фирмы.
4. Рассмотреть при каких условиях фирма и рынок оказываются в положении равновесия.
5. Определить в какой мере рынок монополистической конкуренции обеспечивает экономическую эффективность.
6. Выявить какие стратегии поведения применяют олигополисты и как они принимают решения.
7. Определить, как устанавливается равновесие в условиях монополии.
8. *Последствия монополизации рынков для общества.
9. *Рассмотреть, на что нацелено регулирование деятельности монополий и какие способы при этом используются.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию
При подготовке к семинарскому занятию уточните понятие производственной функции с помощью аксиом производственного выбора. Разберите виды производственных функций, классификация которых обусловлена соотношением применяемых фирмой факторов производства. Выявите роль издержек производства в принятии оптимальных решений: минимизации издержек при заданном уровне выпуска и нахождении объёма выпуска, максимизирующего прибыль.
Обратите внимание на особенности формирования предложения конкурентной отрасли: агрегирование выпуска и реакцию рынка ресурсов.
При подготовке четвёртого вопроса обратите внимание на сложность выработки единого решения внутри фирм и необходимость поиска компромиссных вариантов для достижения общей задачи – максимизации прибыли.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое производственная функция? Каковы её основные характеристики?
2. Какова роль аксиом в теории производства?
3. Какими характеристиками обладают изокванты для разных видов производственной функции?
4. Какие виды издержек определяет фирма?
5. Каким образом фирма выбирает набор производственных ресурсов?
6. В чем состоит различие траекторий краткосрочного и долгосрочного роста фирмы?
7. От чего зависят выбор цели и поведение фирмы в экономике?
8. В чем заключается конфликт собственников и управляющих? Можно ли его смягчить?
Содержание темы
Многообразие рыночных структур. Монополия и конкуренция.
Монополия в рыночной экономике. Единая цена. Ценовая дискриминация. Монополия на рынках промышленных и потребительских товаров.
Монополистическая конкуренция.
Олигополия и экономическая концентрация. Ценовая и неценовая конкуренция. Картельные соглашения фирм. Анализ олигополии на основе теории игр. Динамическая модель кооперативных взаимодействий.
Вертикальная интеграция: стимулы и инструменты. Воздействие вертикальной интеграции на общественное благосостояние.
Рынки с асимметричной информацией. Информационные ловушки бизнеса: иллюзии субъективности, прошлого опыта; ловушка инсайдера, эффективность информационных потоков.
Практическое занятие 1
«Теория рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции»
(форма обучения: очная и заочная)
1. Монополия и особенности монополистического поведения.
2. Модели олигополии. Картель.
3. Вертикальная интеграция и вертикальные контракты.
4. Информация как экономическое благо. Асимметрия информации на рынках несовершенной конкуренции.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 2.2 раздела 2 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 5, раздел 5.1.
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2, глава 14, 15,17.
3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
1. Рассмотреть, как фирмы принимают решения об использовании ресурсов.
2. Выявить, от чего зависит объем предложения производственных ресурсов.
3. Факторы, предопределяющие формирование спроса и предложения на ресурсы.
4. Определить, как устанавливаются цены на факторы производства.
5. Функционирование рынков основных факторов производства.
6. Условия достижения общего рыночного равновесия.
7. *Выявить, способен ли рыночный механизм обеспечить эффективность распределения.
8. * Рассмотреть, что такое экономика благосостояния.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию вспомните различия основных типов рыночных структур. Обратите внимание на особенности конкурентного и монопольного поведения фирм на рынке.
Изучения второго вопроса начните с понятия экономической концентрации и показателей её измерения. Обратите внимание, что крупные компании обладают преимуществом в издержках и поэтому конкуренция на рынке зачастую ведёт к вытеснению малого бизнеса и формированию олигополий. Олигополии осуществляют стратегическое взаимодействие (фирмы принимают во внимание ожидаемую реакцию конкурента на свои действия). Взаимодействие фирм–олигополистов приводит к возникновению картелей.
Подготовка третьего вопроса связана с изучением особого типа межфирменных отношений. Они возникают в рамках радикальной продуктовой цепочки движения товаров: от стадии добычи и переработки сырья до производства готового изделия и его доставки конечному потребителю через сети оптовой и розничной торговли. Обратите внимание на стимулы, издержки и последствия вертикальной интеграции.
В заключительном вопросе занятия обратите внимание на то, каким образом асимметрия информации порождает рыночную власть фирмы.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите источники существования монопольной власти.
2. Возможно ли производство монополизированной отраслью конкурентного объёма продукции?
3. Какие потери общественного благосостояния порождаются монополией?
4. В чем состоит особенность монополистической конкуренции? Каковы её последствия для общественного благосостояния?
5. В каких случаях сотрудничество фирм на рынке выгоднее, чем их конкуренция?
6. Что такое Нэш-равновесие олигопольного рынка?
7. В каких случаях ценовое лидерство одной фирмы выгодно для всех прочих фирм рынка?
8. Зачем производителю вертикальная интеграция?
9. Существует ли различия между понятиями вертикальная интеграция и вертикальные контракты?
10. Назовите инструменты вертикальных контрактов.
11. Подтвердите, что информация редкое благо.
12. Как проявляется асимметрия информации на различных рынках?
Тема 2.3. Рынки факторов производства
Содержание темы
Предложение труда: оптимальный выбор индивида. Эффект дохода и эффект замещения на рынке труда. Двойственная задача в предложении труда.
Спрос фирмы на труд. Факторы спроса на труд. Рыночный спрос на труд.
Равновесие на рынке труда. Признаки несовершенной конкуренции рынка труда: монопсония и двусторонняя монополия.
Рынок капитала. Особенности экономического выбора на рынке капитала. Межвременной выбор индивида и фирмы. Финансовые посредники в модели межвременного выбора.
Экономика возобновляемых и невозобновляемых ресурсов. Система анализа и отбора инвестиционных проектов. Выбор оптимального времени инвестирования. Оценка рисков. Инвестиционное поведение на финансовых рынках.
Практическое занятие 1
«Рынки факторов производства»
(форма обучения: очная, заочная)
1. Спрос и предложение на рынках факторов производства.
2. Равновесие и ценообразование на рынках факторов производства.
3. Экономика возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 2.3 раздела 2 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 5, раздел 5.1.
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2, глава 18,19,20.
3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию следует выявить прежде всего особенности формирования предложения и спроса на рынке труда. Изучите, каким образом специфика предложения труда (оптимальный выбор индивида между досугом и работой; эффект замещения и эффект дохода) влияют на траекторию кривой индивидуального предложения труда. Затем изучите спрос фирмы на труд и факторы, его определяющие.
Изучите особенности спроса и предложения на рынках капитала (финансовых рынках). Обратите внимание на важность понятия межвременного выбора индивида и фирмы на финансовом рынке. Изучите влияние фактора изменения стоимости денег на поведение фирмы. Изучите роль финансовых посредников.
При подготовке второго вопроса изучите варианты равновесия на рынке труда и капитала, обусловленные вторичностью рынков факторов производства .
Центральной проблемой третьего вопроса является дилемма: каков объём невозобновляемого ресурса следует добывать и продавать в текущем периоде времени, а какой целесообразно отложить на будущее. Поиск равновесия в производстве возобновляемого ресурса также связан с решением задачи межвременного выбора. Обратите внимание , что в конечного счёте оптимальное время использования ресурса зависит от ставки процента.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова специфика рынков факторов производства?
2. Что такое предельная доходность фактора производства? Где она применяется?
3. Как взаимосвязаны рынок продуктов и рынок ресурсов?
4. Каким образом фирма-монополист оказывает влияние на рынок труда?
5. В чем состоит проблема межвременного изменения стоимости капитала?
6. В чем заключается роль финансовых рынков в экономике?
7. Какие источники финансирования использует фирма и почему?
8. Каким образом осуществляется межвременной выбор фирмы?
9. Какую роль в микроэкономике играют ставки процента?
Раздел 3. Теория общего равновесия и проблемы рыночного механизма
Тема 3.1. Теория общего равновесия
Содержание темы
Типы межрыночных взаимодействий: симметричные и асимметричные. Тенденция к общему равновесию.
Модель общего конкурентного равновесия (модель Вальраса): функция совокупного (рыночного) спроса, функция совокупного (рыночного) предложения, конкурентное равновесие. Алгоритм формирования рыночных цен.
Модель Эрроу-Дебре. Конкретизация функций предложения и спроса; механизма образования дохода потребителя.
Практическое занятие 1
«Теория общего равновесия»
(форма обучения: очная и заочная)
1. Существование и стабильность общего равновесия.
2. Алгебраическая модель общего конкурентного равновесия (модель Вальраса). Условия достижения общего равновесия.
3. Конкурентное равновесие в модели Эрроу-Дебре. Особенности модели.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 3.1 раздела 3 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 6, раздел 6.1, 6.2.
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2, глава 21.
3. . Ответить на контрольные вопросы для самопроверки
4. Рассмотреть подходы к классификации трансакционных издержек.
5. Особенности информации как экономического ресурса.
6. Выявить, почему асимметрия информации нарушает рыночное равновесие и ведет к снижению эффективности всей рыночной системы?
7. Определить, можно ли поставить знак равенства между понятиями «неопределенность» и «риск».
8. *Дать характеристику особенностей принятия решений в условиях риска и неопределенности.
9. *Определить, что можно предпринять для управления рисками.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию обратите внимание на проблемность достижения общего равновесия экономической системы. Общее равновесие предусматривает взаимосвязь всех рынков между собой. Если один из рынков приходит в неравновесное состояние, это обязательно приведёт колебаниям цен и объёмов спроса и предложения на других рынках.
При подготовке второго вопроса разберитесь в совокупности элементов модели (продукция-ресурсы, выпуск-затраты, производитель-потребитель, пространство цен) и их характеристики (векторы). Сосредоточьтесь на понимании условий достижения равновесия по Вальрасу и механизма достижения равновесных цен путём использования алгоритма «нащупывания»: неравновесные цены, возникающие в случае производства товаров с излишком, приравниваются к нулю.
В третьем вопросе изучите условия (требования), при которых осуществляется конкурентное равновесие в модели Эрроу-Дебре.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чём состоит принципиальное различие в подходе к анализу рынка с позиций частичного и общего равновесия?
2. Объясните, в чём различия между симметричными и ассиметричными межрыночными взаимодействиями.
3. Что происходит с кривой избыточного спроса на металлопрокат, когда повышается цена автомобилей?
4. Какую роль играют рыночные цели в достижении общего равновесия?
5. Сформулируйте теорему Эрроу-Дебре.
Содержание темы
Эффективность по Парето и общее равновесие. Эффективность в потреблении. Ящик Эджуорта. Кривая контрактов.
Эффективность в производстве. Распределение ресурсов. Условие эффективности в производстве.
Взаимосвязь равновесия в производстве с равновесием в обмене. Кривая продуктовой трансформации. Первая и вторая теоремы общественного благосостояния. Факторы, препятствующие достижению Парето-эффективности.
Критерии общественного благосостояния: принцип компенсации (критерий Калдора-Хикса); критерий справедливости. Необходимость перераспределения доходов. Неискажающее и искажающее перераспределение благосостояния.
Функции общественного благосостояния. Утилитаристская функция Бентама. Утилитаристская функция Нэша. Роулсианская функция (функция максимина). Максимаксная функция (функция Ницше). Функция Бергсона. Функция Самуэльсона.
Проблема общественного выбора. Рациональность индивидуального и коллективного потребительского выбора. Теорема Эрроу о невозможности.
Практическое занятие 1
« Теория общественного благосостояния»
(форма обучения: очная и заочная)
1. Общее экономическое равновесие и эффективность:
1.1. Эффективность по Парето
1.2. Эффективность в потреблении.
1.3. Эффективность в производстве.
2. Экономическая теория благосостояния. Факторы, препятствующие достижению Парето-эффктивности.
Практическое занятие 2
« Теория общественного благосостояния»
(форма обучения: очная)
1. Критерии общественного благосостояния: принципы компенсации, критерий справедливости.
2. Подходы к осуществлению функции общественного благосостояния: либертализм, утилитаризм, эгалитаризм.
3. Проблема общественного выбора. Институт голосования.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 3.2 раздела 3 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 5, раздел 5.2; глава 6, раздел 6.3; глава 7.
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2, глава 21, раздел 21.6.
3. . Ответить на контрольные вопросы для самопроверки
4. Влияние внешних эффектов на рыночный обмен.
5. Рассмотреть, почему внешние эффекты приводят к неэффективности.
6. Причины возникновения внешних эффектов.
7. Определить, при помощи каких способов могут корректироваться внешние эффекты.
8. Рассмотреть, почему государство заинтересовано и может способствовать снижению трансакционных издержек предприятий?
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию7
При подготовке к первому вопросу первому вопросу первого практического занятия обратите внимание на связь теории общего равновесия с теорией общественного благосостояния. Теория общественного благосостояния изучает оптимальные распределения благ между людьми и производственных ресурсов между отраслями, производящими эти блага. В связи с этим целесообразно использовать три ступени микроэкономического анализа. На первой исследуется экономика обмена и предложенный В. Парето критерий её эффективности. На второй – условия достижения эффективного потребления произведённых благ с использованием коробки Эджуорта. На третьей – с помощью же этого метода исследуются условия достижения эффективности в производстве.
При подготовке второго вопроса выявите содержание первой и второй теорем экономической теории благосостояния. Если первая теорема утверждает, что в состоянии общего равновесия размещение экономических ресурсов Парето – оптимально, То вторая теорема отражает обратную связь между Парето – эффективности экономики и общем равновесием. Обратите внимание на факторы, нарушающие Парето – эффективное равновесие. К их числу относятся потоварные налоги, монопольная власть в производстве, наличие внешних эффектов и т.д..
При подготовке первого вопроса второго практического занятия обратите внимание, что в состоянии общего равновесия произведённые блага распределяются между индивидами эффективно по Парето: каждый индивид максимизирует своё благосостояние (индивидуальное). Достигается ли при этом максимум общественного благосостояния? Для ответа на это вопрос изучите сущность принципов компенсации и справедливости.
Во втором вопросе изучите особенности решения проблемы справедливого распределения благ в обществе, предлагаемые теориями либертализма, утилитаризма, эгалитаризма.
При подготовке третьего вопроса изучите особенности принятия коллективного решения (выбора), с помощью институтов государства (например, институт голосования). Обратите внимания на использование способа агрегирования индивидуальных предпочтений в одно коллективное предпочтение с помощью аксиом теоремы Эрроу о невозможности.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как соотносятся эффективность и общественное благосостояние?
2. Какие критерии оптимального распределения ресурсов используются в экономической теории?
3. В чём состоит сходство и различие кривой контрактов и кривой производственных контрактов?
4. Почему потоварные налоги препятствуют достижению прото-эффективного состояния экономики?
5. Какие критерии используются для оценки социального неравенства?
6. Что такое социальный выбор общества?
7. В каком случае коллективный выбор считается рациональным?
8. В чём суть теоремы невозможности Эрроу?
9. Какова роль государства в решении проблемы социального неравенства?
Содержание темы
Несовершенство рыночного механизма и внешние эффекты. Многообразие внешних эффектов: по особенностям возникновения (потребительские, технологические, денежные); внешние и внутренние.
Внешние эффекты в производстве и потреблении. Сетевые внешние эффекты и сетевые рынки. Интернализация внешних эффектов: налоги Пигу, закрепление прав собственности.
Общественные блага и проблема определения их оптимального объема производства. Индивидуальный и коллективный спрос на общественное благо. Равновесие по Линдалю. Финансирование производства общественных благ. Налог Кларка.
Практическое занятие 1
« Внешние эффекты и регулирование»
(форма обучения: очная и заочная) – диалог
1. Внешние эффекты и эффективность распределения ресурсов.
2. Сетевые внешние эффекты и сетевая монополия. Необходимость и особенности регулирования внешних эффектов.
3. Эффективное предоставление общественных благ.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с темой 3.3 раздела 3 рабочей программы по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)».
2. Изучить материалы учебников:
a) Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум , глава 7
b) Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1, глава 22
3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и
подготовке к практическому занятию
При подготовке первого вопроса сосредоточьтесь на причинах возникновения внешних эффектов и их воздействии на эффективность распределения ресурсов в обществе. Обратитесь к критериям классификации внешних эффектов и их многообразным проявлениям в производстве и потреблении.
При подготовке второго вопроса обратите внимание на то, что современный НТП привёл к широкому распространению рынков сетевых продуктов. рассмотрите их особенности, в том числе обратите внимание на тенденцию к монополизации.
При подготовке к третьему вопросу сосредоточьтесь на выявлении регулирующих мер, которые использует государство для устранения провалов рынка: корректирующие налоги и субсидии Пигу; закрепление прав собственности (теорема Коуза); стандарты на загрязнение и плата за загрязнение окружающей среды.
При подготовке заключительного вопроса вспомните свойства общественных благ и их отличия от частных благ. сосредоточьтесь на проблеме эффективного предоставления общественных благ. Выявите особенности спроса на общественное благо и особенности предоставления этих благ на рынке. исследуйте механизм назначения цен по Линдалю ( модель добровольного обмена) на особенности финансирования производства общественных благ (налог Кларка).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды внешних эффектов встречаются в экономике?
2. Чем отличаются внешние эффекты, возникающие в производстве от внешних эффектов, возникающих в потреблении товара?
3. Как внешние эффекты могут отражаться на общественном благосостоянии?
4. Возможно ли решение проблемы внешних эффектов?
5. В чём состоит достоинство теоремы Коуза?
6. Каким образом государство участвует в решении проблемы внешних эффектов?
7. Когда следует применять налог Пигу, а когда нет ?
8. Насколько эффективным является принудительное ограничение производства с отрицательным внешним эффектом?
9. Может ли способствовать квотирование выпуска решению проблемы положительного внешнего эффекта?
10. Назовите характерные особенности сетевых продуктов и сетевых рынков.
11. Достижимо ли устойчивое равновесие на сетевом рынке?
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.
2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОК-3,
ПК-8,
ПК-9,
ПК-10
Знать:
- основные теории и методы смежных отраслей знаний.
- области применения методов использования в научных исследованиях экономических процессов на микроуровне
- методы и инструментарий экономического анализа, сферы его применения
- теоретические основы и методы анализа и прогнозирования основных экономических показателей на микроуровне
Уметь:
- самостоятельно
осваивать новые методы исследований и адаптироваться к решению новых практических задач по экономической теории на микроуровне
- использовать в научных исследованиях при анализе и прогнозировании различные методы, готовить аналитические материалы для оценки влияния мероприятий в области экономической политики на микроуровне
- квалифицированно применять информацию из различных источников для изучения деятельности экономических субъектов, использовать различные источники информации для проведения экономических расчётов на микроуровне
- применять методы оценки эффективности организационных решений
Результатом промежуточной аттестации является количество баллов. Набранных во время ответа обучающегося на теоретические и практические вопросы. Перевод набранных баллов в традиционную оценку и определение уровня сформированности компетенций осуществляется в соответствии с таблицей 5.2
Таблица 5.2
Определение уровня сформированности компетенций для дисциплин с формой промежуточного контроля – экзамен
Уровень сформированности компетенции (элемента компетенции) | Количество набранных баллов | Оценка |
высокий | 90-100 | отлично |
повышенный | 70-89 | хорошо |
пороговый | 60-69 | удовлетворительно |
не сформирован | менее 60 | неудовлетворительно |
7.3. Типовые контрольные задания
На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной:
- ОК-3 – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- ПК-8 – способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне;
- ПК-9 – способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;
- ПК-10 – способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона, определять тенденции развития конкретных экономических процессов на микроуровне.
Примерная тематика курсовых работ
1. Функция полезности, её виды и роль в анализе поведения потребителей.
2. Двойственная задача в теории потребительского выбора.
3. Функции индивидуального потребительского спроса.
4. Выбор потребителя в условиях определённости.
5. Динамика равновесия потребителя: эффект дохода, эффект потребления.
6. Способы измерения благосостояния потребителя.
7. Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
8. Концепция выявленных предпочтений в теории потребительского выбора.
9. Производственная функция и её свойства.
10. Теория производства, издержек, прибыли и рыночное предложение.
11. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
12. Предложение конкурентной отрасли.
13. Предложение конкурентных фирм, имеющих альтернативные цели.
14. Эффективность совершенной конкуренции как рыночной структуры.
15. Регулирующее вмешательство на рынках совершенной конкуренции и его последствия.
16. Монополия, монопольная власть и её измерение.
17. Монополия и общественная эффективность.
18. Дилемма регулирования естественной монополии.
19. Рыночные стратегии монополий: теория и российская практика.
20. Моделирование рынка монополистической конкуренции.
21. Предположительные вариации как основа моделей олигополии.
22. Модели олигополий с открытым и закрытым входом.
23. Картель: модели однократного и повторяющегося взаимодействия.
24. Равновесие и ценообразование на рынках факторов производства.
25. Общее равновесие и условие его достижения.
26. Теория общественного благосостояния: агрегирование индивидуальных предпочтений.
27. Внешние эффекты и эффективность распределения ресурсов.
28. Сетевые внешние эффекты и сетевая монополия.
29. Внешние эффекты и необходимость регулирования рынка.
30. Эффективное предоставление общественных благ.
31. Частное предоставление общественного блага.
Экзаменационный билет №1 |
1. Теоретический вопрос 30 баллов Генезис научных представлений о предмете экономической теории. Метод экономической теории. |
2. Теоретический вопрос 30 баллов Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. |
3. Практическое задание 40 баллов Функция спроса население на некоторый товар имеет вид Qd = 8 - P, функция предложения данного товара: Qs= - 4 + 2P. Предположим, что на данный товар введен налог в размере 10% от цены, уплачиваемый продавцом. 1.Определить равновесный объем продаж и равновесные цены для покупателя и продавца после введения налога. 2. Определить излишек продавца и покупателя до и после введения налога. 3. Рассчитать величину налоговых поступлений в бюджет. 4. Исчислить общественные потери от введения налога. |
Экзаменационный билет №2 |
1. Теоретический вопрос 30 баллов Экономика: потребности и ресурсы |
2. Теоретический вопрос 30 баллов Олигополия: характерные черты, особенности ценообразования. |
4. Практическое задание Определить выпуск и цену, максимизирующие прибыль и выручку монополиста, а также размер максимальной прибыли, если функция общих затрат имеет вид: TC = 200 + 60Q + 1,5Q2. Функция спроса на продукцию монополии: Q = 240 – 2P. Почему Q не совпадает при нахождении максимума прибыли и максимума выручки фирмы? |
Экзаменационный билет №3 | ||||||||||||||||||||||||
1. Теоретический вопрос 30 баллов Экономический кругооборот и экономические цели субъектов рыночных отношений | ||||||||||||||||||||||||
2. Теоретический вопрос 30 баллов Рынки факторов производства и формирование факторных доходов | ||||||||||||||||||||||||
5. Практическое задание 40 баллов
При создании предприятия его владелец вложил сумму 200 тыс. руб. Процесс производства осуществляется в здании, которое до организации предприятия он сдавал в аренду. Арендная плата составляла 50 тыс. руб./год. До организации предприятия его учредитель был наемным менеджером с годовой заработной платой 100 тыс. руб.
Деятельность созданного предприятия характеризуется следующими показателями
Рассчитайте: прибыль от реализации продукции, прибыль валовую (до налогообложения), чистую прибыль. Обоснуйте ответ на вопрос о целесообразности создания собственного предприятия (вычислите экономическую прибыль). |
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Генезис научных представлений о предмете экономической теории. Метод экономической теории.
2. Основные этапы развития экономической теории.
3. Экономика: потребности и ресурсы.
4. Экономический выбор, производственные возможности, кривые трансформации.
5. Экономический кругооборот и экономические цели субъектов рыночных отношений.
6. Собственность как экономическая категория, права собственности. Формы собственности в рыночной экономике.
7. Типология экономических систем.
8. Основные черты смешанной экономической системы. Модели в рамках экономических систем.
9. Рынок: сущность, функции, виды, инфраструктура. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
10. Рыночный спрос домохозяйств и факторы, определяющие его изменение.
11. Рыночное предложение и факторы, определяющие его изменение.
12. Рыночное равновесие, устойчивость рыночного равновесия.
13. Эластичность спроса и предложения: понятие, виды, факторы. Измерение эластичности.
14. Теории потребительского поведения. Равновесие потребителя.
15. Эффект дохода и эффект замещения.
16. Экономическая природа фирмы.
17. Производство: стадии, виды продукта, производительность.
18. Производство и производственная функция.
19. Производство с двумя переменными факторами.
20. Издержки производства и их структура.
21. Издержки производства в краткосрочном периоде.
22. Издержки производства в долгосрочном периоде, эффект масштаба.
23. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.
24. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
25. Классификация основных рыночных структур.
26. Совершенная конкуренция: основные черты, эффективность.
27. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
28. Несовершенная конкуренция: основные характеристики.
29. Монополия: определение цены и объема производства. Показатели монопольной власти.
30. Естественная монополия: сущность, проблемы регулирования.
31. Антимонопольное законодательство и регулирование.
32. Монополистическая конкуренция: условие возникновения; неценовая конкуренция; реклама.
33. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
34. Олигополия: характерные черты, особенности ценообразования.
35. Модель Курно. Равновесие Курно.
36. Картельные соглашения, лидерство в ценах.
37. Прибыль фирмы, источники экономической прибыли.
38. Эффективность олигополии и монополистической конкуренции.
39. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.
40. Спрос на факторы производства со стороны конкурентной фирмы и отрасли.
41. Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли на факторных рынках.
42. Рынок труда, равновесие на конкурентном рынке труда. Монопсония на рынке труда.
43. Роль профсоюзов на рынке труда. Двусторонняя монополия.
44. Неравенство доходов. Кривая Лоренца.
45. Структура и роль рынков капитала.
46. Понятие капитала в экономической теории. Понятие о проценте как доходе фактора капитал.
47. Основной и оборотный капитал.
48. Спрос и предложение на рынке услуг капитала и на рынке заемных средств.
49. Приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
50. Критерий экономической обоснованности инвестиционного проекта.
51. Рынок земельных ресурсов. Земельная рента: сущность, виды.
52. Цена земли как капитального актива.
53. Неопределенность и риск. Отношение к риску. Способы снижения риска.
54. Рынки с асимметричной информацией.
55. Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии.
56. Теорема Коуза. Интернализация внешних эффектов с помощью рынка.
57. Общественные и частные блага. Смешанные блага. Спрос на общественные блага и их эффективное предложение.
58. Теория общественного выбора: основные положения. Общественный выбор в условиях прямой демократии.
59. Парадокс Кондорсе. Теорема невозможности Эрроу.
60. Общее и частичное равновесие.
61. Эффективность обмена.
62. Кривая контрактов. Эффективность по Парето.
63. Эффективность в производстве.
64. Эффективность и справедливость
7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестации с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии
Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительна.
Таблица 6.1.
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
для очной формы обучения
Номер раздела/ темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) | Баллы в 1-й контрольной точке (30 баллов) | Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) | Баллы во 2-й контрольной точке (30 баллов) |
1.1, | ТЗ - творческое задание | 5 | |||
1.2 | Т - тестирование | 5 | |||
2.1, | ТЗ - творческое задание | 5 | |||
2.2 | Т - тестирование | 5 | |||
Раздел 1, 2 | КР - контрольная работа 1 | 30 | |||
3.1 | ТЗ - творческое задание | 10 | |||
3.2 | Т - тестирование | 10 | |||
Раздел 3 | КР - контрольная работа 2 | 30 |
Выполнение контрольной работы в каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде.
Таблица 6.2
Применение балльной системы для проверки результатов обучения
для заочной формы обучения
Номер раздела / темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым студентами |
1.1 | Тестирование | 15 |
1.2 | Решение практических задач | 10 |
2.1 | Тестирование | 15 |
2.2 | Решение практических задач | 15 |
3.1 | Тестирование | 15 |
3.2 | Контрольная работа | 30 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.1. Основная учебная литература:
1. Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум / Г. А. Маховикова, С. В. Переверзева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 322 с.// ЭБС «Юрайт»
8.2. Дополнительная учебная литература:
1 Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Розанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 386 с. .// ЭБС «Юрайт»
2 Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Розанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 414 с. .// ЭБС «Юрайт»
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. www.government.ru (сайт Правительства РФ).
2. www.gks.ru - Основные социально-экономические показатели России. Электронные версии официальных публикаций Госкомстата России
3. www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития Российской Федерации
4. www.cea.gov.ru - Центр экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации
5. www.hse.ru - Высшая школа экономики
6. www.rbc.ru – Росбизнесконсалтинг
7. www.iet.ru - Институт экономики переходного периода
8. www.cefir.org - Центр экономических и финансовых исследований и разработок
9. www.cemi.rssi.ru - Центральный Экономико-Математический Институт РАН
10. www.expert.ru - Журнал "ЭКСПЕРТ"
11. www.eeg.ru - Экономическая экспертная группа при Минфине РФ
12. www.beafnd.org - Фонд Бюро экономического анализа
13. www.miga.org - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В начале изучения курса рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебный материал по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)» студенты изучают не только в процессе учебных занятий, но и самостоятельно. Поэтому важное значение имеет правильная организация самостоятельной работы, глубокое изучение основной, дополнительной учебной литературы, других рекомендованных источников, самоконтроль за ходом занятий.
При изучении рекомендуемых источников информации предлагается следующий порядок работы. В соответствии с программой дисциплины необходимо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в данную тему и с темами практических занятий. Затем приступить к изучению основной и дополнительной учебной литературы, рекомендуемой к данной теме. После того, как рекомендуемые источники изучены, необходимо вновь возвратиться к программе курса и посмотреть, не упущены ли какие-либо вопросы.
Для глубокого усвоения изучаемых вопросов и закрепления в памяти изучаемого материала большую помощь оказывает краткое письменное изложение прочитанного материала. Существует несколько видов записей. Наиболее распространенными из них являются: план, развернутый план, тезисы, конспект. Посещение лекций, активная работа на занятиях, своевременная подготовка домашнего задания, подготовленные выступления с мультимедийным сопровождением, а также ведение конспекта лекций помогут успешно освоить данную дисциплину и сдать экзамен.
Студенты, не посещающие занятия, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий, считаются неуспевающими.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
- Компьютерная обучающая программа ААТ;
- Пакет прикладных программ MSOffice.
- Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Справочно-правовая система «Гарант».
- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:
- разбор конкретных ситуаций;
- тренинг.
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных занятий используются:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий оснащенные мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы.
- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.
- для работы со специализированным программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы.
- другие материально-технические ресурсы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый уровень)»
Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»
Магистерские программы: «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»;
«Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»
Уровень магистратуры
Авторы:
Виктор Васильевич Гребеник
Людмила Вениаминовна Гоголина
Елена Егоровна Бодрова
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
предоставленного кафедрой.
[1] По магистерской программе «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»
[2] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения.
Кафедра экономической теории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МИКРОЭКОНОМИКА (продвинутый уровень)»
Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика»
Магистерские программы: «Экономика инновационного предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности»;
«Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»
Уровень магистратуры
Набор
2017
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 318.