Основные тезисы
1. Электронный кинематограф – это технологически завершенный цифровой процесс производства, распространения и показа кинофильмов. Основное преимущество цифровых технологий – неизменность качества изображения при копировании, хранении, воспроизведении и передаче.
Триумф кинематографа Юго-Восточной Азии. Процессы глобализации и их влияние на кинематограф.
Фестивальное движение в российском кинематографе более 25 киносмотров со своей специализацией по видам кино и направленностью отбора. Наиболее значительные и престижные: Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» (г. Сочи), Фестиваль российского кино «Окно в Европу» (г. Выборг), Открытый фестиваль неигрового кино (г. Екатеринбург), Открытый анимационный фестиваль (г. Суздаль), Международный кинофестиваль дебютов «Дух огня» (г. Ханты-Мансийск) и др.
2. Режиссеры:
Балабанов Алексей Октябринович (р. 1959), российский режиссер, сценарист, актер, продюсер.
Родился в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института (1981), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1990, экспериментальный курс «авторское кино»). В 1983–1987 гг. работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. Первая работа в кино – соавтор сценария фильма «Пограничный конфликт» (1991, совместно с В. Суворовым). Соучредитель продюсерской компании «СТВ».
«Широко улыбаясь, Алексей Балабанов столь кратко и односложно отвечал критикам после премьеры своего полнометражного дебюта – фильма «Счастливые дни» по мотивам Сэмюэля Беккета, что те прямо залюбовались: до чего он походил на герметичного беккетовского героя! Не зря кривые детские буковки, предваряющие его, героя, появление, подсказывали: «Это – я».
Беккет, поэт пустоты, явил сонм полутеней, как бы этой пустотой и рожденных. Сумеречный мир Алексея Балабанова перенес в печальный, подернутый сыроватым туманом, пустой Петербург, по прямым проспектам которого одиноко дребезжал одичалый трамвай, а по Ломоносовскому мостику цокал копытцами ослик с плюшевыми ушками. Режиссер словно брал в ладони фигурки персонажей городского дна – чудаков, бродяжек, хрупких задумчивых проституток – и, как замерзших воробышков, отогревал своим дыханием. Вспоминалось «новое кино» Чехословакии 60-х – высшая оценка для дебютанта. Улыбка режиссера была улыбкой победителя, сознающего собственную силу.
У него, что редкость, есть позиция – и она парадоксальна. Алексей Балабанов не снисходит к «народу» и не льнет к «бомонду», не считается ни с конъюнктурой, ни с дежурными аксиомами самодовольного «общественного сознания» – словом, всякий раз «пишет поперек линованной бумаги», но всякий раз оказывается в фокусе кинопроцесса и всеобщего внимания.
Даже промахи его логически необъяснимы. После «Счастливых дней», доказавших, что Алексей Балабанов чувствует материю европейского модернизма, он отчего-то экранизирует «Замок» так, словно Кафка был не провидцем и реформатором прозы, а литературным функционером, вздумавшим осветить проблемы трудоустройства молодого специалиста. Впрочем, из этого фильма критики узнали сюжет знаменитого романа и с пониманием отнеслись к мытарствам землемера, намеренного, несмотря на козни бюрократов, потрудиться в глубинке.
Но следом Балабанов снимает стилистически безупречную трехчастевку «Трофимъ». Начало века, мужичок из ревности зарубил брата и подался в Петербург. Физиологически ощутимы здесь и сетка дождя, сквозь которую проступали согбенные фигурки пробирающихся по слякотному городу прохожих, и спертый воздух захудалого борделя, где прямо от теплой широкой груди душевной девахи отрывает Трофима полиция. Пристав крякнул после подобострастно поднесенной ему чарки, к восхищению бандерши молодцевато заехал мужику в рыло, и покатился Трофим на каторгу...
Нить этой нелепой судьбы плетется в эпоху «оптовых смертей» и никому не интересна на грозовом фоне катастроф русско-японской войны, о которой под закопченными сводами петербургского кабака хрипло надрывается гармонь спившегося инвалида. Хотел того режиссер или нет – на кадры его фильма легла тень войны в Чечне. Сколок жизни, демонстративно лишенный какого бы то ни было назидания, тревожил неким невысказанным вопросом.
«Брата» от ценителя «герметичных» Кафки и Беккета никак не ждали. Уличная баллада о киллере Даниле не только стала хитом видеорынка, но и вызвала всплеск уже подзабытого общественного энтузиазма. Но кем, как не эстетами и авангардистами – Копполой, Леоне, Верхувеном – созданы популярнейшие фильмы мирового кино. Инъекции изысканной культуры растворены и в образной ткани «Брата»: когда Данила, постреляв из обреза, присаживается у стенки, рядом с трупами, и заводит с трясущимся от ужаса пареньком неторопливую беседу о своем любимом «Наутилусе» – как не вспомнить уроки Беккета?..
Балабанов снял фильм-загадку: кто он, его Данила, – мычащее животное, отпетый негодяй или благородный герой нашего времени, этакий городской Робин Гуд? Действительно, его жертвы – те, кого на дух не переносит человек массы: рэкетиры в шароварах с лампасами, темные дельцы в малиновых пиджаках и, конечно, чужаки с неарийскими носами. Равно «пахучими» эпитетами гвоздит Данила и кавказцев, и американскую рок-музыку, тлетворному влиянию которой поддается заблудшая девчонка-наркоманка, по-отечески им опекаемая.
Провокативный фильм явно «соблазняет малых сих» – лапидарные высказывания Данилы по национальному вопросу неизменно вызывают одобрительное ржание люмпенов, а ладный облик этого немногословного паренька словно бы наглядно подсказывает молодежи «делать жизнь с кого». Но, как водится, талантливое произведение само подправляет своего создателя. Черный юмор и реализм, доходящий до очистительного цинизма, помогают нарисовать безотрадные картины общества с разрушенными нравственными опорами: чего стоит сцена, в которой простая русская мама, воспетая почвенниками «соль земли» и народной мудрости, с оханьями и причитаниями спроваживает непутевого сынка в город, чтобы, как говорится, «человеком стал» по примеру старшего брата-киллера. Ксенофобская рознь густо разлита в мире фильма и является отравленным воздухом, которым дышат люди дна: грязный алкаш в коммуналке поносит немцев, в словах «благородного» Данилы о кавказцах и евреях – отвратительный душок... Что до патриотизма, то о притеснениях русского человека толкует мерзкий брат Данилы, а бандитский босс так и сыплет народными пословицами и поговорками. Алексей Балабанов привел на экран русского парня, чьи карманы трещат от американских долларов, по сути – городского стервятника и мародера. Обществу, научившему молодежь бестрепетно убивать, уже не отвертеться от такого героя.
Что бы ни говорил Балабанов в своих интервью – почвенники растерзали бы этого «патриота» за фильм «Про уродов и людей». Подумать только: в эпоху «Старых песен о главном» снять фильм о садомазохизме! Так и слышатся визгливые вопли о растлевании демократами народной души. Но фильм взрывчат отнюдь не обильной демонстрацией женских ягодиц, скандальные слухи о которой роились еще во время съемок.
Балабанов делает плотскими откровенные социальные метафоры: кадры, где утонченную Екатерину Кирилловну с особым сладострастием, явно наслаждаясь властью над госпожой, сечет плотненькая бойкая горничная – лучший образ предвестья революции. Герои фильма – лики России: Лизу сопровождает музыкальная тема первого бала Наташи Ростовой, а сиамские близнецы – «телесная» пародия на сам герб Российской империи.
Балабанов – патриот, парадоксально безжалостный к национальным фетишам. В «Трофиме» – к мифу о народе-богоносце: его герой, невинно помаргивающий глазками-бусинками, уютной округлостью напоминает то ли мужичка-лесовичка, то ли Ивана Москвина в роли толстовского Поликушки, но при этом является бессмысленной каплей исторического потока. В «Брате» – к «мифу Раскольникова», кающегося убийцы с больной совестью. В фильме «Про уродов и людей» – к мифу о культуре, защищающей от варварства: здесь зло входит в интеллигентскую среду, как нож в масло, и защиты от него потому и нет, что сами жертвы тайно предрасположены к пороку.
Дразня и провоцируя, Балабанов крушит «священных коров». В его фильмах они разлетаются в куски... Неужели впрямь все они пустотелы? Рад ли этому Балабанов – или за его широкой улыбкой скрываются предостережение и горечь?».
(Ковалов О. Алексей Балабанов // Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. 1. – СПб, 2001).
ü Карвай Вонг (р. 1958), китайский режиссер, сценарист, один из лидеров авангардного кино 1990-х гг.
Когда Вонгу Карваю было пять лет, его семья эмигрировала в Гонконг. Образование он получил в Гонконгской политехнической школе, изучал графический дизайн, затем начал работать помощником режиссера на телевидении. Участвовал в создании телевизионных сериалов, позже стал писать сценарии к кинофильмам. Как сценарист Вонг Карвай является автором нескольких комедий, детективов, мелодрам. Наиболее известен из них фильм «Окончательная победа» (1987), режиссером которой был его наставник Патрик Тэм. Он же продюсировал режиссерский дебют Вонга Карвая – гангстерский боевик «Пока текут слезы» (1988). И хотя криминальные боевики составляли основную часть гонконгской кинопродукции, «Пока текут слезы» сумели выделиться из общего потока и имели успех у публики. Одну из главных ролей в этом фильме сыграла Мэгги Чун, уже считавшаяся звездой после участия в «Полицейской истории» Джеки Чана в 1985 г. «Пока текут слезы» принесли Вонгу Карваю один из призов Каннского фестиваля.
Успех позволил режиссеру в 1990 г. собрать лучших гонконгских молодых актеров для воплощения амбициозного замысла – съемок автобиографического фильма «Бурные дни». Эта картина была высоко отмечена на Гонконгском кинофестивале, но этот сугубо авторский фильм, основанный на личных переживаниях режиссера, не заинтересовал массового зрителя. Затем Вонг Карвай принялся за эпический фильм «Пепел времени» (1994), повествующий о традиционных китайских боевых искусствах, но в загадочной, томительной, неудобоваримой манере. В этой экстравагантной исторической драме режиссер сознательно пошел наперекор всем законам жанра. Выиграв один из призов Венецианского кинофестиваля, «Пепел времени» провалился в прокате, не окупив вложенные средства.
В этих условиях Вонг Карвай согласился отснять криминальный боевик – суперсовременный, динамичный и легкий «Чунцин-экспресс» (1994). Фильм принес режиссеру всемирную известность. Непривычный ритм, стиль и темперамент современного азиатского города, водоворот событий, смесь трущобной и неоновой эстетики, абсурдный и реалистический сюжет, сотканный из многих нитей, – произвели сенсацию в киномире. На волне успеха был поставлен следующий фильм «Падшие ангелы» (1995), который имел большой успех и закрепил за режиссером Вонгом Карваем славу культового режиссера. Критики назвали стиль гонконгского режиссера «эстетизированным кичем».
Опыт создания сценарных конструкций позволяет Вонгу Карваю при работе над фильмами обходиться без текста самого сценария, руководствуясь лишь эмоциональным ощущением самого замысла. Съемки превращаются в сплошную импровизацию, а сюжет рождается за монтажным столом. Поэтому киноповествование в фильмах Вонга Карвая распадается на десятки мелких событий, режиссер предпочитает сосредоточиться на настроениях, на игре эмоциональными состояниями.
В фильме «Счастливы вместе» (1997) Вонг Карвай рассказал историю двух китайцев-гомосексуалистов, уехавших в Буэнос-Айрес накануне передачи Гонконга коммунистическому Китаю. В картине густо перемешаны скандалы, нежные признания, низменные страсти и романтические чувства. Бурные истерики сменяются долгими паузами. Режиссер с любопытством исследует мир декаданса и модерна, который вытесняет сюжетную линию на периферию фильма. Этот фильм был удостоен наград за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.
Действие фильма «Любовное настроение» (2000) вновь разворачивается в Гонконге. Режиссер снимал его около трех лет. Фильм отличает изысканный визуальный ряд и клипмейкерская манера съемок. На черном фоне южной ночи яркими красками режиссер рисует странные истории любви. В 2000 г. этот фильм был отмечен призами Каннского фестиваля, выдвигался на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».
ü Ким Ки Дук (р. 1960), южнокорейский кинорежиссер.
В 1990–1992 гг. Ким Ки Дук учился живописи в Париже и увлекся кинематографом. По возвращении домой он начал работать в кино. Его фильмы шокируют публику, кадры, где герои глотают рыболовные крючки или ножом выкалывают себе глаз, в изобилии рассыпаны по картинам режиссера. Но каждая его работа – поэтическая притча, хотя язык этой поэзии слишком жесткий.
Основатель движения «Противоречивое и уникальное», ставшего ведущим в современном южнокорейском кинематографе.
После учебы в Париже Ким вернулся в Корею и начал работать сценаристом. В 1995 г. он получил Гран-при Гильдии сценаристов Кореи. Его первой режиссерской работой стала малобюджетная картина «Крокодил» (1996). Реакция критиков на выход первой картины была бурной. После выхода каждой новой картины Кима превозносили до небес, как критики, так и зрители за сложность характеров героев, шокирующий визуальный ряд и неожиданные выводы, которые он делал.
Героями Кима стали люди из низших слоев общества, о которых никто ранее не говорил. В экстремальных ситуациях неистовой борьбы и гротеска Ким обнажал в душе героев невинность. После того, как его картины были показаны на ряде международных фестивалей, имя режиссера стало известным, и на его работы обратила внимания широкая публика. Картину «Плохой парень» увидело в корейских кинотеатрах 700000 зрителей, после чего популярность режиссера вышла на новую высоту.
Успех режиссера был закреплен высокой оценкой целого ряда картин на международных фестивалях. Фильм «Самаритянка» получил «Серебряную ветвь» за лучшую режиссуру на 54-м МКФ в Берлине, «Пустой дом» специальную награду за режиссуру на 61-м МКФ в Венеции.
ü Китано Такеси (р. 1958), японский актер, режиссер.
С 1972 г. в шоу-бизнесе. В 1973 г. сформировал комедийный дуэт «Два Бита» вместе с Киеси Канэко. Отсюда псевдоним – Бит Такэси. Дуэт дебютировал на ТВ в 1975 г. и обрел общенациональную популярность. Начал сниматься в кино с 1981 г., но подлинную известность обрел как актер в фильме Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоренс» (1982, роль сержанта Хары).
За режиссерский дебют «Этот жестокий мужчина»/«Жестокий полицейский» (1989) получил сразу шесть национальных премий. Следующая картина «3–4 х октябрь»/«Точка кипения» (1990). За фильм «В то лето море было тихим» (1991) получил восемь призов.
На международном экране Китано стал популярным благодаря криминальной драме «Сонатина» (1993), показанной на МКФ в Каннах и в Лондоне, премированной на МКФ в Коньяке (Франция). Его лента «Куда направляетесь?» (1995) демонстрировалась в Лондоне, а «Возвращение ребят» (1996) – на «Неделе режиссеров» в Каннах.
Много снимается на ТВ и в кино, выступает регулярно в телешоу. Стал культовой фигурой японского кино на международном экране. В 1997 г. получил главную премию на МКФ в Венеции за фильм «Фейерверк». Фильм «Кикуджиро» (1999) получил приз ФИПРЕССИ Каннского фестиваля.
ü Озон Франсуа (Francois Ozon) (р. 1967), французский кинорежиссер.
Сын преподавателей, в юности он увлекся кино и снял десятки короткометражных фильмов на 8-милиметровой пленке. Получив диплом киношколы в Сорбонне, в 1990 г. он поступил на постановочный факультет FEMIS (Институт кинематографии). В годы учебы Озон продолжал снимать короткометражные фильмы, многие из которых демонстрировались на международных кинофестивалях. В 1995 г. он начал сотрудничать с кинокомпанией «Фиделите Продуксьон», снял документальный фильм о Лионеле Жоспене для избирательной кампании. Короткометражный фильм «Маленькая смерть» (1995), обозначил конец периода ученичества Озона. В 1996 г. его короткометражный фильм «Летнее платье» получил приз «Леопард будущего» на фестивале в Локарно. Известность к режиссеру пришла после демонстрации на Каннском кинофестивале 1998 г. его первого полнометражного фильма — полуфантастической комедии о жизни французской семьи «Крысятник».
В 1999 г. на экраны вышел триллер Озона «Криминальные любовники» (в ролях: Наташа Ренье, Джереми Рени), который вобрал в себя отличительные черты его творчества: черный юмор, интерес к гомосексуальным отношениям, извращениям, убийствам, постмодернистским изыскам. В рамках Берлинского кинофестиваля демонстрировался фильм Озона «Капли дождя на раскаленных камнях» (1999, по пьесе Фассбиндера, в ролях: Бернар Жирардо, Малик Зиди, Анна Томсон, Людивин Санье). Здесь на смену веселью и черному юмору «Крысятника» и «Криминальных любовников» приходит драма в атмосфере изящного кича.
В 2000 г. на Венецианском кинофестивале был показан фильм Озона «Под песком», который удивил критику спокойной музыкой, неторопливым монтажом, размеренным течением сюжета, сдержанной актерской игрой. Главную роль пожилой вдовы в этом фильме сыграла Шарлотта Ремплинг. Фильм «Восемь женщин» (2002) с участием звезд французского кинематографа Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан соединил воедино детектив, комедию и ретро-мюзикл и завоевал премию Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» за лучшую актерскую игру.
ü Ханеке Михаэль (р. 1942), австрийский кинорежиссер.
В молодости Ханеке изучал философию, психологию и режиссуру в Вене. С 1967 по 1970 г. он работал на телевидении. Как театральный режиссер Ханеке ставил спектакли в театрах Вены, Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Дюссельдорфа, Франкфурта и Гамбурга.
В кино Михаэль Ханеке известен скандальными и шокирующими фильмами. Он считает, что шок выводит буржуа из равновесия и снимает защитный барьер, заставляя зрителей воспринять происходящее с максимумом эмоций. Все его фильмы исследуют темную сторону человеческой души, но никогда он не показывал на экране законченного злодея. Скупая натуралистическая манера съемки делает истории Ханеке почти документальными.
Его первый фильм «Седьмой континент» (1988) удостоился «Бронзового леопарда» на кинофестивале в Локарно. В 1992 г. новая картина Михаэля Ханеке «Видеопленки Берни» произвела сенсацию в Каннах, хотя демонстрировалась вне конкурса. Фильм «Забавные игры» (1997) принес Ханеке известность. Картина рассказывает о том, как состоятельная австрийская семья – муж, жена и их маленький сын – приезжает летом на дачу. Вскоре они становятся заложниками двух приятных с виду молодых людей, которые заключают с ними пари – через 12 часов никого из членов семьи не останется в живых. Приятели затевают извращенную психологическую игру, в которой победители и проигравшие предопределены. Но эти безжалостные подонки не лишены обаяния и юмора – они обычные современные парни и этим страшны вдвойне.
Широкий резонанс в прессе вызвал фильм Ханеке «Пианистка» (2001). На Каннском кинофестивале 2001 г. фильм получил сразу три награды – Гран-при, призы за лучшие женскую и мужскую роли. Героиня фильма, сорокалетняя Эрика (Изабель Юппер) – профессор консерватории – спит в одной постели с престарелой матерью (Анни Жирардо) и регулярно посещает порносалоны. Исполнившая роль Эрики французская актриса Изабель Юппер потрясла публику экспрессивной игрой и отчаянной откровенностью, с которой она передает метания своей героини.
Библиографический список
1. Абдуллаева, З. Купание красного коня [«Куклы» Такеси Китано] // Искусство кино, – 2003. – № 2. – С. 41–50.
2. Анашкин, С. Актуальная архаика: Пак Чхан Ук : трилогия мести // Искусство кино. – 2007. – № 3. – С. 70–77.
3. Анашкин, С. Наитие и расчет: вокруг «Любовного настроения» Вонг Карвая // Искусство кино. – 2001. – № 6. – С. 66–73.
4. Березовчук, Л. «Пианистка»: приговор романтизму // Человек общество культура в авторском кинематографе Михаэля Ханеке / Киноведческие записки. 2006. – № 79. – С. 267–322.
5. Брагинский, А. Примирение: французское кино на современном этапе // Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – Москва: Материк, 2003. – С. 164–181.
6. Дозор как симптом: культурологический сб. / под ред. Б. Куприянова и М. Суркова. – М. : Фаланстер, 2006. – 416 с. : ил.
7. Долин, А. Бесплодные усилия любви [французское кино на рубеже веков] // Искусство кино. – 2001. – № 3. – С. 76–79.
8. Долин, А. Кукольный дом Такеси Китано // Искусство кино. – 2003. – №2. – С. 85–91.
9. Долин, А. Культ-просвет [«Внутренняя империя» Дэвида Линча] // Искусство кино. – 2007. – № 5. – С. 29–34.
10. Долин, А. Такеси Китано: детские годы / Антон Долин. – Москва: Новое лит. обозрение, 2006. – 216 с. : ил. – (Кинотексты).
11. Долин, А. Уловка XXI: очерки кино нового века / Антон Долин. – Москва: Ad Marginem, 2006. – 216 с. : ил. – (Кинотексты).
12. Жабский, М. И. Кинематография. Вызов глобализации // Эволюция культурной деятельности в новом столетии: социально-экономические аспекты культурной политики. В 3 т. Т. 2: Культура в глобальном мире / ред.-сост. Б. Ю. Сорочкин; отв. ред. Т. И. Лаптева, А. И. Обидин. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. – С. 50–137.
13. Звегинцева, И. Индийское кино в контексте культуры XXI века // Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / под ред. Л. Будяк. – Москва: Материк, 2003. – С. 197–204.
14. История зарубежного кино: учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с. – (Academia XXI).
15. «Матрица» как философия: эссе / пер. с англ. О. Турухиной. – Екатеринбург: У–Фактория, 2005. – 384 с. – (Масскульт).
16. Плахов, А. Режиссеры настлоящего в 2 т. Т.1. Визионеры и мегаломаны. Т.2. Радикалы и максималисты / А. Плахов. – Санкт-Петербург: Амфора, 2008.
17. Плахов, А. Режиссеры будущего. Индивидуалисты и универсалы / А. Плахов. – Санкт-Петербург: Амфора; Сеанс, 2009. – 320 с.
18. Плахов, А. Ким Ки-дук // Всего 33. Звезды крупным планом / А. Плахов. – Винница : Глобус-Пресс, 2002. – С. 413–428.
19. Плахов, А. Святые грешницы с Востока [«Самаритянка» Ким Ки Дука] // Искусство кино. – 2004. – № 4. – С. 33–35.
20. Плахов, А. Такеши Китано: фейерверк // Всего 33. Звезды крупным планом / А. Плахов. – Винница: Глобус-Пресс, 2002. – С. 87–98.
21. Плахов, А. Франсуа Озон : глоток озона // Всего 33. Звезды крупным планом / А. Плахов. – Винница: Глобус-Пресс, 2002. – С. 389–400.
22. Смирнова, В. Гаспар Ноэ: исповедь культурного варвара // Искусство кино. – 2003. – № 7. – С. 67–73.
23. Смирнова, В. Между речью и непристойностью [Катрин Брейя] // Искусство кино. – 2004. – № 6. – С. 91–97.
24. Хренов, Н. А. Функционирование кинематографической картины мира в ситуации глобализации : социально-психологический аспект // Социальная психология искусства : переходная эпоха / Н. А. Хренов. – Москва: Альфа-М, 2005. – С. 548–622.
25. Яременко, Е. Г. Цифровые технологии и виртуальные миры: человек на пороге нового искусства // Вестник ВГИК. – 2010. – № 3–№ 4; № 5.
Видеопрактика
1. Фрагменты из х/ф: «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) / Ким Ки Дук; «Куклы» (2000) / Такеси Китано.
2. Фрагменты из х/ф: «Восемь женщин» (2002) / Франсуа Озон; «Скрытое» (2005) / Михаэль Ханеке.
3. Фрагменты из х/ф: «Про уродов и людей» (1998), «Трофимъ»(1995), «Груз 200» (2007), «Кочегар» (2010)/ Алексей Балабанов; «4» (2004) / Илья Хржановский.
Библиографический список
Справочная литература
1. 100 великих отечественных кинофильмов /авт.-сост. И. А. Мусский. – Москва: Вече, 2005. – 480 с. – (100 величайших).
2. 500 фильмов, изменивших мир: путеводитель «Афиши» / предисл. Отара Иоселиани. – 3-е изд. – Москва: Афиша, 2006. – 432 с.
3. 1001 фильм, который вы должны посмотреть / под ред. С. Д. Шнайдера; пер. с англ. – Москва: Магма, 2006. – 960 с.: ил.
4. Актерская энциклопедия: кино Европы / отв. ред. М. М. Черненко. – Москва: Материк, 1997. – 172 с.: ил.
5. Актерская энциклопедия: кино России. Вып. 1. / сост., подгот. текстов к печати, вступ. ст., фильмогр. Л. Парфенова. – Москва: Материк, 2002. 152 с.: ил.
6. Актерская энциклопедия: кино США / отв. ред. Е. Н. Карцева. – Москва: Материк, 1996. – 216 с.: ил.
7. Великий Кинемо : кат. сохранившихся игровых фильмов России. 1908–1919 / [сост. В. Иванова и др.]. – Москва: Новое лит. обозрение, 2002. – 564 с. : ил.
8. Кино: 500 главных фильмов всех времен и народов : путеводитель «Афиши» / предисл. Педро Альмодовара; под ред. М. Брашинского. – 2-е изд. – Москва: Афиша, 2004.– 447 с.
9. Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва: Сов. энциклопедия, 1987. – 640 с. : 96 л. ил.
10. KinoX.ru [Электронный ресурс]: новая энциклопедия кино. – Режим доступа: http://www.kinox.ru/index.asp.
11. Кузнецов, Ю. А. Сто книг о кино [рек. список лит. по истории и теории киноискусства] / Ю. А. Кузнецов. – Санкт-Петербург: СПбГАК, 1995. – 76 с.
12. Кучмий, В. М. Старый новый Голливуд: энциклопедия кино. 1903–2010. Т. 1. – Москва: Человек, 2010. – 408 с.: ил.
13. Кучмий, В. М. Старый новый Голливуд: энциклопедия кино. 1903–2010. Т. 2. – Москва: Человек, 2010. – 712 с.: ил.
14. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – Москва: Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – 607 с.
15. Малов, А. 700 культовых фильмов эпохи видео (1987–2001): энцикл. справ. / Андрей Малов. – Новосибирск, 2003. – 536 с.
16. Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов / И. А. Мусский. – Москва: Вече, 2005. – 480 с. – (100 великих).
17. Новейшая история отечественного кино, 1986–2000. Ч. 1 : кинослов. В 3 т. / концепция и сост. Л. Аркус. – Санкт-Петербург: Сеанс, 2001.
18. Новейшая история отечественного кино, 1986–2000. Ч. 2 : кино и контекст. В 4 т. / концепция и сост. Л. Аркус. – Санкт-Петербург: Сеанс, 2002. В Интернете: Энциклопедия отечественного кино в контексте истории страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiancinema.ru/index.php.
19. Паркинсон, Д. Кино / Дэвид Паркинсон ; пер. с англ. Е. В. Комисарова. – Москва: РОСМЭН, 1996. – 160 с. – (Оксфордская б-ка).
20. Первый век кино : попул. энцикл. / авт. проекта Давид. С. Хубларов ; отв. ред. Лариса Дирика, Елена Хван; редкол. К. Разлогов, С. Лаврентьев, Е. Марголит. – Москва: Локид, 1996. – 712 с. : ил.
21. Первый век нашего кино: энцикл. / авт.-сост. К. Э. Разлогов – Москва: Локид-Пресс, 2006. – 910 с.: ил.
22. Режиссерская энциклопедия: кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. – Москва: Материк, 2001. – 140 с. – В Интернете : http://kinocenter.rsuh.ru/lib.htm.
23. Режиссерская энциклопедия: кино Европы / сост. М. М. Черненко ; отв. ред. Г. Н. Компаниченко. – Москва: Материк, 2002. – 204 с. – В Интернете: http://kinocenter.rsuh.ru/lib.htm; www.regiss_evrory.ru/
24. Режиссерская энциклопедия : кино США / отв. ред. Е. Н. Карцева. – Москва: Материк, 2000. – 276 с.
25. Словарь французского кино / под ред. Жан-Луи Пассека; пер. с фр. – Минск: Пропилеи, 1998. – 512 с.
26. Снегирев, А. В. Премия «Оскар» : попул. энцикл. / А. В. Снегирев.– Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 368 с.
27. Спутник киномана : справ.-кат. зарубежного кино / авт.-сост. Ю. В. Герман ; ред. Т. Г. Трубникова. – Винница : Континент-ПРИМ, 1996.–896 с.
28. Сто великих режиссеров / авт.-сост. И. А. Мусский. – Москва: Вече, 2004. – 480 с. – (100 величайших).
29. Экслер, А. 50 культовых фильмов, которые вы должны увидеть / Александр Экслер. – Москва: АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006. – 286(2) с. – (Александр Экслер).
30. Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 3: Музыка. Театр. Кино / гл. ред. В. Володин. – Москва: Аванта+, 2004. – 622 с.
31. Энциклопедия. Кино Европы: фильмы. – Москва: НИИ киноискусства, 2009. – 167 с.
32. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. – Москва: Нью Медиа Дженерейшн : Кирилл и Мефодий, 2005. – 8 электрон. опт. диск. (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (2 л.). – (Современная мультимедиа энциклопедия).
33. Энциклопедия кино США: актеры / отв. ред. Е. Н. Карцева. – Москва: Материк, 2003. – 388 с.
34. Энциклопедия отечественной мультипликации / сост. С. В. Капкова. – Москва: Алгоритм, 2006. – 816 с.: ил.
Основная литература
1. Барнуэл, Джейн. Фундаментальные основы кинопроизводства: учеб. пособие / Джейн Барнуэл; пер. с англ. М. Еремеевой; науч. ред. А. М. Шемякин; РГГУ. – Москва: Тридэ Кукинг, 2010. – 208 с.
2. История зарубежного кино (1945–2000) : учеб. / отв. ред. В. А. Утилов. – Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с.
3. История отечественного кино : учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк. – Москва : Прогресс-Традиция, 2005. – 528 с.
4. История отечественного кино: хрестоматия / рук. проекта Л. М. Будяк; авт.-сост. А. С. Трошин и др. – Москва: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011. – 672 с.
5. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – Москва: Академический Проект, 2005. – 448 с. – (Технологии культуры).
6. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства : учеб. пособие / О. Ф. Нечай ; науч. ред. И. В. Вайсфельд. – Москва: Просвещение, 1989. – 288 с.
7. Новые аудиовизуальные технологии / под ред. К. Э. Разлогова. – Москва: Едиториал УРСС, 2005. – 488 с.
8. Платонова, Э. Е. Тенденции в литературе и кинематографе в конце XX века // Культурология : учеб. пособие / Э. Е. Платонова. – Москва: Академический Проект, 2003. – С. 723–746.
9. Филиппов, С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Электронный ресурс] / С. Филиппов. – Режим доступа: http:// kinocenter.rsuh.ru/lib.html или // Киноведческие записки. – 2001. – №54. – С. 245–284. – №55. – С. 149–196.
10. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. – 2-е изд. – Москва: Академический Проект, 2002. – 512 с.
Дополнительная литература
11. Александров, Е. В. Визуальная антропология – путешествие на «машине времени» по чужим мирам // Обсерватория культуры. – 2006. – №2. – С. 67–70.
12. Базен, А. Что такое кино? : сб. ст. / Андре Базен ; пер. с фр. – М. : Искусство, 1972. – 383 с. – В Интернете: http://www.film.risunok.com; http://subscribe.ru/archive/rest.cinema.muzeikino.
13. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избранные эссе [Электронный ресурс] / Вальтер Беньямин ; предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко. – Режим доступа: http:// kinocenter.rsuh.ru/lib.html.
14. В мире кино = The World of Cinema : кн. для чтения на англ. языке : учеб. пособие / сост. И. В. Ступников. – Москва: Высш. шк., 1988. – 126 с.
15. Делез, Ж. Кино. Кино 1: образ-движение. Кино 2: образ-время / Жиль Делез ; пер. с фр. Б. Скуратова. – Москва : Ad Marginem, 2004. – 622 с.
16. Дозор как симптом : культурологический сб. / под ред. Б. Куприянова и М. Суркова. – Москва: Фаланстер, 2006. – 416 с. : ил.
17. Дубин, Б. Визуальное в современной культуре: к программе социологического анализа // Интеллектуальные группы и символические формы : очерки социологии современной культуры / Борис Дубин. – Москва: Новое изд-во, 2004. – С. 31–37.
18. Иоскевич, Я. 100 лет аудиовизуальной культуры Франции. Часть 1: Становление кинокультуры (1895–1939) / Я. Иоскевич. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Институт истории искусств», 2009. – 216 с.
19. Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Зигфрид Кракауэр; сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой; вступ. ст. Р. Н. Юренева. – Москва : Искусство, 1974. – 424 с. – В Интернете : http://www.film.risunok.com.
20. Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / отв. ред. Л. М. Будяк. – Москва : Материк, 2003. – 212 с.
21. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – С. 288–373.
22. Магидов, В. М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания / В. М. Магидов. – Москва: РГГУ, 2005. – 394 с. : ил.
23. Мартьянова, И. А. Кинематографичность как одна из доминант идиостилевого развития современной литературы // Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) : учеб. пособие / С. И. Тимина, В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина и др. – Санкт-Петербург : СПбГУ ; Москва: Академия, 2005. – Гл. 15. – С. 309–334.
24. «Матрица» как философия : эссе / пер. с англ. О. Турухиной. – Екатеринбург : У–Фактория, 2005. – 384 с. – (Масскульт).
25. Менегетти, А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1 / А. Менегетти ; пер. с итал. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Онтопсихология, 2004. – 400 с. : ил.
26. Митта, А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве… – Москва: Эксмо-Пресс : Подкова, 2002. – 480 с.
27. Михалкович, В. Избранные российские киносны / Валентин Михалкович. – Москва : Аграф, 2006. – 320 с. – (Кабинет визуальной антропологии).
28. Плахов, А. Под знаком F. Кинофестивали : художественная публицистика / А. Плахов. – Москва : Д Графикс, 2006. – 312 с.
29. Плахов, А. Всего 33. Звезды [мировой кинорежиссуры] крупным планом / А. Плахов. – Винница : Глобус-Пресс, 2002. – 480 с.
30. Разлогов, К. Э. Вывозу не подлежит: отечественное кино и мировой контекст // Искусство кино. – 2006. – №7. – С. 64–70.
31. Разлогов, К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопр. философии. – 2002. – №8. – С. 26–41.
32. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 287 с.: ил. – (Актуальная культурология).
33. Рейзен, О. Бродячие сюжеты в кино / Ольга Рейзен. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Материк, 2005. – 232 с.
34. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. – Москва: Академический Проект, 2006. – 480 с. : ил. – (Технологии культуры).
35. Тынянов, Ю. Н. Кино // Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов – Москва : Наука, 1977. – С. 320–349.
36. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. – Москва: Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.
37. Философия кино / ведущий рубрики Вадим Руднев // Бесконечный журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.cinefantom.ru.
38. Хаакман, А. По ту сторону зеркала: кино и вымысел / Антон Хаакман; пер. с нидерл. И. Лесковской ; под ред. Б. Филановского. – Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. – 292 с. : ил.
39. Хренов, Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. – Москва: Наука, 2006. – 646 с. – (Искусство в исторической динамике культуры).
40. Хренов, Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. – Москва: Аграф, 2006. – 704 с.: ил. – (Кабинет визуальной антропологии).
41. Цивьян, Ю. Г. Киноведение / Ю. Г. Цивьян, М. Б. Ямпольский // Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1987. – С. 179–187.
42. Экранные искусства и литература: телевизионный этап. – Москва: Наука, 2000. – 175 с.
43. Экранная культура в генезисе смыслообразования / ред. М. Н. Щербинин. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 168 с.
44. Якимович, А. К. Культура ХХ века // Культурология. ХХ век : слов. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. – С. 209–223.
45. Ямпольский, М. Язык – тело – случай: кинематограф и поиски смысла / М. Ямпольский – Москва : Новое лит. обозрение, 2004. – 376 с. : ил. – (Кинотексты).
Контрольные вопросы
1. Кино принято считать синтетическим искусством. Назовите виды искусства, наиболее тесно связанные с кинематографом.
2. Основателями каких двух направлений кинематографа являются братья Люмьер и Жорж Мельес?
3. Какие фотографические трюки Ж. Мельес применял для своих театрализованных представлений?
4. Перечислить режиссеров немецкого кино, активно работавших в 20-е годы. Назовите наиболее известные фильмы этого периода.
5. Назвать фильмы ставшие «визитной карточкой» немецкого экспрессионизма.
6. Сущность героев - персонажей экспрессионизма. Назвать их.
7. Назвать имена режиссеров, в творчестве отразилась эстетика экспрессионизма.
8. Так называемый авангард боролся за превращение кино в истинное искусство. Назовите фильмы, явившиеся своеобразным манифестом французского авангарда.
9. Сущность французского киноавангарда.
10. Какие два великих испанских художника стали авторами одного из самых эпатажных фильмов авангарда? Назовите фильм.
11. Кинематографические течения, которые предшествовали поэтическому реализму.
12. Назовите фильмы, ставшие классикой поэтического реализма.
13. Сотрудничество каких двух кинохудожников поэтического реализма было особенно плодотворным и позволили им создать шедевры? Назовите их фильмы.
14. Первый фильм, ставший своего рода манифестом поэтического реализма. Назовите имя режиссера.
15. «Поэтический реализм». К каким годам французского кино относится этот термин?
16. Как назывался фильм, рассказывающий о путешествии маленького экипажа самоходной баржи по рекам и каналам Франции?
17. Перечислите кинохудожников, определивших лицо поэтического реализма.
18. Первый фильм, ставший своего рода манифестом поэтического реализма. Назовите имя режиссера.
19. Назовите имя великого французского поэта, художника, искусствоведа, снявшего фильм «Кровь поэта».
20. Назовите фильм-аллегорию М. Карне, обладающего антифашистской направленностью.
21. Кто из художников мирового кино испытал влияние эстетики поэтического реализма?
22. Какие жанры мирового кино обязаны своим рождением американским кинематографистам?
23. Назовите имена создателей американской «комической».
24. Кого принято считать учителем Э. фон Штрогейма?
25. Назовите актрису, в чьем творчестве наиболее точно выразились художественные принципы Д. У. Гриффита.
26. Какой из фильмов рассказывающий о монстре, созданном ученым в лаборатории, считается хрестоматийным в жанре фильмов ужасов? Его название? Год выхода (193?). Знаете ли Вы истории продолжения, более поздние римейки?
27. Отличительное свойство фильмов Хичкока – саспенс. Как вы расшифруете это понятие?
28. В каком остро-социальном фильме, экранизации романа классика американской литературы, режиссер Э. Штрогейм показал распад личности?
29. Назовите наиболее известные фильмы А. Хичкока.
30. Атмосфера фильмов А. Хичкока? Характер персонажей. Коллизии. Жанровое своеобразие. Изобразительное решение.
31. Назвать классические американские фильмы, созданные в жанре «вестерн». Фамилии авторов-режиссеров.
32. Назовите фильм американского режиссера О.Уэллса, получивший в 1941 г. премию «Оскар». Кто сыграл в этом фильме главную роль?
33. Режиссер и продюсер, внесший большой вклад в английское кино 30-х годов. Его основной фильм и актер, сыгравший главную роль.
34. Назовите имя великой театральной и кинематографической актрисы Англии, сыгравшей главную роль в фильме «Леди Гамильтон».
35. Кто такие английские «рассерженные»? Главные имена и фильмы?
36. Отличительные черты английского кинематографа 70-80-х годов. Главные режиссеры.
37. Кто из великих итальянских режиссеров начинал в искусстве как поэт и писатель?
38. Кого из итальянских режиссеров критика называет поэтом «отчуждения» и «некоммуникабельности»? Перечислите фильмы, в которых наиболее точно выражены эти мотивы.
39. Почему итальянскую комедию называют горькой?
40. Перечислить наиболее известные шедевры итальянского кино 50-70-х гг. ХХ века.
41. Обращение М. Антониони к социальным проблемам. В каких фильмах это особенно ощутимо?
42. В каких фильмах П. П. Пазолини показано «дно» общества, деклассированные элементы Рима?
43. Что отличает фильмы П. П. Пазолини от неореализма?
44. В каких фильмах Феллини ощутимо влияние традиций неореализма?
45. Композитор, постоянно сотрудничавший с Феллини?
46. В чем отход Феллини от неореализма в фильме «Дорога»?
47. Какой фильм Висконти был провозвестником неореализма?
48. В каком фильме Висконти реставрировано историческое событие?
49. Какой фильм Л. Висконти снят по новелле Т. Манна?
50. Главные фильмы Б. Бертолуччи и его вклад в киноискусство.
51. Назвать режиссеров французской «Новой волны».
52. В каких фильмах «Новой волны» затронуты проблемы молодежи?
53. Кто из авторов «Нового романа» сотрудничал с режиссерами «Новой волны».
54. Новаторство фильмов Ж.-Л. Годара.
55. Круг идей, заложенных в главных фильмах И. Бергмана.
56. Вклад Луиса Бунюэля в мировое кино.
57. Назовите крупнейших современных мастеров испанского кино и их главные фильмы.
Темы рефератов
1. Социально-экономические условия возникновения раннего русского кино. Первые русские предприниматели. Формула их успешной работы.
2. Александр Ханжонков, кинопредприниматель и кинодеятель.
3. Художественное своеобразие раннего русского кино.
4. Теоретики и практики киномонтажа: Лев Кулешов, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн.
5. Лев Кулешов и его киношкола. «Эффект Кулешова».
6. Монтажно-поэтическое направление 20-х гг.
7. Творческие группировки в кинематографе 20-х гг. ФЭКСы.
8. «Авангард» как направление в западноевропейском кино 20-х гг.
9. Луис Бунюэль, особенности его поэтики и вклад в киноискусство.
10. Экспрессионизм в немецком кино в 1915–1925 гг.
11. История первых десятилетий Голливуда (1913–1927 гг.).
12. «Когда комедия была королевой». (По выбору: Чарльз Чаплин; Бастер Китон; Гарольд Ллойд).
13. Премия Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар».
14. «Опасная игра»: кино эпохи тоталитарных диктатур (СССР и Германия 1933–1945 гг.).
15. Кино 30-х: от образа массы к судьбе человека.
16. Фильм «Чапаев» и отличительные особенности кинематографа 30-х гг.
17. Песня в советском фильме.
18. Мир наизнанку: роль эксцентрики в советском кино.
19. Образы войны в советском кино (1941–1945 гг.).
20. История создания и запрещения фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
21. Кинофестивали группы «А»: Венеция, Канны, Западный Берлин.
22. Новаторство фильма «Гражданин Кейн» (по части драматургии, изобразительного решения).
23. Итальянский неореализм и его ведущие мастера.
24. Федерико Феллини в рамках неореализма и за его границами (направления поисков мастера).
25. Основные мотивы и стилистически особенности фильмов Микеланджело Антониони.
26. Эволюция проблематики и поэтики Лукино Висконти
27. Пьер Паоло Пазолини и его место в итальянском кино.
28. Агония сталинского кино. Период малокартинья. Борьба с космополитами.
29. «Сорок первый» Григория Чухрая и начало «оттепели» в советском кино.
30. История создания и принципы построения фильма «Баллада о солдате».
31. «Летят журавли» Михаила Калатозова. История создания, принципы построения, влияние на последующий кинопроцесс. Пластика фильма.
32. Творчество Григория Чухрая.
33. «Перед революцией»: европейское интеллектуальное кино 60-х гг.
34. «Новая волна» во Франции. Основные аспекты полемики со «старым» кино.
35. Жан-Люк Годар и его открытия.
36. Ален Рене и его поиски киноязыка.
37. «Простые» фильмы Франсуа Трюффо.
38. Мир Ингмара Бергмана.
39. Британские «рассерженные» кинематографисты и краткий анализ фильма «Вкус меда» или «О, счастливчик!».
40. Питер Гринуэй и его фильмы. (Анализ по выбору: «Брюхо архитектора» или «Контракт рисовальщика»).
41. Фильмы Марлена Хуциева как образец лирического высказывания на экране.
42. Особый путь Василия Шукшина. Народное кино и его проблемы.
43. «Андрей Рублев» Андрея Тарковского как кульминация оттепельного кино. История создания и запрещения фильма.
44. Традиционная народная культура (фольклор и отечественное кино: Довженко, Пырьев, Шукшин, Овчаров).
45. Глеб Панфилов и его фильмы.
46. Никита Михалков и русская художественная традиция.
47. Советская киноцензура. Система запретов. Методика. Последствия (на примере запрещения фильмов «Агония», «Комиссар», «Асино счастье»).
48. Союз кинематографистов и его роль в развитии отечественного кино.
49. «Авторское кино» и «кино для всех». Драма разрыва.
50. «Национальные особенности» русского кинохита.
51. «Система «звезд» в Голливуде.
52. Проект «Догма-95».
53. «Новорусское» кино.
54. Кино, которое мы потеряли: российское кино 90-х.
55. «Матрица» как философия.
56. Мастера японского кино. (По выбору: Акира Куросава, Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу, Нагиса Осима).
57. Польская «школа кино». (По выбору: Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Кшиштоф Кесьлевский).
58. Чешская «новая волна» (Милош Форман, Вера Хитилова, Иржи Менцель).
59. Киномюзикл: от 30-х гг. до «Чикаго» Роба Маршалла.
60. Эволюция жанра «вестерн».
61. Философия боевика.
62. Формулы страха: триллер и фильм ужасов в мировом кино.
63. «Дозор» как симптом.
64. Ландшафты души: миф, символ и религиозный ритуал в кинематографе.
65. Комикс в системе аудиовизуальных искусств.
66. Философия экзистенциализма и нуар.
67. Большое будущее байопика.
68. Эрос и насилие в современном кинематографе.
69. Трэш как культурный феномен.
Приложения
Приложение № 1
Дата: 2018-11-18, просмотров: 617.